Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 03:07, курсовая работа
Двадцать первый век характеризуется сменой типа культурно-исторического наследия. Человечество в считанные десятилетия совершило поворот от веками и тысячелетиями складывавшегося типа социокультурного наследия, основанного на передаче свода прошлых образцов, системы знаний и правил, к новому типу социокультурного наследия, в рамках которого главным стало не столько усвоение прежних рецептов, сколько подготовка к овладению методами и содержанием познания и практики, творческого осмысления и преобразования действительности.
Введение…………………………………………………………….….…..3
ГлаваI.Психолого-педагогический взгляд на проблему исследования…………………………………………………………………….6
1.1.Основные понятия и характеристики педагогического творчества..6
1.2. Педагогическое творчество преподавателя: виды, уровни развития педагогического творчества…………………………………………………….10
1.3.Творческая индивидуальность и творческий стиль деятельности педагога………………………………………………………………………….17
Глава II Описание опыта работы учителя по использованию проектного метода как способа организации совместной творческой деятельности учителя и учащихся в процессе изучения английского языка..22
Заключение……………………………………………………………….35
Список литературы…………………………………………………….36
Приложения
К выбору проблемы Юлия Константиновна предъявляет определенные требования:
- наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы задачи, требующей интегрированные знания, исследовательского поиска для ее решения (например: исследование истории возникновения различных праздников в англоговорящих странах: День Святого Валентина, День Благодарения, Рождество и т.д.; организация путешествий в разные страны; проблемы семьи; проблемы свободного времени у молодежи; проблема обустройства дома; проблема отношений между поколениями; проблема организации спортивных мероприятий и т.д.);
- практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например: доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, которые прослеживаются в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; программа туристического маршрута, план обустройства дома, парка, участка; планировка и обустройство квартиры).
-самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;
- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей);
- использование
анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки, дискуссии «круглого стола», творческих отчетов, защиты проекта и т.п.).
При выполнении всех видов проектов учащиеся активно используют Интернет-ресурсы.
Организуя работу над проектом, педагог соблюдает несколько условий:
- провокационные вопросы, предлагаемые ученикам, формулируются так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных, по возможности аутентичных, источников информации;
- в процесс работы над проектом (проектами) привлекаются все учащиеся класса, задания каждому предлагаются с учетом уровня его языковой подготовки.
Более целесообразными и плодотворными с точки зрения Юлии Константиновны являются коллективные проекты. Они интересны и важны тем, что к работе над ними привлекается большое количество учащихся, что является оптимальным условием формирования навыков устной коммуникации и социального взаимодействия. Коллективные проекты на английском языке требуют больших усилий не только от учащихся, но и от учителя английского языка, а также предполагают привлечение в качестве консультантов учителей других предметов.
Во время работы над проектом все обсуждения ведутся на английском языке. Обсуждение проводится не в форме заготовленных ответов, а в виде естественного обсуждения.
Работа над коллективным проектом может предполагать переписку учащихся с тинэйджерами Великобритании. Продуктом деятельности микрогрупп может быть и оформление презентации, сообщений, выпуск альбома с достопримечательностями этой страны, организация выставки
«Достопримечательности Великобритании» и т.д. И в ходе подготовки, и в процессе защиты проекта происходит развитие речевых умений, (учащиеся
вынуждены пользоваться английским языком и как средством извлечения информации, и как средством общения). Происходит формирование коммуникативной компетентности - развитие навыков монологической и диалогической речи. У учащихся появляется возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты.
Роль учителя заключается в том, чтобы следить за тем, как усвоена лексика, правильно ли учащиеся употребляют грамматические конструкции, оценить их ответы.
Как мы видим, метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат, значимый для школьника.
При проведении проектной работы Муратиди Ю.К. применяет следующие этапы:
I. Comprehensive language input. Намечает проблему и определяет источники получения знаний для ее решения: энциклопедии, журналы, познавательные программы телевидения, Интернет и т.д.
II. Processing. Обрабатывается вся масса информации и определяется критерий оценки данной информации с тем, чтобы проанализировать ее и выделить из нее наиболее существенные элементы, способствующие решению задачи. На данном этапе требуется применение знаний лексики и синтаксиса языка.
III. Comprehensive language output. Предполагает собой наличие выходной информации по данному проекту, причем результат данной деятельности может быть различным в зависимости от индивидуальных возможностей или способностей участников проекта. Это может быть индивидуально написанное сочинение или проект, составленный группой учащихся совместно. В некоторых случаях проект может быть составлен отдельными учащимися при непосредственной помощи учителя в случае
возникновения лексических и грамматических затруднений со стороны учащегося.
Таким образом достигается цель всеуровневого вовлечения учащихся в данный конкретный проект.
Вот как Юлия Константиновна проводит работу над проектом «Кто мы?».
Прежде всего старается создать доброжелательную и дружественную обстановку в классе для того, чтобы между учащимися возникли доверительные отношения. Начинает с поиска основных фактов о каждом участнике проекта. Работа идет в парах в режиме диалога, используется раздаточный материал (см.приложение №2).
Задание усложняется. Учащимся предлагается описать данные характера и внешности друг друга. На отдельных листках проводится игра «Угадай, кто это?». Листочки смешиваются, учащиеся берут наугад по одному описанию, зачитывают вслух и угадывают описываемого человека.
Далее учащиеся расширяют свои знания об одноклассниках. «Какие мы на самом деле?» – дети составляют описание личности по линиям их ладоней (раздаточный материал – приложения №3, приложение №4) или гороскопам (раздаточный материал –приложение №5).
На следующем этапе совместной проектной работы выясняется, как учащиеся планируют свой день. Обучающиеся учатся писать личные планы работы, учитывающие достижения и недостатки с целью их последующего преодоления (раздаточный материал –приложение №6), заглядывают в будущее (раздаточный материал – приложение №7).
И, наконец, последний этап - подведение итогов работы. Муратиди Ю.К. предлагает следующие варианты:
- выпуск классного альбома группы учащихся с фотографиями и описаниями личности, выработанными на уроках;
- задания с использованием НИОТ;
- написать биографию персонажа художественного произведения (Шерлока Холмса, Золушки, Гарри Поттера и т.п.) в электронном виде на диске;
- написать собственную биографию и оформить ее в виде своей домашней странички в сети Интернет.
Юлия Константиновна считает, что участие учащихся в создании проекта дает им возможность не только использовать ранее приобретенные знания, но дает широкий простор для творческой деятельности каждого учащегося, вовлеченного в проект.
Нас заинтересовала проектная методика при изучении темы «Школа» в 7-x классах на уроках английского языка.
Анализ планов уроков показал, что технология выполнения проекта дается на русском языке, реальная же работа учащихся, их общение с учителем и между собой осуществлялось на английском языке. В начале работы над проектом учитель выяснила, какие задачи (проблемы) школьной жизни волнуют школьников. Общей задачей стало создание проекта школы, в которой всем ребятам хотелось учиться.
Работа над проектом заняла 2 недели. В разработке проекта участвовали 2 группы по 10 человек в каждой из классов одной параллели (7«Б» и 7«Г»). Учащиеся были разделены на мини-группы по 2-3 человека, исходя из желания детей работать вместе над решением определенной части общей задачи. Необходимо было договориться о том, чтобы при работе учитывались интересы всех ребят. Для этого проект обсуждался всеми по очереди. Члены мини-групп вносили свои предложения и пожелания тем, кто работал над отдельными частями проекта. Дети хотели бы, чтобы школа находилась в центре города и возле нее был большой школьный двор с множеством деревьев и цветов, спортивной площадкой, где ученики могли бы играть в спортивные игры и т.д.
Части проекта (его план) обсуждались в группах. В итоге были выделены такие направления работы:
- создание проекта здания школы, дизайна его и пришкольной территории;
- составление правил
для учащихся и учителей школы;
- описание рабочего дня школы;
- описание видов внеклассной деятельности ребят;
- проект школьной формы и школьной символики;
- как резюме мини-сообщение по теме «Почему в такой школе хочется учиться».
Проект планировалось представить по окончании работы над темой, на этапе творческого осмысления и применения материала. На этапе тренировки ученики усваивали лексический и языковой минимум, проводили анкетирование, интервью с членами разных подгрупп для того, чтобы полнее учесть интересы каждого.
Ребята знакомились с системой обучения в школах США (в учебнике «Счастливый английский 2» авторов Т.Б.Клементьевой и Джил Шеннон даются хорошие диалоги и тексты по теме «Школа в США»). Этот материал заинтересовал детей всех групп. Параллельно один раз в неделю желающие приглашались на консультацию во внеурочное время. Юлия Константиновна считала педагогической победой, когда на нее пришли слабые ученики. Учитель исполняла роль консультанта, помощника, координатора.
Для учителя было сложно создать такие условия, чтобы общение велось только на английском языке на всех стадиях работы над проектом. Приходилось облегчать работу учащихся, рисуя всевозможные лексико-семантические схемы, постоянно практиковать их в умении задавать вопросы и т.п., то есть таким образом решалась одна из важнейших целей обучения английскому языку - формирование навыков общения на изучаемом языке:
учителю приходилось даже прибегать к фразам типа «Мы англичане. Не знаем русского языка. Общаемся только по-английски».
На одном из последних уроков состоялась защита проекта группами: презентация проекта в устной форме. Как дополнение был представлен дизайн здания и школьного двора в виде плаката-схемы (рисунка) и рукописная книга, в которой излагалась суть проекта.
Над отдельными пунктами проекта работали по 2-3 человека. От каждой мини-группы выступал один ученик, который представлял свою часть проекта. Остальные ребята задавали ему вопросы для получения дополнительной информации. После того как оба класса представили свои коллективные проекты, эксперты начали оценивать работу поэтапно. (Экспертами выступали ученики, хорошо успевающие по предмету).
В устном выступлении учитывалось:
- содержательная сторона выступления каждой мини-группы (логичность, полнота изложения);
- фонетическое звучание (интонация, паузы, логическое ударение, беглость речи);
- эмоциональность;
- умение реагировать на вопросы оппонентов защиты.
При рассмотрении оформления принималось во внимание:
- аккуратность;
- привлекательность дизайна для большинства присутствующих;
- грамотность и логичность изложения материала в «книге».
В итоге оба представленных проекта были признаны интересными. Эксперты оценили деловой подход ребят к составлению правил для учащихся и учителей, в описании обычного рабочего дня школы и особенно отметили тот факт, что в создании проекта участвовал каждый ученик.
Участие в проекте расширяет кругозор учащихся и увеличивает их лексический запас. Оно дает возможность использовать различные источники информации и современные информационные технологии. Учащиеся в процессе создания проекта учатся генерировать и развивать идеи, возникающие в процессе работы над проектом, оценивать и отбирать получаемую информацию с точки зрения ее применения к данной теме проекта. Кроме того, они вырабатывают коммуникативные навыки при совместной работе над проектом, умение четко и ясно излагать свои мысли как в письменной, так и в устной форме.
По словам учителя Муратиди Ю.К., работа над проектом дает возможность вовлекать учащихся, независимо от их уровня языковой подготовки, в коллективную деятельность, направленную на достижение общей цели, работать в команде. С другой стороны, участие в проекте стимулирует развитие навыков индивидуальной целенаправленной творческой деятельности. Оно вырабатывает способность оценки и самооценки, а также повышает мотивацию изучения данного предмета, так как учащиеся видят конкретный результат своей работы, своего вклада в общий коллективный труд, получая творческое удовлетворение от своей деятельности.
Информация о работе Психолого-педагогический взгляд на проблему исследования