Ранняя диагностика дислексии и ее коррекция в общеобразовательной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 09:16, практическая работа

Краткое описание

Исследование уровня интеллектуальных способностей из комбинированных субметодик.
Тестовая методика экспресс – диагностики устной речи младших школьников Фотековой Т.А. и Переслени Л.И. (1993год).
Экспериментальная работа проводилась в естественных педагогических условиях общеобразовательной школы села Александровка с 3 по 23 сентября 2001г.
В эксперименте принимали участие пятнадцать первоклассников. Из них девять человек прошли подготовку в дошкольном учреждении и шесть человек не имели дошкольной подготовки в школе.

Файлы: 1 файл

Ранняя диагностика дислексии и ее коррекция в общеобразовательной школе.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

 

Верификация предложений

Инструкция: я буду называть предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.

Собака  вышла в будку.

По морю плывут корабль.

Дом нарисован мальчик.

Хорошо  спится медведь под снегом.

Над большим  деревом была глубокая яма.

Оценка: 1 балл – выявление и исправление  ошибки; 0,5 балла – выявление ошибок и исправление их с незначительными  неточностями (пропуск, перестановка, замена слов, нарушение порядка слов); 0,25 балла – ошибка выявлена, но не исправлена, или предпринята аграмматичная попытка исправления ошибки; 0 баллов – ошибка не выявлена.

 

Составление предложений из слов, не предъявленных в начальной  форме.

Инструкция: я назову слова, а ты постарайся составить из них предложение.

мальчик, открыть, дверь

сидеть, синичка, на, ветка

груша, бабушка, внучка, давать

Витя, косить, трава, кролики, для

Петя, купить, шар, красный, мама

Слова предъявляются до первого ответа.

Оценка: 1 балл – предложение составлено верно; 0,5 балла – нарушен порядок слов; 0,25 балла – наблюдаются пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности; 0 баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.

 

Добавление предлогов в предложение.

Инструкция: сейчас я прочитаю предложение, а  ты постарайся вставить слово, которое  в нем пропущено.

Лена  наливает чай … чашки.

Почки распустились … деревьях.

Птенец  выпал … гнезда.

Щенок спрятался … крыльцом.

Пес сидит … конуры.

В связи  с трудностью этого задания использовались два вида помощи: 1-й – стимулирующая (“Неверно, подумай еще!”); 2-ой –  в виде вопроса к пропущенному предлогу (“Наливает чай куда?”).

Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла  – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – правильный ответ после помощи второго вида; 0 баллов – неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида.

 

Образование существительных множественного числа в именительном и родительном  падежах

Инструкция: один –дом, а если их много, то это – дома.

один  – стол, а много – это…

стул  –

окно  –

звезда  –

ухо –

Инструкция: один –дом, а много чего? – Домов.

Один  – стол, а много чего? - …

стул  –

окно  –

звезда  –

ухо –

Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла  – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – форма образована неверно; 0 баллов – невыполнение.

 

Серия III. Исследование словаря и навыков  словообразования

Инструкция: у кошки – котята, а у …

козы-

собаки-

волка-

курицы-

утки-

свиньи-

лисы-

коровы-

льва-

овцы-


 

Образование прилагательных от существительных

а) Относительных

Инструкция: кукла из бумаги – бумажная.

шляпка из соломы -

кисель из клюквы -

горка изо льда -

салат из моркови -

варенье из вишни -

суп из грибов -

варенье из яблок -

лист дуба -

варенье из сливы -

лист осины -


 

б) Качественных

Инструкция: если днем жара, то день – жаркий, а  если …

мороз –

солнце  –

снег  –

ветер –

дождь -

в) Притяжательных

Инструкция: у собаки лапа собачья, а у …

кошки –

волка –

льва  –

медведя –

лисы -

Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла  – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – неверно образованная форма; 0 баллов – невыполнение.

 

Серия IV. Исследование связной речи

 

Составление рассказа по серии сюжетных картинок “Бобик” (пять картинок) или по другой серии из 4-5 картинок.

Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь  рассказ.

Оценка  производилась по трем критериям.

а) Критерий смысловой целостности: 5 баллов –  рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла – допускаются незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев; 1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершен; 0 баллов – отсутствует описание ситуации.

б) Критерий лексико-грамматического оформления высказывания: 5 баллов – рассказ  оформлен грамматически правильно  с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление; 1 балл – наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – рассказ не оформлен.

в) Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов – самостоятельно разложены  картинки и составлен рассказ; 2,5 балла – картинки расположены  со стимулирующей помощью, рассказ  составлен самостоятельно; 1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов – задание недоступно даже при наличии помощи.

 

Пересказ прослушанного текста.

Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать.

ГОРОШИНЫ

В одном  стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик  зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там  их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Одна дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

 

Рассказ предъявляется не более двух раз.

Оценка  производится по тем же критериям, что  и для рассказа по серии картинок.

а) Критерий смысловой целостности: 5 баллов – воспроизведены все основные смысловые звенья; 2,5 балла – смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, нет связующих звеньев; 1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажение смысла, или включение посторонней информации; 0 баллов – невыполнение;

б) Критерий лексико-грамматического оформления: 5 баллов – пересказ составлен без  нарушений лексических и грамматических норм; 2,5 балла – пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие словесные замены; 1 балл – отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены, неадекватное использование слов; 0 баллов – пересказ не доступен;

в) Критерий самостоятельности выполнения: 5 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления; 2,5 балла – пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения; 1 балл – пересказ по вопросам; 0 баллов – пересказ не доступен даже по вопросам.

Баллы, начисленные по каждому критерию, суммируются, затем высчитывается количество баллов за всю серию.

Обобщая результаты использования методики, можно сказать, что самый высокий  четвертый уровень успешности встречается  у детей с нормально протекающим  речевым и интеллектуальным развитием.

Успешность  третьего уровня свидетельствует о  нетяжелом системном речевом  дефекте либо о выраженной несформированности отдельных сторон речи. Такая результативность характерна для детей задержкой  психического развития или с негрубым общим недоразвитием речи (ОНР Ш уровня или элементы ОНР).

Успешность  выполнения речевых проб, соответствующая 2 уровню, указывает на наличие выраженного  недоразвития речи. Помимо речевого дефекта, у них обычно выявляется недостаточность  познавательной деятельности, поэтому им необходимо комплексная коррекция, как логопедическая, так и психологическая, а по возможности – нейропсихологическая. Успешность второго уровня встречается и у детей с ЗПР.

Самый низкий первый уровень успешности выполнения методики свидетельствует о грубом недоразвитии всех сторон речи. У детей с такими показателями часто диагностируются моторная алалия или сложный дефект, сочетающий умственную отсталость и тяжелую речевую патологию.

 

Исследование интеллектуальных способностей.

Из выдвинутых задач диагностики мы видим, что одной “Ранней диагностики” (по А. Н. Корневу) для выявления нарушений чтения недостаточно. Необходимо исследовать уровень умственных способностей, т.к. нарушение чтения обычно сопровождаются отставанием ряда психических функций. С большим постоянством у детей с дислексией выявляются сиптомокомплексы, включающие три дефицитарных функции, что проявляется в неспособности выполнить соответствующие задания или низком качестве их выполнения. Обнаружение этих симптомокомплексов перед началом обучения в школе может расцениваться как достоверное свидетельство высокого риска возникновения дислексических расстройств у детей. Задания, выявляющие неполноценность психических функций, входящих в симптомокомплексы, могут быть использованы как основа для создания скринирующей методики.

Из числа  заданий, вызывающих затруднения у  детей с дислексией, были отобраны такие задания, как нам кажется, которые могут охарактеризовать основные уровни развития важнейших  психических процессов: внимание, память, восприятие, мышдение. Для исследования психических процессов были взяты такие задания:

Тест “Найди квадрат”

Цель: выявление  уровня восприятия.

Ребенку показывается таблица с  изображением 10 четырехугольников, среди  них 5 одинаковых квадратов и 5 четырехугольников, немного отличающихся от них

 


 

Ребенку предлагается отыскать на таблице все  квадраты.

Оценка  результатов:

Высокий уровень – безошибочно найдены  все фигуры или допущена 1 ошибка

Средний уровень – допущены 2-3 ошибки с  фигурами, имеющими искажение прямого угла

Низкий  уровень – большее число ошибок, среди них неправильно опознаны прямоугольники.

 

Корректурная проба “Найди букву”

Цель: выявление  объема, концентрации и устойчивости внимания.

Ребенку дается бланк с каким-либо текстом (или набором букв), где отмечены 2 какие-либо буквы (одна зачеркнутая, другая обведена кружком). Ребенку предлагается также вычеркивать и обводить в кружок заданные буквы, просматривая каждую строчку слева направо. На выполнение задания дается 5 минут.

Оценка  результатов:

Высокий уровень – из просмотренных ребенком 400 знаков допущены менее 5 ошибок

Средний уровень – допущены не более 5-10 ошибок

Низкий  уровень – допущены более 10 ошибок.

 

Тест “Запомни и назови”

Цель: проверка уровня развития слуховой памяти

Инструкция: “Я прочту тебе слова, а ты повторишь  все, которые запомнил”

Оценка  результатов:

Высокий уровень – ребенок вспомнил с  первого раза более 6 слов

Средний уровень – воспроизведены 3-6 слов

Низкий  уровень – воспроизведены 1-2 слова

 

“Сложи узор” (аналог пробы кубиков Кооса)

Цель: оценка сформированности операций зрительно-пространственного  анализа и синтеза, уровень развития наглядно-образного мышления.

Даны 18 карточек, 9 из них наполовину белые, наполовину закрашенные, 9 карточек закрашены полностью.

Ребенку по очереди предлагают картинки с  узорами, он должен сложить заданный узор за определенное время.

Оценка  результатов:

Высокий уровень – ребенок успешно  справляется с любым заданием в пределах установленного времени

Средний уровень – ребенок справляется с большинством заданий, с 1-2 показом вначале

Низкий  уровень – ребенок справляется  с заданием с помощью взрослого

 

2.2. Анализ результатов констатирующего  эксперимента

 

При обследовании по методике раннего выявления дислексии (КорневА.Н.), из 15 первоклассников было выявлено 7 человек, испытывающих различные трудности при выполнении всех заданий.

В процессе проведенных исследований были получены следующие результаты.

При выполнении задания “Рядоговорение” четверо  детей справились с одним из двух вариантов: а) времена года, б) дни недели.

Витя  К. правильно назвал времена года (при этом начав отсчет с названия месяца – сентябрь). После указания на ошибку, перечислены времена года правильно. При назывании дней недели пропустил слово “среда”, у перепутал последовательность четверг – пятница, сказав “пятница – четверг”.

Петя  С. также правильно назвал времена  года, но перечисление дней недели начал  с воскресенья, простил четверг, повторил воскресенье.

Ира Б. с наводящими вопросами назвала  времена года, с перестановками перечислила дни недели.

Илья  К. очень медленно, подбирая слова, задумываясь, назвал времена года, но дни недели по порядку назвать не смог, пропустил  среду и пятницу.

Трое  первоклассников не справились с  этим заданием.

Алена К. ответила, что знает лето, зиму, январь, март. Дни недели стала называть после наводящего вопроса, но в неправильной последовательности.

Вова  Т. на вопрос о временах года ответил, что зимой падает снег, весной –  тает. Не ответил на вопрос о том, какое время года сейчас. Времена года не перечислил. Дни недели назвал в произвольной последовательности, пропустил вторник, четверг.

Аня М. ответила так: “Осень. Осень, весна, зима, осень, лето”. Дни недели не знает, назвала  только воскресенье и пятницу.

При выполнении данного задания дети проявили слабую ориентировку во времени: незнание, либо нетвердое знание временных единиц (времена года, дни недели), низкую способность к автоматизации речевых рядов.

Информация о работе Ранняя диагностика дислексии и ее коррекция в общеобразовательной школе