Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 13:11, контрольная работа
цель работы: раскрыть сущность и значение просветительской деятельности Екатерины II. Цель работы обозначила задачи нашего исследования:
1. Изучить соответствующую литературу по теме исследования.
2. Определить параметры нашего исследования.
3. Выявить сущность деятельности Екатерины II в области просвещения.
4. Определить значение просветительской деятельности Екатерины II.
5. Сделать выводы по теме исследования.
Введение
Глава I «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II
1.1. Личность Екатерины II
1.2. Сущность и основные идеи «просвещенного абсолютизма»
1.3. Краткие выводы по главе I
Глава II Деятельность Екатерины по продвижению идей просвещения в России
1.1. Реформа образования и воспитания
1.2. Роль Екатерины II в истории отечественной культуры и науки
1.3. Просвещение подданных
1.4. Деятельность Екатерины II в области здравоохранения
1.5. Краткие выводы по главе II
Заключение
Список использованной литературы
Идея создания
системы сословных училищ, принадлежавшая
Г. Н. Теплову, заключалась в разделении
всех общеобразовательных учреждений
на "училища для ученых людей",
военные училища, гражданские училища,
купеческие училища, "нижние училища"
и "училища для иноверцев". В предложенной
системе ясно отразилась тенденция к развитию
неоднородности воспитательного идеала
человека, характерная для России после
петровских реформ. Для всех сословий
были определены цели воспитания в соответствии
с их социальным предназначением и положением.
В части школьного образования за основу
были взяты прусская и австрийская системы
образования. Предполагалось учредить
три типа общеобразовательных школ - малые,
средние и главные.
На самом деле в
низших училищах - школах, организованных
светской властью и церковью при приходах,
на практике предусматривалось реализовывать
прежний патриархально-православный подход:
"Книга, по которой земледельческие
дети во приходских школах обучаться обязаны,
должна содержать в себе такое только
учение, которое делало бы поселян сведущими
в христианском законе, добродетельными
и трудолюбивыми, следовательно должны
в ней содержаться следующие части: 1) российская
азбука с складами церковной и гражданской
печати, притом исчисление буквами и цифрами;
2) короткие утренние и вечерние молитвы
и молитвы перед обедом; катехизис с ясным,
но кратким истолкованием десятословия
и догматов веры; 4) христианские добродетели,
состоящие в должности подданных государю,
в беспрекословном повиновении государственным
указаниям, в почитании и послушании господ
своих и других установленных властей
и в должности к самому себе и ближнему".19
Тем не менее, эта
екатерининская реформа сыграла
значительную роль в развитии российского
образования. За 1782 - 1800 гг. разные виды
школ окончили около 180 тыс. детей, в том
числе 7% девочек.
К началу XIX в. в
России было около 300 школ и пансионов
с 20 тысячами учащихся и 720 учителями. В
действительности реформы привели
к крупному положительному результату:
была создана сеть малых и главных училищ
как основа для построения среднего и
высшего образования; разработана специальная
программа по подготовке учителей, - все
это в совокупности создавало благодатную
почву для новой и более успешной реформы
начала следующего столетия.
От достаточно
стройной и уравновешенной, с точки
зрения укладов российской сословности,
системы образования, созданной
в середине XVIII века, отличался один
из реализованных на практике проектов
И.И. Бецкого. В Москве и Петербурге
в 1770 году были открыты воспитательные
учреждения для разночинцев принципиально
нового типа. Московский и Петербургский
воспитательные дома были созданы на основе
идей английских просветителей, стремившихся
реализовать идею природного равенства
людей. В воспитательные дома на полный
пансион принимались дети всех сословий
и любого пола. В процессе обучения в этих
домах педагогам предлагалось выявлять
их природные склонности и дарования воспитанников
и в зависимости от них учить наукам или
ремеслам. Этот подход отражал уже новый
взгляд на человека, его место в обществе
и цели воспитания.
И.И. Бецкой предполагал,
что наиболее одаренные дети будут
полезнее государству и императору,
если окончат университет, а менее
одаренные - овладев каким-либо "грубым
ремеслом". И те, и другие, по его мнению,
будут счастливы сами, реализовав то, что
даровано им богом.20
Завершая анализ,
отметим, что цели обучения во всех
учебных заведениях соответствовали
сословным идеалам человека. Новый
светский подход фактически был реализован
только в привилегированных дворянских
учебных заведениях, во всех прочих в XVIII
веке произошли незначительные изменения.
Заключение
В развитии образования
в России в XVIII веке отразились те изменения,
которые произошли в этот период
во взглядах на духовные и жизненные ценности
высших слоев русского общества. Новые
ценности, связанные с идеей общественного
служения, подготовки детей к тому, чтобы
занять достойное их высокому происхождению
место в обществе, отразились в уставных
документах и проектах формировавшихся
учебных заведений. Вместе с тем, нельзя
не обратить внимание на сословный характер
и сословную дискриминацию образовательных
учреждений. В XVIII веке возникла традиция
четкого деления учебных заведений на
"благородные", "духовные", "разночинские"
и т.д. Принадлежность к "высшему обществу"
стала самостоятельной жизненной ценностью,
что явно отразилось на типологии школ.
Сословность, разделявшая
российское общество на "благородных"
и "подлых", существенно влияла
на само понимание культуры и образования
в России. Дворянство - привилегированное
сословие, в которое в XVIII веке наряду со
старинной русской боярской знатью - "столбовыми
дворянами", - стали вливаться наиболее
удачливые представители других слоев
населения, получив свое звание в награду
за заслуги, а порой просто купив дворянский
титул.
Список литературы
1. Булкин А.П.
Культуросообразность
2. Век Екатерины
II: Дела Балканские / Рос. акад. наук,
институт славяноведения. - М.: Наука,
2000, С.252.
3. Высоцкий С. А. Древнерусская азбука из Софии Киевской // Советская археология. - 1970. - № 4. - С. 128 - 139.
4. Генеральный
план гимназий и
5. Греков Б.
Д. Удар по антипатриотическим
тенденциям в исторической
6. Демков М.И.
История русской педагогии.
7. Древняя российская
вивлиофика. Ч. IV. - 2-е изд. - Издано
Н. И. Новиковым, 1788. - С. 397 - 420.
8. Живов В.М.
Государственный миф в эпоху Просвещения
и его разрушение России конца XVIII века
// Из истории Русской культуры XVIII - начала
XIX века. - М.: Наука, 1996.
9. Иконников
В. С. Максим Грек и его
время. - Киев, 1915.
10. Ильина Т.В.
Русское искусство ХУШ века: Учеб.-М.:
Высшая школа, 2001.
11. Каменский
А.Б. Жизнь и судьба
12. Копыленко
М. М. Рукописная греческая
грамматика братьев Лихудов //
Византийский временник. Т. 17. - М.,
1960.
13. Модзалевский
Л.Н. Очерк истории воспитания
и обучения с древнейших до наших времен
\ Под общей редакцией В.П. Сальникова;
Науч.ред. М.В. Захарченко.-СПб.: Алетейя,
2000.
14. Новиков Н.
И. О воспитании и наставлении
детей // Прибавление к Московским
ведомостям, 1783, №№ 2, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 28,
34, 82-94.
15. Павленко Н.И.
Екатерина Великая. Из серии
биографий "Жизнь
16. Планы и
уставы генерального поручика
Бецкого Шляхетного
17. Полное собрание
русских летописей. Т. 1. - С. 118.
18. Проект регламента
московских гимназий // Ломоносов
М. В. - М.: Изд. Дом Шалвы Амоношвили,
1996. - (Антология гуманной
19. Стоглав. (Глава
25). - Казань: Издательство Кожанчикова,
1887. - С. 32.
20. Сычев-Михайлов
М. В. Из истории русской
школы и педагогики XVIII века. - М.,
АПН РСФСР, 1960. - С. 85, 179 - 207.
21. Шишов А.В.
Век Екатерины II - т. III, IV - М.: Русская
литература, 1998, С.171.
Российское образование при Екатерине II
Екатерина
внимательно изучала опыт
За
основу были взяты прусская
и австрийская системы
Для
системы общеобразовательных
Екатерининская
реформа не была доведена до
конца, но, тем не менее, она
сыграла значительную роль в
развитии российского