Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 09:43, курсовая работа
Цель исследования: выявить и изучить особенности психологической готовности ребенка к школе.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. Теоретические основы вопроса готовности детей к обучению в школе
1.1.Понятие готовности к школьному обучению. Основные аспекты школьной зрелости……………………………………………….5
1.2.Структура готовности к школе…………………………………. 8
1.3.Психологическая характеристика готовности к обучению в школе дошкольника………………………………………………… 10
1.4. Обзор диагностических методик, направленных на изучение разных сторон психологической готовности дошкольника к школе..………………………………………………………………. 21
ГЛАВА II. Практическая работа по определению готовности детей к обучению в школе
2.1. Организация и проведение исследования психологической готовности детей к школе…………………………………………...23
2.2. Результаты диагностического обследования на предмет готовности детей к школе…………………………………………..
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….38
МЕТОДИКА :«Домик» 1балл
МЕТОДИКА:«ЭХО» 0 баллов
МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» - Затратила 2,5 мин. 2 ошибки. «В».
МЕТОДИКА: «Корректурная проба» -Затратила 3,5 мин. 1 ошибка. – «В».
МЕТОДИКА: «Нелепицы» - Нашла 7 «нелепиц». – «В».
МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После двух попыток повторила 4 фразы. «С»
МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильные ответы на 5 карточках. «В».
Результаты тестов показали, что ребенок к школе готов.
Рекомендации:
Развивать смысловую память.
Ф.И.: Данил З.
Возраст: 6 лет.
Ребенок на тест был настроен положительно. Чувствовалось желание выполнить еще не известное задание. Установка на рисование мужской фигуры не вызвало у мальчика дополнительных вопросов. Задание выполнял с интересом, спокойно.
На втором упражнении уточнил значение слова «скопировать». С упражнением справился.
3 Задание выполнил хорошо. Затруднений не возникало.
Во время работы Данил чувствовал себя спокойно, уверенно. Результаты хорошие.
Перед выполнением методики ребенок испугался, что не справится с заданием. Благодаря подбадриванию с моей стороны мальчик сразу согласился выполнить упражнение. Во время работы у Данила проснулся интерес к тесту. Ребенок проявлял усидчивость и точность расчетов.
«Да и Нет»
С удовольствием отвечал на все вопросы. Допустил только одну ошибку. При ответах использовал глаголы вопросов. Чувствовал себя спокойно, уверенно. Игра ему понравилась.
Результаты тестов
ТЕСТ: Керна-Йирасека 3балла
МЕТОДИКА:«Да и Нет» 1балл
МЕТОДИКА: «Графический диктант» - «В» (высокий уровень)
МЕТОДИКА :«Домик» 0 баллов.
МЕТОДИКА:«ЭХО» 0 баллов.
МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» - Затратил 2 мин. 1 ошибки. «В».
МЕТОДИКА: «Корректурная проба» -Затратил 3 мин. 1 ошибка. – «В».
МЕТОДИКА: «Нелепицы» - Нашёл 8 «нелепиц». – «В».
МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После двух попыток повторил 5фраз «В».
МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильно ответил на 6-ти карточках. «В».
Результаты тестов показали, что ребенок к школе готов.
Рекомендации:
Продолжать развивать интеллектуальную сферу ребенка, а также произвольное внимание, логическое мышление, память.
При проведении
теста дополнительных вопросов не возникало.
Ребенок работал
На вопросы отвечал быстро. Для ответов поначалу использовал кивки головой, но после моего замечания стал использовать фразы: «не знаю», «не очень», «так себе», «когда как». Ошибок не допустил.
Результаты тестов
ТЕСТ: Керна-Йирасека 6 баллов.
МЕТОДИКА:«Да и Нет» 1балл
МЕТОДИКА: «Графический диктант» - «С» (средний уровень)
МЕТОДИКА :«Домик» 2 балла.
МЕТОДИКА:«ЭХО» 0 баллов.
МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» - Затратил 3 мин. 3 ошибки. «С».
МЕТОДИКА: «Корректурная проба» -Затратил 4 мин. 2 ошибки – «С».
МЕТОДИКА: «Нелепицы» - Нашёл 5 «нелепиц». – «С».
МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После трёх попыток повторил 4фразы «С».
МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильно ответил на 4-х карточках-«В».
Результаты тестов показали, что ребёнок к школе условно готов, и нуждается в некоторой коррекции.
Рекомендации:
Больше уделять внимания упражнениям на развитие интеллектуальной сферы ребенка, наблюдать за работой ребенка, особенный акцент в работе делать на развитие произвольного внимания. Уделять внимание развитию смысловой памяти и образно-логического мышления.
Ф.И.: Аня И.
Возраст: 6лет.
Тест Керна- Йирасека:
На выполнение теста была настроена положительно. После рисования мужской фигуры ребенок сказал мне обратить внимание на то, что на поясе у мужчины надет ремень, так как в рисунке у нее это не понятно. При выполнении оставшихся двух заданий девочка уточняла, где ей выполнять упражнение.
Ребенок работал сосредоточенно, спокойно.
Перед выполнением задания ребенок сказал, что справится с ним без проблем. Задание выполнила быстро, но неаккуратно.
Работала с интересом, спокойно, уверенно.
Для ответов на вопросы использовала глаголы вопросов. Допустила ошибку в вопросе о желании учиться. В результатах ответов выяснилось противоречие: ребенок хочет учиться и в то же время остаться в детском саду. На мое предложение выбрать одно желаемое из двух был дан ответ: остаться в детском саду. На мой уточняющий вопрос ответ остался таким же.
Результаты тестов
ТЕСТ: Керна-Йирасека 4 балла.
МЕТОДИКА:«Да и Нет» 1балл.
МЕТОДИКА: «Графический диктант» - «Н»
МЕТОДИКА: «Домик» 13 баллов.
МЕТОДИКА: «ЭХО» 0 баллов
МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» - Затратила 6 мин. 4ошибки. «Н».
МЕТОДИКА: «Корректурная проба» -Затратила 5 мин. 5 ошибок. – «С».
МЕТОДИКА: «Нелепицы» - Нашла 6 «нелепиц». – «С».
МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После двух попыток повторила 3 фразы. «С»
МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильные ответы на 3 карточках. «С».
Результаты тестов показали, что ребенок к школе не готов.
Рекомендации:
Учитывать слабую подготовку ребенка к школе. Развивать интеллектуальную сферу, произвольное внимание.
Родителям: настоятельно рекомендуется оставить ребенка еще на год в детском саду!!! Ребенок сам хочет остаться. Особенно развивать произвольное внимание девочки с помощью специальных упражнений.
Психологу: психологически готовить ребенка к смене условий, наблюдать за развитием произвольного внимания, мотивационной сферы ребенка.
Ф.И.: Андрей К..
Возраст: 6 лет.
Ребенок на тест был настроен положительно. Чувствовалось желание выполнить еще не известное задание. Установка на рисование мужской фигуры не вызвало у мальчика дополнительных вопросов. Задание выполнял с интересом, спокойно.
С упражнением справился.
3 Задание выполнил хорошо. Затруднений не возникало.
Во время работы Андрей чувствовал себя спокойно, уверенно. Результаты хорошие.
Перед выполнением задания Андрей проявил большую заинтересованность.
Ребенок проявлял усидчивость и точность расчетов. Результаты хорошие.
«Да и Нет»
С удовольствием отвечал на все вопросы. Допустил только одну ошибку. При ответах использовал глаголы вопросов. Чувствовал себя спокойно, уверенно. Игра ему понравилась.
Результаты тестов
ТЕСТ: Керна-Йирасека 3балла
МЕТОДИКА:«Да и Нет» 1балл
МЕТОДИКА: «Графический диктант» - «В» .
МЕТОДИКА :«Домик» 0 баллов.
МЕТОДИКА:«ЭХО» 0 баллов.
МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» - Затратил 2 мин. 4 ошибки. «С».
МЕТОДИКА: «Корректурная проба» -Затратил 4 мин. 3 ошибки. – «С».
МЕТОДИКА: «Нелепицы» - Нашёл 8 «нелепиц». – «В».
МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После двух попыток повторил 5фраз «В».
МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильно ответил на 6-ти карточках. «В».
Результаты тестов показали, что ребенок к школе готов.
Рекомендации:
Продолжать развивать интеллектуальную сферу ребенка, а также произвольное внимание, логическое мышление, память.
Ф.И.: Алиса М.
Возраст: 6 лет.
На выполнение теста была настроена положительно. На задание- нарисовать мужскую фигуру отреагировала отрицательно- попросила разрешение нарисовать женскую. Получив отрицательный ответ приступила к работе. Во время выполнения всех заданий ребенок отвлекался, но не нервничал. При преступлении к выполнению очередного задания девочка спрашивала, как его выполнять.
На вопросы отвечала не сразу. Для ответов на вопросы использовала не только глаголы вопросов, но и такие фразы как: «очень», «не очень». Допустила ошибку при ответе на вопрос о желании еще на год остаться в детском саду. Из теста явно видно, что ребенок больше хочет пойти в школу, нежели остаться в детском саду.
Результаты тестов
ТЕСТ: Керна-Йирасека 3балла
МЕТОДИКА:«Да и Нет» 1балл
МЕТОДИКА: «Графический диктант» - «В» .
МЕТОДИКА :«Домик» 1балл
МЕТОДИКА:«ЭХО» 0 баллов
МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» - Затратила 2,5 мин. 2 ошибки. «В».
МЕТОДИКА: «Корректурная проба» -Затратила 3,5 мин. 1 ошибка. – «В».
МЕТОДИКА: «Нелепицы» - Нашла 7 «нелепиц». – «В».
МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После двух попыток повторила 4 фразы. «С»
МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильные ответы на 5 карточках. «В».
Результаты тестов показали, что ребенок к школе готов.
Рекомендации:
Особое внимание
уделять развитию
Прибегая к специальным развивающим упражнениям развивать интеллектуальную сферу ребенка и произвольное внимание.
Ф.И: Женя М.
Возраст: 6 лет.
На тест была настроен положительно. Задание нарисовать мужскую фигуру не вызвало затруднений.
При выполнении остальных упражнений ребенок чувствовал себя спокойно, проявлял заинтересованность.
Результаты теста хорошие.
Ребенок с удовольствием отвечал на вопросы. При ответах допущена одна ошибка. На вопросы отвечала достаточно быстро. Для ответов использовал глаголы вопросов.
На вопрос- Хочешь ли остаться еще на год в детском саду? – ответил неуверенно!
Результаты тестов показали, что ребенок к школе готов.
Результаты тестов
ТЕСТ: Керна-Йирасека 4балла
МЕТОДИКА:«Да и Нет» 1балл
МЕТОДИКА: «Графический диктант» - «С»
МЕТОДИКА :«Домик» 1балл
МЕТОДИКА:«ЭХО» 0 баллов
МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» - Затратил 3,5 мин. 2 ошибки. «С».
МЕТОДИКА: «Корректурная проба» -Затратил 3,5 мин. 1 ошибка. – «В».
МЕТОДИКА: «Нелепицы» - Нашёл 7 «нелепиц». – «В».
МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После двух попыток повторил 4 фразы. «С»
МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильные ответы на 4 карточках. «В».
Результаты тестов показали, что ребенок к школе готов.
Рекомендации:
Развивать смысловую память, внимание. Уделить внимание самостоятельной работе по заданию взрослого.
Ф.И.: Никита Л.
Возраст: 6 лет.
При проведении
теста дополнительных вопросов не возникало.
Ребенок работал
На вопросы отвечал быстро. . Ошибок не допустил.
Результаты тестов
ТЕСТ: Керна-Йирасека 6 баллов.
МЕТОДИКА:«Да и Нет» 1балл
МЕТОДИКА: «Графический диктант» - «С»
МЕТОДИКА : «Домик» 2 балла.
МЕТОДИКА: «ЭХО» 0 баллов.
МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» - Затратил 3 мин. 3 ошибки. «С».
МЕТОДИКА: «Корректурная проба» -Затратил 3 мин. 1 ошибка. – «В».
МЕТОДИКА: «Нелепицы» - Нашёл 5 «нелепиц». – «С».
МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После трёх попыток повторил 4фразы «С».
МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильно ответил на 4-х карточках-«В».
Результаты тестов показали, что ребёнок к школе готов, но нуждается в некоторой коррекции.
Рекомендации:
Больше уделять внимания упражнениям на развитие интеллектуальной сферы ребенка, наблюдать за работой ребенка, особенный акцент в работе делать на развитие произвольного внимания. Уделять внимание развитию смысловой памяти и образно-логического мышления.
Информация о работе Психологическая готовность детей к школьному обучению