Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 18:28, курсовая работа
Цель исследования: изучить проблему выявления предпосылок артикуляторно-акустической дисграфии у детей.
Для достижения вышеуказанной цели требуется решить ряд задач:
1.Изучить специальную литературу о современном состоянии предпосылок дисграфии у детей.
2.Проанализировать понятие артикуляторно-акустической дисграфии.
3.Выявить закономерности и условия формирования письма у детей.
4.Провести анализ способов и приемов выявления предпосылок дисграфии.
5.Описать систему диагностических заданий для детей с целью выявления предпосылок дисграфии.
6.Проанализировать методы предупреждения дисграфии у детей.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Психолого-педагогические основы письма......................................5
Глава 2. Особенности нарушений письма при артикуляторно-акустической дисграфии............................................................................................................9
Заключение…………………………………………………………………....20
Приложение 1....................................................................................................21
Приложение 2....................................................................................................30
Приложение 3....................................................................................................33
Список использованной литературы……………………………………….. 35
3)Критерий самостоятельности
выполнения задания:
5 баллов – самостоятельный пересказ после
первого предъявления; 2,5 балла – пересказ
после минимальной помощи (1-2 вопроса);
1 балл – пересказ по вопросам; 0 баллов
– пересказ даже по вопросам не доступен.
29
Приложение 2
Методика раннего выявления дислексии(А.Н. Корнев).
Использование: в ходе массовых профилактических осмотров детей 6-8 лет
Оборудование: не требуется.
Время проведения: 5-8 мин.
Описание методики и правила оценки выполнения задания.
1.«Рядоговорение»
Инструкция: перечисли по порядку времена года и (после ответа) дни недели.
Оценка: (в штрафных баллах):
Правильно ответил на оба вопроса – 0 баллов;
Правильно ответил на один вопрос – 2 балла;
Не ответил ни на один вопрос – 3 балла.
2. «Ритмы»
Инструкция: послушай, как я постучу и после того, как я закончу, постучи так же (однократное предъявление ритмичных ударов по столу карандашом или палочкой с длинными и короткими интервалами)
Простые ритмы - II I, I II, II I I, I I II, I III, Если задание выполняется верно переходят к сложным ритмам, если допущено больше одной ошибки – прекращают
Сложные ритмы - III I I, I II II, I III I, II III I. Критерии выполнения – те же.
Оценка: Правильно выполнены оба задания – 0 баллов;
Выполнены только простые ритмы – 2 балл;
Не выполнено ни одного задания – 3 балла.
3. Тест «Кулак-ребро-ладонь»
Инструкция: посмотри, что я сейчас сделаю и повтори так же. Демонстрируется трижды подряд последовательность из трех движений: кулак-ребро-ладонь. Ребенок должен трижды воспроизвести эту последовательность. Если ребенок нарушил последовательность не более одного раза, указывается ошибка и дается другая попытка. При ошибочном воспроизведение демонстрация образца повторяется но не более 5 демонстраций.
Оценка: Правильное воспроизведение с одной-двух попыток после 1-й демонстрации – 0 баллов;
Правильное воспроизведение
после 2 демонстраций или после 3 демонстраций
с первой попытки – 2
балла;
30
Правильное воспроизведение после 4-5 демонстраций или после 3 демонстраций со 2 и более попытки – 3 балла.
4. Субтест «Повторение цифр»
Инструкция: сейчас я назову какие-нибудь несколько цифр, я ты, как только я закончу, повтори их в том же порядке. Экспериментатор ровным голосом не меняя интонации называет ряд из трех цифр. При ошибочном воспроизведении предъявляется другой ряд из трех цифр. При правильном воспроизведении переходят к ряду из 4 и затем 5 цифр. Экспериментатор фиксирует количество цифр в наибольшем правильно воспроизведенном ряду. Это является предварительной оценкой за 1 часть задания
Инструкция: я назову цифры, повтори их начиная с конца, повторяй их в обратном порядке. Пояснение на примере. Я говорю 1-2, ты – 2-1. Предлагается ряд из 2 цифр, затем из трех и т.д. Оценивается 2 часть задания. Итоговой является сумма предварительных оценок.
Цифровые ряды:
Прямой счет:
№ 3 3-8-6 6-1-2
№ 4 3-4-1-7 6-1-5-8
№ 5 8-4-2-3-9 5-2-1-8-6
Обратный счет:
№ 2 2-5 6-3
№ 3 5-7-4 2-5-9
№ 4 7-2-9-6 8-4-9-3
Оценка: Итоговый результат больше 6 – 0 баллов;
Итоговый результат равен 6 – 2 балла;
Итоговый результат меньше 6 – 3 балла.
5. Ориентировка в «право-лево»
Простая ориентировка – Инструкция: подними левую руку (обязательно начинают с левой), покажи правый глаз, левую ногу. Если задание выполнено – переходят к следующему, если нет – прекращают
Речевая проба Хеда – Инструкция: возьмись левой рукой, за правое ухо, правой рукой – за правое ухо, правой рукой за левое ухо, покажи правой рукой левый глаз
Оценка:Выполнены оба задания – 0 баллов;
Выполнена только простая ориентировка – 2 балла;
Не выполнено ни одного задания – 3 балла.
31
6. Составление рассказа по серии картинок.
Предъявляется рассказ в 2 картинках (например рассказ о курице и цыплятах)
Инструкция: расскажи, что здесь нарисовано (если ребенок не может начать или перечисляет предметы – наводящие вопросы. После составления задается вопрос: почему цыплята стали черными.
Оценка: -качество построения рассказа.
Рассказ составлен самостоятельно без существенных погрешностей – 0 баллов;
Рассказ составлен по наводящим вопросам без погрешностей или самостоятельно но с грубыми погрешностями (пропуски важных частей, нарушение последовательности событий) – 2 балла;
Вместо рассказа перечисляются предметы – 3 балла;
Не перечисляет даже предметы на картинках – 4 балла.
-понимание причинно-
Дано правильное объяснение – 0 баллов;
Объяснение не полное – 1 балл;
Не объясняет – 3 балла.
Итоговая оценка – по сумме 1 и 2.
Составление окончательного заключения:
8.При обследовании детей 6,5-7,5 лет без грубой речевой патологии суммируются задания: 1, 4 и на выбор по большему баллу – 2-3. Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности к дислексии.
9. При обследовании
детей 7,5-8,5 лет с выраженной речевой
патологией суммируются оценки за 1, 4,5,6
задания. Сумма баллов,
превышающая 5, свидетельствует
о предрасположенности
к дислексии .
32
Приложение 3
Исследование психических процессов.
1. Тест “Найди квадрат”
Цель: выявление уровня восприятия.
Ребенку показывается таблица с изображением 10 четырехугольников, среди них 5 одинаковых квадратов и 5 четырехугольников, немного отличающихся от них. Ребенку предлагается отыскать на таблице все квадраты.
Оценка результатов:
1) Высокий уровень
– безошибочно найдены все фигуры или
допущена 1 ошибка;
2) Средний уровень
– допущены 2-3 ошибки с фигурами,
имеющими искажение прямого
3)Низкий уровень
– большее число ошибок, среди
них неправильно опознаны
2. Корректурная проба “Найди букву”
Цель: выявление объема, концентрации и устойчивости внимания.
Ребенку дается бланк с каким-либо текстом (или набором букв), где отмечены 2 какие-либо буквы (одна зачеркнутая, другая обведена кружком). Ребенку предлагается также вычеркивать и обводить в кружок заданные буквы, просматривая каждую строчку слева направо. На выполнение задания дается 5 минут.
Оценка результатов:
1) Высокий уровень
– из просмотренных ребенком
400 знаков допущены менее 5 ошибок;
2) Средний уровень
– допущены не более 5-10 ошибок;
3) Низкий уровень
– допущены более 10 ошибок.
3. Тест “Запомни и назови”
Цель: проверка уровня развития слуховой памяти
Инструкция: “Я прочту тебе слова, а ты повторишь все, которые запомнил”
Оценка результатов:
1) Высокий уровень
– ребенок вспомнил с первого раза более
6 слов;
2) Средний уровень
– воспроизведены 3-6 слов;
3) Низкий уровень
– воспроизведены 1-2 слова.
33
4. “Сложи узор” (аналог пробы кубиков Кооса)
Цель: оценка сформированности операций зрительно-пространственного анализа и синтеза, уровень развития наглядно-образного мышления.
Даны 18 карточек, 9 из них наполовину белые, наполовину закрашенные, 9 карточек закрашены полностью.
Ребенку по очереди предлагают картинки с узорами, он должен сложить заданный узор за определенное время.
Оценка
результатов:
1) Высокий уровень
– ребенок успешно справляется
с любым заданием в пределах
установленного времени
2) Средний уровень
– ребенок справляется с
3) Низкий уровень
– ребенок справляется с заданием с
помощью взрослого
34
Список
используемой литературы:
1. Ахутина Т.В.
Трудности письма и их
2. Волкова Г.А.,
Методика психолого-
3. Выготский
Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр.
— М.: Лабиринт, 1999.
4. Гейци Э.Д.
Психодиагностика в педвузе. - Новосибирск,
2001.
5. Диагностика
нарушений речи у детей и организация
логопедической работы в условиях дошкольного
образовательного учреждения. Метод. рекомендации.
СПб. 2000.
7. Дубровская
Н.Ф., Фарбер Д.А., Безруких М.М., Психофизиология
ребенка. М., 2000.
8. Жинкин Н.И.
Язык. Речь. Творчество. - М. Лабиринт,
1998.
9. Жукова Н.С.,
Мастюкова Е.М., Феличева Т.Б. Преодоление
общего недоразвития речи у
дошкольников. - М., 1990
10. Корнев А.Н.
«Нарушение чтения и письма
у детей» - С-Пб.: № Мим», 1997.
11. Лалаева Р.И.
Дисграфия 1998г //Логопедия //
12. Логинова Е. А.
«Нарушение письма. Особенности их проявления
и коррекция у младших школьников с задержкой
психического развития. - С.-Пб.:Детство
-Пресс, 2004.
13. Лурия А.
Р. Язык и сознание./ Под редакцией
Е. Д. Хомской. – М: Изд-во
Моск. Ун-та, 1979.
14. Методы обследования
речи детей. Пособие по диагностике речевых
нарушений, Под редакцией Г.В.Чиркиной.
М.: Аркти, 2005.
15. Микляева Н.В.
« Диагностика языковой
16. Парамонова Л.Г. «Предупреждение и устранение дисграфии у детей». - С.Пб.: «Согаз», 2004
35
17.Парамонова
Л.Г. Дисграфия. Профилактика
18.Рубенштейн
С.Л. Основы общей психологии.
Глава 11 Речь.- СП., 1999
19. Садовникова
И.Н. Нарушения письменной речи
и их преодоление у младших школьников.-
1995.
20.Сиротюк А.Л.
Нейропсихологическое и
21.Ушакова О.С.
Методика развития речи детей
дошкольного возраста/ О.С.Ушакова,
Е.М. Струнина/. - М.: Гуманит.изд. центр
ВЛАДОС, 2004. - 287 с.
Информация о работе Профилактика артикуляторно-акустической (фонематической) дисграфии у детей