Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 13:11, контрольная работа
цель работы: раскрыть сущность и значение просветительской деятельности Екатерины II. Цель работы обозначила задачи нашего исследования:
1. Изучить соответствующую литературу по теме исследования.
2. Определить параметры нашего исследования.
3. Выявить сущность деятельности Екатерины II в области просвещения.
4. Определить значение просветительской деятельности Екатерины II.
5. Сделать выводы по теме исследования.
Введение
Глава I «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II
1.1. Личность Екатерины II
1.2. Сущность и основные идеи «просвещенного абсолютизма»
1.3. Краткие выводы по главе I
Глава II Деятельность Екатерины по продвижению идей просвещения в России
1.1. Реформа образования и воспитания
1.2. Роль Екатерины II в истории отечественной культуры и науки
1.3. Просвещение подданных
1.4. Деятельность Екатерины II в области здравоохранения
1.5. Краткие выводы по главе II
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Глава I «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II
1.1. Личность Екатерины II
1.2. Сущность
и основные идеи «
1.3. Краткие выводы по главе I
Глава II Деятельность Екатерины по продвижению идей просвещения в России
1.1. Реформа образования и воспитания
1.2. Роль Екатерины
II в истории отечественной
1.3. Просвещение подданных
1.4. Деятельность Екатерины II в области здравоохранения
1.5. Краткие выводы по главе II
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Екатерина II является одной из наиболее значимых фигур в истории России. Её царствование – одно из замечательнейших в русской истории; и светлые и тёмные стороны его имели огромное влияние на последующие события, особенно на умственное и культурное развитие страны. Реформы, проведённые Екатериной II, имели большое значение в развитии России, а сильная внешняя политика и огромные военные успехи укрепили Российскую Империю как великую державу. Недаром её назвали Екатериной Великой.
Наша тема является достаточно актуальной, потому что в наше политически и экономически нестабильное время очень сложно выбрать правильный путь развития страны, и нам кажется, что ответ на вопрос о правильной дороге в нашей истории, которая, как известно, повторяется, а именно в деятельности Екатерины II скрыто руководство к действию будущих правителей.
Правление Екатерины II наложило отпечаток на всё последующее культурное развитие России. Век её правления называют Веком Просвещённого Абсолютизма. Екатерине удалось просветить своих подданных и приблизить русскую культуру к западной.
Правление Екатерины II продолжалось более трёх с половиной десятилетий (1762-1796). Оно наполнено многими событиями во внутренних и внешних делах, осуществлением замыслов, продолжавших то, что делалось при Петре Великом.
По образному выражению В. О. Ключевского «Екатерина II: была последней случайностью на русском престоле и провела продолжительное и необычайное царствование, создала целую эпоху в нашей истории» и, можно добавить, в историографии эта «последняя случайность» XVIII в. не смогла оставить равнодушной ни своих современников, ни потомков.
Несмотря на то, что ее столь многогранную личность нельзя подвести под определенный стереотип: для одних Екатерина II - просвещенная государыня, для других - тиранка, раздаривающая «крестьянские души», для кого-то - любвеобильная особа, сбившаяся в счете любовников, для исследователей история царствования Екатерины II была, остается и, по всей видимости, еще долгое время будет оставаться одним из любимых объектов исследований.
Впрочем, надо признать, что многие десяти¬летия у нас в стране Екатерина II особой попу¬лярностью среди историков не пользовалась. Ни школьник, ни студент не нашли бы на страницах своих учебников сведений о жизни императрицы, о ее личности, образе мыслей, творчестве. С 1907 по 1990 год ни разу не переиздавались «Записки» Екатерины, ее пьесы, статьи, сказки, научные со¬чинения, законопроекты. Когда-то, еще в про¬шлом веке, известная детская писательница и пе¬дагог А.О.Ишимова, предваряя свое повествова¬ние о царствовании Екатерины Великой, предуп¬реждала юных читателей: «Вы будете удивляться делам этой государыни, как удивлялись некогда дети греков и римлян, слушая рассказы о знаме¬нитых подвигах богов и героев своих» .
Большинству детей XX века слушать и читать ис¬тории об императрице Екатерина II не довелось, хотя она была выдающимся политическим деятелем правившей Россией, и люди окружавшие императрицу были так же людьми незаурядными: Суворов, Ушаков, Фонвизин, Дер¬жавин, Боровиковский и Баженов. Если имя Екатерины и попадалось им на глаза, то лишь в связи с описаниями ужасов крепост¬ничества, восстанием Пугачева или рядом с не очень понятным, тогда, термином «просвещенный абсо-лютизм».
Увы, как говорится, «свято место пусто не бы¬вает», и взамен серьезных и добротных исследо¬ваний любителям истории долго приходилось удовлетворять жажду познания прошлого истори¬ческими романами. Буйная фантазия многих ав¬торов чаще всего рисовала Екатерину коварной, жестокой и развратной, главным занятием которой на протяжении трех с лишним десятилетий пребывания у власти было менять любовников. А между тем, книги совсем иного рода, где Екатерина описывалась, как один из самых выдающихся государственных деятелей в истории России, печатались в Англии, США, Германии, Франции, Италии. И уже в конце 1980-х годов посещавшие Москву западные ис¬торики, увидев обилие на книжных лотках новых изданий о Петре I, с недоумением спрашивали: «Почему Петр? Почему не Екатерина?»
Двухсотлетняя годовщина со дня смерти Ека¬терины Великой, отмечавшаяся в 1996 году, стала поводом для ученых разных стран вновь вспом¬нить о той, суждения о которой все это время оставались крайне противоречивыми и неодно¬значными.
Как мы уже отмечали, события второй половины XVIII века нам не могут быть безразличны, не только как часть нашей истории, но и потому, что иные проблемы той поры актуальны и сегодня, а многие мысли и суждения Екатерины II звучат так свежо и со¬временно, будто высказаны только вчера.
В отечественной историографии личность Екатерины II рассматривалась как в специальных монографиях и статьях, посвященных исключительно преобразованиям ее царствования или ее биографии, так и в работах общего характера, касающихся истории XVIII в., истории дипломатии, культуры, литературы, педагогики или в трудах, посвященных деятелям ее царствования или фаворитам. К началу XXI в. библиография по этой проблематике насчитывает почти 600 названий .
В нашей работе мы также использовали множество монографий о жизни Екатерины II, библиографические описания В.О.Ключевского, Б.Каменского, И.А.Заичкина, И.Н.Почкаева, Ганса фон Римша, Манфреда Хельманна, К.Валишевского, А.Брикнера, П.Борзаковского и других.
Политическая деятельность Екатерины Великой наилучшим образом рассмотрена в работах К.Велишевского, просветительская деятельность наиболее подробно освещена в работах В.О.Ключеского, И.А.Заичкина, П. Борзаковского. В работах Б.Каменского детально рассмотрен вопрос о роли Екатерины II в продвижении идей просвещения, развития системы народного образования в России. В работах А.Брикнера, на наш взгляд, достаточно интересно описана деятельность Екатерины Великой в области здравоохранения, о проведении ею культурных мероприятий в России, литературной деятельности Екатерины и великих литераторах России эпохи Екатерины Великой.
Большинство цитат в нашей работе были взяты из монорафий В.О.Ключевского, т.к. именно в них, описанные слова Екатерины II дают яркое представление о ее просветительской деятельности.
Исходя из актуальности нашего исследования, определим цель работы: раскрыть сущность и значение просветительской деятельности Екатерины II. Цель работы обозначила задачи нашего исследования:
1. Изучить соответствующую
литературу по теме
2. Определить параметры нашего исследования.
3. Выявить сущность деятельности Екатерины II в области просвещения.
4. Определить
значение просветительской
5. Сделать выводы по теме исследования.
Объектом нашего исследования является Екатерина II. Предмет исследования – просветительская деятельность Екатерины Великой.
В нашей работе
были использованы методы анализа и
исторической реконструкции событий
в годы царствования Екатерины.
Заключение
Историческое значение екатерининской эпохи чрезвычайно вели¬ко именно потому, что в эту эпоху были подведены итоги преды¬дущей истории, завершились исторические процессы, раньше раз¬вивавшиеся. Эта способность Екатерины доводить до конца, до полного разрешения те вопросы, какие ей ставила история, зас¬тавляет всех признать в ней первостепенного исторического деятеля, независимо от её личных ошибок и слабостей.
Историки неоднозначно оценивают екатерининскую эпоху: в то время просвещение и деспотизм оказались неразрывно, неразделимо связанными между собой. Давно закончилось поднявшее национальный дух просветительное царствование Екатерины II, но несмотря на реакцию последних лет, название просветительного останется за ним в истории.
С этого царствования в России начали сознавать значение гуманных идей, начали говорить о праве человека мыслить на благо себе подобных.
Проблему этой темы обсуждали в своих работах многие историки и писатели, такие как Рыбаков Б.А.(изучал вопросы правления); Кулючин А.И.; Каменский (изучал личность и биографию императрицы). Были написаны целые тома о выдающемся правлении Екатерины II.
При Екатерине высокого уровня достигло распространение просвещения, стали издаваться первые журналы, появились писатели, чьи произведения звучат актуально и в наши дни, крупных успехов достигла историческая наука.
Ее перу принадлежат такие важнейшие акты царствования, как Наказ Уложенной комиссии, Учреждения о губерниях, Жалованные грамоты дворянству и городам, и многие другие. Одного этого достаточно, чтобы потомки с благодарностью вспоминали имя Екатерины II. Но Екатерина сочиняла не только указы, манифесты и инструкции. Она оставила колоссальное эпистолярное наследие. По ее признанию ей было совершенно недоступно стихосложение, она не понимала музыки, но охотно сочиняла пьесы, водевили.
Век Екатерины — это и эпоха духовного рас¬цвета, формирования национального самосозна¬ния, складывания в обществе понятий чести, лич-ного достоинства, законности. Не случайно ис¬торики говорят о двух непоротых поколениях рус¬ских дворян, выросших за время правления Ека-терины, из которых вышли герои 1812 года и де¬кабристы, великие писатели и художники — гор¬дость отечественной культуры. Немалая заслуга в развитии свободной мысли, литературы и ис¬кусств принадлежит и самой императрице, чьи собственные духовные запросы и интересы были не-обыкновенно широки и которая собственным примером побуждала подданных к занятиям журналистикой и историей, сочинительством и архитектурой, театром и живописью. Духовные силы, накопленные русскими людьми в послепетровское время, именно при Екатерине как бы про¬рвались наружу, выплеснулись в литературные и художественные шедевры, мучительные размыш¬ления о судьбе отечества и месте России в мире.
Волею судеб
на российском престоле оказался человек
яркий, незаурядный, оставивший заметный
след в отечественной истории
и в народном образовании, — несомненно,
один из наиболее талантливых государственных
деяте¬лей России, верно сумевший понять
и оценить объективные тенденции развития
общества и не¬безуспешно пытавшийся
их направлять. Деяния Екатерины имели
долговременное значение и во многом определили
последующую историю стра¬ны.
Список использованной литературы
1.Альфред Рамбо
История древней и новой
2.Борзаковский
П. Императрица Екатерина
3.Брикнер А. История Екатерины Второй. - М.: Современник, 1991. – 530с.
4.Буганов В.И. История России. Конец XVII-XIX век. - М.: Мысль, 1995.- 455с.
5.Бутромеев В.
Энциклопедия российской
6.Валишевкий К. Вокруг трона. - М.: Просвещение, 1989. – 615с.
7.Валишевский
К. Роман императрицы
8.Ганс фон
Римша, Манфред Хельманн
9.Заичкин И.А.,
Почкаев И.Н. Русская история:
От Екатерины Великой до
10.Исаев И.А. История государства и права России. Полный курс лекций. - М.: Просвещение, 1994. – 350с.
11.Каменский
А.Б. Жизнь и судьба
12.Каменский Б. Екатерина II // Вопросы истории. – 1989. - № 3. – С.21-24.
13.Ключевский В.О. Исторические портреты. - М.: Правда, 1991. – 349с.
14.Ключевский В.О. Курс русской истории. Т.5. - М.: Просвещение, 1988. - 630с.
15.Ключевский В.О. О русской истории. - М.: Просвещение, 1993. – 438с.
16.Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XYIII века. - М.: Академа, 1987. – 514с.
17.Кулючин А.И. Правители России. - Чебоксары: Чувашия, 1994 – 332с.
18.Либрович С. Петр Великий и женщины. - С.-Петербург: МФИН, 1991. – 416с.
19.Материалы по истории СССР / Под ред. Горского А.Д. - М.: Наука, 1989. - 580с.