Профилактика артикуляторно-акустической (фонематической) дисграфии у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить проблему выявления предпосылок артикуляторно-акустической дисграфии у детей.

Для достижения вышеуказанной цели требуется решить ряд задач:
1.Изучить специальную литературу о современном состоянии предпосылок дисграфии у детей.
2.Проанализировать понятие артикуляторно-акустической дисграфии.
3.Выявить закономерности и условия формирования письма у детей.
4.Провести анализ способов и приемов выявления предпосылок дисграфии.
5.Описать систему диагностических заданий для детей с целью выявления предпосылок дисграфии.
6.Проанализировать методы предупреждения дисграфии у детей.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Психолого-педагогические основы письма......................................5
Глава 2. Особенности нарушений письма при артикуляторно-акустической дисграфии............................................................................................................9
Заключение…………………………………………………………………....20
Приложение 1....................................................................................................21
Приложение 2....................................................................................................30
Приложение 3....................................................................................................33
Список использованной литературы……………………………………….. 35

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

  3)Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления; 2,5 балла – пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса); 1 балл – пересказ по вопросам; 0 баллов – пересказ даже по вопросам не доступен. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

29 

Приложение 2

Методика  раннего выявления  дислексии(А.Н. Корнев).

Использование: в ходе массовых профилактических осмотров детей 6-8 лет

Оборудование: не требуется.

Время проведения: 5-8 мин.

Описание  методики и правила  оценки выполнения задания.

1.«Рядоговорение»

Инструкция: перечисли по порядку времена года и (после ответа) дни недели.

Оценка: (в штрафных баллах):

Правильно ответил  на оба вопроса – 0 баллов;

Правильно ответил  на один вопрос – 2 балла;

Не ответил  ни на один вопрос – 3 балла.

2. «Ритмы»

Инструкция: послушай, как я постучу и после того, как я закончу, постучи так же (однократное предъявление ритмичных ударов по столу карандашом или палочкой с длинными и короткими интервалами)

Простые ритмы -   II I, I II, II I I, I I II, I III,  Если задание выполняется верно переходят к сложным ритмам, если допущено больше одной ошибки – прекращают

Сложные ритмы - III I I, I II II, I III I, II III I. Критерии выполнения – те же.

Оценка: Правильно выполнены оба задания – 0 баллов;

Выполнены только простые ритмы – 2 балл;

Не выполнено  ни одного задания – 3 балла.

3. Тест «Кулак-ребро-ладонь»

Инструкция: посмотри, что я сейчас сделаю и повтори так же. Демонстрируется трижды подряд последовательность из трех движений: кулак-ребро-ладонь. Ребенок должен трижды воспроизвести эту последовательность. Если ребенок нарушил последовательность не более одного раза, указывается ошибка и дается другая попытка. При ошибочном воспроизведение демонстрация образца повторяется но не более 5 демонстраций.

Оценка:  Правильное воспроизведение с одной-двух попыток после 1-й демонстрации – 0 баллов;

Правильное воспроизведение  после 2 демонстраций или после 3 демонстраций с первой попытки – 2 балла; 

30

Правильное воспроизведение после 4-5 демонстраций или после 3 демонстраций со 2 и более попытки – 3 балла.

4. Субтест «Повторение  цифр»

Инструкция: сейчас я назову какие-нибудь несколько цифр, я ты, как только я закончу, повтори их в том же порядке. Экспериментатор ровным голосом не меняя интонации называет ряд из трех цифр. При ошибочном воспроизведении предъявляется другой ряд из трех цифр. При правильном воспроизведении переходят к ряду из 4 и затем 5 цифр. Экспериментатор фиксирует количество цифр в наибольшем правильно воспроизведенном ряду. Это является предварительной оценкой за 1 часть задания

Инструкция: я назову цифры, повтори их начиная с конца, повторяй их в обратном порядке. Пояснение на примере. Я говорю 1-2, ты – 2-1. Предлагается ряд из 2 цифр, затем из трех и т.д. Оценивается 2 часть задания. Итоговой является сумма предварительных оценок.

Цифровые ряды:

Прямой счет:

№ 3 3-8-6  6-1-2

№ 4 3-4-1-7 6-1-5-8

№ 5 8-4-2-3-9  5-2-1-8-6

Обратный счет:

№ 2 2-5 6-3

№ 3 5-7-4  2-5-9

№ 4 7-2-9-6 8-4-9-3

Оценка: Итоговый результат больше 6 – 0 баллов;

Итоговый результат  равен 6 – 2 балла;

Итоговый результат  меньше 6 – 3 балла.

5. Ориентировка в «право-лево»

 Простая ориентировка – Инструкция: подними левую руку (обязательно начинают с левой), покажи правый глаз, левую ногу. Если задание выполнено – переходят к следующему, если нет – прекращают

 Речевая проба Хеда – Инструкция: возьмись левой рукой, за правое ухо, правой рукой – за правое ухо, правой рукой за левое ухо, покажи правой рукой левый глаз

Оценка:Выполнены оба задания – 0 баллов;

Выполнена только простая ориентировка – 2 балла;

Не выполнено  ни одного задания – 3 балла.

31

6. Составление рассказа по серии картинок.

Предъявляется рассказ в 2 картинках (например рассказ  о курице и цыплятах)

Инструкция: расскажи, что здесь нарисовано (если ребенок не может начать или перечисляет предметы – наводящие вопросы. После составления задается вопрос: почему цыплята стали черными.

Оценка: -качество построения рассказа.

Рассказ составлен  самостоятельно без существенных погрешностей – 0 баллов;

Рассказ составлен  по наводящим вопросам без погрешностей или самостоятельно но с грубыми  погрешностями (пропуски важных частей, нарушение последовательности событий) – 2 балла;

Вместо рассказа перечисляются предметы – 3 балла;

Не перечисляет  даже предметы на картинках – 4 балла.

-понимание причинно-следственных  связей

Дано правильное объяснение – 0 баллов;

Объяснение не полное – 1 балл;

Не объясняет  – 3 балла.

Итоговая оценка – по сумме 1 и 2.

Составление окончательного заключения:

8.При обследовании  детей 6,5-7,5 лет без грубой речевой  патологии суммируются задания: 1, 4 и на выбор по большему  баллу – 2-3. Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности к дислексии.

9. При обследовании  детей 7,5-8,5 лет с выраженной речевой патологией суммируются оценки за 1, 4,5,6 задания. Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности к дислексии . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

32

Приложение 3

  Исследование психических процессов.

1. Тест “Найди квадрат”

Цель: выявление уровня восприятия.

Ребенку показывается таблица с изображением 10 четырехугольников, среди них 5 одинаковых квадратов  и 5 четырехугольников, немного отличающихся от них. Ребенку предлагается отыскать на таблице все квадраты.

Оценка  результатов:

1) Высокий уровень – безошибочно найдены все фигуры или допущена 1 ошибка; 

2) Средний уровень  – допущены 2-3 ошибки с фигурами, имеющими искажение прямого угла; 

3)Низкий уровень  – большее число ошибок, среди  них неправильно опознаны прямоугольники. 

2. Корректурная проба “Найди букву”

Цель: выявление объема, концентрации и устойчивости внимания.

Ребенку дается бланк с каким-либо текстом (или  набором букв), где отмечены 2 какие-либо буквы (одна зачеркнутая, другая обведена кружком). Ребенку предлагается также  вычеркивать и обводить в кружок заданные буквы, просматривая каждую строчку слева направо. На выполнение задания дается 5 минут.

Оценка  результатов:

1) Высокий уровень  – из просмотренных ребенком 400 знаков допущены менее 5 ошибок; 

2) Средний уровень  – допущены не более 5-10 ошибок; 

3) Низкий уровень  – допущены более 10 ошибок. 

3. Тест “Запомни  и назови”

Цель: проверка уровня развития слуховой памяти

Инструкция: “Я прочту тебе слова, а ты повторишь  все, которые запомнил”

Оценка результатов:

1) Высокий уровень – ребенок вспомнил с первого раза более 6 слов; 

2) Средний уровень  – воспроизведены 3-6 слов; 

3) Низкий уровень  – воспроизведены 1-2 слова. 
 
 

33

4. “Сложи узор”  (аналог пробы  кубиков Кооса)

Цель: оценка сформированности операций зрительно-пространственного анализа и синтеза, уровень развития наглядно-образного мышления.

Даны 18 карточек, 9 из них наполовину белые, наполовину закрашенные, 9 карточек закрашены полностью.

Ребенку по очереди  предлагают картинки с узорами, он должен сложить заданный узор за определенное время.

Оценка  результатов: 

1) Высокий уровень  – ребенок успешно справляется  с любым заданием в пределах  установленного времени 

2) Средний уровень  – ребенок справляется с большинством  заданий, с 1-2 показом вначале 

3) Низкий уровень  – ребенок справляется с заданием с помощью взрослого 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

34

Список  используемой литературы: 
 

1. Ахутина Т.В.  Трудности письма и их нейропсихологическая  диагностика – М. ,2001. 

2. Волкова Г.А., Методика психолого-педагогического  обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики - СПб. 2003. 

3. Выготский  Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999.  

4. Гейци Э.Д.  Психодиагностика в педвузе. - Новосибирск, 2001. 

5. Диагностика  нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Метод. рекомендации. СПб. 2000. 

7. Дубровская  Н.Ф., Фарбер Д.А., Безруких М.М., Психофизиология  ребенка. М., 2000. 

8. Жинкин Н.И.  Язык. Речь. Творчество. - М. Лабиринт, 1998.  

9. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Феличева Т.Б. Преодоление  общего недоразвития речи у  дошкольников. - М., 1990 

10. Корнев А.Н.  «Нарушение чтения и письма  у детей» - С-Пб.: № Мим», 1997. 

11. Лалаева Р.И.  Дисграфия 1998г //Логопедия //. 

12. Логинова Е. А. «Нарушение письма. Особенности их проявления и коррекция у младших школьников с задержкой психического развития. - С.-Пб.:Детство -Пресс, 2004. 

13.  Лурия А.  Р. Язык и сознание./ Под редакцией  Е. Д. Хомской. – М: Изд-во  Моск. Ун-та, 1979. 

14. Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений, Под редакцией Г.В.Чиркиной. М.: Аркти, 2005. 

15. Микляева Н.В.  « Диагностика языковой способности  у детей дошкольного возраста».  М.: «Арис Пресс», 2006. 

16. Парамонова  Л.Г. «Предупреждение и устранение дисграфии у детей». - С.Пб.: «Согаз», 2004

35

17.Парамонова  Л.Г. Дисграфия. Профилактика и  коррекция - СПб., 2006. 

18.Рубенштейн  С.Л. Основы общей психологии. Глава 11 Речь.- СП., 1999 

19. Садовникова  И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.- 1995.  

20.Сиротюк А.Л.  Нейропсихологическое и психофизиологическое  сопровождение обучения. - М., 2003. 

21.Ушакова О.С.  Методика развития речи детей  дошкольного возраста/ О.С.Ушакова,  Е.М. Струнина/. - М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 287 с. 

Информация о работе Профилактика артикуляторно-акустической (фонематической) дисграфии у детей