Психологическая готовность детей к школьному обучению

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 09:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить и изучить особенности психологической готовности ребенка к школе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. Теоретические основы вопроса готовности детей к обучению в школе
1.1.Понятие готовности к школьному обучению. Основные аспекты школьной зрелости……………………………………………….5
1.2.Структура готовности к школе…………………………………. 8
1.3.Психологическая характеристика готовности к обучению в школе дошкольника………………………………………………… 10
1.4. Обзор диагностических методик, направленных на изучение разных сторон психологической готовности дошкольника к школе..………………………………………………………………. 21
ГЛАВА II. Практическая работа по определению готовности детей к обучению в школе
2.1. Организация и проведение исследования психологической готовности детей к школе…………………………………………...23
2.2. Результаты диагностического обследования на предмет готовности детей к школе…………………………………………..
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….38

Файлы: 1 файл

Курсовая по готовности.doc

— 356.00 Кб (Скачать)


Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

Мурманский государственный гуманитарный университет

Факультет физической культуры и безопасности жизнедеятельности

Кафедра психологии

 

 

 

 

Курсовая работа

по предмету: Педагогическая психология

на тему: Психологическая готовность детей к школьному обучению

 

 

 

Выполнила:

Мамаева Валерия Григорьевна

специальность:

Безопасность жизнедеятельности

II курс, группа: БЖД-2,

заочная форма обучения

 

Научный руководитель:

Барышева Т.Д.,

ст.преподаватель

 

 

 

Мурманск, 2011

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………

3

ГЛАВА I. Теоретические основы вопроса готовности детей к обучению в школе

1.1.Понятие готовности  к школьному обучению. Основные аспекты школьной зрелости……………………………………………….

 

 

 

5

1.2.Структура готовности к школе………………………………….

8

1.3.Психологическая характеристика  готовности к обучению в школе  дошкольника…………………………………………………

 

10

1.4. Обзор диагностических методик, направленных на изучение разных сторон психологической готовности дошкольника к школе..……………………………………………………………….

 

 

21

ГЛАВА II. Практическая работа по определению готовности детей к обучению в школе

2.1. Организация и проведение  исследования психологической готовности  детей к школе…………………………………………...

 

 

 

23

2.2. Результаты диагностического  обследования на предмет готовности  детей к школе…………………………………………..

 

25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….

37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….

Приложение…………………………………………………………………

38

41


 

 

 

Введение

Под психологической  готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный  уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы  в условиях обучения в  коллективе сверстников.

Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно  психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки.

В отечественной литературе имеется значительное количество работ, целью которых является изучение проблемы психологической готовности дошкольников к  обучению  в школе: М. М. Безруких, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский,   В. В. Давыдов, С. П. Ефимова, Е. Е. Кравцова, Т. Д. Марцинковская,   В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман, Н. И. Гуткина, Д. Б. Эльконин и др.

Основной причиной неуспеваемости большинства учащихся является своего рода их "незрелость", недостаточная  готовность к сложному процессу обучения. Чрезвычайно важно своевременное выявление такого рода незрелости детей, так как возможно более полное ее преодоление еще в дошкольном возрасте, что позволит предупредить само возникновение многих проблем.

Часто считается, что  по достижении 7-летнего (а теперь даже 6-летнего) возраста вопрос готовности ребенка к школе решится сам собой, и родители бывают очень разочарованы, когда на предварительном собеседовании слышат, что их ребенок не подготовлен к школе.

Так как путь развития каждого ребенка очень индивидуален, то к школьному возрасту, дети приходят с совершенно разным багажом опыта - знаниями, умениями, навыками, привычками.

Понятие психологическая  готовность к школе – комплексное, многогранное и охватывает все сферы  жизни ребенка. Психологическая  готовность к школьному обучению включает в себя мотивационную готовность, которая проявляется в стремлении ребенка к учению, достаточно высокий уровень познавательной деятельности и мыслительных операций, овладение ребенком элементами учебной деятельности, определенный уровень волевого и социального развития.

Цель исследования: выявить и изучить особенности психологической готовности ребенка к школе.
Задачи:

а) Подобрать методики для изучения особенностей психологической    готовности к школе детей 5-6 летнего  возраста.

б) Изучить особенности  психологической готовности ребенка  к школе

в) Выявить условия  формирования психологической готовности ребенка к школе.

В качестве гипотезы выступило, что своевременная диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе позволяет создать условия, благодаря которым успешно развиваются  те показатели психологической готовности, которые оказались недостаточно развитыми.

Предмет исследования – диагностика готовности ребенка к школьному обучению.

Объект исследования – психологическая готовность дошкольников детского сада № 101 г. Мурманска.

С помощью методов исследования, таких как эксперимент и тестирование докажем, что своевременная диагностика в 5-6 летнем возрасте позволяет выявить те показатели психологической готовности, которые необходимо развивать, создавая для этого необходимые условия.

 

Глава I. Теоретические основы вопроса готовности детей к обучению в школе.

    1. Понятие готовности к школьному обучению. Основные аспекты школьной зрелости.

В последнее время  задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психолого-педагогической науки. В современной литературе пока не существует единого и четкого определения понятий "готовности" и "школьной зрелости". Так, А. Анастази [2] трактует понятие школьной зрелости как овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального усвоения школьной программы поведенческими характеристиками.

Й. Шванцара более ёмко определяет школьную зрелость, как достижение такой степени в развитии, когда ребенок "становится способным принимать участие в школьном обучении". Он выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты готовности к школе (Диагностика психического развития, 1978)..

Л. И. Божович [4] указывает, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.

Аналогичные взгляды развивал А. И. Запорожец, отмечая, что готовность к обучению детей в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности её мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т. д.

Салмина Н.Г. отмечает, что  готовность к школе – это сложное  образование, включающее, помимо психологической  готовности морфофункциональную зрелость (показатели которой разрабатывают гигиенисты и физиологи) и определенный уровень владения предметно-специфическими знаниями. Ею делается вывод о том, что готовность же в целом обеспечивает школьную адаптацию, успешность обучения [37].

По мнению Н.Г.Салминой, эти составляющие готовности не должны рассматриваться изолированно и тем более противопоставляться. Это оправдано и по нашему мнению, поскольку в литературе есть тенденция к "растаскиванию" готовности на отдельные ее подвиды (волевую, эмоциональную и интеллектуальную). Это не означает недооценки какой-то из составляющих готовность. Особенно это опасно в случае рассмотрения несформированности готовности. Так, например, трудности в обучении могут быть связаны с морфофункциональной незрелостью. Речевые дефекты могут, например, создавать непреодолимые при обычном обучении затруднения не только для овладения письмом, орфографией, но и в более широкие – в организации деятельности. В ряде случае это приводит к выбыванию детей с сохранным интеллектом в специальные школы.

Проблема предметно-специфической готовности разрабатывалась наиболее интенсивно в двух направлениях: диагностика (формирование) конституирующих, исходных знаний (типа задач Пиаже на сохранение для определения математической готовности) и диагностика конкретных навыков (счета, чтения и др.). Л.А.Венгер [6, 7], В.С.Мухина [25, 26] и Н.Г.Салмина [37] особую роль при этом отводят пространственно-графической готовности и ее диагностике. Это связывается с той особой ролью, которую играет графическая деятельность в начале обучения, а также вытекает из анализа тех трудностей, которые возникают при ее осуществлении. Синоним такого вида готовности у Д.Б.Эльконина – владение средствами.

По мнению зарубежных авторов, около 80% трудностей в начальной  школе связаны с письмом, что  не удивительно. Графические умения, как отмечает Н.Н.Нечаев [27] , Салмина Н.Г. [37] , Л.Ф.Обухова [27] и др., представляют собой сложный комплекс, включающий формирование зрительно-моторной координации, восприятие фигуро-фоновых отношений, положения в пространстве, ориентировку в системе координат и др. Несформированность отдельных составляющих его этого пространственно-графического комплекса создает трудности не только в начальной школе, но и на более поздних этапах обучения.

В педагогической психологии для определения уровня сформированности пространственно-графической готовности используется ряд специально разработанных методик, в том числе тест Векслера. Иногда используют методики М.Фростиг.

Исходной, а по сути, дискуссионной, для анализа проблемы психологической готовности детей к школе выступает периодизация развития, определяющая показатели, по которым осуществляется диагностика. Так, если принимается периодизация интеллектуального развития Ж.Пиаже с выделением сенсомоторного, дооператорного и др. этапов, то используются соответствующие параметры, по которым осуществляется диагностика для выявления уровня интеллектуального развития ребенка (задачи на сохранение и др.).

В советской психологии понятие готовности специалистами  в области возрастной и педагогической психологии рассматривалось с учетом специфики возраста [6, 8, 10,21 и др.]. Возраст 6 – 7 лет квалифицируется как переходный, критический период детства ("кризис 7 лет").

Л.С.Выготский [11] характеризует возраст как целостное, динамическое образование, структуру, которая не складывается из отдельных частей, а предполагает наличие центрального новообразования, порождающего его основные свойства и проявления. В соответствии с этим, принципиально важно, чтобы диагностические методики включали не набор заданий для выявления различных процессов (памяти, мышления, внимания и др.), а выявляли центральное новообразование, которое обусловливает все другие свойства. В качестве центрального психологического новообразования детей 7 лет он называл "обобщение переживания", или "интеллектуализацию аффекта", Ребенок, прошедший данный критический возрастной период, способен, по мнению Л.С.Выготского, перейти от поведения, обусловленного непосредственно воспринимаемой ситуацией, к поведению и деятельности, подчиненной определенным правилам, сознательно принятым нормам.

Далее, процессы, являющиеся центральными в один из периодов, по мнению Л.С.Выготского, становятся побочными, т.е. соотношение центральных и  побочных линий развития все время  меняется. Последнее соответствует также и идее П.П.Блонского о системном и смысловом строении сознания, согласно которой в центре сознания на каждом возрастном этапе находится лишь одна какая-то психическая функция, обеспечивающая психическое развитие.

Так, речь, выступая центральным  новообразованием младенческого возраста, в школьном возрасте развивается, но уже не выступает центральным новообразованием. Эти два положения являются исходными в разработке критериев психического развития, в данном случае "готовности к школе".

 

1.2. Структура готовности к школе

На сегодняшний день практически общепризнанно, что  готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований [14, 15, 16, 19]. Мы тоже будем придерживаться этого утверждения. В структуре готовности к обучению в школе принято выделять следующие компоненты:

Информация о работе Психологическая готовность детей к школьному обучению