Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:11, курсовая работа
Исследование проблемы отставания младших школьников является одной из важнейших задач образования.
Длительные, стойкие трудности усвоения программного материала в массовой школе являются одной из самых больных проблем для педагогов, родителей, психологов и самих отстающих детей. Важнейшей задачей психолого-педагогических наук является раскрытие сущности отставания при данных целях и содержании образования, выявление структуры неуспеваемости, признаков, по которым могут опознаваться её компоненты, разработка научно обоснованных приёмов обнаружения этих признаков. Без этого невозможно научное изучение факторов отставания и разработка мер борьбы с нею.
Очень важно своевременно выявить причины отставания и устранить их. Необходимо знать проявление низкой и высокой обучаемости к учению. Очень важно отличать проявление низкой обучаемости от проявления умственной отсталости.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава І Теоретические основы предупреждения и преодоления отставания
в учёбе младших школьников…………………………………………………5
Взаимосвязь мотивов и результатов обучения………………………..5
Влияние стимулирования на результаты обучения…………………..10
Работа учителя в целях предупреждения и
преодоления отставания…………………………………………….15
Глава ІІ Исследование школьной мотивации…………..……………….....20
Заключение…………………………………………………………………... 24
Список литературы………………………………………………………….. 26
Приложения…………………………………………………………………..28
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава І Теоретические основы предупреждения и преодоления отставания
в учёбе
младших школьников………………………………
преодоления отставания……………………
Глава
ІІ Исследование школьной мотивации…………..……………….....20
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложения…………………………………………………
3
Введение
Исследование проблемы отставания младших школьников является одной из важнейших задач образования.
Длительные, стойкие трудности усвоения программного материала в массовой школе являются одной из самых больных проблем для педагогов, родителей, психологов и самих отстающих детей. Важнейшей задачей психолого-педагогических наук является раскрытие сущности отставания при данных целях и содержании образования, выявление структуры неуспеваемости, признаков, по которым могут опознаваться её компоненты, разработка научно обоснованных приёмов обнаружения этих признаков. Без этого невозможно научное изучение факторов отставания и разработка мер борьбы с нею.
Очень важно своевременно выявить причины отставания и устранить их. Необходимо знать проявление низкой и высокой обучаемости к учению. Очень важно отличать проявление низкой обучаемости от проявления умственной отсталости.
Данная проблема рассматривалась такими выдающимися отечественными психологами и педагогами, много лет работавшими с данной категорией детей, как Гильбух Ю.З., Менчинская Н.А., Мурачковский Н.И., Цетлин В.С. и многими другими. Их исследования были направлены, прежде всего, на раскрытие психологических особенностей тех учащихся, которые оказались отстающими в школе.
Несмотря
на огромный интерес исследователей
к проблеме отставания и наличие
определённых результатов в её решении
в практике работы школы, многие учителя
испытывают трудности в работе с отстающими
школьниками. Это и обусловило актуальность
данной темы.
4
Цель курсовой работы – изучить пути предупреждения и преодоления отставания младших школьников.
Задачи исследования:
Объектом исследования является процесс обучения младших школьников.
Предмет – пути преодоления и предупреждения отставания младших школьников.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что обучение младших школьников может быть эффективным, если учитель имеет представление о путях предупреждения и преодоления отставания, а именно: о влияние школьной мотивации на результаты обучения.
Для реализации задач исследования и проверки исходной гипотезы был использован комплекс адекватных объекту и предмету исследования методов, включающий теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования. Для обработки и анализа, полученных в исследовании эмпирических данных использовались следующие методы: анализ школьной документации, классного журнала, диагностика структуры учебной мотивации.
Структура
работы. Курсовая работа состоит из введения,
двух глав, заключения, списка литературы
содержащего 25 наименований, приложений.
5
Глава І Теоретические основы предупреждения и преодоления отставания
в
учёбе младших
школьников
Для
успешного преодоления
Мотивом называют побуждение к действию. Выделяют познавательные, социальные, внешние и внутренние мотивы.[9]
Если ученику нравится узнавать новое, нравятся определённые учебные предметы, хочется углубить свои знания и приобрести знания, не связанные с учебной программой, то у этого ученика преобладают познавательные мотивы.
В случае, когда ученик понимает необходимость учения, чтобы стать полезным членом общества, чтобы занять определённое место в обществе, чтобы уважали в классе, преобладают социальные мотивы.
К
внешним мотивам относятся
Внутренние мотивы - это желания самого ученика.
В ходе обучения мотивы меняются. У учеников первого класса чаще всего преобладают социальные мотивы: желание заслужить похвалу учителя, родителей. К третьему и четвёртому классу у учащихся начинают формироваться познавательные мотивы.
Этим
вопросом занимались многие отечественные
и зарубежные педагоги и психологи.
6
Так, Охитина Л.Т. в своей книге «Психологические основы урока». (М., 1977) отмечает, что отношение учащихся к учению может быть положительным, безразличным и отрицательным.[22]
Положительное отношение к учению, следовательно, успеваемость школьников, стимулируют: познавательные интересы, убеждения в необходимости разностороннего образования и многое другое.
Л.Т.Охитина утверждает: для того, чтобы ученик не был отстающим, он должен стараться учиться не по принуждению, боясь, например, получить плохую отметку, вызвать неодобрение родителей, лишиться каких-то привилегий или удовольствий, а по побуждению, руководствуясь познавательными интересами, стремлением преодолевать трудности в овладении сложным материалом.[22]
Еропкина
А.С., исследуя школьников с низким уровнем
обучаемости при наличии
Преодоление отставания у школьников с высоким качеством мыслительной деятельности, но при наличии отрицательного мотива к учению возможно, если налаживаются взаимоотношения этих учащихся с коллективом класса на основе общественно-полезной деятельности.
Способы вовлечения детей в жизнь классного коллектива могут быть разными.
Можно делать опору на те увлечения детей, которые получат дальнейшее развитие в условиях конкретного ученического коллектива. С такими
7
школьниками необходимо вести специальную работу по формированию у них интереса к знаниям. С этой целью можно использовать интерес этих детей ко всему новому, неожиданному. [11]Также нужно давать возможность отстающим школьникам показывать свою эрудицию (осведомлённость и начитанность в определённых вопросах) перед классом. Постепенно такой школьник меняет своё отношение к учению, а успех, продемонстрированный перед классом и вызвавший положительную оценку сверстников, является стимулом для реализации своих знаний.[11]
Исследуя отношение школьников к обучению, Л.И.Божович установила, что одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность младших школьников. Ею сделан вывод о том, что проблема формирования устойчивости личности есть, прежде всего, проблема становления социальных по своему происхождению и нравственных по содержанию мотивов поведения.[5]
Развитие мотивов учения идёт двумя путями:
На
первом пути учитель должен донести
до сознания ребёнка те мотивы, которые
общественно не значимы, но имеют достаточно
высокий уровень действенности. Примером
может быть желание получать хорошие оценки.
Для преодоления и предупреждения отставания
младших школьников необходимо помочь
им осознать объективную связь оценки
с уровнем знаний и умений. И, таким образом,
постепенно подойти к мотивации, связанной
с желанием иметь высокий уровень знаний
и умений. Это, в свою очередь, должно осознаваться
детьми как необходимое условие предупреждения
и преодоления их отставания.[5]
8
Для предупреждения и преодоления отставания учитель должен уметь вовремя замечать снижение учебной мотивации младших школьников, выявлять причины снижения, затем проводить коррекционные работы, которые
должны быть направлены на ликвидацию причины, приведшей к снижению уровня мотивации.
Если это неумение учиться, то коррекционную работу учитель должен начинать с выявления слабых звеньев. Для ликвидации этих звеньев необходимо провести их поэтапную разработку. При этом обучения должно быть индивидуальным, с включением учителя в процесс действий, заданий с занимательным сюжетом. С целью предупреждения и преодоления отставания младших школьников учитель должен отмечать успехи школьника, показывать его продвижение вперёд.[5]
Маркова А.К. отмечает, что мотивы могут быть внешними, в которых главной причиной отставания является получение чего-либо за пределами самого этого поведения. Также мотивы могут быть внутренними, это состояние радости, удовольствия, не отделяемое от самого ребёнка.[18]
Учитель, заинтересованный в предупреждении и преодоления отставания младших школьников, должен обращать внимание на мотивацию учебной деятельности учащихся и стремиться к её активизации и поддержанию на высоком уровне. Маркова А.К. отмечает, что сегодня в литературе можно найти методики, предназначенные для выявления, в частности, доминирования познавательного или игрового мотива учащегося; изучается также отдельно направленность на приобретение знаний и направленность на отметки. [18]
В качестве методик, позволяющих исследовать отношение учащихся учебным предметам, могут служить «Методика с конвертами» и «Составь расписание», разработанные А.К.Марковой. Однако использование этих методик для предупреждения и преодоления отставания младших школьников
9
занимает много времени, к тому же затруднена стандартизация полученных знаний.
Вывод.
Результат обучения напрямую связан с
мотивацией. Мотивы могут
быть познавательные и социальные, внутренние
и внешние. Главная задача учителя состоит
в том, чтобы своевременно провести диагностику
мотивов обучения для каждого учащегося.
Это необходимо для выбора наиболее продуктивных
действий по формированию положительных
познавательных мотивов, таким образом,
повышая успеваемость каждого конкретного
ребёнка.