Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 03:07, курсовая работа
Двадцать первый век характеризуется сменой типа культурно-исторического наследия. Человечество в считанные десятилетия совершило поворот от веками и тысячелетиями складывавшегося типа социокультурного наследия, основанного на передаче свода прошлых образцов, системы знаний и правил, к новому типу социокультурного наследия, в рамках которого главным стало не столько усвоение прежних рецептов, сколько подготовка к овладению методами и содержанием познания и практики, творческого осмысления и преобразования действительности.
Введение…………………………………………………………….….…..3
ГлаваI.Психолого-педагогический взгляд на проблему исследования…………………………………………………………………….6
1.1.Основные понятия и характеристики педагогического творчества..6
1.2. Педагогическое творчество преподавателя: виды, уровни развития педагогического творчества…………………………………………………….10
1.3.Творческая индивидуальность и творческий стиль деятельности педагога………………………………………………………………………….17
Глава II Описание опыта работы учителя по использованию проектного метода как способа организации совместной творческой деятельности учителя и учащихся в процессе изучения английского языка..22
Заключение……………………………………………………………….35
Список литературы…………………………………………………….36
Приложения
субъективно-эмоциональная подсистема (психологическая): психофизиологические компоненты личности и их состояние; творческое самочувствие и умение управлять психологическим состоянием; процесс общения; педагогическая импровизация и интуиция; практическое владение
своей эмоционально-творческой природой; элементы актерского мастерства, оказывающие воспитывающее и психотерапевтическое воздействие на индивидуальность учащегося.
Кроме этого, структуру творческой деятельности дополняют такие качества личности, как чувство увлеченности при решении педагогических задач, способность генерировать идеи, отражать и устанавливать новые связи между компонентами задачи, стремиться к независимому суждению, самоорганизации и самообразованию (А. С. Косогорова).
Творческие проявления личности
соединяются в своеобразную триаду
качеств: оригинальность как способность
предлагать необычный способ решения
проблемы и мыслить неординарно;
чувствительность; интеграция как способность
одновременно учитывать и объединять
несколько противоположных
Творческая индивидуальность проявляется и закрепляется в творческом стиле деятельности (Ю. Ю. Посталюк).
Категория «творческий стиль
деятельности» является упрощенным
отражением реального творческого
процесса, проявляется на уровне субъектов
творчества как сложная многомерная
система, основные компоненты которой
— мотивационный, интеллектуальный,
эмоционально-волевой. Содержание каждого
реализуется через
Мешают проявлению творческой индивидуальности преподавателя, существенно тормозят этот процесс, а иногда полностью его блокируют барьеры педагогического творчества: инерция мышления, по-другому вязкость мышления; узость мышления, выражающаяся в его функциональной ограниченности, когда использование знаний происходит лишь в установленных мыслительных пределах. На процесс творчества влияют
сформированность и владение преподавателем формами, методами и средствами изучения педагогической деятельности, а также отсутствие или недостаточность организационно-педагогической готовности к творческому труду. Выделяют также внутриличностные барьеры творческого самовыражения педагога. К ним относят личностные обоснования педагогом собственных педагогических действий или уклонение от них: «это у меня уже есть», «это у меня не получится», «это не решает моей главной проблемы», «здесь не все равноценно».
Чтобы свести к минимуму негативное влияние барьеров творчества, реализовать творческий потенциал личности и выразить свою индивидуальность, преподавателю нужно овладеть технологией педагогического творчества. При этом необходимо помнить, что движущей силой является постоянно возникающее и разрешаемое противоречие между использованием зафиксированных в педагогической технике типовых действий и необходимостью находить новые пути для решения возникающих в практике задач. А предпосылкой творческого процесса является проблемная ситуация, определяемая как противоречие между потребностью в получении результата и отсутствием адекватных средств и способов для его достижения.
Этапы процесса организации творческого поиска:
- подготовительный — это прежде всего выбор темы, методов и средств, формулировка цели и задач, рабочих гипотез, подготовка себя к творческому поиску и проверка этой готовности;
- исследовательский — это наблюдение за процессом труда в соответствии с его целью и задачами и своевременное фиксирование результатов; внесение корректив в процесс труда, если намеченное после многократных наблюдений не получается или при изменении условий труда; проведение отдельных экспериментов; многократное повторение удавшихся методов и приемов труда, сформировавшихся навыков с целью
проверки устойчивости их результатов; проверка педагогом результатов своего творческого поиска;
- завершающий, на котором происходит обобщение результатов творческого поиска и выясняется: разрешены ли поставленные задачи; достигнута ли сформулированная цель; оправдались ли рабочие гипотезы и насколько эффективно; что не подтвердилось и почему; кто и как этот опыт может использовать.
Можно выделить и такие этапы в творческом процессе педагога, как: возникновение замысла, направленного на решение педагогической задачи; разработка его; воплощение в деятельное общении с людьми; анализ и оценка результатов творчества.
Различают три фазы в процессе технического изобретения:
- подготовленную, в которую входят усмотрение потребности, возникновение желания удовлетворить эту потребность в формулировке задачи;
- центральную, или основную, включающую поиск решений, нахождение принципа решения и превращение его в схему;
- заключительную, когда происходит обоснование найденного решения и материально-техническое оформление изобретения.
В творческом процессе выделяют также триаду значимых рубежей: понимание сущности того, что ищется; гипотезу о конечном виде искомого и возможном пути его достижения; установление соответствия найденного с тем, что предполагалось искать в начале решения той или иной проблемы.
Логика творческого процесса высвечивается в таких этапах как: возникновение замысла; осознание цели; накопление наблюдений; выбор лучшего из возможных решений творческой задачи путем перебора вариантов; результат творческого процесса и его оценка [2;29].
Существует ряд форм проявления творчества в труде: мотивационные, проявляющиеся в виде интереса и избирательно стремления к определенному
виду труда; личностные, выраженные
в самостоятельности, инициативности,
независимости при решении
Творчество для педагога является источником самовыражения, самоутверждения. Развитие педагогического творчества педагога - важная предпосылка успешного развития личности воспитанника.
-22-
Глава II Описание опыта работы учителя по использованию проектного метода как способа организации совместной творческой деятельности учителя и учащихся в процессе изучения английского языка
Развитию творческого потенциала преподавателя способствует его опыт, который дает возможность искать новые пути, способы организации своей деятельности.
Педагогический опыт следует рассматривать как совокупность профессиональных знаний, умений, навыков, а также привычек, постоянно применяемых в практике обучения и воспитания и дающих определенный эффект.
Педагогическая деятельность
— процесс постоянного
Педагог всегда творит в соавторстве с учениками, что позволяет ему организовать совместную творческую деятельность. Как вариант сотворчества педагога с учащимися следует рассмотреть опыт учителя МОУ СОШ №30 Муратиди Ю.К. по использованию проектного метода как способа организации совместной творческой деятельности учителя и учащихся в процессе обучения английскому языку.
В практике своей деятельности Юлия Константиновна использует технологию метода проекта в течение 5-х лет. Не утверждая, что проектная работа поможет решению всех проблем в изучении иностранных языков, учитель отмечает, что это эффективное средство от однообразия, скуки, оно способствует развитию творческих способностей учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний. Учащиеся, воспринимая язык как средство формирования и формулирования мысли, как средство
межкультурного взаимодействия, знакомятся со страноведческой тематикой, на практике познавая особенности функционирования языка в новой для них культуре и формируя страноведческую компетенцию.
По словам Юлии Константиновны, метод проектов позволяет решить дидактическую задачу и соответственно превратить уроки английского языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы, с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.
Применение проектной методики повышает интерес учащихся к изучению английского языка и способствует развитию внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика. Муратиди Ю.К. считает, что позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению иностранного языка.
Поэтому, задача состоит в том, чтобы ученик получил в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научился анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, тогда в силу более высокого образовательного уровня ему легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выбрать будущую профессию, жить творческой жизнью.
Выполнение заданий проекта выходят за рамки урока, и требует определенного времени, но усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важных задач:
- занятия походят на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся при изучении иностранного языка;
- осуществляется самостоятельная творческая работа в рамках заданной темы;
- в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности;
- осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем в качестве партнера и консультанта;
- повышается индивидуальная
и коллективная ответственность учащихся
за
конкретную работу в рамках проекта;
- работая над проектом, учащиеся учатся доводить дело до конца: документально оформлять результаты своего труда (написать статью для газеты, сообщение, собрать и обработать статистические данные, сделать аудио- и видеозапись, оформить альбом, коллаж, стенгазету, выставку, организовать вечер для родителей, одноклассников).
В своей практике педагог использует различные варианты проектов и путей их реализации.
Какие же типы проектов получили наибольшее распространение в практике преподавания иностранного языка Муратиди Ю.К.:
- Монопроект – это разрешение проблемного вопроса одного ученика: Так, например, наиболее значимыми для учащихся являются следующие темы: «В какой школе я бы хотел учиться», «Полезные
правила», «Мой любимый магазин», «История моей семьи», «Знаменитые люди», «Школьная форма».
- Коллективный проект – предполагает разрешение проблемного вопроса группой учащихся. Огромный интерес у учащихся вызывают такие темы: «Домашняя медицина», «Молодёжная субкультура», «Королевская семья», «Хотели бы вы посетить Великобританию?», «Охрана окружающей среды», «Директора нашей школы», «Праздники Великобритании».
Типы индивидуальных и коллективных проектов.
- Устно-речевой - это разрешение проблемы в устной форме; это и инсценировка различных сказок, проведение утренников: «Счастливое Рождество», организация концерта: «Мы любим своих мам».
- Письменный – предполагает продукт деятельности, оформленный в виде сочинений, словарей, газет, стихотворений (их переводов с английского языка), создание справочников. Одним из самых интересных проектов для школьников является составление словаря молодёжного сленга и путеводителя по Лондону.
А также в своей работе Юлия Константиновна использует и другие типы проектов, такие как:
- творческий проект;
- ролево-игровой проект;
- информационный проект (см. приложение 1).
В основу каждого из своих проектов Муратиди Ю.К. закладывает какую-либо проблему, чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями. К первым можно отнести умение работать с информацией, с текстом (выделять главную мысль, вести
поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.д., умение работать с разнообразным справочным материалом. Формирование многих из названных умений является задачами обучения различным видам речевой деятельности на уроке.
Информация о работе Психолого-педагогический взгляд на проблему исследования