Просвещенный абсолютизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 13:11, контрольная работа

Краткое описание

цель работы: раскрыть сущность и значение просветительской деятельности Екатерины II. Цель работы обозначила задачи нашего исследования:
1. Изучить соответствующую литературу по теме исследования.
2. Определить параметры нашего исследования.
3. Выявить сущность деятельности Екатерины II в области просвещения.
4. Определить значение просветительской деятельности Екатерины II.
5. Сделать выводы по теме исследования.

Оглавление

Введение
Глава I «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II
1.1. Личность Екатерины II
1.2. Сущность и основные идеи «просвещенного абсолютизма»
1.3. Краткие выводы по главе I
Глава II Деятельность Екатерины по продвижению идей просвещения в России
1.1. Реформа образования и воспитания
1.2. Роль Екатерины II в истории отечественной культуры и науки
1.3. Просвещение подданных
1.4. Деятельность Екатерины II в области здравоохранения
1.5. Краткие выводы по главе II
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Педагогика.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

Были и другие оценки "просвещенной" деятельности Императрицы. Например, видный екатерининский вельможа И.И. Бецкой, обращаясь к  Екатерине Великой, говорил: "Петр Великий создал в России людей; Ваше Величество влагаете в них души". По его мнению, Екатерина Вторая "кротко и спокойно закончила то, что Петр Великий принужден был учреждать насильственно".8 

В правление  Екатерины II, в век Просвещения, на школу возлагалось не только создание "новой породы людей" из лучших представителей дворянства, но и создание по европейскому образцу "третьего сословия". XVI-я глава Большого Наказа поясняла, что к среднему роду людей отнесены те, "кои не быв ни дворянином, ни хлебопашцем, упражняются в художествах, в науках, в мореплавании, в торговле и ремеслах", а также все те, которые, "не быв дворянами, выходить будут из всех правительственных учрежденных училищ и воспитательных домов, какого бы те училища звания ни были, духовные или светские".9 

В целом весь XVIII век для России прошел под знаком насильственного навязывания верховной властью обществу учения и создания учебных заведений, первоначальными попытками привлечения в них детей всех сословий, за исключением крепостного крестьянства, но постепенно образовательная политика государства в конце концов сконцентрировалась на двух состояниях - дворянстве и разночинцах и практически не касалась других податных сословий. 

Даже входившие  в номенклатуру учебных заведений  Министерства народного просвещения  церковно-приходские школы, предназначенные для низших сословий, не финансировались из казны и их существование целиком зависело от воли и желания помещиков и сельских общин.  

Г.Г. Шпет в своей  статье "Очерк развития русской  философии" утверждал, что в России не было ни своей просветительской философии, ни собственно своего просвещения. Он полагал, что русское Просвещение не стало, как это должно было быть, движением к наукам и собственно знаниям. Оно, по его утверждению, явилось идеологическим оправданием социально-бюрократического стремления части русского общества к чинам и жизненным благам. "...Россия вообще прошла свой культурный путь без творчества"10.  

Безусловно, с  такими тотальными отрицаниями русского Просвещения и его социокультурных  итогов тоже согласиться трудно, так как именно в XVIII веке сформировался особый статус русской интеллигенции, побуждающий ее к нравственно-просветительской деятельности. 

Негативно к  эпохе Русского Просвещения настроен еще один видный исследователь В.М.Живов. В своей статье "Государственный миф в эпоху Просвещения и его разрушения в России конца XVIII века" писал, что "культура русского Просвещения была государственной культурой, непосредственным воплощением варианта государственной мифологии, ...мифологическим действом государственной власти"11. И поэтому вполне закономерно автор приходит к выводу: "Русское Просвещение - это мираж. Одни деятели русского Просвещения искренне верили в его реальность, другие были его невольными участниками, но это не меняло его мифологического существа"12. 

Но именно в  екатерининскую эпоху видный деятель  эпохи российского Просвещения, вольнодумец и демократ Николай  Иванович Новиков (1744-1818), впервые в  России употребляет термин "педагогика" и предпринимает попытку обоснования  цели воспитания. Раздел "О всеобщей и последней цели воспитания и о частях его", вошедший в ставшую популярной в те годы работу "О воспитании и наставлении детей" полностью посвящен этой проблеме.13 

Явные и скрытые  парадоксы просвещенного екатерининского  века, его внутренняя раздвоенность всегда интриговало русское общественное сознание. Вспомнить хотя бы А.С. Пушкина. Екатерина для него, с одной стороны - "Тартюф в юбке и короне", с другой - мудрая матушка - государыня "Капитанской дочки". Но тем не менее, как конструировал Карамзин: Русский народ никогда не чувствовал себя так счастливо, как в годы царствования Екатерины".14 

Давая оценку екатерининской эпохе нельзя не отметить, что культура XVIII века, несмотря на ряд противоречий, характеризуется небывалым интересом к личности человека. Екатерина Вторая умела окружать себя умными и деловыми людьми. Именно в ее эпоху выдвинулся ряд крупнейших, государственных, политических, военных деятелей, и творцов культуры, поддерживаемых и вдохновляемых монархиней. 
 
 

3. Анализ практики российского светского образования 
 
 

Приступая к  краткому анализу практики российского  образования, прежде всего отметим, что исследование текстов педагогических сочинений современников Екатерины  Великой (Бецкой, Дильтей) и государственных  документов (Уставы Воспитательного общества благородных девиц (1754 г.), Шляхетского сухопутного кадетского корпуса (1766 г.), Устав народным училищам в Российской империи (1786 г.), учебная книга "О должностях человека и гражданина" (1783 г.)) показывает, что в них слово "образование" не употребляется. Это дает нам основание для вывода о том, что это слово в русском языке (по крайней мере в текстах, относящихся к учебному делу) до Новикова не употреблялось и оно, вероятно, и не существовало. 

Тем не менее, с XVII века происходили глобальные изменения в целевых установках российской школы. Игнорирование религии в обучении укрепляло в воспитанниках стремление к светским ценностям и новому идеалу человека.  

Жесткая внешнеполитическая обстановка, в которой находилась Россия в начале XVIII столетия, не позволяла тратить достаточное количество времени на продумывание и организацию слаженной и самобытной системы образования. Практически все типы новых учебных заведений, формы их организации и методы работы были заимствованы в Западной Европе.  

Идеи Петра  Великого проникли в умы большинства  его современников не достаточно глубоко. Деспотизм и насилие  в образовательной сфере привели  к отчуждению и массовым попыткам избежать "учебной повинности".  

В российской философской и педагогической мысли екатерининской эпохи нашли отражение идеи просветителей Европы, которые, синтезируясь в сознании русских мыслителей с идеями традиционными для России, формировали весьма самобытные представления об идеале человека, которые и легли в основу целей воспитания и образования во второй и в последней третях XVIII века. 

На смену стремлению первого русского императора любой  ценой поднять страну, привлекая  грамотных и деятельных людей  из всех сословий, щедро одаривая и  награждая их деньгами, поместьями и высокими титулами, пришли помыслы об установлении "порядка вещей", о создании замкнутого сословного круга дворянства, в который иные - "подлые" люди не были бы вхожи.  

Классическое  образование, отвечавшее развивающимся  целям воспитания, стало для России новым явлением. Нередко его основной смысл сводится только к тому, что в его содержание обязательно вводились "мертвые языки" - латинский и греческий, и математика в качестве фундаментальной основы развития сознания человека, что в принципе справедливо. Но для отечественного образования, представляется более важным нечто иное: можно сказать, что внедрение и развитие классического образования в России было важным этапом в процессе изменения представлений об идеале человека и цели воспитания, так как новые для второй трети XVIII века учебные заведения ориентировались уже не на установки петровской эпохи, предполагавшие максимально быструю подготовку специалистов, а на подготовку к жизни более или менее свободного человека, который должен был иметь право выбора сферы приложения своих сил. Такой подход для отечественной образовательной практики, получивший свое развитие в период царствования Екатерины II, являлся принципиально новым и отражал ранее не встречавшееся в России видение человека и его воспитания в целом. 

Новые государственные  учебные заведения, прежде всего  кадетские корпуса и институты  благородных девиц отличались хорошей  организацией и определенностью  подходов к педагогической реализации цели. Следует отметить изоляцию воспитанников  и процесса воспитания в закрытых учебных заведениях от семьи и общества. Родители кадетов Шляхетного сухопутного корпуса, отдавая своих пяти-шестилетних сыновей для обучения, подписывали специальное "объявление", в котором заявляли, что передают своего ребенка для воспитания и обучения на пятнадцатилетний срок и не станут требовать их возвращения или кратковременного отпуска.15 

Эти пятнадцать лет обучения должны были пройти для  кадетов в полном отрыве от общества. Воспитателям предписывалось исключить  любые контакты с посторонними и слугами, самим педагогам предписывалось быть с детьми неотлучно, и днем и ночью, питаться тем же, что и дети, постоянно общаться с ними, демонстрируя пример благонравия и хороших манер. Автор Устава Шляхетского сухопутного кадетского корпуса И. И. Бецкой настаивал на ласковом, доброжелательном и любовном тоне общения всех воспитателей с детьми. Подчеркивалась необходимость привить питомцам доброту, развивать в них чувство собственного достоинства, что исключало применение телесных наказаний. 

Содержание образования  кадетов представляло широкий круг учебных предметов, преподавание которых  должно было соответствовать возрастным возможностям учащихся. На каждой из пяти возрастных ступеней добавлялись дисциплины, требовавшие больших интеллектуальных усилий и самостоятельности при изучении. В Уставе корпуса содержались важные замечания педагогического характера, указывавшие те личностные качества воспитанников, на развитие которых особенно следовало обращать внимание воспитателей и преподавателей: для детей 6-9 лет - на развитие их собственных познавательных потребностей, учить тому, "что еще сходствует с их летами"; в 9-12 лет "внушать любовь к добродетели и добронравию, примечать природную склонность ума" в каждом; в 12-15 лет - "делать прилежно опыты склонностям питомцам, дабы узнать, кто к которому званию способнее, к воинскому ли или гражданскому"; в 15-18 лет - "подавать примеры чести и тех мыслей, кои к добродетели ведут..." и разделить кадетов на тех, "кто в воинское и в гражданское звание идет", предоставив им возможность изменить свое решение в любой момент; в 18-21 год - помочь "зрело" осуществить выбор места службы Отечеству.16 

В XVIII веке в России было организовано несколько кадетских  корпусов. Наибольшую известность получили Шляхетский сухопутный, Морской и Пажеский корпуса. Такой набор привилегированных учебных заведений не был случаен. Дворянская служба в середине столетия получила четкое деление на военную сухопутную и морскую, придворную и гражданскую. Очевидно, что эти учебные заведения ориентировались на подготовку дворян к дальнейшей реализации своих усилий - служению по одному из этих направлений. 

Дворянство, не отдававшее своих детей в университеты, все же стремилось не лишать их возможности  получения широкого научного образования. С этой целью в 1779 году при Московском университете был открыт Благородный пансион - закрытое мужское учебное заведение, объединявшее гимназические и университетские классы. О целях образования в данном пансионе говорилось, что в процессе обучения и воспитания должны решаться следующие задачи: Научить детей, или просветить их разум полезными знаниями и через то приуготовить их нужными быть членами в обществе; вкоренить в сердца их благонравие и через то сделать их истинно полезных, то есть честных и добродетельных сограждан; сохранить их здоровье и доставить телу возможную крепость, толь нужную к понесению общественных трудов, должному отправлению с успехом государственной службы.17 

Новым для России в этот период было изменение отношения  к образованию женщин. Дворянское сословие выработало к этому времени не только мужской, но и женский идеал благородного человека. Институты и пансионы для благородных девиц получили к концу XVIII века значительное распространение и пользовались популярностью. 

Все содержание образования в женских пансионах  и институтах было ориентировано  на воспитание этих качеств. Начала наук, включая иностранные языки, начатки  математики и естествознания, архитектуры, ознакомление с геральдикой, рукоделие, закон божий и правила "светского обхождения и учтивости" были призваны обеспечить девушкам необходимый для общения в своем социальном кругу необходимый интеллектуальный уровень. 

Целью женского дворянского образования не была подготовка к какой-либо службе, а  воспитание идеальной жены дворянина. Правда, в российской истории известно немало примеров, когда фрейлины императриц и придворные гранд-дамы оказывали существенное влияние даже на управление государством. Ярким образцом просвещенной российской женщины стала Екатерина Романовна Дашкова (1743-1810), достигшая высоких результатов в государственной службе и просветительстве. 

Широкую известность  и распространение приобрел документ, созданный М. В. Ломоносовым - "Проект регламента московских гимназий".18 Основной идеей "Проекта ..." стало разделение гимназии на два отделения: для детей дворян и для детей разночинцев. Основной целью этого достаточно открытого учебного заведения было лишь обучение школьников началам наук. Все внимание концентрировалось только на передаче знаний и подготовке гимназиста к продолжению образования. 

Информация о работе Просвещенный абсолютизм