Просвещенный абсолютизм Екатерины II

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 09:58, реферат

Краткое описание

Разные историки по-разному оценивают время правления Екатерины II. И это не случайно. Вклад Екатерины в русскую историю весьма противоречив, ибо ее время отмечено сильнейшим ужесточением крепостного права, обнищанием народа, чудовищным, разорительным для страны мотовством правящей верхушки, тон которому задавала императрица, тратившая фантастические суммы на своих любовников.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………. 1
Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Становление……………. 2
Роль просвещенного абсолютизма Екатерины II……………………. 11
Заключение …………………………………………………………….. 12
5. Библиографический список ………………………………………….. 14

Файлы: 1 файл

Екатерина готовый.doc

— 84.00 Кб (Скачать)

                                               Содержание 

     Введение……………………………………………………………………. 1

  1. Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Становление……………. 2
  2. Роль просвещенного абсолютизма Екатерины II……………………. 11
  3. Заключение …………………………………………………………….. 12

     5.  Библиографический список ………………………………………….. 14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                         Введение 

       Разные  историки по-разному оценивают время  правления Екатерины II. И это не случайно. Вклад Екатерины в русскую историю весьма противоречив, ибо ее время отмечено сильнейшим ужесточением крепостного права, обнищанием народа, чудовищным, разорительным для страны мотовством правящей верхушки, тон которому задавала императрица, тратившая фантастические суммы на своих любовников. Это время падения нравов, обесценивания моральных ценностей, время вздорных политических зигзагов, похоронивших многие перспективные начинания и обусловленных влиянием на Екатерину сменявших друг друга фаворитов.

       Но  с другой стороны, это эпоха военного могущества страны, укрепления авторитета и безопасности Российского государства, значительных внутриполитических преобразований и небывалого расцвета культурной жизни.

       Существует  множество противоречивых суждений и о самой императрице. Одни считают ее притворной, распутной, легко поддающейся чужому влиянию, другие же видят в ней цельную натуру, человека высокообразованного, делового, энергичного, необычайно работоспособного, самокритичного, знающего свои слабые и сильные стороны.

       И хотя со времени правления Екатерины II прошло более двух столетий, и за этот период было написано множество работ о той эпохе, актуальность данной темы не уменьшается. Потому что, чем больше нам удается узнать об этой необычной и загадочной женщине, тем больше появляется непонятного и необъяснимого. 
 
 
 
 
 

          1.  Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Становление.

          

     Под просвещенным абсолютизмом одни авторы понимают политику, которая, используя  социальную демагогию и лозунги  просветителей, преследовала цель сохранения старых порядков. Другие историки пытались показать, что просвещенный абсолютизм, отвечая интересам дворянства, одновременно способствовал буржуазному развитию. Третьи подходят к вопросу о просвещенном абсолютизме с академических позиций, видят в нем один из этапов эволюции абсолютной монархии.

     XVIII век – время господства просветительской идеологии. Французские просветители М. Ф. Вольтер, Ш. Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Один из путей достижения свободы, равенства и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов – мудрецов на троне, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости.

     Представление о государстве как о главном инструменте достижения общественного блага господствовало в умах людей того времени. Идеалом Ш. Л. Монтескье, чье сочинение «О духе закона» было настольной книгой Екатерины II, явилась конституционная монархия с четким разделением законодательной, исполнительной и судебной властей. В своей политике Екатерина II пыталась реализовать эти творческие положения. Естественно, она не могла пойти против дворянства, против крепостного права. Она стремилась построить законную самодержавную монархию, обновить ее с учетом новых исторических реалей, а не вводить конституционный монархический строй, как этого хотели просветители. Понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной власти.

     Чтобы сгладить впечатление от захвата  престола, Екатерине надо было стать  популярной в широких кругах народа, действуя наперекор предшественнику, поправляя то, что им было испорчено. Петр III оскорбил ее национальное чувство; Екатерина должна была действовать усиленно в национальном духе, восстановить попранную честь народа. Прежнее правительство вооружило против себя всех своим бесцельным произволом; новое должно было упрочить законность в управлении, что и было обещано в Манифесте Екатерины. Так, популярная деятельность нового правительства должна была одновременно следовать национальному, либеральному и сословно-дворянскому направлениям. Не будучи в состоянии согласовать противоречивые задачи и не решаясь пожертвовать какой-либо в пользу остальных, Екатерина разделила их, каждую проводила в особой сфере правительственной деятельности. Национальные интересы и чувства получили широкий размах во внешней политике, которой был дан полный ход. Предпринята была широкая реформа областного управления и суда по планам передовых публицистов Западной Европы, но главным образом с целью занять праздное дворянство и укрепить его положение в государстве и обществе..

     Важный  момент в политике «просвещенного абсолютизма» - созыв в 1767 году Комиссии для составления  нового Уложения. Цель в созыве уложенной комиссии видна из слов самой Екатерины в «Манифесте о созыве уложенной комиссии и выборе депутатов»: «... начали сами готовить наказ, по которому должны поступать те, кому от нас повелено будет сочинить проект нового Уложенья.

     И понеже наше первое желанье есть видети наш народ столь  счастливым и довольным, сколь далеко человеческое счастие и довольствие  может на сей земле  простираться, для  того дабы лучше нам  узнать было можно  нужды и чувствительные недостатки нашего народа, повелеваем прислать ... в первостоличный наш город Москву депутатов».

    Беспорядок  действовал в законах. Предшественники  Екатерины непрерывно заботились о  приведении в систематический кодекс всей громады отдельных законоположений, накопившихся со времени «Уложения» 1649 года, и не могли с этим сладить.

    Екатерина начала царствование отменой многих распоряжений Петра III. В феврале 1764 года ей была проведена секуляризация- обращение государством церковной собственности, преимущественно земли в светскую. В результате у церкви было отнято, более миллиона душ крестьян и для управления ими была создана специальная коллегия- Коллегия экономики. Барщина для крестьян была заменена денежным оброком. К ним перешла большая часть земли, на которой они несли барщину в пользу монастырей. В тоже время в пользу крепостников в 1765 году был издан указ, предусматривающий закрепление за дворянами всех земель, захваченных ими у различных категорий крестьян. Манифест о вольности дворянства усилил позиции правительства.

Одной  из  крупных  акций  политики  «просвещенного  абсолютизма»  был

конкурс,  объявленный  Вольным  экономическим  обществом  (ВЭО)   в   1766г.

Екатерина II вступила  на  престол  в  период  обострения  классовой  борьбы

крестьянства  против крепостнического  гнета.  В  50-60-х  годах  XVIII  века

волнения  охватили  крестьян  разных  категорий  -  церковных,   помещичьих,

государственных.  Особого  накала  достигла  борьба  приписных  крестьян   и

работных людей  заводов Урала.

      Подавив крестьянское движение, Екатерина  II  все  же  вынуждена  была

признать, что  положение помещичьих крестьян критическое  и что  предотвратить грядущую беду, т.е. новые крестьянские  восстания,  можно  лишь  уменьшением жестокости.

      Одновременно  с  этим  не  менее  остро  стоял  вопрос  о   том,   как

заинтересовать  крепостного  крестьянина  в  добросовестной  и  качественной

работе на его  барщине, что позволило значительно повысить доходы помещиков.Именно   последнее   было   в   центе   внимания   ВЭО,   основанного    под покровительством Екатерины II группой аристократов  и  сановников,  в  число которой также входили помещики-практики и академики-иностранцы.  Они  прежде всего  делали  ставку  на  совершенствование  агротехники,  орудий  труда  и применение новых культур.

Вскоре, по инициативе Екатерины, обществом  был  объявлен  конкурс  на

тему: «Что полезнее для  общества,  чтоб  крестьянин  имел  в  собственности

землю или  движимое имение, и сколь далеко его права на то  или другое

имение простираться должны?».

      На конкурс было подано 162 работы. Конкурсный комитет отобрал всего  17

работ, разделив их на три класса.

      Французские философы Вольтер  и Мармонтель в своих  конкурсных  работах подошли к решению вопроса с позиций естественных прав человека на свободу  и собственность, связав воедино вопрос о праве  крестьян  на  собственность  с освобождением их от крепостного рабства (французские просветитель не  делали разницы  между  рабством  и  крепостной  зависимостью).  «Дух  собственности удваивает силы человека. Люди работают на себя и на  свою  семью с большей энергией и  удовольствием,  чем  на  господина.  У  раба,  который  является собственностью другого, мало склонности к женитьбе. К тому же  он  часто  не хочет производить подобных себе  рабов.  Его мастерство  подавляется,  душа огрублена и его силы никогда не используются во всем их многообразии»,-  так писал  Вольтер  в  своей  работе.  Именно  теоретические,   просветительские исходные   позиции   этих   работ,   несмотря    на    непоследовательность, противоречивость и готовность к компромиссу  с  дворянством,  не  устраивали конкурсный комитет ВЭО, и он отнес эти работы к «третьему  классу»,  как  не заслуживающие премии и опубликования.

      Антикрепостнической   направленностью,   сочувствием   к   крепостному

крестьянину выделялись работы русских авторов, которые  в  своих  конкурсных работах исходили  из  незыблемости  крепостничества,  неограниченности  прав дворян на личность и имущество крестьян, дворянской собственности на  землю. «Ничто человека в большее уныние привести не может, как лишение  соединенных с человечеством  прав...  Наши  крестьяне  печальным  своим  примером  могут доказать,  сколь  пагубно  конечное  угнетение  для  людей...  Я  не  нахожу беднейших людей, как наших крестьян, которые не имея  ни  малой  от  законов защиты, подвержены всевозможным не только в рассуждении имения, но  и  самой жизни  обидами  и   претерпевают   беспрестанные   наглости,   истязания   и насильства,  отчего  неотменено  должны  они  опуститься  и  придти   в   сие преисполненное бедствий  как  для  них  самих,  так  и  для  всего  общества состояние, в котором мы их теперь действительно видим»,- выдержка из  работы А.Я. Поленова «О крепостном состоянии крестьян в России».

      Первая премия была присуждена французскому ученому Беарде  де  Л’Абею. Для его работы, как и для работы лифляндского помещика фон Мека,  характерно использование идей Просвещения в интересах дворянства и в  целях  сохранения существующего порядка, хотя они также ссылаются на то,  что  «самая  большая государственная польза состоит в том, чтобы крестьянин  имел  совершенную  в земле собственность.»

      В августе 1767 года Екатерина  издала самый крепостнический указ за всю историю существования крепостничества. Этим указом любая жалоба крестьянина на помещика объявлялась тягчайшим государственным преступлением. Императрица широко использует политику лавирования, маскируя свою политику экономическими и философскими концепциями Запада. Её царствование сопровождается невиданным разгулом фаворитизма. Решая судьбу фаворитов предшествующего царствования, Екатерина проявляла великодушие и снисходительность. Она остерегалась рубить с плеча. В итоге многие действительно талантливые и полезные для государства люди остались на своих прежних должностях. Екатерина любила и умела ценить заслуги людей. Она понимала, что её похвалы и награды заставят людей ещё усерднее трудиться.

    Серия указов 60-х годов превращает крепостных крестьян в людей совершенно не защищенных от произвола помещиков и обязанных им безропотно подчиняться. Юридически помещики были лишены лишь одного права - лишить крестьянина жизни. Екатерина, действуя в духе европейского просвещения, решилась созвать выборных от различных сословий для выработки общего, удовлетворяющего интересы всех слоёв общества и быстро развивающегося государства, закона.

    Уложенная комиссия работала с 31- го июня 1767 года по 18- е декабря 1768 года. В неё вошли представители от дворянства, городов, духовенства, государственных крестьян и многие другие. Доминирующее положение заняли дворянские депутаты, имевшие численное большинство. Они высказывались против ограничения крепостного права, выступив с требованием увеличения роли дворянства в областных судах и управлении. Дворяне попытались обосновать свое право владения крестьянами. Особых полномочий требовали представители купечества. После длительных и бесплодных споров комиссия была распущена в связи с начавшейся русско-турецкой войной. Своей непосредственной задачи- выработки нового кодекса законов- она не выполнила. Несмотря на это комиссия сыграла определенную роль: с её помощью Екатерина могла выяснить интересы и умонастроения различных слоев русского общества, убедившись в совершенной невозможности отмены крепостного права в ближайшем будущем и осознав, что именно дворянство на данном этапе развития России является важнейшей опорой самодержавной монархии. На этих постулатах основывалась политика Екатерины II.

Информация о работе Просвещенный абсолютизм Екатерины II