Пути предупреждения неуспеваемости

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:11, курсовая работа

Краткое описание

Исследование проблемы отставания младших школьников является одной из важнейших задач образования.

Длительные, стойкие трудности усвоения программного материала в массовой школе являются одной из самых больных проблем для педагогов, родителей, психологов и самих отстающих детей. Важнейшей задачей психолого-педагогических наук является раскрытие сущности отставания при данных целях и содержании образования, выявление структуры неуспеваемости, признаков, по которым могут опознаваться её компоненты, разработка научно обоснованных приёмов обнаружения этих признаков. Без этого невозможно научное изучение факторов отставания и разработка мер борьбы с нею.

Очень важно своевременно выявить причины отставания и устранить их. Необходимо знать проявление низкой и высокой обучаемости к учению. Очень важно отличать проявление низкой обучаемости от проявления умственной отсталости.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3


Глава І Теоретические основы предупреждения и преодоления отставания

в учёбе младших школьников…………………………………………………5
Взаимосвязь мотивов и результатов обучения………………………..5

Влияние стимулирования на результаты обучения…………………..10

Работа учителя в целях предупреждения и

преодоления отставания…………………………………………….15

Глава ІІ Исследование школьной мотивации…………..……………….....20

Заключение…………………………………………………………………... 24

Список литературы………………………………………………………….. 26

Приложения…………………………………………………………………..28

Файлы: 1 файл

таня курсовая.doc

— 201.50 Кб (Скачать)
 
 
 

Содержание 
 

Введение………………………………………………………………………...3 
 

Глава І Теоретические основы предупреждения и преодоления отставания

в учёбе  младших школьников…………………………………………………5 

    1. Взаимосвязь мотивов и результатов обучения………………………..5
 
    1. Влияние стимулирования на результаты обучения…………………..10
 
    1. Работа  учителя в целях предупреждения и

          преодоления отставания…………………………………………….15 

Глава ІІ  Исследование школьной мотивации…………..……………….....20 

Заключение…………………………………………………………………... 24

Список  литературы………………………………………………………….. 26

 Приложения…………………………………………………………………..28 
 
 
 
 
 
 

3

    Введение 

    Исследование  проблемы отставания младших школьников является одной из важнейших задач  образования.

    Длительные, стойкие трудности усвоения программного материала в массовой школе являются одной из самых больных проблем для педагогов, родителей, психологов и самих отстающих детей. Важнейшей задачей психолого-педагогических наук является раскрытие сущности отставания при данных целях и содержании образования, выявление структуры неуспеваемости, признаков, по которым могут опознаваться её компоненты, разработка научно обоснованных приёмов обнаружения этих признаков. Без этого невозможно научное изучение факторов отставания и разработка мер борьбы с нею.

    Очень важно своевременно выявить причины отставания и устранить их. Необходимо знать проявление низкой и высокой обучаемости к учению. Очень важно отличать проявление низкой обучаемости от проявления умственной отсталости.

    Данная  проблема рассматривалась такими выдающимися  отечественными психологами и педагогами, много лет работавшими с данной категорией детей, как Гильбух Ю.З., Менчинская Н.А., Мурачковский Н.И., Цетлин В.С. и многими другими. Их исследования были направлены, прежде всего, на раскрытие психологических особенностей тех учащихся, которые оказались отстающими в школе.

    Несмотря  на огромный интерес исследователей к проблеме отставания и наличие  определённых результатов в её решении в практике работы школы, многие учителя испытывают трудности в работе с отстающими школьниками. Это и обусловило актуальность данной темы.  

    4

    Цель  курсовой работы – изучить пути предупреждения и преодоления отставания младших школьников.

    Задачи  исследования:  

  1. выявить взаимосвязь мотивов и результатов обучения
  2. определить влияние стимулирования на процесс обучения
  3. изучить работу учителя начальных классов по предупреждению и             преодолению отставания
  4. исследовать уровень школьной мотивации.

    Объектом  исследования является процесс обучения младших школьников.

    Предмет – пути преодоления и предупреждения отставания младших школьников.

    В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что обучение младших школьников может быть эффективным, если учитель имеет представление о путях предупреждения и преодоления отставания, а именно: о влияние школьной мотивации на результаты обучения.

    Для реализации задач исследования и  проверки исходной гипотезы был использован  комплекс адекватных объекту и предмету исследования  методов, включающий теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования. Для обработки и анализа, полученных в исследовании эмпирических данных использовались следующие методы: анализ школьной документации, классного журнала, диагностика структуры учебной мотивации.

    Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы содержащего 25 наименований, приложений. 
 
 
 
 

5

Глава І Теоретические  основы предупреждения и преодоления  отставания

    в учёбе младших  школьников 

    1. Взаимосвязь мотивов и результатов  обучения
 

     Для успешного преодоления отставания младших школьников необходимо знать причины, его вызывающие. Одним из факторов, оказывающих влияние на успеваемость, является мотивация учащихся, их отношение к учению.

     Мотивом называют побуждение к действию. Выделяют познавательные, социальные, внешние и внутренние мотивы.[9]

     Если  ученику нравится узнавать новое, нравятся определённые учебные предметы, хочется углубить свои знания и приобрести знания, не связанные с учебной программой, то у этого ученика преобладают познавательные мотивы.

     В случае, когда ученик понимает необходимость учения, чтобы стать полезным членом общества, чтобы занять определённое место в обществе, чтобы уважали в классе, преобладают социальные мотивы.

     К внешним мотивам относятся побуждения учителей, родителей и других детей, которые иногда вызывают сопротивлением.

     Внутренние  мотивы   - это желания самого ученика.

     В ходе обучения мотивы меняются. У учеников первого класса чаще всего преобладают  социальные мотивы: желание заслужить похвалу учителя, родителей. К третьему и четвёртому классу у учащихся начинают формироваться познавательные мотивы.

     Этим  вопросом занимались многие отечественные  и зарубежные педагоги и психологи.  
 

     6

     Так, Охитина Л.Т. в своей книге «Психологические основы урока». (М.,   1977) отмечает, что отношение учащихся к учению может быть положительным, безразличным и отрицательным.[22]

     Положительное отношение к учению, следовательно, успеваемость школьников, стимулируют: познавательные интересы, убеждения в необходимости разностороннего образования и многое другое.

     Л.Т.Охитина  утверждает: для того, чтобы ученик не был отстающим, он должен стараться  учиться не по принуждению, боясь, например, получить плохую отметку, вызвать неодобрение  родителей, лишиться каких-то привилегий или удовольствий, а по побуждению, руководствуясь познавательными интересами, стремлением преодолевать трудности в овладении сложным материалом.[22]

     Еропкина  А.С., исследуя школьников с низким уровнем  обучаемости при наличии положительных  мотивов к учению, выделяла нуждающихся в жёсткой регламентации каждого шага в добывании знаний. Поэтому в работе с ними надо наметить определённый порядок действий: использовать оптимальные методы, приёмы и формы обучения, поддерживать учеников при возникновении трудностей, поощрять выполнение заданий повышенной трудности и любознательность, приучать к напряжённому умственному труду, развивать целеустремлённость, силу воли и настойчивость, формировать чувство долга, ответственности. [11]

     Преодоление отставания у школьников с высоким качеством мыслительной деятельности, но при наличии отрицательного мотива к учению возможно, если налаживаются взаимоотношения этих учащихся с коллективом класса на основе общественно-полезной деятельности.

      Способы вовлечения детей в жизнь классного коллектива могут быть разными.

      Можно делать опору на те увлечения детей, которые получат дальнейшее развитие в условиях конкретного ученического коллектива. С такими  

      7

 школьниками  необходимо вести специальную  работу по формированию у них  интереса к знаниям. С этой целью можно использовать интерес этих детей ко всему новому, неожиданному. [11]Также нужно давать возможность отстающим школьникам показывать свою эрудицию (осведомлённость и начитанность в определённых вопросах) перед классом. Постепенно такой школьник меняет своё отношение к учению, а успех, продемонстрированный перед классом и вызвавший положительную оценку сверстников, является стимулом для реализации своих знаний.[11]

      Исследуя отношение школьников к обучению,  Л.И.Божович установила, что одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность младших школьников. Ею сделан вывод о том, что проблема формирования устойчивости личности есть, прежде всего, проблема становления социальных по своему происхождению и нравственных по содержанию мотивов поведения.[5]

     Развитие  мотивов учения идёт двумя путями:

  1. через усвоение учащимися общественного смысла учения;
  2. через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.[5]

     На  первом пути учитель должен донести  до сознания ребёнка те мотивы, которые общественно не значимы, но имеют достаточно высокий уровень действенности. Примером может быть желание получать хорошие оценки. Для преодоления и предупреждения отставания младших школьников необходимо помочь им осознать  объективную связь оценки с уровнем знаний и умений. И, таким образом, постепенно подойти к мотивации, связанной с желанием иметь высокий уровень знаний и умений. Это, в свою очередь, должно осознаваться детьми как необходимое условие предупреждения и преодоления их отставания.[5] 

     8

     Для предупреждения и преодоления отставания учитель должен уметь вовремя  замечать снижение учебной мотивации  младших школьников, выявлять причины снижения, затем проводить коррекционные работы, которые

должны  быть направлены на ликвидацию причины, приведшей к снижению уровня мотивации.

         Если это неумение учиться, то коррекционную работу учитель должен начинать с выявления слабых звеньев. Для  ликвидации этих звеньев необходимо провести их поэтапную разработку. При этом обучения должно быть индивидуальным, с включением учителя в процесс действий, заданий с занимательным сюжетом. С целью предупреждения и преодоления отставания младших школьников учитель должен отмечать успехи школьника, показывать его продвижение вперёд.[5]

     Маркова А.К. отмечает, что мотивы могут быть внешними, в которых главной причиной отставания является получение чего-либо за пределами самого этого поведения. Также мотивы могут быть внутренними, это состояние радости, удовольствия, не отделяемое от самого ребёнка.[18]

     Учитель, заинтересованный в предупреждении и преодоления отставания младших  школьников, должен обращать внимание на мотивацию учебной деятельности учащихся и стремиться к её активизации и поддержанию на высоком уровне. Маркова А.К. отмечает, что сегодня в литературе можно найти методики, предназначенные для выявления, в частности, доминирования познавательного или игрового мотива учащегося; изучается также отдельно направленность на приобретение знаний и направленность на отметки. [18]

          В качестве методик, позволяющих исследовать отношение учащихся учебным предметам, могут служить «Методика с конвертами» и «Составь расписание», разработанные А.К.Марковой. Однако использование этих методик для предупреждения и преодоления отставания младших школьников

  

9

занимает  много времени, к тому же затруднена стандартизация полученных знаний.

      Вывод. Результат обучения напрямую связан с мотивацией. Мотивы могут быть познавательные и социальные, внутренние и внешние. Главная задача учителя состоит в том, чтобы своевременно провести диагностику мотивов обучения для каждого учащегося. Это необходимо для выбора наиболее продуктивных действий по формированию положительных познавательных мотивов, таким образом, повышая успеваемость каждого конкретного ребёнка. 
 
 
 

Информация о работе Пути предупреждения неуспеваемости