Просвещенный абсолютизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 13:11, контрольная работа

Краткое описание

цель работы: раскрыть сущность и значение просветительской деятельности Екатерины II. Цель работы обозначила задачи нашего исследования:
1. Изучить соответствующую литературу по теме исследования.
2. Определить параметры нашего исследования.
3. Выявить сущность деятельности Екатерины II в области просвещения.
4. Определить значение просветительской деятельности Екатерины II.
5. Сделать выводы по теме исследования.

Оглавление

Введение
Глава I «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II
1.1. Личность Екатерины II
1.2. Сущность и основные идеи «просвещенного абсолютизма»
1.3. Краткие выводы по главе I
Глава II Деятельность Екатерины по продвижению идей просвещения в России
1.1. Реформа образования и воспитания
1.2. Роль Екатерины II в истории отечественной культуры и науки
1.3. Просвещение подданных
1.4. Деятельность Екатерины II в области здравоохранения
1.5. Краткие выводы по главе II
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Педагогика.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

Глава I «Просвещенный  абсолютизм» Екатерины II

1.1. Личность  Екатерины II

1.2. Сущность  и основные идеи «просвещенного  абсолютизма»

1.3. Краткие выводы  по главе I

Глава II Деятельность Екатерины по продвижению идей просвещения  в России

1.1. Реформа образования  и воспитания

1.2. Роль Екатерины  II в истории отечественной культуры  и науки

1.3. Просвещение  подданных

1.4. Деятельность  Екатерины II в области здравоохранения

1.5. Краткие выводы  по главе II

Заключение

Список использованной литературы 
 

Введение

Екатерина II является одной из наиболее значимых фигур  в истории России. Её царствование – одно из замечательнейших в русской  истории; и светлые и тёмные стороны  его имели огромное влияние на последующие события, особенно на умственное и культурное развитие страны. Реформы, проведённые Екатериной II, имели большое значение в развитии России, а сильная внешняя политика и огромные военные успехи укрепили Российскую Империю как великую державу. Недаром её назвали Екатериной Великой.

Наша тема является достаточно актуальной, потому что в наше политически и экономически нестабильное время очень сложно выбрать правильный путь развития страны, и нам кажется, что ответ на вопрос о правильной дороге в нашей истории, которая, как известно, повторяется, а именно в деятельности Екатерины II скрыто руководство к действию будущих правителей.

Правление Екатерины II наложило отпечаток на всё последующее  культурное развитие России. Век её правления называют Веком Просвещённого  Абсолютизма. Екатерине удалось  просветить своих подданных и приблизить русскую культуру к западной.

Правление Екатерины II продолжалось более трёх с половиной  десятилетий (1762-1796). Оно наполнено  многими событиями во внутренних и внешних делах, осуществлением замыслов, продолжавших то, что делалось при Петре Великом.

По образному  выражению В. О. Ключевского «Екатерина II: была последней случайностью на русском  престоле и провела продолжительное  и необычайное царствование, создала  целую эпоху в нашей истории» и, можно добавить, в историографии эта «последняя случайность» XVIII в. не смогла оставить равнодушной ни своих современников, ни потомков.

Несмотря на то, что ее столь многогранную личность нельзя подвести под определенный стереотип: для одних Екатерина II - просвещенная государыня, для других - тиранка, раздаривающая «крестьянские души», для кого-то - любвеобильная особа, сбившаяся в счете любовников, для исследователей история царствования Екатерины II была, остается и, по всей видимости, еще долгое время будет оставаться одним из любимых объектов исследований.

Впрочем, надо признать, что многие десяти¬летия у нас  в стране Екатерина II особой попу¬лярностью среди историков не пользовалась. Ни школьник, ни студент не нашли  бы на страницах своих учебников  сведений о жизни императрицы, о ее личности, образе мыслей, творчестве. С 1907 по 1990 год ни разу не переиздавались «Записки» Екатерины, ее пьесы, статьи, сказки, научные со¬чинения, законопроекты. Когда-то, еще в про¬шлом веке, известная детская писательница и пе¬дагог А.О.Ишимова, предваряя свое повествова¬ние о царствовании Екатерины Великой, предуп¬реждала юных читателей: «Вы будете удивляться делам этой государыни, как удивлялись некогда дети греков и римлян, слушая рассказы о знаме¬нитых подвигах богов и героев своих» .

Большинству детей XX века слушать и читать ис¬тории об императрице Екатерина II не довелось, хотя она была выдающимся политическим деятелем правившей Россией, и люди окружавшие императрицу были так же людьми незаурядными: Суворов, Ушаков, Фонвизин, Дер¬жавин, Боровиковский и Баженов. Если имя Екатерины и попадалось им на глаза, то лишь в связи с описаниями ужасов крепост¬ничества, восстанием Пугачева или рядом с не очень понятным, тогда, термином «просвещенный абсо-лютизм».

Увы, как говорится, «свято место пусто не бы¬вает», и взамен серьезных и добротных исследо¬ваний любителям истории долго приходилось удовлетворять жажду познания прошлого истори¬ческими романами. Буйная фантазия многих ав¬торов чаще всего рисовала Екатерину коварной, жестокой и развратной, главным занятием которой на протяжении трех с лишним десятилетий пребывания у власти было менять любовников. А между тем, книги совсем иного рода, где Екатерина описывалась, как один из самых выдающихся государственных деятелей в истории России, печатались в Англии, США, Германии, Франции, Италии. И уже в конце 1980-х годов посещавшие Москву западные ис¬торики, увидев обилие на книжных лотках новых изданий о Петре I, с недоумением спрашивали: «Почему Петр? Почему не Екатерина?»

Двухсотлетняя годовщина со дня смерти Ека¬терины Великой, отмечавшаяся в 1996 году, стала поводом для ученых разных стран вновь вспом¬нить о той, суждения о которой все это время оставались крайне противоречивыми и неодно¬значными.

Как мы уже отмечали, события второй половины XVIII века нам не могут быть безразличны, не только как часть нашей истории, но и потому, что иные проблемы той поры актуальны и сегодня, а многие мысли и суждения Екатерины II звучат так свежо и со¬временно, будто высказаны только вчера.

В отечественной  историографии личность Екатерины II рассматривалась как в специальных монографиях и статьях, посвященных исключительно преобразованиям ее царствования или ее биографии, так и в работах общего характера, касающихся истории XVIII в., истории дипломатии, культуры, литературы, педагогики или в трудах, посвященных деятелям ее царствования или фаворитам. К началу XXI в. библиография по этой проблематике насчитывает почти 600 названий .

В нашей работе мы также использовали множество  монографий о жизни Екатерины II, библиографические описания В.О.Ключевского, Б.Каменского, И.А.Заичкина, И.Н.Почкаева, Ганса фон Римша, Манфреда Хельманна, К.Валишевского, А.Брикнера, П.Борзаковского и других.

Политическая  деятельность Екатерины Великой  наилучшим образом рассмотрена  в работах К.Велишевского, просветительская деятельность наиболее подробно освещена в работах В.О.Ключеского, И.А.Заичкина, П. Борзаковского. В работах Б.Каменского детально рассмотрен вопрос о роли Екатерины II в продвижении идей просвещения, развития системы народного образования в России. В работах А.Брикнера, на наш взгляд, достаточно интересно описана деятельность Екатерины Великой в области здравоохранения, о проведении ею культурных мероприятий в России, литературной деятельности Екатерины и великих литераторах России эпохи Екатерины Великой.

Большинство цитат  в нашей работе были взяты из монорафий  В.О.Ключевского, т.к. именно в них, описанные  слова Екатерины II дают яркое представление  о ее просветительской деятельности.

Исходя из актуальности нашего исследования, определим цель работы: раскрыть сущность и значение просветительской деятельности Екатерины II. Цель работы обозначила задачи нашего исследования:

1. Изучить соответствующую  литературу по теме исследования.

2. Определить  параметры нашего исследования.

3. Выявить сущность деятельности Екатерины II в области просвещения.

4. Определить  значение просветительской деятельности  Екатерины II.

5. Сделать выводы  по теме исследования.

Объектом нашего исследования является Екатерина II. Предмет  исследования – просветительская деятельность Екатерины Великой.

В нашей работе были использованы методы анализа и  исторической реконструкции событий  в годы царствования Екатерины. 
 

Заключение

Историческое  значение екатерининской эпохи чрезвычайно  вели¬ко именно потому, что в эту эпоху были подведены итоги преды¬дущей истории, завершились исторические процессы, раньше раз¬вивавшиеся. Эта способность Екатерины доводить до конца, до полного разрешения те вопросы, какие ей ставила история, зас¬тавляет всех признать в ней первостепенного исторического деятеля, независимо от её личных ошибок и слабостей.

Историки неоднозначно оценивают екатерининскую эпоху: в  то время просвещение и деспотизм  оказались неразрывно, неразделимо  связанными между собой. Давно закончилось  поднявшее национальный дух просветительное царствование Екатерины II, но несмотря на реакцию последних лет, название просветительного останется за ним в истории.

С этого царствования в России начали сознавать значение гуманных идей, начали говорить о праве  человека мыслить на благо себе подобных.

Проблему этой темы обсуждали в своих работах  многие историки и писатели, такие  как Рыбаков Б.А.(изучал вопросы  правления); Кулючин А.И.; Каменский (изучал личность и биографию императрицы). Были написаны целые тома о выдающемся правлении Екатерины II.

При Екатерине  высокого уровня достигло распространение  просвещения, стали издаваться первые журналы, появились писатели, чьи  произведения звучат актуально и  в наши дни, крупных успехов достигла историческая наука.

Ее перу принадлежат такие важнейшие акты царствования, как Наказ Уложенной комиссии, Учреждения о губерниях, Жалованные грамоты дворянству и городам, и многие другие. Одного этого достаточно, чтобы потомки с благодарностью вспоминали имя Екатерины II. Но Екатерина сочиняла не только указы, манифесты и инструкции. Она оставила колоссальное эпистолярное наследие. По ее признанию ей было совершенно недоступно стихосложение, она не понимала музыки, но охотно сочиняла пьесы, водевили.

Век Екатерины  — это и эпоха духовного  рас¬цвета, формирования национального самосозна¬ния, складывания в обществе понятий чести, лич-ного достоинства, законности. Не случайно ис¬торики говорят о двух непоротых поколениях рус¬ских дворян, выросших за время правления Ека-терины, из которых вышли герои 1812 года и де¬кабристы, великие писатели и художники — гор¬дость отечественной культуры. Немалая заслуга в развитии свободной мысли, литературы и ис¬кусств принадлежит и самой императрице, чьи собственные духовные запросы и интересы были не-обыкновенно широки и которая собственным примером побуждала подданных к занятиям журналистикой и историей, сочинительством и архитектурой, театром и живописью. Духовные силы, накопленные русскими людьми в послепетровское время, именно при Екатерине как бы про¬рвались наружу, выплеснулись в литературные и художественные шедевры, мучительные размыш¬ления о судьбе отечества и месте России в мире.

Волею судеб  на российском престоле оказался человек  яркий, незаурядный, оставивший заметный след в отечественной истории  и в народном образовании, — несомненно, один из наиболее талантливых государственных деяте¬лей России, верно сумевший понять и оценить объективные тенденции развития общества и не¬безуспешно пытавшийся их направлять. Деяния Екатерины имели долговременное значение и во многом определили последующую историю стра¬ны. 
 

Список использованной литературы

1.Альфред Рамбо  История древней и новой России. – М.: Академа, 2000. – 361с.

2.Борзаковский  П. Императрица Екатерина Вторая  Великая. - М.: Панорама, 1991. – 288с.

3.Брикнер А. История Екатерины Второй. - М.: Современник, 1991. – 530с.

4.Буганов В.И.  История России. Конец XVII-XIX век. - М.: Мысль, 1995.- 455с. 

5.Бутромеев В.  Энциклопедия российской монархии. Великие князья. Цари. Императоры. Символика  и религия. Титулы. - М.: Деконт+, 2000 – 384с.

6.Валишевкий  К. Вокруг трона. - М.: Просвещение, 1989. – 615с.

7.Валишевский  К. Роман императрицы Екатерины  II. - М.: Просвещение, 1994. – 374с.

8.Ганс фон  Римша, Манфред Хельманн Российские  самодержавцы. Екатерина II. Иван IV. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 259с.

9.Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история:  От Екатерины Великой до Александра II. - М.: Мысль, 1994. – 366с.

10.Исаев И.А.  История государства и права  России. Полный курс лекций. - М.: Просвещение, 1994. – 350с.

11.Каменский  А.Б. Жизнь и судьба императрицы  Екатерины Великой. – М.: Современник, 1997. – 403с. 

12.Каменский  Б. Екатерина II // Вопросы истории.  – 1989. - № 3. – С.21-24.

13.Ключевский  В.О. Исторические портреты. - М.: Правда, 1991. – 349с.

14.Ключевский В.О. Курс русской истории. Т.5. - М.: Просвещение, 1988. - 630с.

15.Ключевский  В.О. О русской истории. - М.: Просвещение, 1993. – 438с.

16.Краснобаев  Б.И. Очерки истории русской  культуры XYIII века. - М.: Академа, 1987. –  514с.

17.Кулючин А.И.  Правители России. - Чебоксары: Чувашия, 1994 – 332с.

18.Либрович С.  Петр Великий и женщины. - С.-Петербург:  МФИН, 1991. – 416с.

19.Материалы  по истории СССР / Под ред. Горского  А.Д. - М.: Наука, 1989. - 580с.

Информация о работе Просвещенный абсолютизм