Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:11, курсовая работа
Исследование проблемы отставания младших школьников является одной из важнейших задач образования.
Длительные, стойкие трудности усвоения программного материала в массовой школе являются одной из самых больных проблем для педагогов, родителей, психологов и самих отстающих детей. Важнейшей задачей психолого-педагогических наук является раскрытие сущности отставания при данных целях и содержании образования, выявление структуры неуспеваемости, признаков, по которым могут опознаваться её компоненты, разработка научно обоснованных приёмов обнаружения этих признаков. Без этого невозможно научное изучение факторов отставания и разработка мер борьбы с нею.
Очень важно своевременно выявить причины отставания и устранить их. Необходимо знать проявление низкой и высокой обучаемости к учению. Очень важно отличать проявление низкой обучаемости от проявления умственной отсталости.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава І Теоретические основы предупреждения и преодоления отставания
в учёбе младших школьников…………………………………………………5
Взаимосвязь мотивов и результатов обучения………………………..5
Влияние стимулирования на результаты обучения…………………..10
Работа учителя в целях предупреждения и
преодоления отставания…………………………………………….15
Глава ІІ Исследование школьной мотивации…………..……………….....20
Заключение…………………………………………………………………... 24
Список литературы………………………………………………………….. 26
Приложения…………………………………………………………………..28
10
Сластёнин В.А. отмечает, что любая деятельность протекает более эффективно и даёт качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. С мотивацией деятельности теснейшим образом связано её стимулирование. [24]
В целях предупреждения и преодоления отставания младших школьников Сластёнин В.А. выделяет следующие методы стимулирования: соревнование, познавательная игра, поощрение и наказание.[24]
Соревнование в педагогическом процессе строится учителем с учётом того социально-психологического факта, что детям в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, первенству, самоутверждению. Вовлечение учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в учебе предупреждает и преодолевает отставание учащихся и поднимает их на уровень передовых.
Гребенков О.С. в своей книге «Педагогика индивидуальности» (Калининград, 1995) отмечал, что соревнование может быть организованно педагогом и может возникнуть стихийно. В первом случае педагог сам или совместно с учащимися определяет цели и задачи соревнования, составляет программу, разрабатывает критерии оценок, создаёт условия. [9]
В настоящее время соревнование по конкретным показателям успеваемости учащихся не проводится и не должно проводиться. Однако В.А. Сластёнин говорит о том, что исключить соревнование из наиболее важной области жизни и деятельности школьников было бы неправильно. [24]
Опыт
лучших школ показывает, что использование
соревнования в учебной работе оказывается
возможным и приносит очевидную пользу,
если оно ведётся за добросовестное отношение
к учению.
11
В условия соревнования младших школьников, например, вносят такие обязательства: всегда выполнять домашнее задание, работать прилежно, не иметь замечаний на уроке, иметь опрятные тетради, строго выполнять школьный и домашний режим дня, читать дополнительную литературу.[24]
Соревнование может быть коллективным и индивидуальным, рассчитанным на длительный срок и эпизодическим. В процессе его организации и проведения необходимо соблюдать традиционные принципы: гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов, возможность практического использования передового опыта.[24]
В последние годы появилось немало людей, не являющихся сторонниками разного рода соревнований, которые якобы противоречат основными принципам гуманистической педагогики. Можно, утверждается, сравнивать только темпы личного продвижения, то есть сравнивать ребёнка сегодняшнего с самим собой, но вчерашним. Однако при продуманности организации соревнования, утверждает Сластёнин В.А., оно ничуть не противоречит идее уважения личности. Более того, его действенность существенно повышается при разумном насыщении учебной и внеучебной деятельности вытекающими из самой логики образовательного процесса ситуациями переживания успеха, связанными с положительными эмоциональными переживаниями.
В переживании ситуаций успеха особенно нуждаются отстающие учащиеся. В связи с этим необходимо подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений, и лишь потом переходить к более сложным упражнениям.
В.А.Сластёнин отмечает, что для этого используются так называемые сдвоенные задания, где первое подготавливает к выполнению другого, более сложного. Надёжным путём создания ситуации успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи учащихся при её осуществлении. Естественными в этом
12
случае должны быть и словесные поощрения, подбадривание ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, стремление соответствовать оценке учителя. Большую роль в создании ситуации успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения тех или иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям.
К
методам стимулирования деятельности
относятся сюжетно-ролевые
Следующий метод стимулирования – поощрение. Поощрение – это способ выражения общественной положительной оценки деятельности отдельного учащегося или коллектива. Его стимулирующая роль определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа действия, который избран и приводится учеником в жизнь. Переживая чувство удовлетворенности, школьник испытывает прилив бодрости и энергии, уверенность в собственных силах. [24]
Нельзя полагать, что одобрение и поощрение всегда предупреждают и преодолевают отставание младших школьников. Воспитательное значение поощрения возрастает, если оно заключает в себя оценку мотивов и способов деятельности. Для предупреждения и преодоления отставания надо приучать детей ценить более всего сам факт одобрения, а не его престижный вес: плохо, если ученик ждет награды за малейший успех. Поощрение необходимо детям несмелым, неуверенным в своих силах. Прибегая к поощрению в работе с младшими школьниками, которые чувствительны к оценке своей деятельности, учитель предупреждает отставание младших школьников. Но лучше, если это
13
будут коллективные поощрения. Учитель должен заботиться о том, чтобы не появлялись захваленные ученики и ученики, обойденные общественным вниманием.
Преодоление отставания зависит от того, насколько поощрение объективно и находит поддержку в общественном мнении коллектива.
Гребенков О.С. подчеркивает, что, несмотря на кажущуюся простоту, поощрение требует тщательной дозировки и осторожности, так как неумение использовать этот метод может принести вред воспитанию.[9]
Наказание – это такое воздействие на личность школьника, которое выражает осуждение деятельности, противоречащей установленным нормам, и принуждает учащихся неуклонно следовать им.[24]Наказание дает ребенку ясно понять, где и в чем он ошибся, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда. Это состояние порождает у школьника потребность изменяться, но наказание не должно причинять ребенку страдания – ни физические, ни моральные. [24]
Гребенков О.С. утверждает, что нельзя дать каких-либо общих советов в решении вопросов о наказании, т.к. каждый поступок всегда индивидуален. В зависимости от того, кем он совершен, при каких обстоятельствах, каковы причины, побудившие его совершить, наказание может быть разнообразным. [9]
Для предупреждения и преодоления отставания младших школьников учитель должен использовать следующие средства метода наказания: замечания, вызвать для внушения на педагогический совет. В.А. Сластенин предлагает такую форму наказания, как изменение отношения к школьнику со стороны учителя или классного коллектива. [24]
Для
успешного применения наказания
оно должно сопровождаться анализом
причин и условий, породивших отставание
в учении младших школьников. Нельзя злоупотреблять
наказанием. Гораздо сильнее действуют
взыскания неожиданные, непривычные.
14
Применение наказания в целях мотивации учения может быть оправдано в исключительных ситуациях. [24]
Вывод. Стимул – это один
из ведущих мотивов
15
1.3.
Работа учителя
в целях предупреждения
и преодоления отставания.
Для
предупреждения и преодоления отставания
младших школьников основное значение
имеет совершенствование
Первым звеном в предупреждении отставания является обнаружение его признаков, то есть диагностика. Чтобы не дать возникшему отрицательному явлению укорениться, незамедлительно должна следовать оперативная помощь учащимся, направленная на устранение причин, порождающих отставания, на общее улучшение условий обучения. Надо также постоянно проверять эффективность применяемых мер, корректировать их.
Учитель, реализуя указанные звенья предупреждения неуспеваемости, опирается на:
во-первых, знание признаков возникновения отставания и умение их обнаружить;
во-вторых, знание того, какую помощь оказать учащимся в зависимости от обнаруженных признаков отставания, и умение организовать нужную помощь;
в-третьих, знание типичных для современных школ причин, вызывающих отставания, и умение применять эти знания в конкретных условиях;
в-четвёртых, знание путей устранения причин, порождающих отставание;
в-пятых, знание способов проверки эффективности своей деятельности и умение ими пользоваться.[25]
Учителю необходимо поставить перед учеником также доступные для него учебные задачи, чтобы он мог достигнуть успеха. От успеха, даже самого
незначительного,
может быть проложен мост к положительному
отношению к учению. С этой целью
используют игровую и практическую деятельность,
приобщают учеников старших классов к
занятиям с отстающими учениками младших
классов и многое другое.
16
Еропкина А.С. отмечает, что для преодоления отставания школьников многие учителя при объяснении нового материала и закреплении используют элементы программированного обучения.[11] В работе с отстающими учениками это способствует развитию логического мышления: учащиеся должны рассуждать, искать ответы на вопросы вместе с учителем. Использование на уроках наглядных пособий повышает интерес учащихся к работе на уроке.
Учителю необходимо систематически учитывать уровень знаний школьников, характер их затруднений в усвоении знаний, что снижает отставание в учёбе школьников.
Доброжелательное отношение к детям и систематическая индивидуальная работа учителя с отстающими школьниками позволяет преодолеть и предупредить их отставание в учебной деятельности.
Опрос отстающих учащихся должен отличаться от опроса успевающих учащихся.[1]Рекомендуется давать им больше времени на обдумывание ответа у доски, помогать излагать содержание урока, используя план, схемы, плакаты, таблицы. Опрос рекомендуется сочетать с самостоятельной работой других учащихся, для того, чтобы с отстающими учащимися можно было провести индивидуальную беседу, выяснить его затруднения, помочь наводящими вопросами.[10]
В
ходе самостоятельной работы на уроках
задания для слабоуспевающих
учащихся полезно разбивать на этапы,
более подробно инструктировать. Чем
слабее ученик, тем подробнее должно быть
описание системы действий, тем большее
число повторений требуется для автоматизации,
для формирования навыка. Поэтому для
слабых учеников необходимо предусмотреть
больше однотипных упражнений невысокого
уровня трудности. На тех или иных этапах
урока организуется самостоятельная работа
по группам, и учащиеся выполняют задания
разной степени трудности. Учитель помогает
в первую
17