Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 23:42, реферат
Эмоции и чувства составляют особую, очень важную сторону внутренней жизни человека. Все мы в каждый момент находимся в определенном эмоциональном состоянии, переживаем те или иные чувства. Эмоциональные проявления человека очень разнообразны: радость, горе, страх, гнев, удивление, грусть, тревога, восхищение, презрение и т.д. Мир эмоциональных переживаний пронизывает все стороны жизни: отношения с окружающими людьми, деятельность, общение и познание. Одна из сфер человеческой деятельности — искусство — непосредственно обращена к эмоциям и чувствам человека.
Интеллектуальные
(познавательные) чувства порождаются
познавательными отношениями
Способность руководствоваться
при восприятии явлений окружающей
действительности понятиями прекрасного,
любовь к красоте лежит в основе эстетических
чувств. Эстетические чувства проявляются
в художественных оценках и вкусах. Человек,
наделенный развитым в процессе воспитания
эстетическим вкусом, при восприятии произведений
искусства, картин природы, другого человека
испытывает приятные или неприятные для
него эмоции, диапазон которых чрезвычайно
широк — от чувства наслаждения и восторга
до отвращения.
Чувства человека
обусловлены его
Настроение —
устойчиво и относительно слабо
выраженное эмоциональное состояние.
Настроение определяется тем, как складываются
взаимоотношения человека с окружающими,
как он воспринимает события своей жизни.
Настроение характеризуется положительным
эмоциональным тоном (веселое, жизнерадостное,
повышенное, эйфория) и отрицательным
(грустное, подавленное, пониженное, дисфория,
депрессия). Оно придает эмоциональную
окраску всему поведению человека, выражается
во всех его проявлениях. Если у человека
хорошее настроение, то и восприятие чего-то,
представление о чем-то имеет положительную
окраску.
Страсть — сильное,
глубокое, абсолютно доминирующее эмоциональное
переживание. Она выражается в сосредоточенности,
собранности помыслов и сил, в
направленности их на единую цель. Страсть
захватывает всего человека, она
может быть пагубной, а может быть
великой. То, что не связано с доминирующей
страстью, представляется человеку второстепенным.
Стресс возникает
в экстремальной ситуации, требующей
от человека мобилизации нервно-
Стрессовые
состояния — это особые эмоциональные
состояния, возникающие в ответ на экстремальные
воздействия и требующие от человека мобилизации
всех ресурсов организма, в том числе и
нервно-психических сил. Слабые воздействия
не приводят к стрессу, так как он возникает
только тогда, когда влияние стрессора
превосходит приспособительные возможности
человека. Небольшой уровень стресса даже
полезен и необходим для любой физической
или психической активности.
Основатель
учения о стрессе Г.Селье
«реакцию тревоги»,
во время которой мобилизуются защитные
силы организма;
стадию сопротивления—
полную адаптацию к стрессу;
стадию истощения, возникающую в случае, если стрессор силен и воздействует на человека продолжительное время.
Стресс является
не простым нервным
Типичными
тяжелыми стрессорами являются
боевые действия, природные и
транспортные катастрофы, несчастный
случай, присутствие при
Следует отметить,
что стрессогенные
Близким по своим проявлениям к стрессу является состояние фрустрации (от лат. frustratio — «обман», «расстройство», «разрушение планов»). Фрустрационное состояние возникает при объективных или субъективных трудностях, испытываемых человеком на на пути к цели. Фрустрация сопровождается гаммой отрицательных эмоций (озлобленностью, подавленностью, агрессией), которые в состоянии дезорганизовать поведение и сознание человека.
9.3.Эмоциональные
свойства личности.
Характеристики
эмоционального реагирования, постоянно
и ярко проявляющиеся у
Эмоциональность
трактуется как совокупность
свойств человека, характеризующих
содержание, качество и динамику
его эмоций и чувств. Содержательные
аспекты эмоциональности
На вопрос
о том, является ли эмоциональность врожденным
или приобретенным свойством, нельзя ответить
однозначно. Еще И.П.Павлов считал, что
различия в эмоциональности животных
или людей зависят от типа нервной системы
и влияний, испытывавшихся с момента рождения.
Большинство
психологов выражают согласие
с тем, что эмоциональность
следует рассматривать в
Эмоциональность
имеет сложную структуру. К
ее основным компонентам
эмоциональная
возбудимость, под которой понимают
готовность эмоционального реагирования
на значимые для человека раздражители.
При повышенной эмоциональной возбудимости
функциональный уровень деятельности
изменяется в ответ на более слабые внешние
и внутренние воздействия. Возбудимость
может проявляться в таких особенностях
поведения, как вспыльчивость, раздражимость.
К эмоциональной возбудимости близка
эмоциональная отзывчивость, восприимчивость.
Эмоциональная отзывчивость как устойчивое
свойство индивида проявляется в легком,
быстром и гибком эмоциональном реагировании
на различные воздействия — социальные
события, общение, окружающих людей;
сила эмоций.
Функция этого свойства — энергизация
деятельности в зависимости от удовлетворения
или неудовлетворения мотивов. Некоторые
люди могут испытывать чувства такой
силы и интенсивности, на которые
другие оказываются неспособными;
эмоциональная
устойчивость — сопротивление действию
эмоциогенных факторов, контроль импульсов
и влечений, терпеливость, ведущие
к стабильности деятельности. Эмоциональную
устойчивость субъекта определяют два
фактора:
время появления
эмоционального состояния при длительном
или постоянном действии эмоциогенного
фактора — чем позднее появляются эмоции,
тем выше устойчивость;
сила эмоциогенного
воздействия — чем больше должна
быть сила воздействия, тем выше эмоциональная
устойчивость;
эмоциональная
лабильность — подвижность эмоций, благодаря
которой человек быстро реагирует на смену
ситуаций и обстоятельств, свободно выходит
из одних эмоциональных состояний и входит
в другие. Слишком выраженная лабильность
эмоций может осложнить отношения с окружающими,
так как личность проявляет себя как импульсивная,
реактивная, плохо управляющая собой и
своими состояниями. Лабильности противопоставляется
эмоциональная ригидность, которая характеризуется
«вязкостью» эмоций, их стабильностью,
трудностью переключения с одних эмоций
на другие. Даже в случае изменения эмоциогенных
ситуаций и обстоятельств человек продолжает
переживать вызванные ими эмоции;
тревожность —
эмоциональная возбудимость в угрожающей
ситуации, склонность к переживанию
тревоги, характеризующаяся низким порогом
возникновения реакции тревоги. Тревога
определяется как переживание эмоционального
дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия,
предчувствием грозящей опасности. В отличие
от страха как реакции на реальную опасность
тревога есть Сознаваемое эмоциональное
состояние без конкретного содержания,
переживание неопределенной, диффузной,
безобъектной угрозы. Стимулы или условия,
порождающие тревогу, индивиду неизвестны.
В состоянии тревоги интенсивность эмоциональной
реакции на стрессовую ситуацию непропорционально
выше величины объективной опасности.
Тревогу обычно
подразделяют на реактивную (тревогу
как состояние) и личностную тревожность.
Тревога как состояние — это
неприятное эмоциональное состояние,
которое характеризуется
Общая эмоциональная
направленность личности, проявляющаяся
в том, какие эмоции
9.4.Волевая регуляция
деятельности.
В повседневной
жизни обычно не бывает
В научной
психологии подобной ясности
нет, понятие воли является
одним из наиболее сложных в психологической
науке. Более того, проблема воли часто
вовсе отрицается — вместо нее обсуждается
регуляция поведения в связи с потребностями,
мотивами, желаниями и целями человека.
В рамках мотивационного подхода воля
рассматривается как способность к инициации
действия или усилению побуждения к действию
при его дефиците вследствие внешних и
(или) внутренних препятствий, отсутствия
актуально переживаемого желания к действию
либо при наличии конкурирующих с выполняемым
действием мотивов.
Воля трактуется
исследователями и как самостоятельный
психический процесс, и как аспект большинства
иных психических процессов и явлений,
и как уникальная способность личности
произвольно контролировать свое поведение.
Сложность научного осмысления воли объясняется
тем, что она тесно связана с предельно
сложным психологическим явлением — сознанием
— и выступает одним из его важнейших
атрибутов. Будучи тесно связанным, также
и с мотивационной сферой личности, воля
представляет собой особую произвольную
форму активности человека.
В самом
общем виде понятие воли может
быть определено как
Волевые процессы
обеспечивают выполнение двух
взаимосвязанных функций: побудительной
и тормозной.
Первая —
побудительная —
Информация о работе Психологический анализ конфликтных ситуаций в школе