Психологический анализ конфликтных ситуаций в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 23:42, реферат

Краткое описание

Эмоции и чувства составляют особую, очень важную сторону внутренней жизни человека. Все мы в каждый момент находимся в определенном эмоциональном состоянии, переживаем те или иные чувства. Эмоциональные проявления человека очень разнообразны: радость, горе, страх, гнев, удивление, грусть, тревога, восхищение, презрение и т.д. Мир эмоциональных переживаний пронизывает все стороны жизни: отношения с окружающими людьми, деятельность, общение и познание. Одна из сфер человеческой деятельности — искусство — непосредственно обращена к эмоциям и чувствам человека.

Файлы: 1 файл

СЕМИНАР ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

Поведение, представляющее собой совокупность реактивно-импульсивных ответов на стимулы окружающей среды, в психологии называют полевым. Полевое  поведение можно наблюдать у  детей раннего возраста, а также  при некоторых нарушениях психической деятельности взрослых. В отличие от непреднамеренного полевого поведения собственная активность личности произвольна и целенаправленна. Она надситуативна, т.е. выходит за пределы заданного наличной ситуацией, связана с постановкой целей, избыточных по отношению к исходной задаче.  

Вторая функция  волевых процессов — тормозная  — состоит в сдерживании мотивов  и желаний, несогласующихся с  главными целями деятельности, идеалами, ценностями, взглядами, мировоззрением личности. В своем единстве тормозная  и побудительная функции воли обеспечивают преодоление трудностей на пути к достижению цели, т.е. обеспечивают волевую регуляцию поведения человека.  
 

 Волевые действия  реализуются в волевых актах,  имеющих определенную структуру  и содержание. Волевые акты могут быть простыми и сложными. В простом волевом акте побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически. В сложном волевом акте действию предшествуют учет его последствий, осознание мотивов, принятие решения, намерение его осуществить, составление плана осуществления. Таким образом, структуру сложного волевого акта образуют следующие основные этапы:

возникновение мотивов деятельности;

борьба мотивов;

решение о действии;

исполнение принятого  решения.

 Нередко 1-й, 2-й и 3-й этапы объединяют, называя эту часть волевого действия подготовительным звеном, 4-й этап является при этом исполнительным звеном.  

 Мотивирование  есть актуализация побуждения  с осознанием и постановкой  цели, на достижение которой направляется  данное действие. Целью при этом является желаемый или предполагаемый результат действия, направленного на предмет, при помощи которого человек намерен удовлетворить ту или иную потребность.  

 Ситуация  борьбы мотивов как конкретных  побудителей действия (одно желание  противопоставляется другому, сталкивается с ним) может требовать от человека овладения своим поведением, заставляет приложить соответствующие усилия для ее осмысливания. Борьба мотивов тем сильнее, чем более весомы противоборствующие мотивы, чем более равными по своей силе и значимости они являются для человека.  

 Возможные  пути и средства достижения  цели соотносятся с имеющейся  у человека системой ценностей,  включающей убеждения, чувства,  нормы поведения, ведущие потребности.  Этап борьбы мотивов и выбора  путей достижения цели является центральным в сложном волевом акте. Оценив ситуацию, взвесив различные мотивы и возможные последствия своих действий, человек принимает решение. При этом он ставит перед собой конкретную задачу и составляет план действия. Этот этап характеризуется спадом внутреннего напряжения, которое сопровождало борьбу мотивов. Волевое действие заканчивается исполнением принятого решения.  

 Этап осуществления  принятого решения, однако, не  освобождает человека от необходимости  прилагать волевые усилия, и порой не менее значительные, чем при выборе цели действия или способов его исполнения, поскольку практическое осуществление намеченной цели также сопряжено с преодолением препятствий. Продолжительность каждого из этапов в разных случаях различна, и четких переходов между ними не существует.  

 В большинстве  случаев принятие решения и  волевое поведение в целом  связаны с большим внутренним  напряжением, иногда приобретающим  стрессовый характер. Наличие волевого  усилия, переживаемого субъектом,  является очень характерной особенностью волевого акта.  

 Следует отметить, что понятие «волевая регуляция  деятельности и поведения» используется  в психологии в двух основных  значениях. В первом (широком)  значении данным понятием, по  существу, охватывается произвольная  регуляция в целом. В этом случае под ним понимается высший, т.е. произвольно контролируемый, осознаваемый уровень регуляции поведения и деятельности. Во втором (узком) значении волевая регуляция деятельности и поведения ограничивается специфическими формами организации и регуляции поведения и деятельности в сложных, часто критических условиях.  

 В волевых  действиях личность и ее психические  процессы проявляются, формируются  и развиваются. В связи с  этим выделяют еще одну функцию  воли — генетическую. Она способствует повышению уровня осознаваемости и организованности других психических процессов, а также формированию так называемых волевых свойств личности: самостоятельности, решительности, настойчивости, самообладания, целеустремленности и др.

9.5.Волевые свойства личности.  

 В процессе  жизненной практики из проявлений  воли в отдельных поступках  складывается волевая организация  личности. Волевые свойства становятся  неотъемлемым признаком личности. Формирование этих свойств связано  с типом нервной деятельности человека, а также с теми требованиями, которые предъявляет к нему социальное окружение, с условиями жизнедеятельности. Важную роль в развитии волевых характеристик личности играет воспитание, влияние родителей и значимых взрослых. В психологии выделяют следующие волевые свойства личности:  

целеустремленность  — волевое свойство личности, проявляющееся  в подчинении человеком своего поведения  устойчивой жизненной цели, целевая  направленность принимаемых решений  и их исполнения;  

решительность—  волевое свойство личности, которое проявляется в быстром и продуманном выборе цели и определении способов ее достижения. Решительность необходима особенно в сложных ситуациях, связанных с риском. Противоположность этому качеству — нерешительность;  

смелость —  способность к преодолению страха и растерянности, учитывая грозящие опасности. Смелый человек осознает свои возможности и достаточно продумывает действия;  

настойчивость — волевое свойство личности, которое  проявляется в способности доводить до конца принятые решения, достигать поставленные цели. От настойчивости следует отличать упрямство, где признается лишь собственное мнение, хотя оно может быть и ошибочным;  

выдержка (самообладание) — волевое свойство личности, которое  проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели. Противопоставляется импульсивности— склонности действовать по первому побуждению, поспешно, не обдумывая своих поступков;  

мужество —  сложное волевое свойство личности, предполагающее наличие не только смелости, но и настойчивости, выдержки, уверенности в себе. Это не кратковременное состояние, а длительное систематическое преодоление внутренних и внешних трудностей при решении больших и сложных жизненно важных задач;  

инициативность  — волевое свойство, благодаря которому человек действует творчески, это отвечающая времени и условиям активная и смелая гибкость действий и поступков человека;  

самостоятельность — волевое свойство, проявляющееся  в умении самостоятельно ставить  цели, находить пути их достижения и выполнять принятые решения. Противоположное качество — внушаемость. Внушаемый человек легко поддается чужому влиянию, не умеет критически относиться к чужим советам и противостоять им;  

дисциплинированность  — это волевое свойство личности, заключающееся в сознательном подчинении своего поведения общественным правилам и нормам.

Информация о работе Психологический анализ конфликтных ситуаций в школе