Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 21:49, дипломная работа
Цель исследования состояла в проведении коррекционной работы, направленной на снижение тревожности, агрессивности и страхов у детей.
Объект исследования – дети 4-6 лет в количестве 20 человек.
Предмет исследования – эмоциональные состояния детей среднего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................13
Глава 1. Сравнение особенностей эмоционального развития
детей 4-6 лет, воспитывающихся в частной и государственной
группе детского сада............................................................................................15
1.1. Особенности эмоционального развития детей 4 - 6 лет................18
1.2. Эмоциональные нарушения в дошкольном возрасте.......................19
1.3. Условия эмоционального благополучия ребенка..............................12
1.3.1. Состояние здоровья и эмоциональное благополучие ребенка...13
1.3.2. Эмоциональное развитие ребенка в семье...................................14
1.3.3. Условия эмоционального благополучия ребенка в детском
саду..................................................................................................15
1.4. Факторы, влияющие на эмоциональное состояние детей,
посещающих частный и государственный детский сад..................26
1.5. Коррекция эмоциональных нарушений у детей 4 – 6 лет...............60
Глава 2. Экспериментальное исследование воздействия коррекци-
онной работы на эмоциональное состояние детей.............................................66
2.1. Организация исследования эмоциональных
особенностей детей..............................................................................70
2.2. Методы исследования..........................................................................71
2.3. Этапы исследования.............................................................................72
2.4. Результаты исследования....................................................................71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................71
ЛИТЕРАТУРА....................................................................
Опираясь на концепцию М.И.Лисиной, в которой общение выступает как особая коммуникативная деятельность, направленная на формирование взаимоотношений, мы рассматриваем отношения как внутреннюю психологическую основу общения и взаимодействия людей.
Главной особенностью межличностных отношений детей раннего возраста, как уже отмечалось выше, является то, что они только начинают складываться. Эта особенность идет от содержания контактов детей. В основном это физический контакт, перемещение в пространстве. В отличие от ситуативно-делового общения со взрослым детские контакты лишены деловой цели. Поэтому назвать общение детей межличностным еще сложно, поскольку малыши почти не реагируют на индивидуальность партнера. Проще сказать, что для детей этого возраста важно, чтобы партнер вообще был, и почти совсем не имеет значения, какой он.
Такое отношение к сверстнику в исследованиях Е. О. Смирновой определяется как пассивно-положительное. Оно имеет объектный (предметный) характер, поскольку действия и эмоции связаны с использованием отдельных действий сверстника.
Мы не останавливаемся при этом на примерах непосредственного влияния на эмоциональное самочувствие детей так называемых «неполадок» взаимодействия, когда один ребенок ударил другого или отнял у него игрушку и т.п.
Детям также эмоционально тяжело в группе, где много шумных, подвижных детей, где есть постоянно плачущие дети с затянувшимся периодом адаптации.
В среднем дошкольном возрасте для того, чтобы ребенку было эмоционально хорошо, чтобы он был принят другими детьми, необходим высокий уровень игровой деятельности, т.е. ребенок должен уметь играть, и не просто играть. В структуре игровой деятельности, которой владеет дошкольник, должно превалировать эмоциональное отношение к сверстнику, проявляющееся в отзывчивости, взаимопомощи, в способности разрешить конфликт мирным путем.
В старшем дошкольном возрасте (в старшей и подготовительной группах детского сада) эмоциональное благополучие ребенка в группе сверстников зависит либо от способности к организации совместной игровой деятельности, либо от успешности продуктивной деятельности. То есть в этом возрасте повышается значимость овладения различными видами деятельности. У популярных детей наблюдается высокая успешность в совместной познавательной, трудовой и игровой деятельности. Они активны, ориентированы на результат, ожидают положительной оценки. Дети с неблагоприятным положением в группе имеют низкую успешность в деятельности, которая вызывает у них отрицательные эмоции, отказ от работы.
Таким образом, мы попытались показать, насколько взаимосвязаны в детском саду эмоциональное благополучие ребенка и характер его взаимоотношений с другими детьми. Своими исследованиями мы еще раз подтвердили концепцию М.И.Лисиной о том, что примерно к четырем годам сверстник становится более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый.
Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте проходит через ряд этапов.
На первом из них (младший дошкольный возраст) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, которое основано на подражании и эмоциональном заражении детей. Главной коммуникативной потребностью является потребность в соучастии сверстника, которое выражается в параллельных (одновременных и одинаковых) действиях детей.
На втором этапе (средний дошкольный возраст) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстниками. Содержанием общения становится совместная (главным образом, игровая) деятельность. На этом же этапе возникает потребность в положительном отношении и признании сверстника.
На третьем этапе (шесть-семь лет) общение со сверстником приобретает черты внеситуативности. Содержание общения отвлекается от конкретной ситуации, и складываются устойчивые избирательные предпочтения между детьми.
1.4. Факторы, влияющие на эмоциональное состояние детей, посещающих государственный и частный детский сад.
В настоящее время в нашей стране существуют как государственные, так и негосударственные дошкольные образовательные учреждения. Последних не так много, но число их растет год от года в связи с увеличением спроса. Достаточно сказать, что в Москве в частный садик родители записывают свое дитя за несколько лет вперед. Видимо существуют значительные различия в государственной и негосударственной дошкольной образовательной системе. К сожалению, научных работ по этой проблематике мы не нашли. Скорее всего, это связано с новизной данного явления для нашей страны. Поэтому мы можем сделать только предположения о том, какие различия существуют между государственной и негосударственной дошкольной образовательной системой, и о том, какие факторы существенно влияют на эмоциональное благополучие детей, посещающих дошкольные учреждения с разной формой собственности.
И государственные, и частные детские сады имеют как достоинства, так и недостатки.
Преимуществом частного детского сада является маленькая наполняемость групп (от 9 до 12-14 человек), причем, обычно, одновременно с детьми работают два воспитателя. Это позволяет обеспечить индивидуально-личностный подход к каждому ребенку. Он проявляется также в учете Физиологических и психологических особенностей детей. Как правило, частные детские сады имеют хорошую материальную базу – большое количество новых, ярких игрушек, развивающих игр, дидактических пособий, спортивных тренажеров; удобные просторные помещения, хорошую охраняемую детскую площадку и т.д. Большинство таких садов предлагают расширенную образовательную программу: помимо основных занятий дети могут посещать английский язык, ритмопластику или стрейчинг, театральную студию и т.п. Многие частные сады ориентированы на какую-то школу: частную или районную общеобразовательную (нередко они работают по системе «сад + школа»), поэтому в старшей и подготовительной группе вводится новый предмет – подготовка к школе, учитывающий требования конкретного образовательного учреждения. Это позволяет ребенку хорошо подготовиться к поступлению в школу и облегчает процесс адаптации к ней. Но, наверное, самое главное, почему родители предпочитают по возможности отдавать ребенка в частный детский сад это декларируемое этими учреждениями доброжелательное и позитивное отношение к каждому ребенку, создание сердечной, дружественной атмосферы в группе, общение между воспитателем и детьми, основанное на принципах сотрудничества, равенства и ненасилия.
Но вместе с перечисленными достоинствами можно выделить и ряд проблем, присущих частным детским садам в настоящее время.
Во-первых, не всегда все вышеперечисленные достоинства собираются в одном садике. Здесь разброс предоставляемых услуг, как и цен, весьма велик.
Во-вторых, многие частные сады внедряют модные иностранные авторские программы, не всегда обеспечивающие полноценное и всестороннее развитие детей.
В-третьих, существуют сады ориентированные исключительно на подготовку детей к школе. В них большую часть времени дети проводят на занятиях, что не допустимо для дошкольного возраста, так как ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра.
Обратимся теперь к преимуществам и недостаткам государственных детских садов.
Самое главное их достоинство – доступность. Ребенка обязаны принять в детский сад по месту жительства. Практически все ДОУ расположены в типовых помещениях, специально приспособленных для детских нужд. Как правило, государственные детские сады существуют не первый год, а потому имеют богатые методические наработки, свои традиции, материальную базу, соответствующую государственным стандартам. До недавнего времени все государственные сады работали по единой воспитательно-образовательной программе, что позволяло сохранять единство требований и одинаковые возможности при поступлении детей в школу. Но в связи с тем, что эта программа устарела, и на смену ей пришло большое количество новых авторских программ, каждый садик может выбрать ту или иную программу на свое усмотрение. Тем не менее, все государственные сады работают по единым принципам и находятся в ведомстве РОНО.
Теперь о недостатках. Самый главный – это наполняемость группы. В последние годы рождаемость по отдельным городам, в их числе и Санкт-Петербург, стала расти. Новых детских садов за это время практически не построили, а вот из числа старых многие были проданы в период спада рождаемости. Это привело к тому, что в группы набирают по 20-25 детей. Количество групп в садиках тоже растет, но помещения остались прежними, – отсюда теснота, часто дети спят на раскладушках в тех же помещениях, что и играют. При больших эмоциональных и физических нагрузках воспитатели в государственных детских садах получают очень маленькую заработную плату. Какое это имеет отношение к детям? Непосредственное.
Именно теперь мы попытаемся проанализировать, как эти факторы влияют на эмоциональное благополучие детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения с разной формой собственности.
Что касается государственных детских садов, то, к сожалению, эмоциональная атмосфера в них в связи с вышеперечисленными причинами оставляет желать лучшего. Конечно, в там есть замечательные воспитатели, настоящие мастера своего дела, но таких не бывает много. В большинстве же случаев, из-за низкого уровня жизни в настроении воспитателей преобладают отрицательные эмоции, что не может ни сказываться на состоянии детей. Наличие большого количества детей в группе не способствует внедрению индивидуально-личностного подхода при воспитании и обучении. Дети большую часть времени предоставлены сами себе, а воспитатель берет на себя функцию по поддержанию дисциплины и контроля, причем часто используется авторитарный стиль поведения, позиция «сверху - вниз», что не способствует развитию у детей самосознания и самоконтроля. Как было отмечено выше, для эмоционального благополучия ребенка в садике очень важно то, как складываются его взаимоотношения со сверстниками и с воспитателем. Как в частном, так и в государственном садике у ребенка открывается большое поле для общения со сверстниками. Преимущество частного детского сада заключается в том, что воспитатель имеет больше возможностей для помощи ребенку в адаптации к детскому коллективу, созданию дружеских связей между детьми. Опыт показывает, что детей надо учить играть, помогать им осваивать такой вид деятельности как поло-ролевая игра. Именно в ней между детьми создаются эмоциональные связи, они учатся слышать друг - друга, помогать, совместно добиваться поставленной цели. Создание дружеских, доброжелательных, доверительных отношений между воспитателем и ребенком является дополнительным гарантом его эмоционального благополучия. Так как взрослый в этом возрасте является для ребенка предметом подражания, его оценки и замечания имеют для ребенка гораздо большее значение, чем сверстники. В этой связи воспитатель имеет возможность корректировать и недостатки семейного воспитания как через работу с родителями, так и через коррекционную работу с ребенком. Но для этого у него должны быть силы, мотивация и время, что в государственном детском саду не всегда достижимо, так как из-за низкой заработной платы не многие идут туда работать. Во многих садах постоянно есть не закрытые вакансии. А воспитатель, первую половину дня работающий в одной группе, а вторую в – другой, к вечеру уже не в состоянии думать о детях.
Подводя итоги, нужно отметить, что сама по себе проблема эмоционального благополучия ребенка, в том числе и в детском саду очень важна и требует серьезных научных исследований. Нельзя однозначно сказать, в каком садике ребенку будет лучше, ответ в каждом конкретном случае может быть разным. И как было сказано в начале, на эмоциональное состояние ребенка влияют многие факторы, в том числе один из самых важных – внутрисемейная атмосфера. Серьезная проблема многих современных семей – эмоциональная депривация очень отрицательно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка, и задача детского сада – постараться помочь и ребенку, и семье преодолеть ее.
1.5. Методы психологической
Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей — это хорошо организованная система психологических воздействий. В основном она направлена на смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.
Значительный этап работы с этими детьми — коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
В отечественной и зарубежной психологии используются разнообразные методы, помогающие откорректировать эмоциональные нарушения у детей. Эти методы можно условно разделить на две основные группы: групповые и индивидуальные. Однако такое деление не отражает основной цели психокоррекционных воздействий.
В мировой психологии существует два подхода к психологической коррекции психического развития ребенка: психодинамический и поведенческий. Главная задача коррекции в рамках психодинамического подхода — это создание условий, снимающих внешние социальные преграды на пути развертывания интрапсихического конфликта. Успешному разрешению способствуют психоанализ, семейная психокоррекция, игры и арт-терапия. Коррекция в рамках поведенческого подхода помогает ребенку усвоить новые реакции, направленные на формирование адаптивных форм поведения, или угасание, торможение имеющихся у него дезадаптивных форм поведения. Различные поведенческие тренинги, психорегулирующие тренировки закрепляют усвоенные реакции.
Методы ПК эмоциональных нарушений у детей целесообразно разделить на две группы: основные и специальные. К основным методам ПК эмоциональных нарушений относятся методы, которые являются базисными в психодинамическом и поведенческом направлениях. Сюда входят игротерапия, арт-терапия, психоанализ, метод десенсибилизации, аутогенной тренировки, поведенческий тренинг. Специальные методы включают в себя тактические и технические приемы психокоррекции, которые влияют на устранение имеющегося дефекта с учетом индивидуально-психологических факторов. Эти две группы методов взаимосвязаны.
При подборе методов психокоррекции эмоциональных нарушений необходимо исходить из специфической направленности конфликта, определяющего эмоциональное неблагополучие ребенка. При внутриличностном конфликте следует использовать игровые, психоаналитические методы, методы семейной психокоррекции. При преобладании межличностных конфликтов применяют групповую психокоррекцию, способствующую оптимизации межличностных отношений, психорегулирующие тренировки с целью развития навыков самоконтроля поведения и смягчения эмоционального напряжения. Кроме того, необходимо учитывать и степень тяжести эмоционального неблагополучия ребенка.
В отечественной психологии разработаны и описаны методы групповой психокоррекции преневротических нарушений у детей (Спиваковская, 1988). Рассматривая психокоррекционный процесс как систему, автор выделяет в ней основные блоки: диагностический, установочный, коррекционный и оценочный.
Диагностигеский блок отвечает за изучение индивидуальных особенностей ребенка, анализ факторов, способствующих его эмоциональному неблагополучию.
Перед началом психокоррекционной работы психологу необходимо выяснить влияние этих факторов на формирование у ребенка невротического конфликта. Отметим, что при анализе причины невротического конфликта у ребенка следует учитывать единство субъективных и объективных факторов возникновения и развития конфликта. Конфликт занимает центральное место в жизни ребенка, оказывается для него неразрешимым и, затягиваясь, создает аффективное напряжение, которое, в свою очередь, обостряет противоречия, повышает неустойчивость и возбудимость, углубляет и болезненно фиксирует переживания, негативно отражается на умственной работоспособности ребенка, дезорганизует его поведение.
Содержательный анализ детских конфликтов наиболее полно раскрывается в процессе игровой и продуктивной (рисование) деятельности. Целесообразно также использовать прожективные психологические методики: методика КАТ, Рене-Жиля, Розенцвейга и др.
Установочный блок включает в себя главную цель — формирование положительной установки ребенка и его родителей на занятия. Основными задачами этого психокоррекционного блока являются:
- снижение эмоционального напряжения у ребенка;
- активизация родителей на самостоятельную психологическую работу с ребенком;
повышение веры родителей в возможность достижения позитивных результатов психокоррекции;
формирование эмоционально-доверительного контакта психолога с участниками психокоррекции (Спиваковская, 1988).