Проведение коррекционной работы с эмоциональными проблемами детей 4-6 лет, воспитывающихся в дошкольных учреждениях с разной формой собст

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 21:49, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования состояла в проведении коррекционной работы, направленной на снижение тревожности, агрессивности и страхов у детей.
Объект исследования – дети 4-6 лет в количестве 20 человек.
Предмет исследования – эмоциональные состояния детей среднего дошкольного возраста.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................13
Глава 1. Сравнение особенностей эмоционального развития
детей 4-6 лет, воспитывающихся в частной и государственной
группе детского сада............................................................................................15
1.1. Особенности эмоционального развития детей 4 - 6 лет................18
1.2. Эмоциональные нарушения в дошкольном возрасте.......................19
1.3. Условия эмоционального благополучия ребенка..............................12
1.3.1. Состояние здоровья и эмоциональное благополучие ребенка...13
1.3.2. Эмоциональное развитие ребенка в семье...................................14
1.3.3. Условия эмоционального благополучия ребенка в детском
саду..................................................................................................15
1.4. Факторы, влияющие на эмоциональное состояние детей,
посещающих частный и государственный детский сад..................26
1.5. Коррекция эмоциональных нарушений у детей 4 – 6 лет...............60
Глава 2. Экспериментальное исследование воздействия коррекци-
онной работы на эмоциональное состояние детей.............................................66
2.1. Организация исследования эмоциональных
особенностей детей..............................................................................70
2.2. Методы исследования..........................................................................71
2.3. Этапы исследования.............................................................................72
2.4. Результаты исследования....................................................................71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................71
ЛИТЕРАТУРА....................................................................

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 160.80 Кб (Скачать)

Здоровому развитию ребенка препятствуют пренебрежение и невнимание родителей к его чувствам и потребностям (М.Джеймс, Д.Джонгвард). Семья, лишенная любви, истинной привязанности и доверия, в которой отец бьет жену и детей, а мать проявляет пассивное, соглашающееся поведение, формирует закрепощенность личности (З.Холл).

Отношения между супругами находятся в поле внимания исследователей в зарубежной и отечественной психологии в связи с закономерностями детского развития в условиях семейного воспитания. Так, подчеркивается, что по важности взаимоотношения между супругами перевешивают все другие, существующие в семье (Р. Кэмпбелл). Именно от них в значительной степени зависит формирование личности ребенка.

По мнению А. С. Спиваковской, дисгармония семейных отношений, выражающаяся в конфликтном взаимодействии супругов, является основным патогенным фактором, обусловливающим возникновение неврозов у детей.

Среди особенностей супружеских взаимоотношений в семьях, имеющих детей с неврозами, А. И. Захаров называет фрустрацию потребности в эмоциональной близости, повышенные, болезненно заостренные ожидания супругов, которые вступают в противоречие с реальными жизненными ситуациями, одностороннее преобладание одного из взрослых, перестановку или инверсию традиционных семейных ролей.

Негативный характер отношений в родительской паре замедляет когнитивное, эмоциональное и личностное развитие ребенка (Ф. А. Кован, В. П. Кован). Втягивание ребенка в конфликт на стороне одного из родителей приводит к насильственному эмоциональному отторжению одного из них, а следовательно, одного из эталонов для подражания (А. Кемпински).

С. Куперсмит, изучавший три группы детей (с низкой самооценкой, средней и высокой), показал, что родители детей с низкой самооценкой часто вступают в конфликт между собой. По отношению к детям их объединяет стремление сформировать у них приспособительное поведение, послушание, подчинение, бесконфликтное поведение с другими детьми.

Среднюю самооценку у детей формируют покровительственная, снисходительная позиция родителей, их повышенная тревожность по поводу самостоятельности детей и низкий уровень притязаний, позволяющий им принимать детей такими, какие они есть.

Взаимное доверие, уважение, солидарность, внутреннее принятие ребенка, сочетание требовательности и демократизма, благожелательное, но не чрезмерно снисходительное отношение к нему, дисциплина — все это формирует высокую самооценку. Такие дети уверены в себе, жизнерадостны, оптимистичны, добиваются успеха, общительны, самостоятельны, независимы.

«Результаты исследования С. Куперсмита, — пишет Р. Берне, — служат экспериментальным подтверждением ряда положений теории зеркального Я. Если родители, выступающие для ребенка как социальное зеркало, проявляют в обращении с ним любовь, уважение, доверие, ребенок приучается и сам относиться к себе как к человеку, достойному этих чувств» [Р.Берне, 1986].

Полное внутреннее принятие родителями своего ребенка, последовательные и ясные требования, уважение индивидуальности ребенка — те условия, которые, с точки зрения С. Куперсмита, формируют положительную самооценку.

К. Роджерс подчеркивает ценность и необходимость безусловного позитивного отношения родителей к себе, ибо взрослый, склонный к самоотрицанию, не способен к подлинной родительской любви и не может служить для ребенка правильным образцом принятия себя.

Отношения между братьями и сестрами остаются слабо разработанной областью в психологической науке. Исследования в этой сфере немногочисленны. В них поднимаются вопросы о зависимости характера отношений между детьми в семье от позиции матери и отца по отношению к каждому ребенку; о степени принятия старшим ребенком младшего; о половой принадлежности и возрастной разнице между детьми; об успешности их совместной деятельности (Н.А. Разгонова, Я.Л.Коломинский).

Итак, психическое развитие ребенка, его когнитивное, эмоциональное и личностное развитие весьма чувствительны к характеру детско-родительских и супружеских отношений.

Внутреннее принятие родителями своего ребенка, благосклонное внимание и уважение его индивидуальности, полнота удовлетворения потребностей формируют положительную самооценку, создают ощущение безопасности и доверия к окружающему миру. Закрепощенность личности, замедленное когнитивное развитие, ощущение отторгнутости и агрессии, отрицательное отношение к себе и другим людям, отклоняющееся поведение и неврозы возникают в ответ на стремление родителей поставить ребенка в подчиненное положение. Далеко идущие последствия для психического развития ребенка имеет конфликтное взаимодействие супругов и перетягивание его на сторону одного из родителей.

Пристрастия матери и характер контактов между ней и ребенком определяют направленность детского развития. Для гармоничного развития ребенка являются значимыми отсутствие депрессивных состояний у матери и позитивное отношение родителей к себе.

 

1.3.3. Условия эмоционального благополучия ребенка в детском саду.

Как показатель оптимальности общего развития ребенка и психического здоровья расценивается эмоциональное благополучие в работах Г. Г. Филипповой, которая раскрывает его структуру. Эмоциональное благополучие ребенка, согласно этому автору, представлено следующими компонентами:

- эмоция  удовольствия — неудовольствия  как содержание пре-| имущественного фона настроения;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

- переживание  комфорта как отсутствия внешней  угрозы и физического дискомфорта;

- переживание  успеха — неуспеха в достижении  целей;

- переживание  комфорта в присутствии других  людей и ситуациях взаимодействия с ними;

- переживание  оценки другими результатов активности  ребенка. Все эти составляющие, подчеркивает  автор, могут иметь разное

содержание, т.е. разную точку на континууме от «+» до «-».

Если все эти составляющие соотнести с периодом посещения ребенком детского сада, то можно утверждать, что ребенку эмоционально хорошо, когда он приходит в детский сад в хорошем настроении и в течение дня оно почти не меняется; когда деятельность его успешна или же переживается им как успешная благодаря внимательному отношению окружающих; когда отсутствует переживание опасности со стороны окружения; когда есть друзья, с которыми хочется играть и которые взаимно проявляют интерес; когда к ребенку хорошо относятся воспитатели и вообще все окружающие.

Конечно, это идеальный портрет эмоционально благополучного ребенка. Однако помочь ребенку быть таким могут и должны окружающие его взрослые.

От чего же зависит эмоциональное благополучие ребенка? Выделяют несколько условий эмоционального комфорта или дискомфорта дошкольников. Среди них:

- состояние  здоровья ребенка в период  посещения им детского сада;

- особенности  взаимодействия ребенка со взрослыми (воспитателями, помощником воспитателя, другими специалистами, которые работают с детьми);

-  особенности  взаимодействия ребенка с детьми  группы, которую он посещает;

- эмоциональная  обстановка, общий уклад жизни  в детском саду;

- обстановка  в семье ребенка.

Все эти компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы и в совокупности позволяют судить о том, насколько хорошо ребенку в детском саду. Рассмотрим каждый из них.

Очень важным и необходимым условием эмоционального благополучия ребенка в детском саду является хорошее отношение к ребенку взрослых, работающих в дошкольном учреждении. Ребенок с радостью идет в тот детский сад, где его ждут, где проявляют к нему искренний интерес, помогают преодолевать неудачи, радуются успехам.

На эмоциональный комфорт (как и дискомфорт) ребенка в детском саду в первую очередь влияют воспитатель и помощник воспитателя группы. Это первые значимые люди в ближайшем окружении дошкольника после близких взрослых.

Исходя из специфики взаимодействия «взрослый — ребенок», отношение воспитателя к ребенку мы рассматриваем как систему разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в обращении с ним, особенностей понимания и восприятия характера ребенка, его поступков.

Ориентируясь на исследования авторов, в которых взаимодействие эмоций рассматривается как один из основных механизмов, активизирующих сферу представлений, познавательных процессов, сознания в целом (В. К. Вилюнас, В.П.Зинченко, Д. А. Леонтьев, А. Д. Кошелева), мы можем рассматривать данное определение отношения воспитателя к ребенку как «эмоциональное отношение».

Многочисленные наблюдения, проведенные во всех группах детского сада, дали интересный материал для характеристики отношения воспитателей к детям. Мы попробуем с точки зрения ребенка определить компоненты эмоционального отношения к детям (как значимые, так и менее значимые) и объединить их в следующие группы.

1.  Различные действия воспитателя, присущие ему в большей или меньшей степени: наказывает — не наказывает; кричит — не кричит; жалеет — не жалеет; ласкает — не ласкает.

2. Общий  эмоциональный фон в работе воспитателя спокойный, флегматичный; ярко эмоциональный, возбудимый; неадекватный, непоследовательный; другие разновидности.

3. Особенности  принятия ребенка: адекватно позитивное восприятие и понимание действий и поступков ребенка; неадекватно отрицательное восприятие ребенка, ожидание от него отрицательных действий и поступков.

4. Наличие  и характер дистанции между  воспитателем и ребенком: решает проблемы ребенка, находясь рядом с ним, на одном уровне, относится как к равному партнеру по общению; решает проблемы ребенка и взаимодействует с ним отстранение, свысока, чаще всего, когда речь идет о дисциплинарных вопросах.

Место и значение каждого компонента эмоционального отношения зависят от уровня самосознания дошкольника и особенностей понимания и восприятия им другого человека.

В младшем дошкольном возрасте по влиянию, оказываемому на эмоциональное состояние ребенка, на первое место выходят конкретные действия воспитателя (наказывает — не наказывает; кричит — не кричит; жалеет — не жалеет; ласкает — не ласкает). Во всех этих действиях ребенок видит общее, недифференцированное отношение себе. За каждым отрицательным действием по отношению к ребенку почти всегда следует его бурная, аффективная реакция. Для детей этого возраста также имеет значение общий эмоциональный тон в работе воспитателя. Малыши, для которых характерны высокая подвижность и пластичность нервной системы, благоприятнее воспринимают спокойного, в меру эмоционального воспитателя.

С ростом самосознания дошкольников, изменением отношения к другому значимость каждого компонента эмоционального отношения воспитателя изменяется.

В среднем и старшем дошкольном возрасте исключительное значение приобретают особенности восприятия воспитателем ребенка, наличие и характер дистанции во взаимодействии с ним.

Характеристики воспитателя, связанные с особенностями нервной системы и темперамента ребенка (спокойно-флегматичный или возбудимый тип), отходят на второй план. Например, в детском саду в старшей группе дети очень любят обеих воспитательниц. Одна из них спокойная, другая, напротив, ярко эмоциональная и к тому же часто кричит на детей. Дети в этом возрасте уже способны понять подтекст высказываний воспитателя, справедливость или несправедливость наказания.

Значимость действий (кричит — не кричит, наказывает — не наказывает) оценивается ребенком в общем контексте формирующегося отношения к нему. Не оправдывая нежелательные действия воспитателя, наша задача — показать динамику чувствительности детей дошкольного возраста к компонентам эмоционального отношения к ним воспитателей.

Для более детального рассмотрения проблемы влияния отношения воспитателя на эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада целесообразно изучение типов, или стилей, эмоционального взаимодействия воспитателя и ребенка. Только целесообразный стиль взаимодействия обеспечивает ребенку чувство защищенности, активность, самостоятельность, творческое развитие его индивидуальности.

Эмоциональное самочувствие ребенка и общее отношение к детскому саду во многом зависят от его отношений со сверстниками. Действительно, ребенок чувствует себя гораздо увереннее и спокойнее в обстановке дружеского расположения, когда он может рассчитывать на поддержку и помощь сверстников, на их участие в возможных ситуациях эмоционального комфорта или дискомфорта. Доброжелательные отношения между сверстниками создают положительный эмоциональный климат в группе.

Информация о работе Проведение коррекционной работы с эмоциональными проблемами детей 4-6 лет, воспитывающихся в дошкольных учреждениях с разной формой собст