Психологическая готовность детей к школьному обучению

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 09:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить и изучить особенности психологической готовности ребенка к школе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. Теоретические основы вопроса готовности детей к обучению в школе
1.1.Понятие готовности к школьному обучению. Основные аспекты школьной зрелости……………………………………………….5
1.2.Структура готовности к школе…………………………………. 8
1.3.Психологическая характеристика готовности к обучению в школе дошкольника………………………………………………… 10
1.4. Обзор диагностических методик, направленных на изучение разных сторон психологической готовности дошкольника к школе..………………………………………………………………. 21
ГЛАВА II. Практическая работа по определению готовности детей к обучению в школе
2.1. Организация и проведение исследования психологической готовности детей к школе…………………………………………...23
2.2. Результаты диагностического обследования на предмет готовности детей к школе…………………………………………..
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….38

Файлы: 1 файл

Курсовая по готовности.doc

— 356.00 Кб (Скачать)

МЕТОДИКА :«Домик»    1балл

МЕТОДИКА:«ЭХО»       0 баллов

МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» - Затратила 2,5 мин. 2 ошибки. «В».

МЕТОДИКА: «Корректурная проба»  -Затратила 3,5 мин. 1 ошибка. – «В».

МЕТОДИКА: «Нелепицы»   - Нашла 7 «нелепиц». – «В».

МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После двух попыток повторила 4 фразы. «С»

МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильные ответы на 5 карточках. «В».

Результаты тестов показали, что ребенок к школе готов.

Рекомендации:

Развивать смысловую  память.

 

Ф.И.:  Данил З.

Возраст:  6 лет.

Тест Керна- Йирасека

Ребенок на тест был настроен положительно. Чувствовалось  желание выполнить еще не известное задание. Установка на рисование мужской фигуры не вызвало у мальчика дополнительных вопросов. Задание выполнял с интересом, спокойно.

На втором упражнении уточнил значение слова «скопировать». С упражнением справился.

3 Задание выполнил хорошо. Затруднений не возникало.

Во время работы Данил  чувствовал себя спокойно, уверенно. Результаты хорошие.

Методика «Домик»

Перед выполнением  методики ребенок испугался, что  не справится с заданием. Благодаря  подбадриванию с моей стороны  мальчик сразу согласился выполнить упражнение. Во время работы у Данила проснулся интерес к тесту. Ребенок проявлял усидчивость и точность расчетов.

 

«Да и Нет»

С удовольствием  отвечал на все вопросы. Допустил только одну ошибку. При ответах  использовал глаголы вопросов. Чувствовал себя спокойно, уверенно. Игра ему понравилась.

Результаты  тестов

ТЕСТ: Керна-Йирасека  3балла

МЕТОДИКА:«Да и Нет» 1балл

МЕТОДИКА: «Графический диктант» -  «В» (высокий уровень)

МЕТОДИКА :«Домик»    0 баллов.

МЕТОДИКА:«ЭХО»       0 баллов.

МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» - Затратил  2 мин. 1 ошибки. «В».

МЕТОДИКА: «Корректурная проба»  -Затратил   3 мин. 1 ошибка. – «В».

МЕТОДИКА: «Нелепицы»   - Нашёл  8 «нелепиц». – «В».

МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После двух попыток повторил 5фраз «В».

МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильно  ответил  на 6-ти  карточках.  «В».

Результаты тестов показали, что ребенок к школе готов.

Рекомендации:

Продолжать развивать  интеллектуальную сферу ребенка, а  также произвольное внимание, логическое мышление, память.

Ф.И. :  Антон К.

Возраст: 7 лет

Тест Керна- Йирасека

При проведении теста дополнительных вопросов не возникало. Ребенок работал заинтересованно, спокойно, но временами отвлекался. Старался аккуратно и точно выполнить  задания.

Методика «Да и Нет»

На вопросы  отвечал быстро. Для ответов поначалу использовал кивки головой, но после  моего замечания стал использовать фразы: «не знаю», «не очень», «так себе», «когда как». Ошибок не допустил.

Результаты  тестов

ТЕСТ: Керна-Йирасека  6 баллов.

МЕТОДИКА:«Да и Нет» 1балл

МЕТОДИКА: «Графический диктант» -  «С» (средний уровень)

МЕТОДИКА :«Домик»    2 балла.

МЕТОДИКА:«ЭХО»       0 баллов.

МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» - Затратил  3 мин. 3 ошибки. «С».

МЕТОДИКА: «Корректурная проба»  -Затратил   4 мин. 2 ошибки  – «С».

МЕТОДИКА: «Нелепицы»   - Нашёл  5 «нелепиц». – «С».

МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После трёх попыток повторил 4фразы «С».

МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильно ответил на 4-х карточках-«В».

Результаты  тестов показали, что ребёнок к школе условно готов, и нуждается в некоторой  коррекции.

Рекомендации:

 Больше уделять внимания упражнениям на развитие интеллектуальной сферы ребенка,  наблюдать за работой ребенка, особенный акцент в работе делать  на  развитие произвольного внимания. Уделять внимание  развитию смысловой  памяти и  образно-логического  мышления.

 

Ф.И.: Аня И.

Возраст: 6лет.

Тест Керна- Йирасека:

На выполнение теста была настроена положительно. После рисования мужской фигуры ребенок сказал мне обратить внимание на то, что на поясе у мужчины надет ремень, так как в рисунке у нее это не понятно. При выполнении оставшихся двух заданий девочка уточняла, где ей выполнять упражнение.

Ребенок работал сосредоточенно, спокойно.

Методика «Домик»

Перед выполнением  задания ребенок сказал, что справится с ним без проблем. Задание выполнила быстро, но неаккуратно.

Работала с интересом, спокойно, уверенно.

Методика «Да и Нет»

Для ответов  на вопросы использовала глаголы  вопросов. Допустила ошибку в вопросе  о желании учиться. В результатах  ответов выяснилось противоречие: ребенок хочет учиться и в то же время остаться в детском саду. На мое предложение выбрать одно желаемое из двух был дан ответ: остаться в детском саду. На мой уточняющий вопрос ответ остался таким же.

Результаты  тестов

ТЕСТ: Керна-Йирасека  4 балла.

МЕТОДИКА:«Да и Нет» 1балл.

МЕТОДИКА: «Графический диктант» -  «Н»

МЕТОДИКА: «Домик»    13 баллов.

МЕТОДИКА: «ЭХО»       0 баллов

МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» - Затратила 6 мин. 4ошибки. «Н».

МЕТОДИКА: «Корректурная проба»  -Затратила 5 мин. 5 ошибок. – «С».

МЕТОДИКА: «Нелепицы»   - Нашла 6 «нелепиц». – «С».

МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После двух попыток повторила 3 фразы. «С»

МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильные ответы на 3 карточках. «С».

Результаты тестов показали, что ребенок к школе не готов.

Рекомендации:

Учитывать слабую подготовку ребенка к школе. Развивать интеллектуальную сферу,  произвольное внимание.

Родителям: настоятельно рекомендуется оставить ребенка еще на год в детском саду!!!  Ребенок сам хочет остаться. Особенно развивать произвольное внимание девочки с помощью специальных упражнений.

Психологу: психологически готовить ребенка к смене условий, наблюдать за развитием произвольного внимания, мотивационной сферы ребенка.

 

Ф.И.: Андрей К..

Возраст: 6 лет.

Тест Керна- Йирасека

Ребенок на тест был настроен положительно. Чувствовалось  желание выполнить еще не известное  задание. Установка на рисование  мужской фигуры не вызвало у мальчика дополнительных вопросов. Задание выполнял с интересом, спокойно.

 С упражнением справился.

3 Задание выполнил  хорошо. Затруднений не возникало. 

Во время работы Андрей  чувствовал себя спокойно, уверенно. Результаты хорошие.

Методика «Домик»

Перед  выполнением  задания Андрей проявил большую заинтересованность.

Ребенок проявлял усидчивость и точность расчетов. Результаты  хорошие.

 

«Да и Нет»

С удовольствием  отвечал на все вопросы. Допустил только одну ошибку. При ответах  использовал глаголы вопросов. Чувствовал себя спокойно, уверенно. Игра ему понравилась.

Результаты  тестов

ТЕСТ: Керна-Йирасека  3балла

МЕТОДИКА:«Да и Нет» 1балл

МЕТОДИКА: «Графический диктант» -  «В» .

МЕТОДИКА :«Домик»    0 баллов.

МЕТОДИКА:«ЭХО»       0 баллов.

МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» - Затратил  2 мин. 4 ошибки. «С».

МЕТОДИКА: «Корректурная проба»  -Затратил   4 мин. 3 ошибки. – «С».

МЕТОДИКА: «Нелепицы»   - Нашёл  8 «нелепиц». – «В».

МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После двух попыток повторил 5фраз «В».

МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильно  ответил  на 6-ти  карточках.  «В».

Результаты тестов показали, что ребенок к школе готов.

Рекомендации:

Продолжать развивать  интеллектуальную сферу ребенка, а  также произвольное внимание, логическое мышление, память.

 

Ф.И.: Алиса М.

Возраст: 6 лет.

Тест Керна- Йирасека

На выполнение теста  была настроена положительно.  На задание- нарисовать мужскую фигуру отреагировала отрицательно- попросила  разрешение нарисовать женскую. Получив  отрицательный ответ приступила к работе. Во время выполнения всех заданий ребенок отвлекался, но не нервничал. При преступлении к выполнению очередного задания девочка спрашивала, как его выполнять.

Методика «Да и Нет»

На вопросы  отвечала не сразу. Для ответов на вопросы использовала не только глаголы вопросов, но и такие фразы как: «очень», «не очень». Допустила ошибку при ответе на вопрос о желании еще на год остаться в детском саду. Из теста явно видно, что ребенок больше хочет пойти в школу, нежели остаться в детском саду.

Результаты  тестов

ТЕСТ: Керна-Йирасека  3балла

МЕТОДИКА:«Да и Нет» 1балл

МЕТОДИКА: «Графический диктант» -  «В» .

МЕТОДИКА :«Домик»    1балл

МЕТОДИКА:«ЭХО»       0 баллов

МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» - Затратила 2,5 мин. 2 ошибки. «В».

МЕТОДИКА: «Корректурная проба» -Затратила 3,5 мин. 1 ошибка. – «В».

МЕТОДИКА: «Нелепицы»   - Нашла 7 «нелепиц». – «В».

МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После двух попыток повторила 4 фразы. «С»

МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильные ответы на 5 карточках. «В».

Результаты тестов показали, что ребенок к школе готов.

Рекомендации:

 Особое внимание  уделять развитию произвольного  внимания и интеллектуальной  сферы ребенка, учитывать эти  особенности в процессе обучения.

 Прибегая к специальным развивающим упражнениям развивать интеллектуальную сферу ребенка и произвольное внимание.

 

Ф.И:  Женя М.

Возраст: 6 лет.

Тест Керна- Йирасека

На тест была настроен положительно. Задание нарисовать мужскую фигуру не вызвало затруднений.

При выполнении остальных  упражнений ребенок чувствовал себя спокойно, проявлял заинтересованность.

Результаты теста хорошие.

Методика «Да и Нет»

Ребенок с удовольствием  отвечал на вопросы. При ответах  допущена одна ошибка. На вопросы отвечала достаточно быстро. Для ответов использовал  глаголы вопросов.

На вопрос- Хочешь ли остаться еще на год в детском саду? – ответил неуверенно!

Результаты тестов показали, что ребенок к школе готов.

Результаты  тестов

ТЕСТ: Керна-Йирасека  4балла

МЕТОДИКА:«Да и Нет» 1балл

МЕТОДИКА: «Графический диктант» -  «С»

МЕТОДИКА :«Домик»    1балл

МЕТОДИКА:«ЭХО»       0 баллов

МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» - Затратил 3,5 мин. 2 ошибки. «С».

МЕТОДИКА: «Корректурная проба»  -Затратил  3,5 мин. 1 ошибка. – «В».

МЕТОДИКА: «Нелепицы»   - Нашёл 7 «нелепиц». – «В».

МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После двух попыток повторил 4 фразы. «С»

МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильные ответы на 4 карточках. «В».

Результаты тестов показали, что ребенок к школе готов.

Рекомендации:

Развивать смысловую  память, внимание.  Уделить внимание самостоятельной работе по заданию взрослого.

 

Ф.И.:  Никита Л.

Возраст: 6 лет.

Тест Керна- Йирасека

При проведении теста дополнительных вопросов не возникало. Ребенок работал заинтересованно, спокойно, но временами отвлекался. Старался аккуратно и точно выполнить  задания.

Методика «Да и Нет»

На вопросы  отвечал быстро. . Ошибок не допустил.

Результаты  тестов

ТЕСТ: Керна-Йирасека  6 баллов.

МЕТОДИКА:«Да и Нет» 1балл

МЕТОДИКА: «Графический диктант» -  «С»

МЕТОДИКА : «Домик»    2 балла.

МЕТОДИКА: «ЭХО»       0 баллов.

МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» - Затратил  3 мин. 3 ошибки. «С».

МЕТОДИКА: «Корректурная проба»  -Затратил   3 мин. 1 ошибка. – «В».

МЕТОДИКА: «Нелепицы»   - Нашёл  5 «нелепиц». – «С».

МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После трёх попыток повторил 4фразы «С».

МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильно ответил на 4-х карточках-«В».

Результаты  тестов показали, что ребёнок к школе готов, но нуждается в некоторой  коррекции.

Рекомендации:

 Больше уделять внимания упражнениям на развитие интеллектуальной сферы ребенка,  наблюдать за работой ребенка, особенный акцент в работе делать  на  развитие произвольного внимания. Уделять внимание  развитию смысловой  памяти и  образно-логического  мышления.

Информация о работе Психологическая готовность детей к школьному обучению