Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 21:49, дипломная работа
Цель исследования состояла в проведении коррекционной работы, направленной на снижение тревожности, агрессивности и страхов у детей.
Объект исследования – дети 4-6 лет в количестве 20 человек.
Предмет исследования – эмоциональные состояния детей среднего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................13
Глава 1. Сравнение особенностей эмоционального развития
детей 4-6 лет, воспитывающихся в частной и государственной
группе детского сада............................................................................................15
1.1. Особенности эмоционального развития детей 4 - 6 лет................18
1.2. Эмоциональные нарушения в дошкольном возрасте.......................19
1.3. Условия эмоционального благополучия ребенка..............................12
1.3.1. Состояние здоровья и эмоциональное благополучие ребенка...13
1.3.2. Эмоциональное развитие ребенка в семье...................................14
1.3.3. Условия эмоционального благополучия ребенка в детском
саду..................................................................................................15
1.4. Факторы, влияющие на эмоциональное состояние детей,
посещающих частный и государственный детский сад..................26
1.5. Коррекция эмоциональных нарушений у детей 4 – 6 лет...............60
Глава 2. Экспериментальное исследование воздействия коррекци-
онной работы на эмоциональное состояние детей.............................................66
2.1. Организация исследования эмоциональных
особенностей детей..............................................................................70
2.2. Методы исследования..........................................................................71
2.3. Этапы исследования.............................................................................72
2.4. Результаты исследования....................................................................71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................71
ЛИТЕРАТУРА....................................................................
Кроме рисунков для коррекции страхов автор предлагает изготовление масок, фигурок из пластилина, конструкций из подручных материалов (проволоки, материи, веревок и др.).
В психокоррекции детей с эмоциональными нарушениями широко используется музыкотерапия. Выделяется четыре основных направления психокоррекционных воздействий музыкотерапии.
1. Эмоциональное
активирование в ходе
2. Регулирующее влияние на психовегетативные процессы.
3. Развитие
навыков межличностного
4. Повышение эстетических потребностей.
В качестве психологических механизмов психокоррекционного воздействия музыкотерапии авторы указывают:
— катарсис — эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния;
— усвоение новых способов эмоциональной экспрессии;
— повышение социальной активности и др. (Завьялова, 1995).
Традиционно выделяются следующие варианты музыкотерапии: рецептивная музыкотерапия, которая предполагает восприятие музыки с коррекционной целью, и активная, которая представляет собой коррекционнонаправленную, активную музыкальную деятельность.
Различают три формы рецептивной психокоррекции.
1. Коммуникативная — совместное прослушивание музыкальных произведений, направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимания и доверия.
2. Реактивная, помогающая достижению катарсиса.
3. Результативная,
ведущая к снижению нервно-
При работе с детьми целесообразно использовать оба варианта музыкальной психокоррекции. Активная широко практикуется в групповых занятиях для сплочения группы и эффективности группового взаимодействия. Например, хоровое пение, исполнение музыкальных произведений на музыкальных инструментах или с помощью ложек, расчесок и др.
Благодаря
рецептивной музыкотерапии решаются конкретные
психокорррекционные задачи: оптимизация
общения, создание доверительной эмпатийной
атмосферы, снижение эмоционального дискомфорта
и др.
Глава 2. Экспериментальное исследование воздействия коррекционной работы на эмоциональное состояние детей.
2.1. Организация исследования
Цель исследования – изучение особенностей развития эмоциональной сферы детей 4 -6 лет, воспитывающихся в государственной и частной группах ДОУ.
Предмет исследования – эмоциональные состояния детей 4 -6 лет.
Объект исследования – дети 4 -6 лет в количестве 20 человек.
Гипотеза исследования – мы предполагаем, что дети, воспитывающиеся в государственной и частной группах детского сада имеют схожие эмоциональные проблемы, что позволяет проводить с ними коррекционную работу по единой программе.
Задачи исследования:
База исследования: государственное дошкольное образовательное учреждение ( ДОУ) № 25 и НОУ «Ступени» города Санкт Петербурга. Исследованием было охвачено 8 детей 4-6 лет из частной группы детского сада НОУ «Ступени», а также 12 детей того же возраста из государственной группы детского сада.
Таблица. Параметры социально-психологической выборки, %
Группа частного детского сада, 8 чел. 100% |
Группа государственного детского сада, 12 чел. 100% | |
Возраст |
||
4 – 5 лет |
50 |
50 |
5 – 6 лет |
50 |
50 |
Пол |
||
Мальчики |
50 |
50 |
Девочки |
50 |
50 |
Состав семьи (полная) |
100 |
100 |
Материальные условия |
||
Свыше 10000руб. |
25 |
8,3 |
От 5000 до 10000руб. |
75 |
41,6 |
Ниже 5000руб. |
0 |
50 |
Жилищные условия |
||
Отдельная квартира |
87,5 |
75 |
Коммунальная квартира |
12,5 |
25 |
В исследовании приняли участие 20 испытуемых. Группа из государственного детского сада состояла из 12 детей – 6 мальчиков и 6 девочек. Группа из частного детского сада – соответсвенно из 8 детей, из них 4 девочки и 4 мальчика. Группы формировались по принципу однородности. Мы постарались отобрать детей со сходными социально-бытовыми и материальными условиями жизни. Как в первой, так и во второй группах все дети воспитываются в полных семьях. Воспитатели охарактеризовали эти семьи как в целом благополучные, без видимых социальных и психологических проблем. Тем не менее, мы можем говорить о некоторых различиях на уровне тенденций. Так, например, в частной группе детского сада в большинстве семей (75%) доход на одного члена семьи в месяц составляет 5000-10000 руб. Тогда как в государственной группе лишь 41,6% семей имеют такой же доход, а 50% семей располагают суммой менее 5000 руб. на человека в месяц. Нам представляется это существенным различием. И лишь незначительный процент семей как в частной группе (25%), так и в государственной (8,3%) имеют в среднем доход свыше 10000 руб. на человека в месяц. Надо отметить, что в частной группе семей получающих менее 5000 руб. на человека в месяц нет. Большая часть семей, как в частной, так и в государственной группе проживают в отдельных квартирах. Но если в частной группе лишь одна семья проживает в коммунальной квартире, то в государственной таких семей – три. При опросе родителей были выяснено, что в частной группе большая часть детей (62,5%) имеют свою комнату, тогда как в государственной группе лишь незначительная часть детей (25%) располагает своей комнатой.
Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря, на схожесть социально-бытовых условий жизни в обеих исследуемых группах, все же имеются значимые социально-экономические различия в уровне жизни изучаемых семей.
2.2. Методы исследования.
2.3 Этапы исследования.
Для успешного проведения исследования были проделаны следующие этапы работы:
Рассмотрим более подробно каждый из этапов.
Определив тему исследования, мы обратились к изучению научных работ, имеющихся по данной проблематике. Оказалось, что работ, посвященных изучению эмоционального развития детей дошкольного возраста не так уж много, а сравнением дошкольных учреждений с разной формой собственности практически никто не занимался. Поэтому в данной работе нам пришлось опираться на собственный опыт. Это значительно усложнило проведение исследования.
Сложности возникли так же и с подбором методов исследования. Диагностика эмоционального развития в дошкольном возрасте в основном осуществляется с помощью метода длительного наблюдения и имеет качественный характер, как и большая часть методик, которые мы изучили. Для диагностики эмоционального развития дошкольников практически не разработано тестов, отвечающих требованиям валидности. Поэтому для диагностики эмоционального состояния детей нам пришлось опираться также на мнение воспитателей и родителей. Для этой цели была разработана авторская анкета. Другие используемые нами методики являлись проективными.
С целью отобрать детей в группы, были проведены беседы как с воспитателями, так и с родителями, а затем и с детьми. И воспитатели, и родители проявили интерес к работе и активно способствовали организации исследования. Практически все дети, приглашенные в группы, согласились посещать занятия с явным интересом, так как для них была создана игровая мотивация.
По результатам первичной диагностики, были выявлены несколько психологических мишеней, то есть проблем в обеих исследуемых группах, а именно: повышенный уровень тревожности, агрессивности и наличие определенных страхов у детей.
С целью снижения этих негативных эмоциональных состояний у детей нами была разработана и проведена коррекционная работа. Она состояла из нескольких блоков:
Блок 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие социальных эмоций.
Задачи. Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого; развить способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое; обучить приемам ауторелаксации.
Блок 2. Коррекция тревожности. Формирование социального доверия.
Задачи. Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов; уменьшить тревожность; воспитать уверенность в себе; снизить эмоциональное напряжение.
Блок 3. Гармонизация противоречивости личности. Формирование адекватной самооценки у детей.
Задачи. Корректировать поведение с помощью ролевых игр; учить распознавать эмоции по внешним сигналам; формировать моральные представления; снять эмоциональное напряжение; тренировать психомоторные функции.
Блок 4. Снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками. Развитие навыков общения.
Задачи. Корректировать поведение с помощью ролевых игр; формировать адекватные формы поведения; учить осознавать свое поведение; работать над выразительностью движений; регулировать поведение в коллективе.
На каждый блок задач отводилось 4 занятия. Первое занятие каждого последующего блока — повторение пройденного — служило плавным переходом к новой теме. Структура группового занятия включала следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание (2—4 упражнения), рефлексию (в рисунках), ритуал прощания. Занятия строились на материале, близком и понятном детям, связанном с актуальными для них проблемами.
После проведения коррекционной работы была проведена повторная диагностика в обеих группах. В нее вошли проективная методика «Несуществующее животное», проективное интервью «Расскажи сказку»,а так же анкетирование родителей и воспитателей. Исследование эмоциональной сферы показало некоторое снижение тревожности, агрессивности и страхов у детей.
После проведения повторной диагностики, мы попытались проанализировать полученные результаты: выявить причины возникновения отрицательных эмоциональных состояний у детей, сравнить успешность проведения коррекционной работы в обеих исследуемых группах, выяснить причины возникавших в ходе работы затруднений.
Затем были разработаны практические рекомендации для родителей и воспитателей по эмоциональному воспитанию и развитию детей.
На родительском собрании результаты исследования и коррекционной работы, а также разработанные рекомендации были сообщены родителям с учетом принципа конфиденициальности.
2.3. Анализ результатов
Сравнительный анализ результатов, полученных при проведении методики «Несуществующее животное» и проективного интервью «Волшебный мир» в частной и государственной группах детского сада.
Параметры |
Частная группа, 8 чел. 100% |
Государственная группа, 12 чел. 100% |
Всего 20 чел. 100% | ||||||
маль- чики |
дево- чки |
% |
маль- чики |
дево- чки |
% |
маль- чики |
дево- чки |
% | |
Тревожность |
2 |
3 |
62,5 |
4 |
6 |
83,3 |
6 |
9 |
75 |
Страхи |
2 |
3 |
62,5 |
6 |
6 |
100 |
8 |
9 |
85 |
Агрессивность |
3 |
1 |
50 |
5 |
1 |
50 |
8 |
2 |
50 |