Психологическая готовность детей к школьному обучению

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 09:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить и изучить особенности психологической готовности ребенка к школе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. Теоретические основы вопроса готовности детей к обучению в школе
1.1.Понятие готовности к школьному обучению. Основные аспекты школьной зрелости……………………………………………….5
1.2.Структура готовности к школе…………………………………. 8
1.3.Психологическая характеристика готовности к обучению в школе дошкольника………………………………………………… 10
1.4. Обзор диагностических методик, направленных на изучение разных сторон психологической готовности дошкольника к школе..………………………………………………………………. 21
ГЛАВА II. Практическая работа по определению готовности детей к обучению в школе
2.1. Организация и проведение исследования психологической готовности детей к школе…………………………………………...23
2.2. Результаты диагностического обследования на предмет готовности детей к школе…………………………………………..
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….38

Файлы: 1 файл

Курсовая по готовности.doc

— 356.00 Кб (Скачать)

«Сейчас мы с  вами будем учиться рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они  получились красивыми и аккуратными. Для этого вы должны внимательно  слушать меня- я буду говорить, в какую сторону и насколько клеточек провести линию. Проводите только те линии, которые я буду диктовать. Когда прочертите линию, ждите, пока я не скажу, куда направить следующую. . Каждую новую линию начинайте там, где закончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги. Все помнят, где правая рука? Это та рука, в которой вы держите карандаш. Вытяните ее в сторону. Видите, она показывает на дверь ( дается реальный ориентир, имеющийся в классе). Итак, когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете вот так- к двери ( на доске, заранее расчерченной на клетки, проводится линия слева направо длиной в одну клетку). Это я провела линию на одну клетку направо. А теперь, я, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх, а теперь- на три клетки направо ( слова сопровождаются вычерчиванием линий на доске)”.

После этого  предлагается перейти к рисованию  тренировочного узора.

”Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте  линию: одна клетка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги. Теперь одна клетка направо. Одна вверх. Одна клетка направо. Одна вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами”.

Во время  работы над этим узором учитель ходит  по рядам и исправляет допущенные детьми ошибки. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается, и он следит только за тем, чтобы ученики не переворачивали свои листочки и начинали новый с нужной точки. При диктовке надо соблюдать длительные паузы, чтобы дети успевали закончить предыдущую линию и их следует предупредить, что не обязательно занимать всю ширину страницы. На самостоятельное продолжение узора дается полторы- две минуты.

Последующий текст  инструкции таков:

“ Теперь поставьте  карандаши на следующую строчку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна направо. Одна клетка вверх. Одна направо. Одна клетка вниз. Одна направо. А теперь сами продолжайте рисовать этот узор”.

Перед выполнением  заключительного узора преподаватель  обращается к испытуемым со словами:

“ Все. Этот узор дальше не надо рисовать. Мы займемся последним узором. Поставьте карандаши на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна направо. Две клетки вниз. одна направо. Три клетки вверх. Одна направо. Теперь продолжайте рисовать этот узор”.

Анализируя  результаты выполнения задания, требуется  порознь оценивать действия под  диктовку и правильность самостоятельного продолжения узора. Первый показатель (под диктовку) свидетельствует об умении ребенка внимательно слушать и четко выполнять указания учителя, не отвлекаясь на посторонние раздражители; второй показатель- о степени самостоятельности испытуемого в учебной работе. И в первом и во втором случаях можно ориентироваться на следующие уровни выполнения:

  1. Высокий уровень. Оба узора ( не считая тренировочного ) в целом соответствуют диктуемым; в одном из них встречаются отдельные ошибки.
  2. Средний уровень. Оба узора частично соответствуют диктуемым, но содержат ошибки; или один узор сделан безошибочно, а второй не соответствует диктуемому.
  3. Уровень ниже среднего. Один узор частично соответствует диктуемому, другой не соответствует.
  4. Низкий уровень. Ни один из двух узоров не соответствует диктуемому. [10,c.243]

 

Методика  « Домик» ( для определения развития произвольности у детей шестилетнего возраста).

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных  букв. Задание позволяет выявить  умение ребенка ориентироваться  в своей работе на образец, умение точно его скопировать, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.


*       *       *

*       *       *

*       *       *

         *

 

 

Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. В качестве ошибок рассматриваются:

А) неправильно  изображенный элемент (1 балл). Если этот элемент неверно изображен во всей детали рисунка, например неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая часть забора, то 1 балл начисляется не за каждую неправильно изображенную палочку, а за всю правую часть забора целиком. То же самое относится и к колечкам дыма, выходящего из трубы, и к штриховке на крыше дома: 1 балл начисляется не за каждое неправильное колечко, а за весь неверно скопированный дым, не за каждую неправильную линию в штриховке, а за всю штриховку в целом. Правая и левая часть забора оцениваются отдельно, так, если не6правильно срисована правая часть, а левая скопирована без ошибки (или наоборот), то испытуемый получает за рисование забора 1 балл, если же допущены ошибки в обеих его частях, то испытуемый получает 2 балла (за каждую часть по 1 баллу).неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку (неважно, сколько будет колечек дыма, линий в штриховке крыши или палочек в заборе);

Б) замена одного элемента другим (1 балл);

В) отсутствие элемента (1 балл);

Г) разрывы между  линиями в тех местах, где они  должны быть соединены (1 балл);

Д) сильный перекос  рисунка (1 балл).

За хорошее  выполнение рисунка выставляется 0 (ноль). Таким образом, чем хуже выполнено  задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка.

Когда ребенок  сообщает об окончании работы, ему  надо предложить проверить, все ли у него верно. Если но увидит неточности в своем рисунке, и захочет их исправить, то экспериментатор должен это зарегистрировать. Кроме того, по ходу выполнения задания нужно фиксировать отвлекаемость ребенка, а также отметить, если он левша.

В группу с относительно хорошим развитием произвольности следует отнести детей, получивших не более 1 балла. [9,c.94]

 

Методика  «Да и нет».

Направлена  на выявление уровня развития произвольного  внимания.

Эта методика- модификация  известной детской игры «Да» и «Нет» не говорите, черного и белого не берите». По ходу игры ведущий задает ее участникам такие вопросы, на которые проще всего ответить словами «Да» и «Нет»,а также употребив названия белого и черного цветов. Но именно этого по правилам игры делать нельзя.

Для предлагаемой методики здесь запрещается отвечать на вопросы словами «Да» и «Нет».

Преподаватель обращается к испытуемому: «Сейчас  мы будем играть в игру, в которой  нельзя произносить слова «да» и  «нет». Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить» (испытуемый повторяет их). «Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые, нельзя произносить слова «да» и «нет». Понятно?» (испытуемый подтверждает, что ему все ясно). После этого экспериментатор задает вопросы, среди которых- провоцирующие ребенка высказывать свое отношение к школе и учению. Поскольку все его внимание в этот момент сосредоточено на соблюдении правил игры, то наиболее вероятны искренние ответы. Таким образом, психолог получает представление и о мотивационной готовности ребенка к школе. Испытуемому задаются следующие вопросы: 1. Ты хочешь идти в школу.? 2. Ты любишь, когда тебе читают сказки? 3. Ты любишь смотреть мультфильмы? 4.ты хочешь остаться еще на один год в детском саду? (Если ребенок не ходит в детский сад, то вопрос звучит так:   Ты хочешь пойти в школу не осенью, а только через год?.) 5. Ты любишь гулять? 6. Ты любишь играть? 7. Ты хочешь учиться? 8. Ты любишь болеть?

Чтобы правильно  ответить на вопросы, ребенку необходимо постоянно, не отвлекаясь, удерживать в памяти условия игры и принятое им намерение отвечать определенным образом, контролировать свои ответы, сдерживать непосредственное желание ответить словами «да»и «нет» и одновременно обдумывать ответ. Все это невозможно без определенного развития произвольности. Эксперименты показали, что некоторые дети пытаются облегчить поставленную задачу различными способами. Так, часть из них выбирали какое- то одно слово, например, «хочу», так как оно было ответом на первый вопрос, и дальше все время повторяли его, лишая таким образом смысла свои ответы. Самым главным для этих испытуемых было соблюдение формальности правила игры. Другие же решали задачу, подменяя слова «да» и «нет» соответствующими движениями головы. Тем самым они соблюдали условия игры и не утруждали себя поиском адекватного ответа, что, как показали эксперименты, не всегда им просто дается. Прежде чем дать содержательный ответ, не включающей запретные слова, многие из них долго молчали. На вопрос экспериментатора о причине столь длительного молчания, после окончания игры, они отвечали, что искали нужные слова. Интересно отметить, что родители, присутствующие при этой игре, не считали кивок головой за ответ и пытались вмешаться репликой: «Ты что, говорить не умеешь?».

Обработка результатов проводится путем подсчета баллов, начисляющихся за ошибки, под которыми понимаются только слова «да» и «нет». Употребление детьми просторечной лексики (слова «ага», «неа» и т.п.) не рассматриваются в качестве ошибки. Также не считается ошибкой бессмысленный ответ , если он удовлетворяет формальному правилу игры. Каждая ошибка оценивается в 1 балл. Если ребенок правильно ответил на все вопросы, за его результат выставляется 0 (ноль). Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше суммарный балл.

В группу с относительно хорошим развитием произвольности относятся дети, получившие не более  одного балла, при этом берется лучший результат из двух попыток. Вторая попытка  предоставляется испытуемому, если с первого раза он потерпел неудачу в игре. Перед второй попыткой проводится дополнительная беседа об условия игры.

Если остаются сомнения после проведения методики «Да и нет» относительно умения ребенка  работать по правилу, то можно провести с ним еще одну игру, направленную на выявление того же умения.

 

Методика  «Вежливость»

Методика представляет собой известную игру, в которой  команды ведущего выполняются только в том случае, если он говорит  слово «пожалуйста». Содержание команд связано с физкультурными упражнениями: 1) «руки вперед»; 2) «руки на пояс, пожалуйста»; 3) «присядь»; 5) «руки к плечам, пожалуйста»; 6) «прыгай»; 7) «прыгай, пожалуйста»; 8) «перестань прыгать, пожалуйста». До начала игры надо проверить, понимает ли ребенок, как следует выполнять использующиеся в ней упражнения. Непонятные для него упражнения лучше всего заменить на знакомые.

Как и в методике «Да и нет», успешность выполнения задания зависит от произвольного  внимания, памяти, реализации сформированного  намерения, т.е. всего того, что определяет понятие «подчинение правилу».

Обработка результатов  проводится путем подсчета баллов, начисляющихся за ошибки, под которыми понимаются выполнение команды без  слова «пожалуйста» и невыполнение команды при слове «пожалуйста». Каждая из них оценивается в 1 балл. За правильно выполненное задание выставляется 0 (ноль). Чем хуже справился ребенок, тем выше суммарный балл. [9,c.99]

 

Методика  «Эхо»

Методика представляет собой игру, в которой ребенок  исполняет роль эха. Перед игрой  экспериментатор объясняет ему, что такое «эхо»: «Ты слышал когда-нибудь про эхо? Чаще всего оно живет в лесу и в горах, но его никто никогда не видел, его можно только слышать. Эхо любит подражать голосу людей, птиц, зверей. Если ты попадешь в горное ущелье и скажешь: «Здравствуй, Эхо!», - то оно ответит тебе так же: «Здравствуй, Эхо!, - потому что эхо всегда в точности повторяет то, что слышит». После этого рассказа испытуемому предлагается поиграть в игру, где он должен будет в точности повторять любой звук, который услышит. В качестве материала воспроизведения берутся отдельные звуки и звукосочетания: три гласных звука (напр., «а», «о», «и»), три глухих согласных звука (напр., «п», «с», «т»), три звонких согласных звука (напр., «б», «з», «д»), три слова, состоящие из двух звуков (напр., «ша», «ру», «лы»), три звукосочетания, состоящие из двух согласных звуков (напр., «ст», «вр», «кт»).

Обработка результатов  проводится количественно и качественно. Каждый неправильно произнесенный  звук оценивается 1 баллом, при этом важно зарегистрировать, что произнес ребенок вместо требуемого звука. Отказ от воспроизведения также оценивается  1 баллом независимо от количества воспроизведенных звуков.

Методика позволяет  выявить не только возможность произвольность произнесенных отдельных звуков и звукосочетаний, без чего невозможно обучение чтению, но и особенности развития фонематического слуха и нарушения артикуляции. В случае обнаружения серьезных дефектов в этой области требуется обратить внимание родителей на необходимость занятий ребенка с логопедом.

Методика  «Сапожки»

Методика позволяет  выявить актуальный уровень процесса обобщения и зону ближайшего развития у детей 6-9 лет.

В качестве экспериментального материала используется цветная  таблица рисунков, состоящая из 35 клеток (7 рядов по 5 клеток в каждом), и лист бумаги с изображением геометрических фигур. Цветная таблица имеет следующий вид:

1 ряд- первая  клетка пустая, во второй нарисована  собака, в третьей- ,Чиполлино босиком, в четвертой- цапля, стоящая на одной ноге, в пятой- цифра «0».

2 ряд- первая  клетка пустая, во второй нарисована  та же собака, что и в первом  ряду, но только на  всех ее  четырех лапах надеты красные сапожки, в третьей- Чиполлино в красных сапожках, а в четвертой- та же самая цапля на одной ноге, но в красном сапоге, в пятой- цифра «1».

3 ряд- первая, вторая и пятая клетки- пустые, в третьей нарисован Чиполлино  в красных сапожках, в четвертой-  цапля без сапога.

4 ряд- первая, вторая и пятая клетки- пустые, в третьей нарисован Чиполлино  в красных сапожках, в четвертой-  цапля в красном сапоге.

5 ряд- первая  и пятая клетки- пустые, во второй  нарисована собака в красных  сапожках, в третьей- Чиполлино  босиком, в четвертой- цапля  босиком.

6 ряд- в первой  клетке нарисован ежик в синих сапожках, во второй- собака в красных сапожках, в третьей- Чиполлино босиком, в четвертой- цапля в красном сапоге, пятая клетка- пустая.

7 ряд- в первой  клетке нарисован снеговик, на  голове которого одета шляпа-цилиндр,  во второй- снеговик без шляпы,  в третьей- снеговик с ведром  на голове, в четвертой снеговик, на голове которого- сковородка, пятая клетка- пустая.

На листе  бумаги изображены два ряда геометрических фигур:

В I ряду – заштрихованные квадраты, круг (штриховка одинаковая), незаштрихованные треугольник и прямоугольник; во II ряду - ромб, расчерченный в мелкую клетку, пустая 'трапеция; треугольник, рас-, • черченный в мелкую клетку; прямоугольник, расчерченный в мелкую клетку (как и ромб).Педагог обращается к испытуемому: "Сейчас я научу тебя отгадывать интересные загадки. Посмотри на картинки (показывается первый ряд на цветной таблице рисунков), кто здесь нарисован?" (Испытуемый называет картинки, в случае затруднения экспериментатор помогает ему.) '"Правильно, а теперь обрати внимание: в первом ряду зверюшки и Чиполлино нарисованы босиком, и напротив них - цифра "О", во втором ряду все они в сапожках, и напротив них стоит цифра "I". Для отгадывания загадок тебе надо Запомнить, что если на картинке фигурка будет нарисована босиком, то ты должен обозначать ее цифрой "О", а если в сапожках, то цифрой "1". Запомнил? Повтори, пожалуйста. (Испытуемый повторяет правило.);

Информация о работе Психологическая готовность детей к школьному обучению