Психологический анализ конфликтных ситуаций в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 23:42, реферат

Краткое описание

Эмоции и чувства составляют особую, очень важную сторону внутренней жизни человека. Все мы в каждый момент находимся в определенном эмоциональном состоянии, переживаем те или иные чувства. Эмоциональные проявления человека очень разнообразны: радость, горе, страх, гнев, удивление, грусть, тревога, восхищение, презрение и т.д. Мир эмоциональных переживаний пронизывает все стороны жизни: отношения с окружающими людьми, деятельность, общение и познание. Одна из сфер человеческой деятельности — искусство — непосредственно обращена к эмоциям и чувствам человека.

Файлы: 1 файл

СЕМИНАР ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

Интеллектуальные (познавательные) чувства порождаются  познавательными отношениями человека к миру. Предметом познавательных чувств является как сам процесс  приобретения знаний, так и его  результат. К интеллектуальным чувствам относят интерес, любознательность, ощущение тайны, удивления. Вершиной интеллектуальных чувств является обобщенное чувство любви к истине, которое становится огромной движущей силой, содействующей глубокому проникновению в тайны бытия.  

Способность руководствоваться  при восприятии явлений окружающей действительности понятиями прекрасного, любовь к красоте лежит в основе эстетических чувств. Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах. Человек, наделенный развитым в процессе воспитания эстетическим вкусом, при восприятии произведений искусства, картин природы, другого человека испытывает приятные или неприятные для него эмоции, диапазон которых чрезвычайно широк — от чувства наслаждения и восторга до отвращения.  

Чувства человека обусловлены его взаимоотношениями с другими людьми, они регулируются нравами и обычаями общества. Процесс формирования чувств человека неразрывно связан со всем процессом становления его внутреннего мира.  

Настроение —  устойчиво и относительно слабо  выраженное эмоциональное состояние. Настроение определяется тем, как складываются взаимоотношения человека с окружающими, как он воспринимает события своей жизни. Настроение характеризуется положительным эмоциональным тоном (веселое, жизнерадостное, повышенное, эйфория) и отрицательным (грустное, подавленное, пониженное, дисфория, депрессия). Оно придает эмоциональную окраску всему поведению человека, выражается во всех его проявлениях. Если у человека хорошее настроение, то и восприятие чего-то, представление о чем-то имеет положительную окраску.  

Страсть — сильное, глубокое, абсолютно доминирующее эмоциональное  переживание. Она выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, в  направленности их на единую цель. Страсть  захватывает всего человека, она  может быть пагубной, а может быть великой. То, что не связано с доминирующей страстью, представляется человеку второстепенным.  

Стресс возникает  в экстремальной ситуации, требующей  от человека мобилизации нервно-психических  сил. Первоначально понятие стресса (от англ. stress — давление, напряжение) возникло в физиологии для обозначения неспецифической биологической реакции организма («общего адаптационного синдрома», физиологического стресса) в ответ на любое неблагоприятное воздействие среды. Позднее оно стало использоваться и для описания эмоционально-психических состояний человека в экстремальных условиях — психологический стресс. Последний иногда еще подразделяют на стресс эмоциональный (в ситуациях угрозы, обиды, опасности) и информационный (при информационных перегрузках).  

 Стрессовые состояния — это особые эмоциональные состояния, возникающие в ответ на экстремальные воздействия и требующие от человека мобилизации всех ресурсов организма, в том числе и нервно-психических сил. Слабые воздействия не приводят к стрессу, так как он возникает только тогда, когда влияние стрессора превосходит приспособительные возможности человека. Небольшой уровень стресса даже полезен и необходим для любой физической или психической активности.  

 Основатель  учения о стрессе Г.Селье выделил  три стадии развития стресса:  

«реакцию тревоги», во время которой мобилизуются защитные силы организма;  

стадию сопротивления— полную адаптацию к стрессу;  

стадию истощения, возникающую в случае, если стрессор силен и воздействует на человека продолжительное время.

 Стресс является  не простым нервным напряжением,  а комплексной приспособительной  реакцией всего организма. С  точки зрения стрессовой реакции,  не имеет значения, приятна или  неприятна ситуация, с которой  сталкивается человек. Иногда  различают понятия стресса и дистресса. Если умеренный стресс не является вредным, помогает осуществлять приспособительные реакции, то дистресс есть результат чрезмерного стресса, наступающий при исчерпании адаптационных резервов и оказывающий деструктивное действие на организм.  
 
 

 Типичными  тяжелыми стрессорами являются  боевые действия, природные и  транспортные катастрофы, несчастный  случай, присутствие при насильственной  смерти других, разбойное нападение,  пытки, изнасилование, пожар. Болезненные  психические реакции на воздействие тяжелых стрессоров называются посттравматическими стрессовыми расстройствами.  

 Следует отметить, что стрессогенные раздражители  необязательно должны существовать  в реальности. Человек реагирует  не только на действительную  опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Некоторые реальные, но неопасные раздражители могут иметь стрессогенное значение в силу неадекватной интерпретации с приписыванием им угрожающих свойств. Отсюда понятно, что большей частью стресс в жизни человека инициируется и продуцируется им самим. Все зависит от того, как он реагирует на свое окружение и социально значимые стимулы.  

 Близким по  своим проявлениям к стрессу  является состояние фрустрации (от  лат. frustratio — «обман», «расстройство», «разрушение планов»). Фрустрационное состояние возникает при объективных или субъективных трудностях, испытываемых человеком на на пути к цели. Фрустрация сопровождается гаммой отрицательных эмоций (озлобленностью, подавленностью, агрессией), которые в состоянии дезорганизовать поведение и сознание человека.

9.3.Эмоциональные  свойства личности.  

 Характеристики  эмоционального реагирования, постоянно  и ярко проявляющиеся у человека, являются его эмоциональными  свойствами и определяют его  эмоциональность. В обыденном,  житейском смысле эмоциональность понимается в двух значениях. Во-первых, эмоциональным называют человека, бурно реагирующего на обстоятельства: вспыльчивого, необузданного или восторженного, жизнерадостного. Во-вторых, так говорят о человеке впечатлительном, тонко чувствующем, легко ранимом.  

 Эмоциональность  трактуется как совокупность  свойств человека, характеризующих  содержание, качество и динамику  его эмоций и чувств. Содержательные  аспекты эмоциональности определяются  теми явлениями, ситуациями и  событиями, которые имеют особую значимость для субъекта. Они связаны со стержневыми параметрами личности: ее мотивационной направленностью, мировоззрением, системой ценностей и базовых представлений и т.п. Качественные характеристики эмоциональности описывают отношение индивида к явлениям действительности. Они выражаются в знаке и модальности доминирующих эмоций. К динамическим свойствам эмоциональности относятся особенности возникновения, протекания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения.  

 На вопрос  о том, является ли эмоциональность врожденным или приобретенным свойством, нельзя ответить однозначно. Еще И.П.Павлов считал, что различия в эмоциональности животных или людей зависят от типа нервной системы и влияний, испытывавшихся с момента рождения.  

 Большинство  психологов выражают согласие  с тем, что эмоциональность  следует рассматривать в качестве  одной из центральных составляющих  темперамента, и таким образом  подтверждают мысль о том, что  эмоциональность в некоторой  степени определяется наследственными, врожденными, генетически закрепленными предпосылками.  

 Эмоциональность  имеет сложную структуру. К  ее основным компонентам относятся:  

эмоциональная возбудимость, под которой понимают готовность эмоционального реагирования на значимые для человека раздражители. При повышенной эмоциональной возбудимости функциональный уровень деятельности изменяется в ответ на более слабые внешние и внутренние воздействия. Возбудимость может проявляться в таких особенностях поведения, как вспыльчивость, раздражимость. К эмоциональной возбудимости близка эмоциональная отзывчивость, восприимчивость. Эмоциональная отзывчивость как устойчивое свойство индивида проявляется в легком, быстром и гибком эмоциональном реагировании на различные воздействия — социальные события, общение, окружающих людей;  

сила эмоций. Функция этого свойства — энергизация  деятельности в зависимости от удовлетворения или неудовлетворения мотивов. Некоторые  люди могут испытывать чувства такой  силы и интенсивности, на которые  другие оказываются неспособными;  

эмоциональная устойчивость — сопротивление действию эмоциогенных факторов, контроль импульсов  и влечений, терпеливость, ведущие  к стабильности деятельности. Эмоциональную  устойчивость субъекта определяют два  фактора:  

время появления  эмоционального состояния при длительном или постоянном действии эмоциогенного фактора — чем позднее появляются эмоции, тем выше устойчивость;  

сила эмоциогенного  воздействия — чем больше должна быть сила воздействия, тем выше эмоциональная  устойчивость;  
 

эмоциональная лабильность — подвижность эмоций, благодаря которой человек быстро реагирует на смену ситуаций и обстоятельств, свободно выходит из одних эмоциональных состояний и входит в другие. Слишком выраженная лабильность эмоций может осложнить отношения с окружающими, так как личность проявляет себя как импульсивная, реактивная, плохо управляющая собой и своими состояниями. Лабильности противопоставляется эмоциональная ригидность, которая характеризуется «вязкостью» эмоций, их стабильностью, трудностью переключения с одних эмоций на другие. Даже в случае изменения эмоциогенных ситуаций и обстоятельств человек продолжает переживать вызванные ими эмоции;  

тревожность —  эмоциональная возбудимость в угрожающей ситуации, склонность к переживанию  тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. Тревога определяется как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. В отличие от страха как реакции на реальную опасность тревога есть Сознаваемое эмоциональное состояние без конкретного содержания, переживание неопределенной, диффузной, безобъектной угрозы. Стимулы или условия, порождающие тревогу, индивиду неизвестны. В состоянии тревоги интенсивность эмоциональной реакции на стрессовую ситуацию непропорционально выше величины объективной опасности.  

Тревогу обычно подразделяют на реактивную (тревогу  как состояние) и личностную тревожность. Тревога как состояние — это  неприятное эмоциональное состояние, которое характеризуется ощущением напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий. Тревожность как черта личности — это склонность индивида испытывать состояние тревоги.  

 Общая эмоциональная  направленность личности, проявляющаяся  в том, какие эмоции оказываются  наиболее близкими человеку, наиболее желательными и устойчивыми, обусловливает избирательность отношения субъекта к явлениям природы и искусства, жизненным ситуациям и окружающим его людям.

9.4.Волевая регуляция  деятельности.  

 В повседневной  жизни обычно не бывает затруднений в определении явлений, которые относятся к проявлениям воли. К волевым относят все действия и поступки, которые совершаются не по внутреннему желанию, а по необходимости, а также те действия, которые связаны с преодолением различных жизненных трудностей и препятствий. Кроме того, имеется целый ряд свойств личности, которые традиционно обозначаются как волевые: настойчивость, выдержка, целеустремленность, терпение и др.  

 В научной  психологии подобной ясности  нет, понятие воли является  одним из наиболее сложных в психологической науке. Более того, проблема воли часто вовсе отрицается — вместо нее обсуждается регуляция поведения в связи с потребностями, мотивами, желаниями и целями человека. В рамках мотивационного подхода воля рассматривается как способность к инициации действия или усилению побуждения к действию при его дефиците вследствие внешних и (или) внутренних препятствий, отсутствия актуально переживаемого желания к действию либо при наличии конкурирующих с выполняемым действием мотивов.  

 Воля трактуется исследователями и как самостоятельный психический процесс, и как аспект большинства иных психических процессов и явлений, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение. Сложность научного осмысления воли объясняется тем, что она тесно связана с предельно сложным психологическим явлением — сознанием — и выступает одним из его важнейших атрибутов. Будучи тесно связанным, также и с мотивационной сферой личности, воля представляет собой особую произвольную форму активности человека.  

 В самом  общем виде понятие воли может  быть определено как сознательное  регулирование человеком своего  поведения и деятельности, связанное  с преодолением внутренних и  внешних препятствий.  

 Волевые процессы  обеспечивают выполнение двух  взаимосвязанных функций: побудительной и тормозной.  

Первая —  побудительная — непосредственно  связана с мотивационными факторами  и заключается в инициировании  того или иного действия, деятельности по преодолению объективных и  субъективных препятствий. Воля представляет собой особую форму активности человека. В отличие от реактивности, когда действие возникает в ответ на внешнюю ситуацию (человека окликнули — он оборачивается), волевая активность порождает действие исходя из внутреннего состояния субъекта, его желаний и целей.  

Информация о работе Психологический анализ конфликтных ситуаций в школе