Проведение коррекционной работы с эмоциональными проблемами детей 4-6 лет, воспитывающихся в дошкольных учреждениях с разной формой собст

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 21:49, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования состояла в проведении коррекционной работы, направленной на снижение тревожности, агрессивности и страхов у детей.
Объект исследования – дети 4-6 лет в количестве 20 человек.
Предмет исследования – эмоциональные состояния детей среднего дошкольного возраста.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................13
Глава 1. Сравнение особенностей эмоционального развития
детей 4-6 лет, воспитывающихся в частной и государственной
группе детского сада............................................................................................15
1.1. Особенности эмоционального развития детей 4 - 6 лет................18
1.2. Эмоциональные нарушения в дошкольном возрасте.......................19
1.3. Условия эмоционального благополучия ребенка..............................12
1.3.1. Состояние здоровья и эмоциональное благополучие ребенка...13
1.3.2. Эмоциональное развитие ребенка в семье...................................14
1.3.3. Условия эмоционального благополучия ребенка в детском
саду..................................................................................................15
1.4. Факторы, влияющие на эмоциональное состояние детей,
посещающих частный и государственный детский сад..................26
1.5. Коррекция эмоциональных нарушений у детей 4 – 6 лет...............60
Глава 2. Экспериментальное исследование воздействия коррекци-
онной работы на эмоциональное состояние детей.............................................66
2.1. Организация исследования эмоциональных
особенностей детей..............................................................................70
2.2. Методы исследования..........................................................................71
2.3. Этапы исследования.............................................................................72
2.4. Результаты исследования....................................................................71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................71
ЛИТЕРАТУРА....................................................................

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 160.80 Кб (Скачать)

(Длительная  пауза)

Мы спокойно отдыхали, 
Сном волшебным засыпали. 
Хорошо нам отдыхать! 
Но пора уже вставать! 
Крепче кулачки сжимаем. 
Их повыше поднимаем. 
Потянуться! Улыбнуться!

Дети открывают глаза. 
Стихотворение читается медленно, тихим голосом, с длительными паузами, под спокойную, расслабляющую музыку.

Занятие 11. «Общая история»

Сочиняем «Общую историю»

Цели. Помочь детям выразить свою индивидуальность; учить высказывать свои мысли; научить адекватным способам взаимодействия — взаимопонимания; развивать умение спокойно выслушать собеседника. 
Дети выбирают основную тему сказки. Затем они садятся в круг и по очереди, держа в руках «волшебную палочку», начинают сочинять. Первый ребенок говорит первое предложение, второй продолжает и т.д. В конце проводится обсуждение, понравилась ли детям эта история, что они чувствовали, говоря по кругу; что они делали, если хотелось поправить другого ребенка, и т.п.

Инсценировка «Общей истории»

Цели. Коррекция поведения; снятие эмоционального напряжения; работа над выразительностью движений; сплочение детской группы.

Игра «Колдун»

Цель. Овладение неречевыми средствами общения. 
Колдун заколдовывает одного из детей так, что он «теряет» способность говорить. Чтобы избавиться от колдовства, он должен объяснить, как это произошло. Дети задают ему вопросы; отвечая на них, он старается рассказать историю о том, как его заколдовали. С помощью жестов и мимики показывает направление и предметы, размер и форму предметов, показывает настроение волшебника и свое состояние в момент колдовства. Дети «переводят» его рассказ.

Коллективный рисунок по сочиненной «Общей истории»

Цели. Развитие ощущения свободы и творческой активности, умения удивляться, фантазировать, действовать сообща. 
Ведущий готовит лист мокрой бумаги (можно использовать рулон обойной). На этом листе каждый участник рисует деталь сюжета придуманной и разыгранной истории, затем дети отвечают на вопросы, что они ощущали в процессе коллективного рисования. Что больше всего запомнилось? Что вызвало большую радость?

Игра «Иголка и нитка»

Цель. Развитие произвольности, коммуникативных и организаторских способностей. 
Дети выбирают водящего. Под веселую музыку он играет роль иголки, остальные дети — роль нитки. «Иголка» бегает по комнате, «петляет», а «нитка» (группа детей друг за другом) — за ней. (Роль иголки нужно поручать застенчивым, зажатым, замкнутым детям.)

Расставание

Дети стоят в кругу, крепко взявшись за руки, и молча, взглядом выражают свою признательность за совместную работу.

Занятие 12. «Волшебный лес»

Приветствие

Этюд «Ежик»

Цель. Научить передавать эмоциональное состояние героя; развить способности понимать чувства другого. 
Ведущий читает рассказ Г. Цыферова «Ежик»: 
«Пошёл темной ночью серый ежик по лесу гулять. Увидел красную клюквинку и наколол ее на серую иголочку. Увидел желтые листья и тоже наколол. Заметил наконец в голубой луже звезду. Тоже хотел наколоть — да ничего не вышло. Подумал ежик, подумал и накрыл ее лопушком: пусть до утра полежит. А утром под лопухом вместо голубой звезды нашел большое красное солнышко. Вот еж смеялся. Очень».

Этюд «Ежики смеются»

Цель. Тренировка психомоторных функций. 
Ведущий читает стихотворение К. Чуковского «Ежики смеются».

У канавки

Две козявки  
Продают ежам булавки. 
А ежи-то хохотать! 
«Эх вы, глупые козявки! 
Нам не надобны булавки: 
Мы булавками сами утыканы».

Дети, используя выразительные средства, изображают походку ежей, их позы (наклон головы, прищуренные глаза, трясущийся от смеха живот, улыбку и т. д.).

Игра «Тропинка»

Цель. Активизация воображения и сопровождающих его положительных эмоций, формирование личности и развитие оптимистического чувственного фона. 
Все дети выстраиваются в затылок и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде взрослого они переходят воображаемые препятствия. «Спокойно идем по тропинке... Вокруг кусты, деревья, зеленая травка... Птицы поют... Шелестят листья... Вдруг на тропинке появились лужи... Одна... вторая... третья... Снова спокойно идем по тропинке... Перед нами ручей. Через него перекинут мостик с перилами. Переходим по мостику, держась за перила... Спокойно идем по тропинке... Тропинка пошла через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз... Два... Три... Четыре... Перешли болото, снова идем спокойно. Перед нами овраг. Через него перекинуто бревно. Переходим овраг по бревну... Осторожно, идем!.. Ух! Наконец-то перешли... Идем спокойно!.. Что это? Тропинка вдруг стала липкой от мокрой раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней... Еле-еле отдираем ноги от земли... А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны!.. Перелезаем через упавшее дерево... Вот и пришли! Молодцы!»  
(Текст необходимо читать спокойно, с соответствующими интонациями.)

Рисование «Волшебный лес»

Цель. Развитие воображения, умения передавать свое эмоциональное состояние через художественный образ. 
Ведущий предлагает детям представить тот лес, по которому шли по тропинке, и ответить: какое время года было, какая погода стояла в лесу, какое время суток, какое настроение было у каждого во время прогулки по лесу.  
(Можно дать слово каждому ребенку и затем нарисовать индивидуальные картины, другой вариант — коллективное рисование.)

Упражнение «Танец»

Цель. Танцевальная психотерапия, тренировка психомоторных функций, самовыражение индивидуальности ребенка. 
Ведущий предлагает детям потанцевать. Причем каждый танцует что хочет. Ребенок должен выразить в танце какой-либо образ. Лучше, если он придумает образ сам. При затруднении ведущий предлагает следующие темы: станцуй «бабочку», «зайчика», «веселого ежика», «лошадку», «дерево», «цветок», «птичку» и т.п. Ведущий следит за тем, чтобы дети именно танцевали, то есть выполняли под музыку танцевальные движения в соответствующем темпе и ритме, а не изображали чувства мимикой.

Расставание

В хороводе пройдись и друг другу улыбнись.

Блок 4.

КОРРЕКЦИЯ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОКРУЖАЮЩИХ.  
ОБУЧЕНИЕ УМЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНО РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ

Занятие 13. «Сказочная шкатулка»

Приветствие

Игра «Сказочная шкатулка»

Цель. Формирование положительной «Я»-концепции, самопринятия, уверенности в себе. 
Ведущий сообщает детям, что Фея сказок принесла свою шкатулку — в ней спрятались герои разных сказок. Далее он говорит: «Вспомните своих любимых персонажей и расскажите: какие они, чем они вам нравятся, опишите, как они выглядят (какие у них глаза, рост, волосы), что у вас с ними общего. А теперь с помощью волшебной палочки все превращаются в любимых сказочных героев: Золушку, Карлсона, Винни-Пуха, Буратино, Красную Шапочку, Мальвину. Выбирайте любой персонаж и покажите, как он ходит, танцует, спит, смеется и веселится».

Игра «Волшебное колечко»

Цель. Коррекция негативного образа «Я», снятие тревожности, неуверенности в себе. 
Ведущий говорит: «Вот колечко из сказочной шкатулки, это не простое колечко, а волшебное. Если надеть его на мизинец, станешь маленьким-маленьким — это твое прошлое. Если надеть его на средний палец, останешься самим собой — это твое настоящее. Если надеть колечко на указательный палец, станешь большим, сильным и красивым — это твое будущее. Кто хочет путешествовать во времени?» 
Если ребенок выбирает «прошлое», он садится на корточки или сворачивается клубочком, а остальные ребята гладят его, укачивают, баюкают... Если ребенок выбирает «настоящее», то ему предлагается оценить то, что с ним происходит, с помощью жеста («в моей жизни все хорошо» — большой палец вверх, «в моей жизни не все хорошо» — большой палец вниз). Если же он выбирает «будущее», то закрывает глаза и фантазирует — что интересного и увлекательного случится в его жизни.

Игра «Принц и принцесса»

Цель. Дать почувствовать себя значимым, выявление положительных сторон личности; сплочение детской группы. 
Дети стоят в кругу. В центр ставится стул — это трон. Кто сегодня будет Принцем (Принцессой)? Ребенок по желанию садится на трон. Остальные дети оказывают ему знаки внимания, говорят что-нибудь хорошее.

Рисование на тему «Волшебные зеркала»

Цель. Гармонизация и развитие здоровой «Я»-концепции. 
Ведущий предлагает нарисовать себя снова в трех зеркалах, но не в простых, а волшебных: в первом — маленьким и испуганным; во втором — большим и веселым; в третьем — счастливым. 
После задаются вопросы: какой человек симпатичнее? На кого ты больше похож? В какое зеркало ты чаще смотришься?

Упражнение «Танец»

Цель. Использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств.  
В качестве предлагаемых тем для танца выступают чувства. Под различную музыку дети выполняют следующие задания: станцуй радость, страх, горе, веселье, удивление, каприз, счастье, жалость.

Игра «Хоровод»

Ведущий предлагает одновременное покачивание вправо, влево. Затем дети водят хоровод под музыку польки из к/ф «Золушка»:

Станьте, дети, станьте в круг, 
Станьте в круг, станьте в круг. 
Ты мой друг, и я твой друг, 
Самый добрый друг.

Занятие 14. «Доброта»

Этюд «Злодей»

Цель. Формирование моральных представлений, воспитание новых форм поведения. 
Ведущий читает стихотворение В. Еремина «Злодей».

Выселил Петя 
Из норки 
Жука; 
Кошку с котенком 
Согнал 
С чердака; 
Новые классики 
В скверике 
Стер, 
Скучную книжку 
Забросил 
В костер. 
И услыхал 
От знакомых людей, 
Что из него  
Вырастает Злодей. 
Стыдно и страшно  
Стало Петру. 
Бросился Петя 
Обратно 
К костру. 
Скучную книжку 
Спешит он 
Спасти, 
Только костер 
Догорает почти... 
Грустно склонился 
Злодей 
Над золой. 
Значит, он добрый, 
А вовсе не злой?

Дети обсуждают поведение героя: почему люди назвали мальчика «Злодеем»? Какие плохие поступки он совершил? Как вы бы поступили? Далее ведущий предлагает разыграть этюд. (Если на роль Пети не найдется желающего, можно разыграть только вторую часть этюда.)

Чтение рассказа Э. Шима «Не смей!»

Цель. Развитие человеческих качеств, привитие новых форм поведения.  
После прочтения рассказа ведущий задает вопросы: Почему Федор был главным на песочной куче? Как Татьяна победила его? Боялась ли его Татьяна? Почему она защитила паучка?

Этюд «Впереди всех»

Цель. Развитие социальных эмоций, обучение проявлениям сочувствия, сопереживания по отношению к сверстникам. 
Ведущий читает рассказ Я. Тайца. «Детский сад пошел гулять. Все стали в пары: Петя — с Толей, Люся — С Галей, Женя — с Вовой, Сёма — с Димой. Много пар. 
А Маша осталась одна: 
— А я с кем пойду? 
Толя сказал: 
— Возьми Мишку косолапого! 
Маша взяла Мишку. Вот и пара. 
Эта пара лучше всех. Она пойдет впереди всех».  
После чтения ведущий спрашивает: какое качество проявилось у Толи? Хорошо ли он поступил? А что еще можно было предложить в подобной ситуации?

Проигрывание ситуаций

Цель. Научить самостоятельно принимать верные решения. 
Дети делятся на пары. Каждому предлагается ситуация, в которой он должен изобразить самого себя. После разыгрывания дети меняются ролями с партнером, то есть разыгрывают роли своего партнера. Затем ведущий предлагает детям вместе найти выход из ситуации, беседует о том, каких людей можно назвать добрыми. 
Желательно, чтобы дети сами предлагали варианты ответов... Для проигрывания ситуаций можно брать вымышленные или те, которые происходили с детьми в реальной жизни.

Примеры ситуаций.

— Ребята из группы играют в интересную игру. А ты опоздал в детский сад, и игра уже началась. Попроси, чтобы ребята и тебя приняли в игру. Что ты будешь делать, если они не захотят принять тебя? 
— Тебе очень хочется поиграть такой же игрушкой, как у одного из ребят. Попроси ее. 
— На прогулке ты увидел, что двое ребят сейчас начнут драться. Твои действия?

Расставание

Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и, улыбаясь, прощаются.

Занятие 15. «Радость»

Этюд «Утро»

Цели. Создать положительный эмоциональный фон, помочь ощутить прелесть окружающего мира; психомышечная тренировка. 
Ведущий читает стихотворение В.Я. Данько «Утро»:

Дили — дили — дили — дили! — 
Дили — дили — дили — дили!  
Колокольчики звонили.  
Колокольчики будили  
Дили — дили — дили — дили!  
Всех зайчат и ежат, 
Колокольчики будили  
Всех ленивых медвежат, 
Всех жуков, пауков,  
И воробушек проснулся, 
И веселых мотыльков,  
И галчонок встрепенулся... 
Динь, день! Динь, день! 
Динь, день! Динь, день! 
Начинаем новый день! 
Не проспите новый день!

Дети под весёлую музыку изображают пробуждение лесных жителей.

Этюд «Радость»

Цель. Использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств. 
Выделяя звонкие слова, ведущий читает стихотворение М. Карема «Радость» в переводе В.Д. Берестова.

Радость пробежала по дорожке. 
Радость распахнула все окошки. 
Радуется клен, что он силен, — 
Радугу на ветках держит он. 
Рады зайцы, что спугнули волка. 
Новым шишкам радуется елка. 
Разбудите, дети, всех людей! 
Радость запрягает лошадей. 
Надевайте лучшие одежки, —  
Радость распахнула все окошки!

Этюд «Я всё люблю»

Дети читают записи из книги-тетради, которую завели на занятии 3, рассматривают рисунки из специальной папки. Ведущий читает стихотворение А. Костецкого:

Я все люблю, что есть на свете: 
Цветы и липу у ворот, 
И почтальона дядю Петю, 
Весну и лето, Новый год. 
Люблю я очень маму с папой, 
Люблю печенье с молоком, 
Люблю здороваться за лапу 
С соседским косолапым псом. 
Люблю лететь на карусели 
И сны смотреть, когда я сплю, 
И так, немножко, еле-еле, 
Вот столечко — себя люблю! ...

Информация о работе Проведение коррекционной работы с эмоциональными проблемами детей 4-6 лет, воспитывающихся в дошкольных учреждениях с разной формой собст