Проведение коррекционной работы с эмоциональными проблемами детей 4-6 лет, воспитывающихся в дошкольных учреждениях с разной формой собст

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 21:49, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования состояла в проведении коррекционной работы, направленной на снижение тревожности, агрессивности и страхов у детей.
Объект исследования – дети 4-6 лет в количестве 20 человек.
Предмет исследования – эмоциональные состояния детей среднего дошкольного возраста.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................13
Глава 1. Сравнение особенностей эмоционального развития
детей 4-6 лет, воспитывающихся в частной и государственной
группе детского сада............................................................................................15
1.1. Особенности эмоционального развития детей 4 - 6 лет................18
1.2. Эмоциональные нарушения в дошкольном возрасте.......................19
1.3. Условия эмоционального благополучия ребенка..............................12
1.3.1. Состояние здоровья и эмоциональное благополучие ребенка...13
1.3.2. Эмоциональное развитие ребенка в семье...................................14
1.3.3. Условия эмоционального благополучия ребенка в детском
саду..................................................................................................15
1.4. Факторы, влияющие на эмоциональное состояние детей,
посещающих частный и государственный детский сад..................26
1.5. Коррекция эмоциональных нарушений у детей 4 – 6 лет...............60
Глава 2. Экспериментальное исследование воздействия коррекци-
онной работы на эмоциональное состояние детей.............................................66
2.1. Организация исследования эмоциональных
особенностей детей..............................................................................70
2.2. Методы исследования..........................................................................71
2.3. Этапы исследования.............................................................................72
2.4. Результаты исследования....................................................................71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................71
ЛИТЕРАТУРА....................................................................

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 160.80 Кб (Скачать)

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему «Проведение коррекционной работы с эмоциональными проблемами детей 4-6 лет, воспитывающихся в дошкольных учреждениях с разной формой собственности»

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................13

Глава 1. Сравнение особенностей эмоционального развития

детей 4-6 лет, воспитывающихся в частной и государственной

 группе детского сада............................................................................................15

          1.1. Особенности  эмоционального  развития детей  4 - 6 лет................18

1.2. Эмоциональные нарушения в  дошкольном возрасте.......................19                                                             

          1.3. Условия  эмоционального благополучия ребенка..............................12

             1.3.1. Состояние здоровья и эмоциональное  благополучие ребенка...13

             1.3.2. Эмоциональное развитие ребенка  в семье...................................14

             1.3.3. Условия эмоционального благополучия  ребенка в детском

                        саду..................................................................................................15

          1.4. Факторы, влияющие на эмоциональное состояние  детей,

                  посещающих частный и государственный детский сад..................26           

1.5. Коррекция эмоциональных  нарушений  у детей 4 – 6 лет...............60

Глава 2. Экспериментальное исследование воздействия коррекци-

онной работы на эмоциональное состояние детей.............................................66

2.1. Организация  исследования   эмоциональных

                 особенностей детей..............................................................................70

          2.2. Методы исследования..........................................................................71

          2.3. Этапы исследования.............................................................................72

2.4. Результаты исследования....................................................................71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................71

ЛИТЕРАТУРА.......................................................................................................73

ПРИЛОЖЕНИЕ.....................................................................................................74

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Среди глобальных проблем человечества, наиболее остро заявляющих о себе в новом, XXI веке, особое место занимает психическое и физическое здоровье детей. Многочисленные подходы к решению этой проблемы чаще всего основываются на изучении качества медицинского обслуживания, внутрисемейной атмосферы и отношений ребенка с близкими взрослыми, изучении экологической обстановки, социального окружения, восприимчивости детей к заболеваниям и других внешних факторов.

Значительно менее изучены внутренние факторы, влияющие на психическое здоровье детей, становление исходно благополучной психики, и важнейшие условия, определяющие это благополучие. В качестве одного из таких внутренних факторов, являющихся мощным регулятором психики ребенка, а соответственно и его здоровья, можно рассматривать эмоциональную сферу как сложно организованную систему регуляции поведения ребенка.

Невнимание, невостребованность и даже как бы несуществование в течение многих лет ряда проблем воспитания, связанных с определенными сторонами эмоциональной жизни ребенка, можно объяснить специфическими для нашей страны причинами социального характера. Основные из них — это существовавший многие годы стабильный уклад в форме тоталитарного государства, а также всеобщая идеологизация жизни людей. Все это подвергало эмоционально-чувственный слой сознания, эмоциональные переживания людей значительному прессингу и сознательному игнорированию.

Доминирующими переживаниями оказались агрессия и страх, надолго поселившиеся в индивидуальном и массовом сознании людей. Однако в условиях последующей перестройки социально-экономического уклада жизни в нашей стране и связанных с этими изменениями трудностей эмоциональная атмосфера общества не обрела стабильности. Нравственные ценности, идеалы, высокие чувства как важнейшие ориентиры воспитания были оттеснены на задний план в связи с утверждением новых, рыночных отношений. И как и в прошлый период относительно стабильного уклада жизни, так и в сегодняшний — нестабильный — период устойчивым радикалом сознания людей нашего общества, к сожалению, являются переживания страха и агрессии. «Страх порождает агрессию» (К.Хорни).

«Агрессивные формы культуры (если их можно только назвать культурой) распространяются в наше время с быстротой эпидемии» (Д.С.Лихачев).

По данным некоторых исследователей, существует определенная зависимость между катаклизмами, происходящими в общественной жизни, и состоянием атмосферы, окружающей людей. Усталость от неразрешимости многих, в том числе элементарных, проблем, чувства разочарованности, неуверенности и незащищенности при сопутствующем распространении агрессивных форм культуры, вседозволенности и безнаказанности зла — все это создает угрозу развития «духовного Чернобыля» (Д.С.Лихачев), отката от идеалов и нравственных ценностей (по типу «Все дозволено!»).

Эти особенности эмоциональной атмосферы общества не замедлили проявиться в виде феномена эмоционального отчуждения. Эта проблема заявляет о себе сегодня в самых разных сферах:

-  во  взаимоотношениях мужчин и женщин  как базисе построения семьи и внутрисемейных отношений (кризис семьи);

- во взаимоотношениях  между родителями и детьми (отказные  дети в роддомах, внутрисемейная депривация, с одной стороны, и брошенные старики — с другой);

-  во  взаимоотношениях между педагогами  и воспитанниками (доминирование  авторитарного стиля общения в садике и в школе);

- во взаимоотношениях  между общественными учреждениями (школа, дошкольные учреждения и  др.) и семьей, в разделении функций  обучения и воспитания ребенка (рыночные отношения и платные  услуги лишь заостряют этот  конфликт);

Драма нашего социального уклада, драма многих семей и детей, воспитывающихся в семьях (мы не касаемся здесь домов ребенка и детских домов), состоит в том, что развитие многих маленьких детей, в том числе раннего и дошкольного возраста, происходит в условиях обделенности ребенка родительской, прежде всего материнской, любовью (или в условиях внутрисемейной депривации). И этот страшнейший из всех дефицитов нашего времени — дефицит родительской любви — не проходит бесследно для развития ребенка. Прежде всего это важно для осознания того, «какой Я есть»: желанный, любимый, нужный или же нежеланный, нелюбимый, постоянно раздражающий, а также для последующего формирования на этой основе отношения к миру — доверительного или, наоборот, агрессивного и враждебного.

И все-таки... В последние годы (возможно, потому, что открылась пропасть) интерес к проблеме эмоций и чувств как фундаментальной сфере психического развития человека, как базису его душевной жизни, как интимно-смысловому слою сознания значительно вырос. Безусловно, это сопряжено с большими переменами в жизни нашего общества, с переменами в науках о человеке, активно открывающих закрытые прежде проблемы: внутреннего мира, сознания, свободы, духовности, творчества и т.д. Однако следует подчеркнуть, что эти базисные категории, к которым сегодня активно обращаются и психологи, и педагоги, еще не получили глубокого раскрытия в самой психологической науке. Лишь в последнее время они становятся предметом серьезных теоретических обсуждений (В.П.Зинченко, А.Б.Орлов, С.Д.Смирнов, В. И. Слободчиков и др.).

Есть еще и другой фактор, заставляющий сегодня более внимательно и уважительно относиться к эмоциональной сфере, — фактор многочисленных эмоциональных нарушений (или расстройств) в поведении детей и подростков, проявляющихся в виде разных симптомов и не составляющих клинических форм заболеваний, а относящихся к непатологическим формам пограничного характера. Эти нарушения проявляются в виде неустойчивого настроения как эмоционального фона ребенка (возбудимое или депрессивное настроение), в виде особенностей характера (акцентуации по типу раздражительного, гневливого или чрезвычайно слащавого и угодливого поведения), в виде некоторых социально неприемлемых влечений и зависимостей (воровство, наркозависимость и пр.). Эмоциональные нарушения у детей (а именно они составляют наибольшее число случаев по результатам обращений в психологическую консультацию) могут быть разной степени тяжести. Они могут свидетельствовать о начинающемся заболевании (в виде невроза, психопатии, шизофрении и т.д.), а могут иметь непатологические формы, тем не менее представляя серьезные затруднения для воспитания.

Точная и глубокая диагностика этих симптомов, коррекция и прогноз развития детей с такими симптомами имеют огромное значение для здоровья ребенка и его жизни, а также для жизни всей семьи.

Цель исследования состояла в проведении коррекционной работы, направленной на снижение тревожности, агрессивности и страхов у детей.

Объект исследования – дети 4-6 лет в количестве 20 человек.

Предмет исследования – эмоциональные состояния детей среднего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования – проведение коррекционной работы помогает более эффективно решить эмоциональные проблемы детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях с разной формой собственности.

Задачи исследования:

1. Изучить  особенности развития эмоциональной  сферы детей 4-6 лет.

2. Выявить  эмоциональные проблемы детей, воспитывающихся  в государственной и частной  группе детского сада.

3. Создать  и провести коррекционную работу, направленную на решение эмоциональных  проблем детей.

4. Провести  сравнительный анализ результатов  коррекционной работы.

Методы исследования: для изучения эмоциональных состояний применялись авторская анкета, проективная методика М.З. Дукаревич «Несуществующее животное», проективное интервью «Волшебный мир».

При работе с родителями и воспитателями применялись интервью, анкетирование и беседа.

Исследование проводилось на базе государственного дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) № 25 и негосударственного образовательного учреждения (НОУ) «Ступени» города Санкт Петербурга. В эксперименте участвовало 8 детей 4-6 лет из частной группы детского сада НОУ «Ступени», а также 12 детей того же возраста из государственной группы детского сада.

Диплом состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы, общим объемом 70 печатный лист. Текст диплома иллюстрирован 7 рисунками и 30 таблицами. В списке литературы - 301 наименований. Приложение содержит 19 печатных страниц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сравнение особенностей эмоционального развития детей                4-6 лет в частной и государственной группах детского сада.

 

1.1. Основные  характеристики эмоционального  развития дошкольников.

 

В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им окраску и выразительность. На этом возрастном этапе реакции ребенка достаточно импульсивны, выражение эмоций носит непосредственный характер.

К дошкольному возрасту эмоциональный мир ребенка становится богаче и разнообразнее, чем в раннем возрасте. От базовых эмоций (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Изменяется и внешнее проявление эмоциональных реакций. В этом возрасте усваивается язык чувств — принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т. д.

Формирование чувства личной и культурной идентичности, происходящие между двумя и шестью годами, сопровождается разнообразными сильными эмоциями и переживаниями, которые ребенок должен научиться интегрировать в структуру собственной личности.

На протяжении детства особенности эмоций (их сила, длительность, устойчивость) изменяются в связи с изменением общего характера деятельности ребенка и его мотивов, а также с усложнением отношений ребенка с окружающим миром. Наряду с переживаниями удовольствия или неудовольствия, связанными с удовлетворением или неудовлетворением непосредственных желаний, у ребенка возникают более сложные чувства, вызванные тем, насколько хорошо выполнил он свои обязанности, какое значение имеют совершаемые им действия для других людей и в какой мере соблюдаются им самим и окружающими определенные нормы и правила поведения.

Для дошкольного детства становится характерным более адекватное проявление эмоций, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый относительно стабильный эмоциональный фон определяет растущая способность детей управлять своими эмоциями. Регулирование эмоций — одна из сторон детского психосоциального развития, особенно, в первые семь лет жизни. В раннем детстве течение эмоциональной жизни ребенка обуславливали особенности той конкретной ситуации, в которую он был включен, например: обладает он привлекательным предметом или не может его получить. К концу дошкольного возраста эмоциональные процессы становятся более уравновешенными, что дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации, и сиюминутные затруднения, связанные с ней, могут восприниматься не так остро, теряя свою прежнюю значимость. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности, интенсивности эмоциональной жизни ребенка. День дошкольника настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения.

В возрасте 3-7 лет желания ребенка соединяются с его представлениями, и благодаря этому побуждения перестраиваются. Так, эмоции, связанные с представлением, позволяют предвосхищать результаты действий ребенка, удовлетворение его желаний. Механизм эмоционального предвосхищения подробно рассмотрен и описан А. В. Запорожцем. Его суть в том, что еще до того, как дошкольник начнет действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и оценку со стороны взрослых. Эмоционально предвосхищая последствия своего поведения, ребенок уже заранее знает, хорошо или дурно он собирается поступить. Предвосхищение полезного результата действий и вызванной им высокой оценки со стороны близких взрослых связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующими поведение. Поэтому пожелания, ориентированные на эмоциональное воображение детей, а не на их сознательность, оказываются значительно более эффективными. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка.

Информация о работе Проведение коррекционной работы с эмоциональными проблемами детей 4-6 лет, воспитывающихся в дошкольных учреждениях с разной формой собст