Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 03:07, курсовая работа
Двадцать первый век характеризуется сменой типа культурно-исторического наследия. Человечество в считанные десятилетия совершило поворот от веками и тысячелетиями складывавшегося типа социокультурного наследия, основанного на передаче свода прошлых образцов, системы знаний и правил, к новому типу социокультурного наследия, в рамках которого главным стало не столько усвоение прежних рецептов, сколько подготовка к овладению методами и содержанием познания и практики, творческого осмысления и преобразования действительности.
Введение…………………………………………………………….….…..3
ГлаваI.Психолого-педагогический взгляд на проблему исследования…………………………………………………………………….6
1.1.Основные понятия и характеристики педагогического творчества..6
1.2. Педагогическое творчество преподавателя: виды, уровни развития педагогического творчества…………………………………………………….10
1.3.Творческая индивидуальность и творческий стиль деятельности педагога………………………………………………………………………….17
Глава II Описание опыта работы учителя по использованию проектного метода как способа организации совместной творческой деятельности учителя и учащихся в процессе изучения английского языка..22
Заключение……………………………………………………………….35
Список литературы…………………………………………………….36
Приложения
Введение…………………………………………………………
ГлаваI.Психолого-
1.1.Основные понятия и
характеристики
1.2. Педагогическое творчество
преподавателя: виды, уровни развития
педагогического творчества…………
1.3.Творческая
Глава II Описание опыта работы учителя по использованию проектного метода как способа организации совместной творческой деятельности учителя и учащихся в процессе изучения английского языка..22
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложения
Введение
Творчество – это поиск и открытие
личностных жизненных перспектив.
Н.В. Вишнякова
Двадцать первый век характеризуется сменой типа культурно-исторического наследия. Человечество в считанные десятилетия совершило поворот от веками и тысячелетиями складывавшегося типа социокультурного наследия, основанного на передаче свода прошлых образцов, системы знаний и правил, к новому типу социокультурного наследия, в рамках которого главным стало не столько усвоение прежних рецептов, сколько подготовка к овладению методами и содержанием познания и практики, творческого осмысления и преобразования действительности.
Творчество трактуется как социально-историческое явление, возникающее и развивающееся в процессе взаимодействия субъекта и объекта на основе общественной практики.
В современных условиях творческий педагог – это прежде всего исследователь, обладающий следующими личностными качествами: научным психолого-педагогическим исследованием, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательской смелостью, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, потребностью в профессиональном самовоспитании и разумным использованием передового педагогического опыта. Все эти качества так или иначе характеризуют готовность педагога к организации профессиональной творческой деятельности.
Профессиональная деятельность педагога по своему характеру давно и однозначно отнесена в научных исследованиях к творческим видам деятельности и рассматривается как весьма нелегкий труд. Её сложность проявляется в многообразии компонентов, в разноплановости взаимосвязей
между ними, а также между этими компонентами и внешней средой. Преподавательская деятельность неразрывно связана с творчеством. Практически при проведении каждого занятия приходится что-то изменять и в содержании учебного материала, и в методике обучения. Каждое занятие каждый раз получается новым. Педагог становится мастером своего дела, профессионалом по мере того, как он осваивает и развивает педагогическую деятельность, овладевает педагогическим капиталом, признавая педагогические ценности. Важнейшей предпосылкой творческой деятельности является способность выделять свое «Я», профессиональное, из окружающей педагогической деятельности, противопоставлять себя как субъекта объектом своего воздействия и рефлексировать свои действия, слова и мысли. Саморегуляция как волевое проявление личности раскрывает природу и механизм таких профессиональных черт педагога, как инициативность, самостоятельность, ответственность. Все другие виды творческой деятельности уступают педагогическому творчеству по своей сложности и ответственности именно в силу того, что в процессе педагогической деятельности происходит «творение» и «сотворение» личности.
Таким образом, актуальность исследования заключается в том, что содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей.
Цель данной работы – рассмотреть преподавание как творческую деятельность учителя иностранного языка, определить виды, уровни развития педагогического творчества; рассмотреть проектную методику как средство реализации совместной творческой деятельности учителя и учащихся в процессе обучения английскому языку.
Объектом исследования является образовательный процесс.
Предмет исследования – преподавание как творческая деятельность учителя иностранного языка.
В соответствии с поставленной целью и обозначенными объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1.Представить психолого-
2. Описать опыт работы учителя по использованию проектной методики как средства реализации совместной творческой деятельности учителя и учащихся в процессе обучения английскому языку.
Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что использование метода проектов на уроках английского языка будет способствовать реализации процесса сотворчества учителя и учащихся в обучении.
Методы исследования:
- изучение педагогической и методической литературы по проблеме
исследования;
- наблюдение за деятельностью школьников;
- беседа;
- изучение школьной
-описание опыта работы учителя.
Методологической основой является деятельностный подход, личностно-творческий подход, полисубъектный.
Практическая значимость работы состоит в том, что, полученные материалы исследования могут использоваться учителями общеобразовательных школ, а также других типов учебных заведений.
Глава I Психолого-педагогический взгляд на проблему исследования
1.1.Основные понятия
и характеристики
С позиции философии творчество – это деятельность людей, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов деятельности.
В психолого-педагогической
науке различают как психологию
творчества, так и педагогику творчества.
Под психологией творчества понимается
область знаний, изучающая созидание
человеком нового, оригинального, полезного
в различных сферах деятельности.
В центре внимания ученых-психологов
– вопросы о структуре
Педагогика творчества – наука о создании инновационных теорий, систем, технологий учебно-воспитательного процесса. Отличительной чертой педагогики творчества являются гуманизм, направленность на реализацию и самореализацию творческой Я-концепции педагога и воспитанника.
Ученые – исследователи, в частности В.И.Андреев, считают, что педагогику творчества следует рассматривать как науку о педагогической системе двух взаимосвязанных видах человеческой деятельности: педагогике воспитания и педагогике самовоспитания личности в различных видах деятельности и общения. Отсюда цель педагогики творчества – формирование творческой личности, для которой характерны устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, творческий стиль в одном или нескольких видах деятельности, наличие способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило
важную роль воображения, интуиции и импровизации – неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребность личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Важнейшая роль в процессе формирования такой личности принадлежит педагогам.
Исследователь проблемы творчества Н.М.Шакирова под готовностью педагога к организации творческой деятельности понимает сформированность у него соответствующих качеств и свойств личности, а именно:
- осознание себя как творческой индивидуальности, наличия творческой активности, самостоятельности;
- потребности в творческом взаимодействии с учащимися;
- наличия знаний, умений,
навыков, опыта организации
Предполагается также наличие у учителя совокупности творческих способностей и исследовательских умений, среди которых важное место занимают организаторские способности, инициативность, активность, настойчивость, внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение, исследовательский подход к анализу учебно-воспитательных ситуаций и творческому решению педагогических задач, самостоятельность суждений и выводов, эмоционально-волевые свойства.
Как отмечает Н.Ф.Вишнякова,
развитие в личности индивидуального
прямо пропорционально
профессионализм, жажду познания.
Творческая индивидуальность личности учителя осуществляется, как считает Н.Ф.Вишнякова, в обогащении человеческой культуры, в совершенствовании окружающего мира, преобразовании психолого-педагогического процесса и личности, в нахождении новых технологий и оригинальных технологических процессов, реализации эмоциональной культуры, эмпатии и идентификации, в развитии подсознательной или бессознательной структуры личности, педагогической интуиции и воображения, в саморазвитии на основе самоопределения, свободы, в самовыражении личности, формировании креативности и индивидуального стиля профессиональной деятельности.
Профессиональное творчество
педагога охватывает все стороны
его деятельности, выработку стратегии
и тактику преподавательского труда,
направленного на решение задач
разностороннего и
Педагогическое творчество
определяется как деятельность, отличающаяся
качественно новыми подходами к
организации учебно-
- создание нового или
существенное
- оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов;
- взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидания, то есть творческий человек постоянно работаем над собой, над созданием нового.
Существенно новым в развитии педагогического творчества, на наш взгляд, является так называемая креативная направленность обучения и
воспитания, суть которой состоит в смене ценностных ориентации, в установке на рефлексивно-творческое освоение новых знаний, продуктивное их внедрение и творческое использование. Н.Ф. Вишнякова в своем исследовании «Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения» определяет следующую стратегию креативной психопедагогики: «...Ценностные ориентации личности актуализируются в процессе поисковой практики и коммуникативной рефлексии в сотворческой деятельности». Сотворчество способствует преодолению стереотипов, раскрытию творческого потенциала каждой личности в коллективе.
Интересна оценка В.И.Андреевым творческого труда педагога. В.И.Андреев выделил разнообразные типы творческих способностей и на их основе - характеристики личности творческого типа. Согласно его типологии профессия педагога относится к блоку профессий «художник» наряду с профессиями скульптора, писателя, музыканта. Тем самым в профессии педагога подчеркивается аспект собственного творчества, творческого осмысления окружающей действительности. Педагогическая деятельность является сплавом науки и искусства, и оба эти компонента всегда предполагают творчество.
Разработать технологию творчества, учитывая тот факт, что в творчестве большую роль играют вдохновение, интуиция, сиюминутное ощущение бытия, а также то, что творчество имеет ярко выраженную личностную окраску, практически невозможно. По нашему мнению, уместнее проанализировать структуру творческого процесса и охарактеризовать каждый из этапов. Творческий процесс, по мнению Ф.В.Лазарева, включает следующую структуру:
Информация о работе Психолого-педагогический взгляд на проблему исследования