Просвещенный абсолютизм Екатерины ||

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 16:49, контрольная работа

Краткое описание

Екатерина II является одной из наиболее значимых фигур в истории России. Её царствование – одно из замечательнейших в русской истории; и светлые и тёмные стороны его имели огромное влияние на последующие события, особенно на умственное и культурное развитие страны. Реформы, проведённые Екатериной II, имели большое значение в развитии России, а сильная внешняя политика и огромные военные успехи укрепили Российскую Империю как великую державу. Недаром её назвали Екатериной Великой.

Оглавление

1.Введение…………………………………………………………………………………..3
2. Личность Екатерины II и первые годы правления………………………………..4
3. “Просвещённый абсолютизм” Екатерины II……………………………………….9
4. Заключение…………………………………………………………………………….13
5. Литература……………………………………………………………………………..15

Файлы: 1 файл

контрольн по истор.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

         

       
      РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

      МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

      ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»                              ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

         Специальность «Управление качеством »

                           КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине:  Отечественная история. 
На тему: « Просвещение абсолютизма» Екатерины ||
 

Выполнил студент: Зайцева Т. В. 

Студент 1   курса  1 семестр 

                

Проверил преподаватель: 

____________________________ 

Дата:____________________ 
 

Оценка:________________ 
 
 
 
 

                                             Лангепас, 2009 г.

           
           
           
                     Содержание                                               
           
           

1.Введение…………………………………………………………………………………..3

2. Личность Екатерины  II и первые годы правления………………………………..4

3. “Просвещённый абсолютизм”  Екатерины II……………………………………….9

4. Заключение…………………………………………………………………………….13

5. Литература……………………………………………………………………………..15 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                

                                           

                                            1.Введение

     Екатерина II  является одной из наиболее значимых фигур в истории России. Её царствование – одно из замечательнейших в русской истории; и светлые и тёмные стороны его имели огромное влияние на последующие события, особенно на умственное и культурное развитие страны. Реформы, проведённые Екатериной II, имели большое значение в развитии России, а сильная внешняя политика и огромные военные успехи укрепили Российскую Империю как великую державу. Недаром её назвали Екатериной Великой.

     Я считаю данную тему достаточно актуальной, потому что в наше политически  и экономически нестабильное время очень сложно выбрать правильный путь развития страны. И мне кажется, что ответ на вопрос о правильной дороге в нашей истории, которая, как известно, повторяется, а именно в деятельности Екатерины II  скрыто руководство к действию будущих правителей.

     Прежде  всего, в первой части мне хотелось бы рассказать о личности Екатерины  II, о её приходе к власти и первых годах правления.

     Во  второй части я расскажу о тех  делах Екатерины II, из-за которых время её правления названо “просвещённым абсолютизмом”. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  

      2. Личность Екатерины II и первые годы правления.   

     Екатерина II родилась 21 апреля 1729 г. в Штеттине. Урожденная Софья Фредерика Августа Ангальт - Цербстская происходила из бедного немецкого княжеского рода. Её мать была двоюродной сестрой отца Петра III, а брат матери был женихом Елизаветы Петровны, но скончался до бракосочетания. Отец Екатерины, принц Ангальт – Цербстский, был прусским фельдмаршалом, но это звание было пожаловано ему королём Фридрихом II только затем, чтобы доставить удовольствие императрице Елизавете, покровительствовавшей родственникам своего племянника, Петра III.

     В Штеттине Екатерина II провела и детство. Воспитание её было поручено случайным гувернанткам и учителям, преподававшим Закон Божий, немецкий язык, чистописание, музыку и танцы. Впоследствии Екатерина с уважением вспоминала учителя немецкого языка Вагнера и гувернантку Кардель, умную и добрую, по словам Екатерины, “знавшую многое, ничему не учившись”. Под влиянием Кардель воспитанница познакомилась с французской литературой.

     Несмотря  на недостаточное образование, Екатерина  II на многих производила впечатление развитой и многообещающей девочки. Свои богатые природные дарования ей пришлось проявить вскоре по приезде в Россию, и она вполне сумела расположить к себе всех, кому приходилось встречаться с ней.

     Когда Елизавета Петровна выбрала Екатерину  невестой для своего племянника Петра  Фёдоровича, ей было всего 14 лет. 21 декабря 1743 года её мать получила от Брюммера письмо с приглашением, от имени Елизаветы, приехать с дочерью в Петербург. В письме был намёк и на цель приезда. Вместе с тем на путевые расходы из Петербурга было прислано 10000 рублей. Родители Екатерины были очень обрадованы браком будущего русского императора с их дочерью. Затруднение вызвал вопрос о перемене вероисповедания, но отец Екатерины, сначала убеждавший дочь не менять веры, под конец уступил. Он написал для дочери ряд наставлений, которые и вручил ей перед отъездом. Эти наставления, немного белья, да ещё четыре платья составляли всё приданое Екатерины.

     30 декабря 1743 года Екатерина выехала,  вместе с матерью, из Цербста.  С этого дня она больше никогда  не видела ни родины, ни отца  и братьев. 3 февраля они прибыли  в Петербург, а 6-го выехали  в Москву, где в это время жила Елизавета вместе с двором; в Москве они были 9-го вечером. Тотчас же по приезду, их посетил сам Пётр Фёдорович, а вслед за ним явился камергер, передавший от имени императрицы, что чем скорее они будут у Её Величества, тем приятнее для неё. Миловидная принцесса всем при дворе очень понравилась, а сама Елизавета Петровна, по словам одного очевидца этой встречи, была от Екатерины в восхищении. Обе стороны остались довольны друг другом, и вопрос о бракосочетании принцессы с Петром Фёдоровичем скоро был решён. Уже через 9 дней после приезда в Москву, мать Екатерины писала мужу, что отныне их дочь – невеста будущего русского царя.

     День  бракосочетания не был назначен, поскольку  Елизавета решила сначала перевоспитать  невесту для жизни в России. К принцессе назначили двух учителей: по русскому языку Ададурова, по Закону Божьему Симона Тодорского. Екатерина проявила исключительное прилежание в усвоении учебных предметов. Русский язык был для неё очень труден, и она настойчиво употребляла всё свободное время на заучивание русских слов и фраз; просыпаясь ночью, она повторяла то, что учила днём. 15-ти летняя девушка твёрдо поставила себе цель сделаться вполне русской и забыть своё немецкое происхождение. Хотя, как говорят, она до конца жизни говорила с акцентом. В этом у Екатерины нельзя не видеть удивительное для таких юных лет понимание своего положения и глубокую проницательность.

     При каждом удобном случае Екатерина  старалась показать свою любовь к  русскому языку, русским обычаям  и православной вере. Особенно расположил всех следующий случай. В марте 1744 года она простудилась и опасно заболела. Когда её положение казалось безнадёжным, мать предложила ей пригласить лютеранского пастора. Но Екатерина пожелала видеть только своего православного законоучителя, с которым и беседовала. После выздоровления она стала брать уроки Закона Божия почти ежедневно, и 28 июня 1745 года было совершено её присоединение к православию, при чём она без малейшей запинки наизусть прочла православный символ веры. 29-го она была обручена с Петром Фёдоровичем и получила титул Императорского Высочества. Предстояло бракосочетание. Но в начале 1745 года великий князь захворал оспой. Когда после выздоровления Екатерина увидела его, то едва узнала своего жениха: так его изменила болезнь, и физически и духовно. 21 августа 1745 года состоялось бракосочетание, отпразднованное с небывалой пышностью.

     Екатерина II была довольно сложной и безусловно незаурядной личностью. С одной  стороны она - приятная и любвеобильная  женщина, с другой - крупнейший государственный деятель. С раннего детства ею был усвоен житейский урок - хитрить и притворяться. Но при всех способностях приспосабливаться великой княгине приходилось тяжело: имели место нападки со стороны императрицы Елизаветы Петровны и пренебрежение со стороны мужа Петра Фёдоровича. Самолюбие её страдало. Тогда Екатерина обратилась к литературе. Обладая недюжинными способностями, волей и трудолюбием, изучила русский язык, много читала, приобрела обширные познания. Она прочитала много книг: французских просветителей, античных авторов, специальные труды по истории и философии, сочинения русских писателей. В итоге Екатерина II усвоила идеи просветителей об общественном благе как высшей цели государственного деятеля, о необходимости воспитания и просвещения подданных, о главенстве законов в обществе.

     В 1754 году у Екатерины родился сын  Павел Петрович, будущий наследник  русского престола. Но ребёнка взяли  от матери в апартаменты императрицы.

     В декабре 1761 года скончалась императрица  Елизавета Петровна. На престол вступил Пётр III.

     Екатерина II отличалась огромной работоспособностью, силой воли, целеустремлённостью, храбростью, хитростью, лицемерием, неограниченным честолюбием и тщеславием, в общем всеми чертами характеризующими “сильную женщину”. Она могла подавлять свои эмоции в угоду развитому рационализму. Ей был присущ особый талант завоёвывать общие симпатии.

     Екатерина II медленно, но верно, продвигалась к русскому престолу, и, в итоге, отняла власть у мужа. Вскоре после воцарения непопулярного среди родового дворянства Петра III, опираясь на гвардейские полки, свергла его.

     28 июня 1762 года от лица Екатерины  был составлен манифест, говорящий  о причинах переворота, о возникшей  угрозе целостности отечества. 29 июня Петр III подписал манифест  о своем отречении. Новой императрице с готовностью присягнули не только полки гвардии, но и Сенат и Синод. Несмотря на то, что Россия устала от издевательского правления Петра III, начали раздаваться голоса, что власть должна принадлежать законному наследнику Петра, Павлу, а его мать может быть только регентшей. Понимая, что воцарение Павла приведёт к повторению того, что было при его отце, Екатерина решила сохранить власть за собой, во что бы то ни стало. И как мне кажется, именно больше по этой причине, а не из-за жажды власти, как утверждают некоторые историки. Потому что Екатерина, не являясь по происхождению русской, относилась к стране, которой правит так, как можно было пожелать некоторым русским. Чтобы придать своему правлению полную законность, она хотела даже вступить в брак с бывшим императором Иоанном VI, освобождённым по её повелению из Шлиссельбургской крепости. Но, повидав его, отказалась от этого намерения, и решила предоставить будущее естественному ходу событий. Её мудрое управление государством скоро заставило умолкнуть голоса всех недовольных переходом престола к ней. 

     Екатерина II начала царствование отменой многих распоряжений Петра III. Домовые церкви были открыты, вербовка охотников в голштинские войска отменена, монастырям возвращено недвижимое имущество. Эти, и многие другие меры вызвали общее расположение к Екатерине.

     В первые годы царствования Екатерина II напряженно искала пути утверждения  на троне, проявляя при этом крайнюю  осмотрительность. Решая судьбу фаворитов  и фавориток предшествующего  царствования, Екатерина проявила великодушие и снисходительность. Она остерегалась рубить сплеча. В итоге многие действительно талантливые и полезные государству люди остались на своих прежних должностях. Екатерина любила и умела ценить заслуги людей. Она понимала, что ее похвалы и награды заставят людей еще усерднее трудиться.

     В начале царствования Екатерина еще  не освоилась с новой для себя ролью и либо продолжала претворять в жизнь политику, намеченную в  предшествующее время, либо завершала  ее. Отдельные новшества императрицы носили частный характер и не давали оснований относить царствование Екатерины к разряду выдающихся явлений в отечественной истории.

     Екатерина не без основания указывала на довольно затруднительные обстоятельства, при которых она начала царствовать. “Финансы были истощены. Армия не получала жалованья за 3 месяца. Торговля находилась в упадке, ибо многие ее отрасли были отданы в монополию. Не было правильной системы в государственном хозяйстве. Военное ведомство было погружено в долги; морское едва держалось, находясь в крайнем пренебрежении. Духовенство было недовольно отнятием у него земель. Правосудие продавалось с торгу, и законами руководствовались только в тех случаях, когда они благоприятствовали лицу сильному”. Императрица, разумеется, сгустила краски, но не настолько, чтобы считать ее характеристику положения страны совершенно недостоверной.

     Сразу после воцарения Екатерины была заметна кипучая деятельность в  государственном организме. При  этом во всех отношениях выказывалось личное участие императрицы в решении всевозможных вопросов.

     С момента восшествия на престол и  до коронации Екатерина II участвовала в 15 заседаниях Сената, и небезуспешно. В 1963 году Сенат был реформирован: он был разделен на шесть департаментов со строго определенными функциями и под руководством генерал-прокурора, назначаемого монархом, стал органом контроля за деятельностью государственного аппарата и высшей судебной инстанцией. Сенат лишился своей главной функции - законодательной инициативы, она фактически перешла к императрице.

Информация о работе Просвещенный абсолютизм Екатерины ||