Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 23:42, реферат
Эмоции и чувства составляют особую, очень важную сторону внутренней жизни человека. Все мы в каждый момент находимся в определенном эмоциональном состоянии, переживаем те или иные чувства. Эмоциональные проявления человека очень разнообразны: радость, горе, страх, гнев, удивление, грусть, тревога, восхищение, презрение и т.д. Мир эмоциональных переживаний пронизывает все стороны жизни: отношения с окружающими людьми, деятельность, общение и познание. Одна из сфер человеческой деятельности — искусство — непосредственно обращена к эмоциям и чувствам человека.
Значимость
эмоций в жизни человека
Отражательно-оценочная
функция. Эмоции оценивают значимость
предметов и ситуаций для достижения
целей и удовлетворения потребностей
субъекта; являются той системой сигналов,
посредством которой субъект узнает о
значимости происходящих, прошлых и будущих
событий.
Побудительная
функция. Из оценки происходящего вытекает
побуждение к действию. По мнению С.Л.Рубинштейна,
«...эмоция в себе самой заключает
влечение, желание, стремление, направленное
к предмету или от него».
Активирующая
функция непосредственно
Регулирующая
функция. Эмоции влияют на направление
и осуществление деятельности субъекта.
Возникновение того или иного
эмоционального отношения к объекту,
предмету, явлению влияет на мотивацию
на всех этапах протекания деятельности.
Оценивая ход и результат деятельности,
эмоции придают субъективную окраску
происходящему вокруг нас и в нас самих.
Это значит, что на одно и то же событие
разные люди могут эмоционально реагировать
различно.
Синтезирующая
функция. Эмоции соединяют, синтезируют
в единое целое отдельные сопряженные
во времени и пространстве события и факты.
А.Р.Лурия показал, что совокупность образов,
прямо или случайно связанных с ситуацией,
породившей сильное эмоциональное переживание,
образует в сознании субъекта прочный
комплекс. Актуализация одного из элементов
влечет, иногда против воли субъекта, воспроизведение
в сознании других его элементов.
Смыслообразование.
Эмоции служат сигналом смыслообразующей
силы мотива. Так, например, А.Н.Леонтьев
писал: «День, наполненный множеством
действий, казалось бы, вполне успешных,
тем не менее, может испортить человеку
настроение, оставить у него некий неприятный
эмоциональный осадок. На фоне забот дня
этот осадок едва замечается, но вот наступает
минута, когда человек, как бы оглядывается
и мысленно перебирает прожитый день,
в эту-то минуту, когда в памяти всплывает
определенное событие, его настроение
приобретает предметную отнесенность,
возникает аффективный сигнал, указывающий,
что именно это событие и оставило у него
эмоциональный осадок. Может статься,
например, что это его негативная реакция
на чей-то успех в достижении общей цели,
единственно ради которой, как ему думалось,
он действовал, и вот оказывается, что
это не вполне так и что едва ли не главным
для него мотивом было достижение успеха
для себя».
Защитная функция.
Такое сильное эмоциональное
переживание, как страх, предупреждает
человека о реальной или мнимой опасности,
способствуя тем самым лучшему
продумыванию возникшей ситуации, более
тщательному определению
Экспрессивная
функция. Эмоции за счет своего экспрессивного
компонента принимают участие в
установлении контакта с другими
людьми в процессе общения с ними и
воздействия на них.
Многообразие
проявлений эмоциональной
В зависимости
от модальности, качества
Интерес-возбуждение
— чувство захваченности, любопытства,
это наиболее часто испытываемая
положительная эмоция, выступающая
исключительно важным видом мотивации
в развитии навыков, знаний, мышления.
Интерес является единственной мотивацией,
которая может поддерживать осуществление
повседневной, привычной, рутинной работы.
У человека, испытывающего эмоцию интереса,
возникает желание исследовать, вмешаться,
расширить свой опыт; подойти по-новому
к человеку или объекту, возбудившему
интерес. При интенсивном интересе человек
чувствует себя воодушевленным и оживленным.
Радость характеризуется
чувством уверенности и значительности,
ощущением способности справиться с трудностями
и наслаждаться жизнью. Радость сопровождается
удовлетворенностью собой, окружающими
людьми и миром. Она часто сопровождается
чувствами силы и энергетического подъема.
Следствием сочетания радости и ощущения
собственной силы является связь радости
с чувствами превосходства и свободы,
ощущением того, что человек больше, чем
он есть в обычном состоянии. Радость—
это чувство, которое возникает при реализации
своих возможностей. Препятствия к самореализации
являются препятствиями для появления
радости.
Удивление является
преходящей эмоцией: оно быстро наступает
и столь же быстро проходит. В
отличие от других эмоций удивление
не мотивирует поведение в течение
долгого времени. Функция удивления
состоит в подготовке субъекта к успешным
действиям, к новым или внезапным событиям.
Страдание представляет
собой наиболее распространенную отрицательную
эмоцию. Оно обычно является доминирующим
при горе и депрессии. Психологические
причины страдания включают многие
проблемные ситуации каждодневной жизни,
потребностные состояния, другие эмоции,
воображение и т.д. Переживание страдания
описывается как уныние, упадок духа, обескураженность,
одиночество, чувство изоляции. Страдание
сообщает и самому страдающему человеку,
и тем, кто его окружает, что ему плохо,
и побуждает человека предпринять определенные
действия: сделать что-то для уменьшения
страдания, устранить его причину или
изменить свое отношение к объекту, служащему
причиной. Самой тяжелой формой страдания
является горе. Его источником выступает
утрата. Наиболее глубокое горе возникает,
например, при потере любимого человека.
Состояние горя каждый человек переживает
очень тяжело.
Гнев— сильная
отрицательная эмоция, возникающая
в ответ на препятствие в достижении
человеком страстно желаемой цели. Среди
причин гнева— личное оскорбление, разрушение
состояний интереса или радости, обман,
принуждение сделать что-либо против желания.
При переживании гнева человек ощущает
свою силу и хочет напасть на источник
гнева. Чем сильнее гнев, тем более сильным
и энергичным чувствует себя субъект,
тем большую потребность в физическом
действии он ощущает. В ярости мобилизация
энергии настолько велика, что человек
чувствует, что он взорвется, если не проявит
каким-либо способом свой гнев.
Отвращение как
эмоциональное состояние
Презрение связано
с ситуациями, в которых человеку необходимо
чувствовать себя сильнее, умнее, лучше
в каком-то отношении, чем презираемое
лицо. Презрение — это чувство превосходства
над другим человеком, группой или предметом,
их обесценивание. Презирающий человек
как бы отстраняется, создает расстояние
между собой и другими. Презрение, как
гнев и отвращение, в известной мере оказывается
чувством враждебности: человек враждебно
относится к тому, кого он презирает.
Страх является
наиболее сильной и опасной из
всех эмоций, которая оказывает большое
влияние на сознание и поведение человека.
Причинами страха могут быть события,
условия или ситуации, сигнализирующие
об опасности. Страх переживается как
предчувствие беды, неуверенности, полной
незащищенности. Со страхом связаны чувства
недостаточной надежности, чувство опасности
и надвигающегося несчастья, при которых
человек ощущает угрозу своему существованию.
Ощущение страха может варьировать от
неприятного предчувствия до ужаса.
Стыд как эмоция
повергает человека в такое состояние,
когда он кажется себе маленьким, беспомощным,
скованным, эмоционально расстроенным,
глупым, никуда не годным. Он сопровождается
временной неспособностью мыслить логично
и эффективно, а нередко — ощущением неудачи,
поражения. Стыд может вызвать презрение
к самому себе.
Вина возникает
при совершении неправильных действий.
Обычно люди чувствуют вину, когда
осознают, что нарушили правило и
переступили границы своих
Формы проявления
эмоций также весьма
Аффект —
сильное и относительно кратковременное
эмоциональное состояние, связанное
с резким изменением важных для субъекта
жизненных обстоятельств и
Собственно эмоции
— более длительные и менее
интенсивные состояния по сравнению
с аффектами. Эмоции имеют ситуативный
характер, т.е. выражают оценочное отношение
человека к наличной или возможной
ситуации, к своей деятельности и
к своим действиям.
Чувство — одна
из основных форм переживания человеком
своего отношения к предметам
и явлениям действительности. Оно
отличается относительной устойчивостью
и постоянством. Чувства человека
возникают как обобщение эмоций
— становление и развитие чувств выражает
формирование устойчивых эмоциональных
отношений. В отличие от ситуативных эмоций
и аффектов, отражающих ситуативное значение
предметов в конкретно сложившихся условиях,
чувства выделяют явления, имеющие постоянную
мотивационную значимость. Несовпадение
ситуативных и устойчивых эмоциональных
переживаний получило в психологии наименование
амбивалентность чувств.
Чувства — это
устойчивые эмоциональные отношения,
выступающие как своеобразная «привязанность»
к определенному кругу явлений
действительности, как стойкая направленность
на них, «захваченность» ими. В регуляции
поведения чувствам отведена роль ведущих
эмоционально-смысловых образований личности.
В процессе формирования личности чувства
организуются в иерархическую систему,
в которой одни из них занимают ведущее
положение, соответствующее актуально
действующим мотивам, другие же остаются
потенциальными, нереализованными.
В содержании доминирующих
чувств человека проявляются мировоззренческие
установки, т.е. важнейшие характеристики
его личности. Наиболее распространенная
классификация чувств выделяет нравственные,
эстетические и интеллектуальные чувства.
Выделение видов осуществлено в соответствии
с конкретными областями деятельности
и сферами социальных явлений, становящихся
объектами чувств. Чувства данных видов
называют высшими, в них заключено все
богатство эмоциональных отношений человека
к реальной действительности.
Нравственные (этические)
чувства выражают отношение человека
к другим людям. Родине, семье, самому
себе. К этим чувствам относят любовь,
гуманизм, патриотизм, справедливость,
достоинство и т.д. Многообразие нравственных
чувств отражает многообразие человеческих
отношений. Этические чувства регулируют
поведение человека. Высшим нравственным
регулятором поведения человека является
совесть. Известно, в каких состояниях
находятся люди, совершившие неэтичный
поступок. Эти переживания, в основе которых
лежат грех и боязнь отчуждения человека
от других, предательство своего достоинства,
называют «муками совести».
Информация о работе Психологический анализ конфликтных ситуаций в школе