Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:11, курсовая работа
Исследование проблемы отставания младших школьников является одной из важнейших задач образования.
Длительные, стойкие трудности усвоения программного материала в массовой школе являются одной из самых больных проблем для педагогов, родителей, психологов и самих отстающих детей. Важнейшей задачей психолого-педагогических наук является раскрытие сущности отставания при данных целях и содержании образования, выявление структуры неуспеваемости, признаков, по которым могут опознаваться её компоненты, разработка научно обоснованных приёмов обнаружения этих признаков. Без этого невозможно научное изучение факторов отставания и разработка мер борьбы с нею.
Очень важно своевременно выявить причины отставания и устранить их. Необходимо знать проявление низкой и высокой обучаемости к учению. Очень важно отличать проявление низкой обучаемости от проявления умственной отсталости.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава І Теоретические основы предупреждения и преодоления отставания
в учёбе младших школьников…………………………………………………5
Взаимосвязь мотивов и результатов обучения………………………..5
Влияние стимулирования на результаты обучения…………………..10
Работа учителя в целях предупреждения и
преодоления отставания…………………………………………….15
Глава ІІ Исследование школьной мотивации…………..……………….....20
Заключение…………………………………………………………………... 24
Список литературы………………………………………………………….. 26
Приложения…………………………………………………………………..28
очередь слабым учащимся. На последнем этапе учащиеся выступают с отчётом о выполнении самостоятельной работы.
Для преодоления и предупреждения неуспеваемости младших школьников необходима дифференциация домашней работы учащихся. По мнению Цетлина В.С., этот вопрос относительно мало разработан, но имеются положения, которые надо отметить: о полезности программированных пособий для домашнего задания отстающим ученикам, об эффективности создания проблемной ситуаций и индивидуализации домашнего задания.[25]
З.И. Калмыкова в своей книге «Отставание в учении школьников» (М., 1986) выделяет принципиальные положения профилактики отставания в учёбе.
Предупредить отставание – значит не допустить переплетения отдельных отставаний, устранить их. Когда отставание замечено учителем, встаёт вопрос, как помочь школьнику наверстать упущенное. Для предупреждения и преодоления отставания учителю необходимо согласовывать помощь с характером отставания, нужна забота о полноценной учебной деятельности школьника. Отстающими иногда становятся те дети, познавательные силы которых не находят себе в школе достаточно пищи, те, кому не приходится преодолевать трудности.[13]
На
первый план в работе с отстающими
школьниками выдвигаются воспитательные
и развивающие педагогические воздействия.
Преодоление отставания заключается не
только в восполнении пробелов в учебной
подготовке школьников, но одновременно
в развитии их познавательной самостоятельности.[7]
18
Для предупреждения и преодоления отставания младших школьников необходима система дидактических мер, направленных на усиление дифференцированного, индивидуального подхода, учёт особенностей каждого ученика.
Баженов В.Г. отмечает, что содержание индивидуальной работы уточняется в зависимости от степени отставания школьника.[4]Это определяет выбор методики индивидуальной работы. Эффективность индивидуальной работы зависит от следующих условий:
- определение цели индивидуальной работы со школьниками;
- определение положительных черт, на которые можно опираться в процессе индивидуальной работы;
- постоянный
анализ эффективности
Для того чтобы индивидуальная работа пронизывала весь процесс предупреждения и преодоления отставания младших школьников, необходимо глубоко анализировать мотивы учения школьников, определять причины их отставания.
Для слабых учащихся рекомендуются карточки с индивидуальными заданиями, особая методика анализа ошибок в письменных работах. Для преодоления отставания учитель должен указывать учащимся на неточности, показывать ошибки, давать советы в использовании того или иного правила.[25]
Работы лучших учителей доказывают, что каждый учитель может добиться хорошей успеваемости, если своевременно заметит отставание ученика и вовремя окажет ему необходимую помощь.
Целый
ряд перечисленных мероприятий
имеет значение для предупреждения
отставания, например, индивидуализация
работы, дифференциация материала и методов
работы на уроке. Существуют для
19
предупреждения
отставания всякого рода оздоровительные
мероприятия – улучшение
Важная роль в преодоление неуспеваемости принадлежит деятельности педагогического коллектива. Для предупреждения и преодоления отставания учителю необходимо проанализировать всю структуру организованности ученика – уровень его умственного развития, его отношение к учёбе и особенности его самоорганизации в учебной работе. Только на основе полного анализа можно найти правильный индивидуальный подход и подобрать такую методику, которая соответствовала бы обучаемости данного ученика и была способна её улучшить.[25]
Вывод. Для предупреждения и преодоления отставания младших школьников основное значение имеет совершенствование процесса обучения, усиление его воспитывающего и развивающего воздействия.
Первым
звеном в предупреждении отставания
является диагностика. После незамедлительно
должна следовать оперативная помощь
учащимся, направленная на устранение
причин, порождающих отставания, на общее
улучшение условий обучения. Надо так
же постоянно проверять эффективность
применяемых мер, корректировать их.
20
Глава ІІ
Исследование
школьной мотивации.
В целях проверки гипотезы, основанной на предположении о том, что обучение младших школьников может быть эффективным, если учитель имеет представление о путях предупреждения и преодоления отставания, а именно: о влияние школьной мотивации на результаты обучения, было проведено исследование школьной мотивации учащихся. Исследование проводилось на базе 4 класса Октябрьской средней школы Курского района, в нём приняли участие 21 человек.
На основе анализа школьной документации (классного журнала) были выделены группы учащихся, различающиеся по уровню успеваемости.
Учащиеся, имеющие средние отметки «4» - «5», были отнесены к группе с высоким уровнем успеваемости, «3» - «4»-к группе со средним уровнем успеваемости, «2» - «3»-к группе с низким уровнем успеваемости.
Для исследования использовались отметки за І полугодие.
В ходе исследования были получены следующие результаты:
6 учащихся были отнесены к группе с высоким уровнем успеваемости, это составило 28,5% класса;
12 учащихся были отнесены к группе со средним уровнем успеваемости, это составило 57% класса;
3 учащихся были отнесены к группе с низким уровнем успеваемости, это составило 14,5% класса (Егоров А., Хардин М., Шульгин Ж.). (Приложение 1)
Затем была проведена диагностика школьной мотивации учащихся (Приложение 2)
Результаты исследования показали, что
4 учащихся(19%) имеют высокий уровень мотивации,
11 учащихся(52,5%) – средний уровень мотивации,
6 учащихся(28,5%) – низкий уровень мотивации,
из них 3 учащихся со средним
21
уровнем знаний (Мухина А., Прохоров С., Слепухова В.) и 3 учащихся с низким уровнем знаний (Егоров А., Хардин М., Шульгин Ж.) (Приложение 3)
Дадим характеристику каждому из этих учащихся:
Мухина А. плохо ведёт себя на уроках, родителей и учителей почти не слушает. Задания выполняет нерегулярно, наспех. На уроках часто занимается посторонними делами. Но если урок проходит живо и интересно, то она слушает учителя и делает все задания. Анализ классного журнала показал отставание Али по всем предметам. Аля на плохие отметки не реагирует, работать в классе не любит. Аля плохо усваивает школьные предметы, что связанно с отсутствием интереса к учению, неумением и нежеланием работать систематически.
Прохоров С. конфликтный, самоуверенный мальчик, плохие отметки воспринимает как предвзятое к нему отношение учителя.
Учебная мотивация на низком уровне, он негативно относится к обучению, к учителю. Анализ школьной документации показал, что у Серёжи успеваемость по всем предметам близкая к низкой.
Слепухова В. Анализ школьной документации показал, что Вика вполне может хорошо учиться, в журнале у девочки стоят как «2», так и «5» по одному и тому же предмету, но преобладают всё же низкие отметки, учебная мотивация на низком уровне.
Егоров А. показал низкий уровень мотивации и успеваемости, преобладающие отметки «2» - «3».
На уроках избегает активной мыслительной деятельности, что приводит к отставанию в учении.
По словам классного руководителя, Андрей живёт для себя и не знает, что значит жить в коллективе класса.
Хардин М. также показал низкий уровень мотивации и успеваемости, на уроках ведёт себя спокойно, по возможности, следит за работой класса, старается чаще поднимать руку, отвечать, но большинство ответов неверные.
22
Анализ учебной деятельности показал, что Миша испытывает трудности в усвоении учебного материала, учебная работа низкого качества. При диагностике учебной мотивации Миша отдал предпочтение тем вариантам ответов, которые соответствовали низкому уровню мотивации.
Шульгин Ж. , учебная мотивация на низком уровне, желание учиться полностью отсутствует. Очень подвижный, эмоциональный ребёнок. Ему трудно усидеть долго на одном месте, он постоянно в движении. На уроках Женя почти не слушает учителя, может начать разговаривать, ходить по кабинету. Желание учиться полностью отсутствует. Уровень успеваемости низкий, преобладают отметки «2» - «3» по всем предметам.
Эти дети являются слабоуспевающими школьниками на протяжении всего времени обучения. Основная отметка по большинству предметов у них «3», они показывают низкое стремление к овладению знаниями.
Таким образом, среди детей с низким уровнем мотивации трое имеют средний уровень успеваемости и трое низкий.
Затем
была проведена диагностика
Результаты диагностики представлены в сводной таблице. (Приложение 5)
Данная методика показала, что у учеников с низким уровнем мотивации Мухиной А., Прохорова С. преобладают коммуникативные мотивы, у Хардина М. и Слепуховой В. преобладают эмоциональные мотивы, у Шульгина С. и Егорова А. преобладают внешние (страх наказания) мотивы и мотивы достижения.
Вывод. Для выявления уровня успеваемости младших школьников были использованы следующие методы педагогического исследования: анализ школьной документации, диагностика школьной мотивации учащихся, диагностика структуры учебной мотивации.
В результате проведённых исследований выявились отстающие по отметкам учащиеся (Егоров А., Хардин М., Шульгин Е.) и имеющие тенденцию
23
к отставанию (Мухина А., Прохоров С., Слепухова В.,), которые имеют низкую школьную мотивацию.
Для
повышения уровня успеваемости этих
учащихся необходимо в ходе практической
работы использовать ряд методических
приёмов. Например, давать наиболее лёгкие
задания, отводить больше времени на
выполнение заданий, проводить
подробный инструктаж и так далее, реализуя
первоочерёдную задачу – сначала сформировать
нейтральные школьные мотивы, а затем
формировать познавательные мотивы и
мотивы саморазвития.
Заключение.
Анализ теории и практики учебной деятельности младших школьников позволил выявить противоречие, которое заключается в том, что, несмотря на огромный интерес исследователей к проблеме отставания и наличие определённых результатов в её решении в практике работы школы, многие учителя испытывают трудности в работе с отстающими школьниками. Это и обусловило актуальность данной темы.
В результате проведённого исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Результат обучения напрямую связан с мотивацией. Мотивы могут быть познавательные и социальные, внутренние и внешние. Главная задача учителя состоит в том, чтобы своевременно провести диагностику мотивов обучения для каждого учащегося. Это необходимо для выбора наиболее продуктивных действий по формированию положительных познавательных мотивов, таким образом, повышая успеваемость каждого конкретного ребёнка.