Психолого-педагогический взгляд на проблему исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 03:07, курсовая работа

Краткое описание

Двадцать первый век характеризуется сменой типа культурно-исторического наследия. Человечество в считанные десятилетия совершило поворот от веками и тысячелетиями складывавшегося типа социокультурного наследия, основанного на передаче свода прошлых образцов, системы знаний и правил, к новому типу социокультурного наследия, в рамках которого главным стало не столько усвоение прежних рецептов, сколько подготовка к овладению методами и содержанием познания и практики, творческого осмысления и преобразования действительности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….….…..3
ГлаваI.Психолого-педагогический взгляд на проблему исследования…………………………………………………………………….6
1.1.Основные понятия и характеристики педагогического творчества..6
1.2. Педагогическое творчество преподавателя: виды, уровни развития педагогического творчества…………………………………………………….10
1.3.Творческая индивидуальность и творческий стиль деятельности педагога………………………………………………………………………….17
Глава II Описание опыта работы учителя по использованию проектного метода как способа организации совместной творческой деятельности учителя и учащихся в процессе изучения английского языка..22
Заключение……………………………………………………………….35
Список литературы…………………………………………………….36
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.docx

— 424.51 Кб (Скачать)

                                                                 

                                                        Содержание

Введение…………………………………………………………….….…..3

ГлаваI.Психолого-педагогический взгляд на проблему исследования…………………………………………………………………….6

1.1.Основные понятия и  характеристики педагогического  творчества..6

1.2. Педагогическое творчество  преподавателя: виды, уровни развития  педагогического творчества…………………………………………………….10

1.3.Творческая индивидуальность  и творческий стиль деятельности  педагога………………………………………………………………………….17

Глава II Описание опыта работы учителя по использованию проектного метода как способа организации совместной  творческой деятельности учителя и учащихся в процессе изучения английского языка..22

Заключение……………………………………………………………….35

Список   литературы…………………………………………………….36                  

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    -3-

Введение

Творчество – это поиск  и открытие

личностных жизненных  перспектив.

Н.В. Вишнякова

Двадцать первый век характеризуется  сменой типа культурно-исторического  наследия. Человечество в считанные десятилетия совершило поворот от веками и тысячелетиями складывавшегося типа социокультурного наследия, основанного на передаче свода прошлых образцов, системы знаний и правил, к новому типу социокультурного наследия, в рамках которого главным стало не столько усвоение прежних рецептов, сколько подготовка к овладению методами и содержанием познания и практики, творческого осмысления и преобразования действительности.

Творчество трактуется как  социально-историческое явление, возникающее  и развивающееся в процессе взаимодействия субъекта и объекта на основе общественной практики.

В современных условиях творческий педагог – это прежде всего исследователь, обладающий следующими личностными качествами: научным психолого-педагогическим исследованием, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательской смелостью, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, потребностью в профессиональном самовоспитании и разумным использованием передового педагогического опыта. Все эти качества так или иначе характеризуют готовность педагога к организации профессиональной творческой деятельности.

Профессиональная деятельность педагога по своему характеру давно и однозначно отнесена в научных исследованиях к творческим видам деятельности и рассматривается как весьма нелегкий труд. Её сложность проявляется в многообразии компонентов, в разноплановости взаимосвязей

                                                   -4-

между ними, а также между  этими компонентами и внешней  средой. Преподавательская деятельность неразрывно связана с творчеством. Практически при проведении каждого  занятия приходится что-то изменять и в содержании учебного материала, и в методике обучения. Каждое занятие  каждый раз получается новым. Педагог  становится мастером своего дела, профессионалом по мере того, как он осваивает и  развивает педагогическую деятельность, овладевает педагогическим капиталом, признавая педагогические ценности. Важнейшей предпосылкой творческой деятельности является способность выделять свое «Я», профессиональное, из окружающей педагогической деятельности, противопоставлять себя как субъекта объектом своего воздействия и рефлексировать свои действия, слова и мысли. Саморегуляция как волевое проявление личности раскрывает природу и механизм таких профессиональных черт педагога, как инициативность, самостоятельность, ответственность. Все другие виды творческой деятельности уступают педагогическому творчеству по своей сложности и ответственности именно в силу того, что в процессе педагогической деятельности происходит «творение» и «сотворение» личности.

Таким образом, актуальность исследования заключается в том, что содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей.

Цель данной работы – рассмотреть преподавание как творческую деятельность учителя иностранного языка, определить виды, уровни развития педагогического творчества; рассмотреть проектную методику как средство реализации совместной  творческой деятельности учителя и учащихся в процессе обучения английскому языку.

Объектом исследования является образовательный процесс.

                                                  -5-

Предмет исследования – преподавание как творческая деятельность учителя иностранного языка.

В соответствии с поставленной целью и обозначенными объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:

1.Представить психолого-педагогический  взгляд на проблему исследования.

2. Описать опыт работы учителя по использованию проектной методики как средства реализации совместной  творческой деятельности учителя и учащихся в процессе обучения английскому языку.

Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что использование метода проектов  на уроках английского языка будет способствовать реализации процесса сотворчества учителя и учащихся в обучении.

Методы исследования:

- изучение педагогической  и методической литературы по  проблеме 

  исследования;       

- наблюдение за деятельностью  школьников;

- беседа;

- изучение школьной документации;

-описание опыта работы  учителя.

Методологической основой  является деятельностный подход, личностно-творческий подход, полисубъектный.

Практическая значимость работы состоит в том, что, полученные материалы исследования могут использоваться учителями общеобразовательных  школ, а также других типов учебных  заведений.

 

 

 

 

                                                   -6-

Глава I Психолого-педагогический взгляд на проблему исследования

1.1.Основные понятия  и характеристики педагогического  творчества

С позиции философии творчество – это деятельность людей, преобразующая  природный и социальный мир в  соответствии с целями и потребностями  человека на основе объективных законов  деятельности.

В психолого-педагогической науке различают как психологию творчества, так и педагогику творчества. Под психологией творчества понимается область знаний, изучающая созидание  человеком нового, оригинального, полезного  в различных сферах деятельности. В центре внимания ученых-психологов – вопросы о структуре творчества, путях, ведущих к открытию нового, о познавательной роли интуиции, воображения, предвидения, целеполагания, творческой активности.

Педагогика творчества –  наука о создании инновационных  теорий, систем, технологий учебно-воспитательного  процесса. Отличительной чертой педагогики творчества являются гуманизм, направленность на реализацию и самореализацию творческой Я-концепции педагога и воспитанника.

Ученые – исследователи, в частности В.И.Андреев, считают, что педагогику творчества следует  рассматривать как науку о  педагогической системе двух взаимосвязанных  видах человеческой деятельности: педагогике воспитания и педагогике самовоспитания личности в различных видах деятельности и общения. Отсюда цель педагогики творчества – формирование творческой личности, для которой характерны устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, творческий стиль в одном или  нескольких видах деятельности, наличие  способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается  продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств  личности выявило

                                                      -7-

важную роль воображения, интуиции и импровизации – неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребность личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Важнейшая роль в процессе формирования такой личности принадлежит педагогам.

Исследователь проблемы творчества Н.М.Шакирова под готовностью педагога к организации творческой деятельности понимает сформированность у него соответствующих качеств и свойств личности, а именно:

- осознание себя как  творческой индивидуальности, наличия  творческой активности, самостоятельности; 

- потребности в творческом  взаимодействии с учащимися;

- наличия знаний, умений, навыков, опыта организации процесса  познания, труда, общения как творческой  деятельности.

Предполагается также  наличие у учителя совокупности творческих способностей и исследовательских  умений, среди которых важное место  занимают организаторские способности, инициативность, активность, настойчивость, внимание и наблюдательность, искусство  нестандартно мыслить, богатое воображение, исследовательский подход к анализу  учебно-воспитательных ситуаций и творческому  решению педагогических задач, самостоятельность  суждений и выводов, эмоционально-волевые  свойства.

Как отмечает Н.Ф.Вишнякова, развитие в личности индивидуального  прямо пропорционально совершенствованию  в ней творца. Творческая индивидуальность рассматривается как высшая характеристика профессионального творчества. Она  включает интеллектуально-творческую инициативу, интеллектуальные способности, широту и глубину знаний, чуткость к противоречиям, склонность к творческому  сомнению, способность испытывать внутреннюю созидательную борьбу, информационный голод, чувство новизны, необычного в проблеме,

                                                           -8-

профессионализм, жажду познания.

Творческая индивидуальность личности учителя осуществляется, как  считает Н.Ф.Вишнякова, в обогащении человеческой культуры, в совершенствовании  окружающего мира, преобразовании психолого-педагогического  процесса и личности, в нахождении новых технологий и оригинальных технологических процессов, реализации эмоциональной культуры, эмпатии и идентификации, в развитии подсознательной или бессознательной структуры личности, педагогической интуиции и воображения, в саморазвитии на основе самоопределения, свободы, в самовыражении личности, формировании креативности и индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Профессиональное творчество педагога охватывает все стороны  его деятельности, выработку стратегии  и тактику преподавательского труда, направленного на решение задач  разностороннего и гармонического развития личности обучающихся, включая  подготовку различных форм учебно-воспитательного  процесса.

Педагогическое творчество определяется как деятельность, отличающаяся качественно новыми подходами к  организации учебно-воспитательного  процесса в образовательном учреждении и формирующая высокоэрудированного, с точки зрения современной науки, творчески мыслящего человека. Главными признаками педагогического творчества, как и творчества в целом, являются:

- создание нового или  существенное усовершенствование  известного;

- оригинальность, неповторимость  продукта деятельности, ее результатов;

- взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидания, то есть творческий человек постоянно работаем над собой, над созданием нового.

Существенно новым в развитии педагогического творчества, на наш взгляд, является так называемая креативная направленность обучения и

                                                           -9-

 воспитания, суть которой состоит в смене ценностных ориентации, в установке на рефлексивно-творческое освоение новых знаний, продуктивное их внедрение и творческое использование. Н.Ф. Вишнякова в своем исследовании «Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения» определяет следующую стратегию креативной психопедагогики: «...Ценностные ориентации личности актуализируются в процессе поисковой практики и коммуникативной рефлексии в сотворческой деятельности». Сотворчество способствует преодолению стереотипов, раскрытию творческого потенциала каждой личности в коллективе.

Интересна оценка В.И.Андреевым  творческого труда педагога. В.И.Андреев выделил разнообразные типы творческих способностей и на их основе - характеристики личности творческого типа. Согласно его типологии профессия педагога относится к блоку профессий «художник» наряду с профессиями скульптора, писателя, музыканта. Тем самым в профессии педагога подчеркивается аспект собственного творчества, творческого осмысления окружающей действительности. Педагогическая деятельность является сплавом науки и искусства, и оба эти компонента всегда предполагают творчество.

Разработать технологию творчества, учитывая тот факт, что в творчестве большую роль играют вдохновение, интуиция, сиюминутное ощущение бытия, а также то, что творчество имеет ярко выраженную личностную окраску, практически невозможно. По нашему мнению, уместнее проанализировать структуру творческого процесса и охарактеризовать каждый из этапов. Творческий процесс, по мнению Ф.В.Лазарева, включает следующую структуру:

Информация о работе Психолого-педагогический взгляд на проблему исследования