Просвещенный абсолютизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 13:11, контрольная работа

Краткое описание

цель работы: раскрыть сущность и значение просветительской деятельности Екатерины II. Цель работы обозначила задачи нашего исследования:
1. Изучить соответствующую литературу по теме исследования.
2. Определить параметры нашего исследования.
3. Выявить сущность деятельности Екатерины II в области просвещения.
4. Определить значение просветительской деятельности Екатерины II.
5. Сделать выводы по теме исследования.

Оглавление

Введение
Глава I «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II
1.1. Личность Екатерины II
1.2. Сущность и основные идеи «просвещенного абсолютизма»
1.3. Краткие выводы по главе I
Глава II Деятельность Екатерины по продвижению идей просвещения в России
1.1. Реформа образования и воспитания
1.2. Роль Екатерины II в истории отечественной культуры и науки
1.3. Просвещение подданных
1.4. Деятельность Екатерины II в области здравоохранения
1.5. Краткие выводы по главе II
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Педагогика.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

Идея создания системы сословных училищ, принадлежавшая Г. Н. Теплову, заключалась в разделении всех общеобразовательных учреждений на "училища для ученых людей", военные училища, гражданские училища, купеческие училища, "нижние училища" и "училища для иноверцев". В предложенной системе ясно отразилась тенденция к развитию неоднородности воспитательного идеала человека, характерная для России после петровских реформ. Для всех сословий были определены цели воспитания в соответствии с их социальным предназначением и положением. В части школьного образования за основу были взяты прусская и австрийская системы образования. Предполагалось учредить три типа общеобразовательных школ - малые, средние и главные.  

На самом деле в низших училищах - школах, организованных светской властью и церковью при приходах, на практике предусматривалось реализовывать прежний патриархально-православный подход: "Книга, по которой земледельческие дети во приходских школах обучаться обязаны, должна содержать в себе такое только учение, которое делало бы поселян сведущими в христианском законе, добродетельными и трудолюбивыми, следовательно должны в ней содержаться следующие части: 1) российская азбука с складами церковной и гражданской печати, притом исчисление буквами и цифрами; 2) короткие утренние и вечерние молитвы и молитвы перед обедом; катехизис с ясным, но кратким истолкованием десятословия и догматов веры; 4) христианские добродетели, состоящие в должности подданных государю, в беспрекословном повиновении государственным указаниям, в почитании и послушании господ своих и других установленных властей и в должности к самому себе и ближнему".19 

Тем не менее, эта  екатерининская реформа сыграла  значительную роль в развитии российского образования. За 1782 - 1800 гг. разные виды школ окончили около 180 тыс. детей, в том числе 7% девочек.  

К началу XIX в. в  России было около 300 школ и пансионов  с 20 тысячами учащихся и 720 учителями. В  действительности реформы привели  к крупному положительному результату: была создана сеть малых и главных училищ как основа для построения среднего и высшего образования; разработана специальная программа по подготовке учителей, - все это в совокупности создавало благодатную почву для новой и более успешной реформы начала следующего столетия. 

От достаточно стройной и уравновешенной, с точки  зрения укладов российской сословности, системы образования, созданной  в середине XVIII века, отличался один из реализованных на практике проектов И.И. Бецкого. В Москве и Петербурге в 1770 году были открыты воспитательные учреждения для разночинцев принципиально нового типа. Московский и Петербургский воспитательные дома были созданы на основе идей английских просветителей, стремившихся реализовать идею природного равенства людей. В воспитательные дома на полный пансион принимались дети всех сословий и любого пола. В процессе обучения в этих домах педагогам предлагалось выявлять их природные склонности и дарования воспитанников и в зависимости от них учить наукам или ремеслам. Этот подход отражал уже новый взгляд на человека, его место в обществе и цели воспитания. 

И.И. Бецкой предполагал, что наиболее одаренные дети будут  полезнее государству и императору, если окончат университет, а менее  одаренные - овладев каким-либо "грубым ремеслом". И те, и другие, по его мнению, будут счастливы сами, реализовав то, что даровано им богом.20 

Завершая анализ, отметим, что цели обучения во всех учебных заведениях соответствовали  сословным идеалам человека. Новый  светский подход фактически был реализован только в привилегированных дворянских учебных заведениях, во всех прочих в XVIII веке произошли незначительные изменения. 
 
 
 
 

Заключение 
 
 

В развитии образования  в России в XVIII веке отразились те изменения, которые произошли в этот период во взглядах на духовные и жизненные ценности высших слоев русского общества. Новые ценности, связанные с идеей общественного служения, подготовки детей к тому, чтобы занять достойное их высокому происхождению место в обществе, отразились в уставных документах и проектах формировавшихся учебных заведений. Вместе с тем, нельзя не обратить внимание на сословный характер и сословную дискриминацию образовательных учреждений. В XVIII веке возникла традиция четкого деления учебных заведений на "благородные", "духовные", "разночинские" и т.д. Принадлежность к "высшему обществу" стала самостоятельной жизненной ценностью, что явно отразилось на типологии школ. 

Сословность, разделявшая  российское общество на "благородных" и "подлых", существенно влияла на само понимание культуры и образования в России. Дворянство - привилегированное сословие, в которое в XVIII веке наряду со старинной русской боярской знатью - "столбовыми дворянами", - стали вливаться наиболее удачливые представители других слоев населения, получив свое звание в награду за заслуги, а порой просто купив дворянский титул. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы 
 
 

1. Булкин А.П.  Культуросообразность образования.  Педагогический опыт России XVIII - XX вв.// Диссертация на соискание  ученой степени доктора педагогических наук. - М., 2003. 

2. Век Екатерины  II: Дела Балканские / Рос. акад. наук, институт славяноведения. - М.: Наука, 2000, С.252. 

3. Высоцкий С.  А. Древнерусская азбука из  Софии Киевской // Советская археология. - 1970. - № 4. - С. 128 - 139.

4. Генеральный  план гимназий и государственных  училищ // Полное собрание законов  Российской империи. Т.5, № 2736. - СПб., 1830. - С.74. 

5. Греков Б.  Д. Удар по антипатриотическим  тенденциям в исторической науке  // Новый мир. - 1949. - № 3. - С. 51 -52. 

6. Демков М.И.  История русской педагогии. Часть  III. Новая русская педагогия (XIX век). - М., 1909, С.494-495. 

7. Древняя российская  вивлиофика. Ч. IV. - 2-е изд. - Издано  Н. И. Новиковым, 1788. - С. 397 - 420. 

8. Живов В.М.  Государственный миф в эпоху Просвещения и его разрушение России конца XVIII века // Из истории Русской культуры XVIII - начала XIX века. - М.: Наука, 1996. 

9. Иконников  В. С. Максим Грек и его  время. - Киев, 1915. 

10. Ильина Т.В.  Русское искусство ХУШ века: Учеб.-М.: Высшая школа, 2001. 

11. Каменский  А.Б. Жизнь и судьба императрицы  Екатерины Великой. - М.: Знание, 1997, С. 4. 

12. Копыленко  М. М. Рукописная греческая  грамматика братьев Лихудов // Византийский временник. Т. 17. - М., 1960. 

13. Модзалевский  Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен \ Под общей редакцией В.П. Сальникова; Науч.ред. М.В. Захарченко.-СПб.: Алетейя, 2000. 

14. Новиков Н.  И. О воспитании и наставлении  детей // Прибавление к Московским  ведомостям, 1783, №№ 2, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 28, 34, 82-94. 

15. Павленко Н.И.  Екатерина Великая. Из серии  биографий "Жизнь замечательных  людей". Вып.1060(860). - М.: Молодая гвардия, 2003. 

16. Планы и  уставы генерального поручика  Бецкого Шляхетного сухопутного  кадетского корпуса. - СПб., 1766. - 32 с. 

17. Полное собрание  русских летописей. Т. 1. - С. 118. 

18. Проект регламента  московских гимназий // Ломоносов  М. В. - М.: Изд. Дом Шалвы Амоношвили, 1996. - (Антология гуманной педагогики) - С. 88-101. 

19. Стоглав. (Глава  25). - Казань: Издательство Кожанчикова, 1887. - С. 32. 

20. Сычев-Михайлов  М. В. Из истории русской  школы и педагогики XVIII века. - М., АПН РСФСР, 1960. - С. 85, 179 - 207. 

21. Шишов А.В.  Век Екатерины II - т. III, IV - М.: Русская  литература, 1998, С.171. 
 
 
 
 
 

Российское образование при Екатерине II

     

     Екатерина  внимательно изучала опыт организации  образования в ведущих странах  Западной Европы и важнейшие  педагогические идеи своего времени.  Например, в России XVIII века были  хорошо известны труды Яна  Амоса Коменского, Фенелона, «Мысли о воспитании» Локка. Отсюда, кстати, новая формулировка задач школы: не только учить, но и воспитывать. За основу брался гуманитарный идеал, зародившийся в эпоху Возрождения: он исходил «из уважения к правам и свободе личности» и устранял «из педагогики все, что носит характер насилия или принуждения» (П.Н. Милюков). С другой стороны, воспитательная концепция Екатерины требовала максимальной изоляции детей от семьи и передачи их в руки учителя. Впрочем, уже в 80-х гг. центр внимания был снова перенесен с воспитания на обучение.

     За  основу были взяты прусская  и австрийская системы образования.  Предполагалось учредить три  типа общеобразовательных школ  – малые, средние и главные.  В них преподавались общеобразовательные  предметы: чтение, письмо, знание цифр, катехизис, священная история, начатки русской грамматики (малая школа). В средней добавлялись объяснение Евангелия, русская грамматика с орфографическими упражнениями, всеобщая и русская история и краткая география России, а в главной – подробный курс географии и истории, математическая география, грамматика с упражнениями по деловому письму, основания геометрии, механики, физики, естественной истории и гражданской архитектуры. Была внедрена классно-урочная система Коменского, делались попытки использовать наглядность, в старших классах даже рекомендовалось вызывать у учащихся самостоятельную работу мысли. Но в основном дидактика сводилась к заучиванию наизусть текстов из учебника. Отношения учителя с учениками строились в соответствии со взглядами Екатерины: например, были строго запрещены любые наказания.

     Для  системы общеобразовательных школ  нужно было подготовить учителей. Для этой цели в 1783 году в  Петербурге было открыто Главное  народное училище, от которого  через три года отделилась учительская семинария – прообраз педагогического института.

     Екатерининская  реформа не была доведена до  конца, но, тем не менее, она  сыграла значительную роль в  развитии российского образования.  За 1782–1800 гг. разные виды школ  окончили около 180 тыс. детей, в том числе 7% девочек. К началу XIX в. в России было около 300 школ и пансионов с 20 тыс. учащихся и 720 учителями. Но среди них почти совсем не было сельских школ, т.е. крестьянство практически не имело доступа к образованию. Правда, еще в 1770 г. созданная Екатериной «комиссия об училищах» разработала проект устройства деревенских школ (включавший предложение о введении в России обязательного начального обучения для всех детей мужского пола независимо от сословия). Но он остался проектом и не был воплощен в жизнь.

    

Информация о работе Просвещенный абсолютизм