Психологическая готовность детей к школьному обучению

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 09:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить и изучить особенности психологической готовности ребенка к школе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. Теоретические основы вопроса готовности детей к обучению в школе
1.1.Понятие готовности к школьному обучению. Основные аспекты школьной зрелости……………………………………………….5
1.2.Структура готовности к школе…………………………………. 8
1.3.Психологическая характеристика готовности к обучению в школе дошкольника………………………………………………… 10
1.4. Обзор диагностических методик, направленных на изучение разных сторон психологической готовности дошкольника к школе..………………………………………………………………. 21
ГЛАВА II. Практическая работа по определению готовности детей к обучению в школе
2.1. Организация и проведение исследования психологической готовности детей к школе…………………………………………...23
2.2. Результаты диагностического обследования на предмет готовности детей к школе…………………………………………..
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….38

Файлы: 1 файл

Курсовая по готовности.doc

— 356.00 Кб (Скачать)

           Таблица диагностики по уровневым показателям.

 

 

              Ф.И.

                  Ребёнка.

 

методики

 

Вика Д.

Данил З.

Антон К.

Аня И.

Андрей К.

Алиса М.

Женя М.

Никита Л.

 

Керна-Йирасека

 

В

 

С

 

С

 

С

 

В

 

В

 

С

 

С

 

Графический

диктант

 

В

 

В

 

В

 

Н

 

В

 

В

 

В

 

С

 

«Домик»

 

В

 

В

 

В

 

Н

 

В

 

В

 

В

 

С

 

«Да  и  Нет»

 

В

 

В

 

В

 

С

 

В

 

В

 

В

 

В

 

«Эхо»

 

В

 

В

 

В

 

В

 

В

 

В

 

В

 

В

 

«Переплетённые

линии»

 

В

 

В

 

С

 

Н

 

С

 

В

 

С

 

С

«Корректурная

проба»

 

В

 

В

 

С

 

С

 

С

 

В

 

В

 

В

 

«Нелепицы»

 

В

 

В

 

С

 

С

 

В

 

В

 

В

 

С

«Лишний предмет»

 

В

 

В

 

В

 

С

 

В

 

В

 

В

 

С

«Запомни фразы»

 

С

 

В

 

С

 

Н

 

В

 

С

 

С

 

С


 

Таблица процентных показателей по итогам диагностики.

              показатель

методика

высокий

средний

низкий

выводы

 

Керна-Йирасека

37,5%

62,5%

-

Требуются фронтальные  занятия

 

Графический

диктант

75%

12,5%

12,5%

Требуется индивидуальная работа

 

«Домик»

75%

12,5%

12,5%

Требуется индивидуальная работа

 

«Да  и  Нет»

87,5%

12,5%

-

Коррекция не нужна

 

«Эхо»

100%

-

-

Коррекция не нужна

 

«Переплетённые

линии»

37,5%

50%

12,5%

Требуются фронтальные  занятия

«Корректурная

проба»

62,5%

37,5%

-

Требуется  индивидуальная работа.

 

«Нелепицы»

62,5%

37,5%

-

Требуется индивидуальная работа.

«Лишний предмет»

75%

25%

-

Требуется индивидуальная работа.

«Запомни фразы»

25%

62,5%

12,5%

Требуются фронтальные  занятия


 

 

На основе данных расчетов видно, что необходима коррекционная работа. Т.к. смысловая память, образно-логическое мышление, устойчивость внимания  имеют средний уровень развития почти у всех обследуемых детей, то воспитателям следует проводить занятия по развитию этих сторон психической деятельности. Один ребенок не готов к обучению в школе, поэтому следует обратить внимание родителей на его предшкольную подготовку.

 

Заключение.

Возвращаясь к  истокам работы необходимо вспомнить, что под психологической готовностью  к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Личностная и социально- психологическая готовность к школе включает и формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с одноклассниками в школе, с учителем.

Каждому ребенку  необходимо умение войти в детское  общество, действовать совместно  с другими, уступать в одних обстоятельствах  и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям.

Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей  работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации. В результате проведенной диагностики выяснилось, что большинство испытуемых детей  готовы к школьному обучению. Но также выявлено, что один ребенок из восьми абсолютно не готов к обучению в школе. А многим детям следует побольше позаниматься перед школой. Это подтверждает актуальность выбранной темы.

Развивающую работу с  нуждающимися в ней детьми целесообразно  проводить в группах развития. В этих группах реализуется развивающая  психику ребят программа. Не ставится специальной задачи научить детей считать, писать, читать. Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцент в группе развития делятся на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.

 

Список литературы

  1. Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет. – М., 1986.
  2. Анастази А. Психологическое тестирование. – М., 1981
  3. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. – М., 1998.
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968
  5. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психического развития детей. –М., 1990.
  6. Венгер А.Л. Психологическая готовность детей к обучению в школе// Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников. – М., 1985.
  7. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста: для психологов-консультантов. – М., 1989.
  8. Возрастная и педагогическая психология /под ред. А.В Петровского. – М., 1979.
  9. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной и др. – М., 1984.
  10. Волков В.С., Волкова Н.В. Детская психология. – М., 2000.
  11. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. С-Пб., 2004.
  12. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. –М.,1985.
  13. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.-Воронеж, 1998.
  14. Гамезо М.В. и др. Младший школьник: Психодиагностика и коррекция развития. – М., 1995.
  15. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / под ред. Бугременко, А.Л. Венгер и др. – М., 1993.
  16. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – СПб, ПИТЕР, 2006.
  17. Данилова Н.Н., Крылова А.А. Физиология высшей нервной деятельности. – М.,1997.
  18. Детская психология /Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. – Минск, 1988.
  19. Диагностика готовности детей к обучению в школе / под ред. Ю.А. Дмитриева, Т.И. Ерофеевой и др. – М., 1994.
  20. Диагностика в детском саду. Методическое пособие./ под ред. Ничипорюк Е.А., Посевиной Г.Д., Ростов-на-Дону, 2004.
  21. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М., 1988.
  22. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.,1996.
  23. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.; Воронеж, 1997.
  24. Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1971.
  25. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.,1997.
  26. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. – М., 1986.
  27. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995.
  28. Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева. – М., 1996.
  29. Павлова Л. Значение развития действий рук// Дошкольное воспитание.1984, №1
  30. Петроченко Г.Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе. – Минск, 1982.
  31. Подготовка ребенка к школе / Айзман Р.Н., Шарапова Л.К. и др. – М., 1991.
  32. Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми //Активные методы работы школьного психолога. – М., 1990.
  33. Психология развивающейся личности \ под ред. А.В. Петровского. – М., 1987.
  34. Развитие мотивов у детей 6-7 лет. Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста // Ред. Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер. _ М., 1988.
  35. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. Учебное пособие. – М.: Флинта, 2000.
  36. Руководство практического психолога: Готовность к школе: развивающие программы /под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1997.
  37. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: МГУ, 1988.
  38. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие. М., 2000.
  39. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. М., 2003
  40. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. С-Пб, 1999.
  41. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии, 1971. №4
  42. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1960.
  43. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.

 

 

Приложение

Диагностическая программа по определению психологической  готовности детей 6-7 лет к школьному  обучению.

Тест Керна- Йирасека.

Данный тест направлен на определение школьной зрелости .

Данный тест состоит из трех заданий. Первое- рисование  мужской фигуры по памяти, второе- срисовывание письменных букв, третье- срисовывание группы точек. Результат каждого  задания оценивается по пятибалльной системе ( 1- высший, 5- низший баллы), затем вычисляется суммарный итог по трем заданиям. Развитие детей, получивших в суме от 3 до 6 баллов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11- как среднее, от 12 до 15- ниже нормы. Детей, получивших 12- 15 баллов, следует углубленно обследовать, так как среди них могут быть умственно отсталые.

 Все три  задачи данного графического  теста направлены на определение  развития тонкой моторики руки  и координации зрения и движений  руки. Эти умения необходимы в  школе для овладения письмом. Кроме того, тест позволяет в общих чертах определить интеллектуальное развитие ребенка (первое задание). Второе и третье задание выявляют его умение подражать образцу, нужное в школьном обучении. Они также позволяют определить, может ли ребенок сосредоточенно, не отвлекаясь, работать какое-то время над не очень интересным для него заданием.

Тест Керна- Йирасека может применяться как  в группе, так и индивидуально.

Инструкция  по применению теста.

Ребенку (группе детей) предлагают бланк теста. На первой стороне бланка содержатся данные о ребенке и оставлено свободное место для рисования фигуры мужчины. На обороте в верхней левой части помещен образец письменных букв, а в нижней левой части- образец группы точек. Правая часть стороны листа оставлена свободной для воспроизведения им образцов. Карандаш перед испытуемым кладут так, чтобы он был на одинаковом расстоянии от обеих рук (если ребенок окажется левшой, экспериментатор должен сделать соответствующую запись в протоколе).

Пред выполнением первого задания каждому ребенку предлагается изобразить фигуру мужчины (без дальнейших пояснений). Помощь  испытуемому или привлечение его внимания к ошибкам и недостаткам рисунка исключены. Если ребенок затрудняется выполнить это задание, то его следует подбодрить (напр. , сказав: ” Рисуй, у тебя все получится ”). Иногда дети спрашивают, нельзя ли вместо мужчины нарисовать женщину. В этом случае должен последовать отрицательный ответ. Если же ребенок  начал рисовать женщину, то следует разрешить дорисовать ее, а затем попросить, чтобы рядом он нарисовал мужчину.

По окончании  рисования детей просят перевернуть  лист бумаги на другую сторону и  предлагают им скопировать два слова ( ” Это шарик  ”), написанных письменными  буквами ( второе задание ). Если ребенок не угадал длину фразы и одно слово не поместилось в строчке, то ему можно посоветовать написать это слово выше или ниже.

В третьем задании  детям предлагается  скопировать  группу нарисованных  точек. Надо    показать ребенку место на листе   бумаги, где он должен рисовать, так как у некоторых детей возможно ослабление концентраций внимания.  Ниже приводится образец, предлагаемый для воспроизведения:

 

*   *   *

*   *   *

*   *   *

     *

Во время  выполнения заданий требуется следить  за детьми, делая при этом краткие записи об их действиях. В первую очередь обращают внимание на то, какой рукой рисует- правой или левой, перекладывает ли он во время рисования карандаш из одной руки в другую. Отмечают также, вертится ли ребенок, роняет ли карандаш и ищет ли его под стулом, начал ли рисовать, несмотря на указания, обводит ли контур образца, желает ли убедиться в том, что рисует красиво и др.

Оценка  результатов теста

Задание 1

1 балл. Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище и конечности. Голова соединена    с туловищем и не должна быть больше его. На голове имеются волосы (возможно, они под кепкой или шапкой) и уши, на лице- глаза, нос и рот. Руки заканчиваются пятипалой кистью. Ступни внизу отогнуты. Фигура имеет мужскую одежду и изображена синтетическим (контурным) способом (рисуется сразу как единое,  а не составляется из отдельных частей) , при котором всю фигуру можно обвести одним контуром, не отрывая карандаша от бумаги. На рисунке видно, что руки и ноги как бы «растут» из туловища, а  не прикреплены к нему. В отличие от  синтетического более примитивный аналитический способ рисования предполагает изображение отдельно каждой из составляющих частей фигуры. Так, например, сначала рисуется туловище, а затем к нему «прикрепляются» руки и ноги.

2 балла. Все требования ( кроме использования синтетического способа рисования ) выполняются на единицу. Отсутствие трех деталей ( шея, волосы, один палец руки, но не часть лица ) можно не учитывать, если фигура нарисована синтетическим способом.

3 балла. Фигура должна иметь голову, туловище, и конечности. Руки или ноги нарисованы двумя линиями ( объемные ). Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, пальцев и ступней, одежды.

4 балла. Примитивный рисунок с головой и туловищем. Конечности (достаточно одной пары) нарисованы только одной линией каждая.

5 баллов. Отсутствует четкое изображение туловища («головоножка» или преобладание «головоножки») или обеих пар конечностей. Каракули.

Задание 2

1 балл. Образец целиком скопирован. Буквы превышают размер букв образца не более, чем в два раза. Первая буква по высоте соответствует прописной. Буквы четко связаны в два слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной линии не более, чем на 30 градусов.

2 балла. Образец скопирован разборчиво. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитываются.

3 балла. Явная разбивка  надписи на две части. Можно понять хотя бы  четыре буквы образца.

4 балла. С образцом совпадают хотя бы две буквы. Воспроизведенный образец все еще создает строку надписи.

5 баллов. Каракули.

Задание 3

1балл. Почти совершенное копирование образца. Допускается незначительное отклонение одной точки от строки или колонки. Уменьшение образца допустимо, а увеличение не должно быть более, чем вдвое. Рисунок параллелен образцу.

2 балла.  Число и расположение точек должны соответствовать образцу. Можно не учитывать отклонение не более трех точек на половину ширины зазора между строкой или колонкой.

3 балла. Рисунок в целом соответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте, чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой разворот- даже не 180 градусов.

4 балла. Контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размеры образца  и число точек не учитываются. Иные формы (напр., линии) не допускаются.

5 баллов. Каракули.

Описанный тест удобен для первоначального знакомства с детьми. Он дает общую картину  развития и может применяться  в группе, что очень важно во время записи их в школу. Ознакомившись  с результатами теста, можно вызвать для индивидуального обследования отдельных детей. Поскольку психологические тесты не выявляют причины отставания в развитии, а дают количественную характеристику, то в особых случаях требуется  индивидуальное психическое исследование ребенка в клинических условиях.

Если испытуемый по всем заданиям теста Керна- Йирасека набрал 3-6 баллов, то, как правило, для  уточнения картины его интеллектуального  развития с ним нет необходимости  дополнительно беседовать. Дети, набравшие 7-9 баллов ( если эти баллы равномерно распределяются между всеми заданиями ), обладают среднем уровнем развития. Если же в суммарный балл входят очень низкие оценки, ( напр., балл 9 состоит из оценок 2 за первое задание, 3- за второе и 4- за третье ), то лучше провести индивидуальное обследование, чтобы точнее представить себе особенности развития ребенка. И, конечно же, надо дополнительно обследовать детей, получивших 10- 15 баллов ( 10-11 баллов- нижняя граница среднего развития, 12- 15 баллов- развитие ниже нормы). [4,c.53]

 

Методика  «Графический диктант»

Методика Эльконина  Д.Б. Данная методика позволяет выявить  умение ребенка выполнять задания  взрослого, воспринимаемые на слух, а  также возможность самостоятельно выполнить  требуемое задание  по воспринимаемому образцу.

Графический диктант  проводится одновременно со всеми учащимися  класса в один из первый дней учебы.

На тетрадном  листе ( каждому ученику выдается такой листок с указанием его  имени и фамилии ), отступив 4 клетки от левого обреза, ставятся одна под  другой три точки (расстояние между ними по вертикали- 7 клеток). Педагог предварительно объясняет:

Информация о работе Психологическая готовность детей к школьному обучению