Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:11, курсовая работа
Исследование проблемы отставания младших школьников является одной из важнейших задач образования.
Длительные, стойкие трудности усвоения программного материала в массовой школе являются одной из самых больных проблем для педагогов, родителей, психологов и самих отстающих детей. Важнейшей задачей психолого-педагогических наук является раскрытие сущности отставания при данных целях и содержании образования, выявление структуры неуспеваемости, признаков, по которым могут опознаваться её компоненты, разработка научно обоснованных приёмов обнаружения этих признаков. Без этого невозможно научное изучение факторов отставания и разработка мер борьбы с нею.
Очень важно своевременно выявить причины отставания и устранить их. Необходимо знать проявление низкой и высокой обучаемости к учению. Очень важно отличать проявление низкой обучаемости от проявления умственной отсталости.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава І Теоретические основы предупреждения и преодоления отставания
в учёбе младших школьников…………………………………………………5
Взаимосвязь мотивов и результатов обучения………………………..5
Влияние стимулирования на результаты обучения…………………..10
Работа учителя в целях предупреждения и
преодоления отставания…………………………………………….15
Глава ІІ Исследование школьной мотивации…………..……………….....20
Заключение…………………………………………………………………... 24
Список литературы………………………………………………………….. 26
Приложения…………………………………………………………………..28
2. Стимул – это один из ведущих мотивов деятельности, поэтому для преодоления отставания детей в учении, для того, чтобы продуктивно строить процесс обучения, надо стимулировать учебную деятельность, используя с этой целью следующие методы: соревнование, поощрение, наказание. Учитель должен отмечать у ребенка даже небольшой сдвиг в положительную сторону.
3.Для предупреждения и преодоления отставания младших школьников основное значение имеет совершенствование процесса обучения, усиление его воспитывающего и развивающего воздействия.
Первым звеном в предупреждении отставания является диагностика. После незамедлительно должна следовать оперативная помощь учащимся, направленная на устранение причин, порождающих отставания, на общее улучшение условий обучения. Надо также постоянно проверять эффективность применяемых мер, корректировать их.
Деятельность учителя должна состоять не только в сообщении новых знаний детям и в их проверке, но и в умении индивидуально работать с каждым учащимся, принимая во внимание особенности его психики и мотивацию успеваемости.
Для выявления уровня
Выявив учащихся, которые имеют отставание в учении, учителю следует определить мотивы учения и работать по формированию положительных познавательных мотивов. Чем раньше учитель проведёт диагностику уровня успеваемости учащихся, тем успешнее будет процесс преодоления отставания. Главное в этом процессе - индивидуально подойти к каждому ребёнку, подобрать те меры, которые будут наиболее продуктивными именно для этого учащегося.
Гипотеза,
заключающаяся в том, что обучение
младших школьников может быть эффективным,
если учитель имеет представление
о путях предупреждения и преодоления
отставания, а именно: о влияние школьной
мотивации на результаты обучения, на
мой взгляд, подтвердилась.
26
Список литературы
1. Акимова М.К. Индивидуальные учащиеся и индивидуальный подход. - М., 1992.
2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - М., 2003.
3. Бабанский Ю.К. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. - Ростов-на-Дону, 1972.
4. Баженов В.Г. Воспитание педагогически запущенных детей. – Киев, 1986.
5. Божович Л.И. Возрастные закономерности формирования личности ребёнка.- М., 1966.
6. Бударный А.А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества. - М., 1965.
7. Гельмонт
А.М. О причинах
8. Глебова
Е.В. Особенности мышления
9. Гребенков
О.С. Педагогика
10. Дмитриева А.С. Индивидуальный подход к школьникам, отстающим в учёбе. //Начальная школа, до и после. – 2006. - №8.
11. Еропкина
А.С. Больше внимания
12. Жукова
З.П. Развитие
13. Калмыкова З. И. Отставание в учение младших школьников. – М., 1986.
14. Кириллова
И.О. Работа с детьми
15. Комарова Л.Н. Предупреждение и учёт ошибок в знаниях учащихся начальной школы. - М., 1994.
27
16. Королёва З.А. Психологические тесты для всех. - М., 2004.
17. Малхасян
М.В. Социокультурные условия
и особенности умственного
18. Маркова
А.К. Формирование мотивации
19. Менчинская Н.А. Психологические проблемы младших школьников. - М., 1971.
20. Менчинская Н.А. Пути повышения качества усвоения знаний в начальной школе. – М., 1962.
21. Мурачковский
Н.И. Как предупредить
22. Охитина Л.Т. Психологические основы урока. – М.,1977.
23. Славина С.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам. - М., 1959.
24. Сластёнин В.А. и др. Педагогика. - М., 2003.
25. Цетлин
В.С. Неуспеваемость школьников и её предупреждение.
– М., 1977.
28
Приложения
Приложение
1
Преобладающие отметки уровень
Фамилия, имя успеваемости |
«4» - «5»
высокий |
«3» - «4»
средний |
«2» - «3»
низкий |
1. Анпилогов Олег | + | ||
2. Анищенко Таня | + | ||
3. Банникова Кристина | + | ||
4. Гречихина Марина | + | ||
5. Дрёмов Денис | + | ||
6. Егоров Андрей | + | ||
7. Леонова Христина | + | ||
8. Милютина Ира | + | ||
9. Мухина Аля | + | ||
10. Орлова Лиза | + | ||
11. Пальчиков Серёжа | + | ||
12. Пивкин Илья | + | ||
13. Прохоров Серёжа | + | ||
14. Русанова Маша | + | ||
15. Сафонова Аня | + | ||
16. Сергеев Саша | + | ||
17. Слепухова Вика | + | ||
18. Срывков Данил | + | ||
19. Хардин Миша | + | ||
20. Шидловская Настя | + | ||
21. Шульгин Женя | + |
29
Приложение 2
Методика диагностики школьной мотивации.[2]
Суть этой методики состоит в следующем: учащимся раздавался тест, состоящий из 10 вопросов, каждый вопрос имел 3 варианта ответа (а, б, в). Учащиеся должны были выбрать в каждом из вопросов один вариант ответа.
Тестовый материал.
а) не очень
б) нравится
в) не нравится
2. Ты всегда с радостью идёшь в школу?
а) чаще хочется остаться дома
б) бывает по – разному
в) иду с радостью
3. Если бы тебе предложили не идти в школу, как бы ты поступил?
а) не знаю
б) не пошёл бы
в) пошёл бы
4. Тебе нравится, когда отменяют уроки?
а) нет
б) бывает по – разному
в) да
5. Ты хочешь, чтобы тебе не задавали домашнее задание?
а) хочу
б) не хочу
в) не знаю
6. Хочешь, чтобы в школе были одни перемены?
30
а) не знаю
б) не хочу
в) хочу
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
а) часто
б) редко
в) не рассказываю
8. Ты хочешь, чтобы учитель был не строгим?
а) точно не знаю
б) хотел бы
в) не хотел бы
9.У тебя в классе много друзей?
а) мало
б) много
в) нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
а) нравятся
б) не очень
в) не нравится.
Ключ к тесту.
Уровни мотивации | № вопроса | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
высокий | б | в | в | а | б | б | а | б | б | а |
средний | а | б | а | б | в | а | б | а | а | б |
низкий | в | а | б | в | а | в | в | в | в | в |
32
Приложение
4
Методика
диагностики структуры учебной мотивации.[16]
Суть методики состоит в следующем: учащимся были предложены бланки, содержащие 21 утверждение. Учащимся необходимо было выбрать из этих утверждений 10 тех, которые наиболее близки им.
Тестовый материал.