Проведение коррекционной работы с эмоциональными проблемами детей 4-6 лет, воспитывающихся в дошкольных учреждениях с разной формой собст

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 21:49, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования состояла в проведении коррекционной работы, направленной на снижение тревожности, агрессивности и страхов у детей.
Объект исследования – дети 4-6 лет в количестве 20 человек.
Предмет исследования – эмоциональные состояния детей среднего дошкольного возраста.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................13
Глава 1. Сравнение особенностей эмоционального развития
детей 4-6 лет, воспитывающихся в частной и государственной
группе детского сада............................................................................................15
1.1. Особенности эмоционального развития детей 4 - 6 лет................18
1.2. Эмоциональные нарушения в дошкольном возрасте.......................19
1.3. Условия эмоционального благополучия ребенка..............................12
1.3.1. Состояние здоровья и эмоциональное благополучие ребенка...13
1.3.2. Эмоциональное развитие ребенка в семье...................................14
1.3.3. Условия эмоционального благополучия ребенка в детском
саду..................................................................................................15
1.4. Факторы, влияющие на эмоциональное состояние детей,
посещающих частный и государственный детский сад..................26
1.5. Коррекция эмоциональных нарушений у детей 4 – 6 лет...............60
Глава 2. Экспериментальное исследование воздействия коррекци-
онной работы на эмоциональное состояние детей.............................................66
2.1. Организация исследования эмоциональных
особенностей детей..............................................................................70
2.2. Методы исследования..........................................................................71
2.3. Этапы исследования.............................................................................72
2.4. Результаты исследования....................................................................71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................71
ЛИТЕРАТУРА....................................................................

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 160.80 Кб (Скачать)

Ведущий просит детей определить эмоциональный настрой мальчика в отношении окружающего мира и себя и ответить на вопрос: чем он обусловлен?

Этюд «Шарик»

Цель. Развитие взаимоотношений детей, сочувствия, умения прийти на помощь. 
Ведущий читает стихотворение В. Томилиной «Шарик»:

На веревочке у Вари 
Красный шарик с петушком. 
Ой, какой красивый шарик! 
Все мечтают о таком. 
Но поднялся ветер вдруг 
Шарик выхватил из рук! 
Улетает красный шарик 
Высоко под облака. 
Чуть не плачет наша Варя: 
Очень жаль ей петушка. 
Подошла к подружке Таня, 
Стала Варю утешать: 
— Шарик твой мы не достанем, 
Так давай с моим играть! 
Зайчик беленький на нем, 
Будем с ним играть вдвоём!

После чтения дети отвечают на вопросы: какие чувства переживают девочки? Какие добрые качества у них проявляются? Как игрушка влияет на развитие отношений между девочками? И разыгрывают этюд по ролям.

Рисование по темам

Хоровод по кругу

Занятие 16. «Волшебники»

Приветствие

Игра «Взаимоотношения»

Цель. Привитие новых форм поведения. 
Игра построена на обсуждении стихотворения Л. Кузьмина «Дом с колокольчиком».

Стоит небольшой старинный 
Дом над зеленым бугром. 
У входа висит колокольчик, 
Украшенный серебром. 
И если ты ласково, тихо 
В него позвонишь, то поверь, 
Что в доме проснется старушка, 
Седая-седая старушка, 
И сразу откроет дверь. 
Старушка приветливо скажет: 
— Входи, не стесняйся, дружок. — 
На стол самовар поставит.  
В печи испечет пирожок. 
И будет с тобою вместе 
Чаек распивать дотемна. 
И старую добрую сказку 
Расскажет тебе она. 
Но если, но если, но если 
Ты в этот уютный дом 
Начнешь кулаком стучаться, 
Поднимешь трезвон и гром, 
То выйдет Баба-Яга, 
И не слыхать тебе сказки 
И не видать пирога.

После чтения дети обсуждают стихотворение и приходят к выводу, что результат зависит от характера, поведения, намерений. Одного и того же можно добиться разными путями, но эти пути также могут привести к разным результатам. Далее они отвечают на вопрос, почему во второй части стихотворения к ребенку вышла не добрая старушка, а Баба-Яга, и инсценируют его.

Этюд «Солидарность»

Цель. Проявление сочувствия в конкретном действии. 
Ведущий читает стихотворение В. Томилиной «Солидарность».

За кота и за юлу 
Брат опять стоит в углу. 
Плачет Леночка всерьез: 
Жалко братика до слез. 
Горько плакала сначала, 
Вдруг затихла, замолчала. 
Лена плакать  
Перестала... 
Рядом с братом 
В угол встала.

Дети отвечают на вопросы: какие чувства переживает девочка? Чем они вызваны? Выясняют, что во внимании, заботе нуждается не только младший, но и сверстник. Сочувствие у него проявляется в конкретном действии: если друг упал, надо помочь ему встать; если ему больно, утешить, предложив игрушку. 
Далее дети разыгрывают этюд в парах.

Игра «Передай по кругу»

Цель. Достичь взаимопонимания, сплоченности. 
Дети встают в круг, на ходу передают (пантомимикой) горячую картошку, ледышку, бабочку, цветочек, пушинку и т.п.

Упражнение «Волшебники»

Цель. Развитие чувств на основе воображения. 
Детям дают две одинаковые фигурки «волшебников» (изображения их заранее приготовлены). Задача: дорисовать эти фигурки, превратив одну в «доброго», а другую в «злого» волшебника. Для девочек можно заменить «волшебников» на «волшебниц». 
Во второй части задания дети должны сами нарисовать «доброго» и «злого» волшебников, а также придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый». Затем устраивается выставка рисунков.

Этюд «Цветок»

Цель. Приобретение навыков в саморасслаблении. 
Ведущий говорит: «Теплый луч упал на землю и согрел семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем». 
Дети по ходу рассказа выполняют соответствующие движения: садятся на корточки, голову и руки опускают; поднимают голову, распрямляют корпус, руки разводят в стороны — цветок расцвел; голову слегка откидывают назад, медленно поворачиваются за солнцем. Глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

Хоровод

Дети по кругу желают друг другу всего доброго.

Блок 5.

СНЯТИЕ ВРАЖДЕБНОСТИ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ СО СВЕРСНИКАМИ. 
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ

Занятие 17. «Солнце в ладошке»

Приветствие

Игра «Встреча сказочных героев»

Цель. Коррекция негативных поведенческих реакций, формирование нового опыта взаимоотношений в процессе игры. 
Психолог подбирает каждому ребенку сказочный персонаж, который обладает противоположными личностными особенностями. Например, конфликтному ребенку дается роль персонажа, которой со всеми дружит, всем помогает (Золушка, Мальчик-с-пальчик); ребенку с низкой самооценкой дается роль героя, которым все восхищаются (например, Илья Муромец); активному ребенку с двигательной расторможенностью роль, предусматривающая ограничения активности (стеклянный человек, часовой на посту), и т.п. Сказочные герои могут быть вымышленными. Каждому ребенку волшебник дает по пять «жизней», которых они лишаются, если изменят поведение своих героев. 
Дети садятся в круг и открывают встречу сказочных героев. Тему для разговора они выбирают сами. Они придумывают сказку для своих героев и разыгрывают ее. После игры проходит обсуждение по вопросам и заданиям.

— Опишите свои ощущения в новой роли. 
— Что мешало сохранять определенный стиль поведения? 
— Сможете ли вы в реальной жизни вести себя так, как ваш герой? 
— Каковы сильные и слабые стороны каждого героя?

Игра «Мальчик (девочка)-наоборот»

Цель. Развитие произвольного контроля за своими действиями, снятие двигательной расторможенности, негативизма. 
Участники вступают в круг. Ведущий показывает действиями, все повторяют за ним. Мальчик-наоборот должен делать не так, как все.

Этюд «Солнце в ладошке»

Цель. Снятие эмоционального напряжения, развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений.  
Ведущий читает стихотворение «Солнце в ладошке».

Солнце в ладошке, 
Тень на дорожке, 
Крик петушиный, 
Мурлыканье кошки, 
Птица на ветке, 
Цветок у тропинки, 
Пчела на цветке, 
Муравей на травинке. 
И рядышком — жук, весь 
Покрытый загаром. — 
И все это — мне, 
И все это — даром! 
Вот так — ни за что! — 
Лишь бы жил я и жил, 
Любил этот мир 
И другим сохранил...

Дети по желанию изображают персонажей стихотворения, «насыщаясь» атмосферой радости и добра.

Этюд «Просто так»

Цель. Развитие социального доверия, воспитание новых способов общения, формирование адекватных форм поведения. 
Дети разыгрывают сценки из мультфильма «Просто так», где щенок подарил букет цветов, а вместе с ним и свое хорошее настроение тому, кому было грустно, «просто так» — ничего не требуя взамен. И его доброе дело пошло по цепочке дальше — от одного героя к другому.

Игра «Клеевой дождик»

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия:

— подняться и сойти со стула,  
— проползти под столами, 
— обогнуть «широкое озеро», 
— пробраться через «дремучий лес», 
— спрятаться от «диких животных».

На протяжении всей игры дети стараются избежать отцепления от своего партнера.

Этюд «Идем за синей птицей!»

Цель. Успокоение возбужденных детей и их организация. 
Дети идут по залу, взявшись за руки и произнося многократно под музыку (И. Сац, «Шествие») слова:

Мы длинной вереницей  
Идем за синей птицей, 
Идем за синей птицей, 
Идем за синей птицей!

Расставание

Занятие 18. «Встреча с другом»

Приветствие

Этюд «Встреча с другом»

Цель. Передача с помощью выразительных движений внутреннего состояния героев. 
Ведущий говорит: «У мальчика был друг. Летом они расстались. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!» 
Дети с помощью объятий и улыбки показывают радость от встречи с другом.

Этюд «Два друга»

Цели. Сопоставление различных черт характера; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить свое; коррекция сферы ребенка. 
Дети слушают в исполнении взрослого стихотворение Т. Волиной «Два друга».

Пришли два юных друга на речку загорать. 
Один решил купаться — стал плавать и нырять. 
Другой сидит на камушке и смотрит на волну, 
И плавать опасается: «А вдруг я утону?»

Пошли два юных друга кататься на коньках. 
Один стрелою мчится — румянец на щеках! 
Другой стоит растерянный у друга на виду. 
«Тут место очень скользкое, а вдруг я упаду?!»

Гроза дружков застала однажды на лугу. 
Один пробежку сделал — согрелся на бегу. 
Другой дрожал под кустиком, и вот дела плохи: 
Лежит под одеялами — «Кха-кха!.. Апчхи!»

Дети оценивают поведение обоих ребят, распределяют роли. Ведущий снова читает стихотворение, а дети пантомимически его иллюстрируют.

Рисунок «Мои друзья»

Цель. Выяснение взаимоотношений детей внутри группы; помощь при осознании себя и черт своего характера. 
Ведущий предлагает нарисовать друг друга. Дети могут нарисовать своих друзей как в виде людей, так и в виде животных, птиц, цветов, деревьев и т.п. После выполнения задания дети обсуждают рисунки и отвечают на вопросы: кто здесь нарисован? Почему нарисованы именно эти дети? Почему они нарисованы именно в таком виде?

Проигрывание ситуаций (продолжение, см. занятие 14)

Цель. Формирование адекватных форм поведения. 
Психолог предлагает разыграть следующие ситуации.

— Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился. Помоги ему успокоиться. 
— Твой друг попросил у тебя твою игрушку, а отдал ее сломанной. 
— Ты очень обидел своего друга. Попробуй помириться с ним.

Игра «Окажи внимание другому»

Цели. Развитие умения выражать свое положительное отношение к другим людям, учить оказывать и принимать знаки внимания.  
Дети становятся в круг и по очереди говорят что-нибудь приятное одному из участников игры. Знаками внимания могут отмечаться личностные качества, внешность, умения, манера поведения и т.п. В ответ ребенок говорит: «Спасибо, я тоже думаю, что я...» (повторяет сказанное ему, а затем подкрепляет еще одной похвалой в свой адрес: «А еще я думаю, что я...»).

Комплекс «Музыкальная мозаика» (саморасслабление)

Расставание

Занятие 19. «Помирились»

Этюд «Поссорились и помирились»

Цель. Нравственное воспитание; работа над выразительностью движений.  
Два ребенка сначала изображают поссорившихся детей. Они стоят спиной друг к другу и притопывают одной ногой; руки на поясе или за спиной. 
Затем — помирившихся: поворачиваются лицом друг к другу и, улыбаясь, берутся за руки, весело кружатся в танце. В конце обнимаются. 
Этюд выполняется под музыку Т. Вилькорейской «Помирились».

Мирная считалка

Ведущий разучивает с детьми «Мирную считалку» М.Д. Яснова.

На дороге, у развилки, 
Повстречались две дразнилки. 
Повстречались, подразнились, 
Не сдержались — и сцепились! 
Прибежали разнималки —  
Помешали перепалке. 
И к развилке на кобылке 
Прискакали две мирилки. 
Прекратилась перепалка, 
И тогда пришла считалка: 
Раз — два — три — четыре — пять — 
Хорошо друзей считать!

Беседа «Кого мы называем вежливым»

Цель. Нравственное воспитание, регулирование поведения в коллективе. 
Ведущий обсуждает с детьми некоторые человеческие качества, способствующие эффективному общению, после этого они вырабатывают правила того, как развить в себе эти качества.

  • Вежливость — умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
  • Будь всегда приветлив: здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя — попрощайся.
  • Не заставляй о себе волноваться, уходишь — скажи, куда идешь и во сколько вернешься.
  • Не капризничай, не ворчи. Твой каприз может испортить настроение другим.

Этюд «Вежливый ребенок»

Цель. Формирование адекватных форм поведения. 
В зале на стульчиках сидят дети. Звучит музыка Ю. Литовко «Танец с поклонами». Входит ребенок и вежливо здоровается с каждым сидящим в зале.

Разыгрывание ситуаций

Цель. Формирование адекватных форм поведения. 
Детям предлагается проиграть следующие ситуации.

  • Твой друг обижен на тебя, извинись перед ним и попробуй помириться.
  • Два мальчика поссорились — помири их.
  • Твой мячик укатился в лужу, дети помогли его достать, поблагодари их за помощь.

Игра «Розовое слово «привет»

Цель. Эмоциональное осознание своего поведения; коррекция поведения. 
Ведущий читает отрывок из рассказа Дж. Родари.  
«Один мальчик растерял все хорошие слова, остались у него только плохие. Тогда мама отвела его к доктору, тот сказал:  
— Открой рот, высунь язык, посмотри вверх, посмотри на кончик своего носа, надуй щеки. — И потом велел мальчику пойти поискать хорошее слово. Сначала мальчик нашел такое слово (показывает расстояние сантиметров в двадцать), это было «у — у — уф!». То есть нехорошее слово. Потом вот такое (сантиметров в пять — десять) — «отстань!». Тоже плохое. Наконец он нашел розовое слово «привет!», положил его в карман, отнес домой и научился говорить добрые слова, стал вежливым».  
Дети получают роли мамы, врача и мальчика и начинают действовать в соответствии с фабулой рассказа.

Информация о работе Проведение коррекционной работы с эмоциональными проблемами детей 4-6 лет, воспитывающихся в дошкольных учреждениях с разной формой собст