Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 09:16, практическая работа
Исследование уровня интеллектуальных способностей из комбинированных субметодик.
Тестовая методика экспресс – диагностики устной речи младших школьников Фотековой Т.А. и Переслени Л.И. (1993год).
Экспериментальная работа проводилась в естественных педагогических условиях общеобразовательной школы села Александровка с 3 по 23 сентября 2001г.
В эксперименте принимали участие пятнадцать первоклассников. Из них девять человек прошли подготовку в дошкольном учреждении и шесть человек не имели дошкольной подготовки в школе.
выявления
предрасположенности к
Исследование уровня интеллектуальных способностей из комбинированных субметодик.
Тестовая методика экспресс – диагностики устной речи младших школьников Фотековой Т.А. и Переслени Л.И. (1993год).
Экспериментальная работа проводилась в естественных педагогических условиях общеобразовательной школы села Александровка с 3 по 23 сентября 2001г.
В эксперименте принимали участие пятнадцать первоклассников. Из них девять человек прошли подготовку в дошкольном учреждении и шесть человек не имели дошкольной подготовки в школе.
1. Методика раннего выявления дислексии (по А.Н.Корневу, 1982г.)
Цель: выявить детей, предрасположенных к дислексии.
Описание методики и правила оценки выполнения заданий.
I.“Рядоговорение”. Инструкция ребенку: “Перечисли по порядку времена года и (после ответа на этот вопрос) дни недели” (при недостаточном понимании своих временных понятий допустима помощь в виде наводящих вопросов или подсказки, не содержащей порядкового перечисления).
Оценки (здесь и далее оценка дается в штрафных баллах):
правильно ответил на оба вопроса – 0 баллов; 2) правильно ответил на один вопрос – 2 балла; 3) не ответил ни на один вопрос – 3 балла.
II. “Ритмы”. Инструкция: “Послушай, как я постучу, и после того как я закончу, постучи точно так же”. После этого однократно предъявляется серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами:
простые ритмы – II I, I II, II I I, I I II, I III, если задание выполнено верно, то переходят к более сложному; если допущено больше одной ошибки, то прекращают;
сложные ритмы – III I I, I II II, I III I, II III I. Критерий выполнения такой же как в простых ритмах.
Оценки: 1) выполнены оба задания – 0 баллов; 2) выполнены только простые ритмы – 2 балла; 3) не выполнено ни одного задания – 3 балла.
Ш. Тест Озерецкого “Кулак – ребро – ладонь”. Инструкция: “Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно так же”.
Экспериментатор демонстрирует ребенку трижды подряд последовательность из трех движений руки: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу. Ребенок, так же как и экспериментатор, должен трижды без ошибок воспроизвести эту последовательность. Если ребенок нарушил последовательность движений не более одного раза, нужно указать, что допущена ошибка, и предоставить ему еще попытку (если ребенок воспроизвел последовательность из трех движений только один раз и после стимуляции продолжил ее верно, то это ошибкой не считается). При явном ошибочном воспроизведении демонстрация образца повторяется. Всего допускается не более пяти демонстраций.
Оценки: 1) правильное воспроизведение с одной-двух попыток после первой демонстрации – 0 баллов; 2) правильное воспроизведение после двух демонстраций или после трех демонстраций с первой попытки – 2 балла; 3) правильное воспроизведение после четырех и пяти демонстраций или после трех демонстраций со второй и более попыток – 3 балла.
IV. Субтест “Повторение цифр”. Инструкция: “Сейчас я назову тебе какие-нибудь несколько цифр, а ты, как только я кончу говорить, повтори их точно в таком же порядке. Внимание!”. После этого экспериментатор ровным голосом, не меняя интонации на последней цифре, в ритме отсчета стартового времени называет ряд из трех цифр (см. цифровые ряды). При ошибочном воспроизведении предъявляется другой ряд из трех цифр. При верном воспроизведении переходит к ряду из четырех цифр и так далее до ряда из пяти цифр. Экспериментатор фиксирует количество цифр в наибольшем правильно воспроизведенном ряду. Это является предварительной оценкой за первую половину задания. После этого дается новая инструкция: “Сейчас я назову тебе еще несколько цифр, и ты их тоже будешь повторять, но начинай с конца, повторяй их в обратном порядке. Например: если я скажу1-2, то ты должен сказать 2-1”. При этом для наглядности нужно поочередно коснуться пальцем на столе двух воображаемых точек: сначала слева направо, затем справа налево. Тактика обследования и фиксирования результатов такая же, как в первой половине задания: сначала предлагается ряд из двух цифр, затем из трех и так далее. Итоговым результатом выполнения всего задания является сумма предварительных оценок за первую и вторую половину задания.
Цифровые ряды.
Прямой счет: |
||
№ 3 |
3-8-6 |
6-1-2 |
№ 4 |
3-4-1-7 |
6-1-5-8 |
№ 5 |
8-4-2-3-9 |
5-2-1-8-6 |
Обратный счет: |
||
№ 2 |
2-5 |
6-3 |
№ 3 |
5-7-4 |
2-5-9 |
№ 4 |
7-2-9-6 |
8-4-9-3 |
Оценка: 1) итоговый результат больше 6 – 0 баллов, 2) итоговый результат равен 6 – 2 балла; 3) итоговый результат меньше шести – 3 балла.
Составление окончательного заключения:
При обследовании детей 6,5 – 7,5 лет суммируются следующие три оценки: за “Рядоговорение”, “Повторение цифр” и за тест “Кулак-ребро-ладонь” или “Ритмы” (из этих двух выбирается задание, за которое получена большая оценка). Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности к дислексии.
2.Тестовая методика экспресс - диагностики
устной речи младших
В методике использованы речевые пробы, предложенные Р.И.Лалаевой (1988г.) и Е.В. Мальцевой (1991г.).
Цель: выявления особенностей речевого развития учащихся 1 класса. Методика включает четыре серии.
Серия 1 – Исследование сенсомоторного уровня речи – включает четыре группы заданий:
Проверка фонематического восприятия;
Исследования
состояния артикуляционной
Исследование звукопроизношения;
Проверка сформированности звукослоговой структуры слова.
Серия 2 – Исследование грамматического строя речи.
Серия 3 – Исследование словаря и навыков словообразования.
Серия 4 – Исследование связной речи.
Все задания объединены в четыре серии с одинаковыми максимальным оценками в тридцать баллов. Наибольшее количество баллов за всю методику равно ста двадцати. При обработке полученных данных абсолютное значение переводится в процентное выражение. Если 120 принять за 100%, то процент успешности выполнения методики каждым испытуемым можно вычислить, умножив суммарный балл за весь тест на 100 и разделив полученный результат на 120. Высчитанное таким образом процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем c одним из четырех выделенных уровней успешности.
IV уровень - 100-80%;
III уровень - 79,9-65%;
II уровень - 64,9-45%;
I уровень - 44,95% и ниже.
Речевые пробы и система оценки методики
Серия 1. Исследование сенсомоторного уровня речи.
Проверка состояния
Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее.
Предъявление
– воспроизведение –
ба |
- |
па |
- |
па |
- |
ба |
- |
|||||
са |
- |
ша |
- |
ша |
- |
са |
- |
|||||
ша |
- |
жа |
- |
ша |
- |
жа |
- |
ша |
- |
жа |
- | |
ца |
- |
са |
- |
ца |
- |
са |
- |
ца |
- |
са |
- | |
ра |
- |
ла |
- |
ра |
- |
ла |
- |
ра |
- |
ла |
- |
Вначале предъявляется первый член пары (ба-па), затем второй (па-ба). Оценивается воспроизведение пробы в целом (ба-па-па-ба). Слоги предъявляются до первого воспроизведения: точного повторения добиваться не следует, так как задача обследования – измерение актуального уровня развития речи.
Оценка: 1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба-па-ба-па): 0,25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками; 0 баллов – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.
Исследование артикуляционной моторики.
Инструкция: смотри внимательно и повторяй за мной движения.
губы в улыбке;
язык “лопаткой” – широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт;
язык “иголочкой” – узкий язык заостренным кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт;
“маятник” – рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому;
чередование движений губ: “улыбка” – “трубочка”.
Для того, чтобы оценить выполнение артикуляционных движений, нужно попросить ребенка удерживать органы речи в нужном положении три – пять секунд: последние три упражнения необходимо выполнить по 4-5 раз. Во время выполнения ребенком артикуляционных упражнений следует обращать внимание на их объем, темп выполнения, точность конфигурации, симметричность, наличие синкинезий, то есть сопутствующих непроизвольных движений (например, при выполнении движения “маятник” нередко наблюдаются сопутствующие движения подбородка, реже – головы или глазных яблок вслед за языком, синкинезии могут отмечаться и со стороны моторики рук), гиперкинезов, то есть насильственных движений в мышцах речевого аппарата, усиленного слюноотделения, тремора органов речи, то есть дрожания языка или губ, а также посинения артикуляционных органов или носогубного треугольника.
Оценка:
1 балл – правильное выполнение с
точным соответствием всех характеристик
движения предъявленному; 0,5 баллов –
замедленное и напряженное
Исследование
Инструкция: повторяй за мной слова:
Собака |
- |
Маска |
- |
Нос | |
Сено |
- |
Василек |
- |
Высь | |
Замок |
- |
Коза |
|||
Зима |
- |
Магазин |
|||
Цапля |
- |
Овца |
- |
Палец | |
Шуба |
- |
Кошка |
- |
Камыш | |
Жук |
- |
Ножи |
|||
Щука |
- |
Вещи |
- |
Лещ | |
Чайка |
- |
Очки |
- |
Ночь | |
Рыба |
- |
Корова |
- |
Топор | |
Река |
- |
Варенье |
- |
Дверь | |
Лампа |
- |
Молоко |
- |
Пол | |
Лето |
- |
Колесо |
- |
Соль |
При необходимости можно уточнить произношение других согласных звуков (Б, П, Д, Т, Г, К, Х) т Й. В целях экономии времени фразы и тексты с проверяемыми звуками на этом этапе не предъявляются, так как возможность уточнить произношение звука в разных позициях и при разной степени самостоятельности речи представляются в ходе дальнейшего обследования.
Оценка: предлагается условно разделить все звуки на пять групп: первые четыре – это наиболее часто подвергающиеся нарушениям согласные (первая группа – свистящие С, СЬ, З, ЗЬ, Ц; вторая - шипящие Щ, Ж, Ч, Ш; третья – Л, ЛЬ; четвертая – Р,РЬ) и пятая группа – остальные звуки, дефектное произношение которых встречается значительно реже; задненебные звуки Г,Х, К и их мягкие варианты, звук Й, случаи дефектов озвончения, смягчения, редкие нарушения произношения гласных звуков).
Произношения
звуков каждой группы оценивается в
отдельности по следующему принципу:
3 балла – безукоризненное
Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова.
Инструкция: повторяй за мной слова:
танкист
космонавт
сковорода
аквалангист
термометр
Слова предъявляются до первого воспроизведения .
Оценка:
1 балл - правильное и точное воспроизведение
в темпе предъявления; 0,5 балла
– замедленное послоговое воспроизведение;
0,25 балла – искажение звуко-
Серия II. Исследование грамматического строя речи.
Повторение предложение.
Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его можно точнее.
Птичка свила гнездо.
В саду много красных яблок.
Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.
Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.
На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.
Предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза).
Оценка: 1 балл – правильное и точное воспроизведение; 0,5 балла – пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения; 0,25 балла – пропуск частей предложения; 0.25 балла – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, замена на прямую речь, предложение не закончено; 0 баллов – невоспроизведение.
Информация о работе Ранняя диагностика дислексии и ее коррекция в общеобразовательной школе