Профилактика артикуляторно-акустической (фонематической) дисграфии у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить проблему выявления предпосылок артикуляторно-акустической дисграфии у детей.

Для достижения вышеуказанной цели требуется решить ряд задач:
1.Изучить специальную литературу о современном состоянии предпосылок дисграфии у детей.
2.Проанализировать понятие артикуляторно-акустической дисграфии.
3.Выявить закономерности и условия формирования письма у детей.
4.Провести анализ способов и приемов выявления предпосылок дисграфии.
5.Описать систему диагностических заданий для детей с целью выявления предпосылок дисграфии.
6.Проанализировать методы предупреждения дисграфии у детей.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Психолого-педагогические основы письма......................................5
Глава 2. Особенности нарушений письма при артикуляторно-акустической дисграфии............................................................................................................9
Заключение…………………………………………………………………....20
Приложение 1....................................................................................................21
Приложение 2....................................................................................................30
Приложение 3....................................................................................................33
Список использованной литературы……………………………………….. 35

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

    23

    • Медведь нашел под большим деревом глубокую яму и сделал себе берлогу.
    • Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.
    • На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

Оценка:  1 балл – правильное и точное воспроизведение;

    0,5 балла  -  пропуск отдельных слов без  искажения смысла и структуры  предложения;

    0,25 балла  - пропуск частей предложения,  искажение смысла и структуры  предложения, предложение не закончено;

    0 баллов  – невоспроизведение.

2. Верификация предложений.

Инструкция: я буду читать предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.

Девочка гладит утюгом. Дом нарисован мальчик.. Мальчик умывается лицо. Собака вышла  в будку. Березки склонились от ветра. Солнце освещается землей. По морю плывут корабль. У Нины большая яблоко. Хорошо спится медведь под снегом. Над большим деревом была глубокая яма.

Оценка: 1 балл – выявление и исправление ошибки;

0,5 балла  – выявление и исправление  ошибки с незначительными неточностями (пропуск, перестановки, замены слов);

0,25 балла  – ошибка выявлена, но не исправлена;

0 баллов  – ошибка не выявлена.

3. Составление предложений  из слов в начальной  форме.

Инструкция: я буду называть слова, а ты постарайся составить из них предложение.

  • мальчик, открывать, дверь
  • девочка, читать, книжка
  • доктор, лечить, детей
  • рисовать, карандаш, девочка
  • в сад, расти, вишня
  • сидеть, синичка, на, ветка
  • груша, бабушка, внучка, давать
  • Витя, косить, трава, кролики, для
  • Миша, дать, собака, большая, кость

    24

  • Петя, купить, шар, красный, мама

Слова предъявляются до первого ответа.

Оценка: 1 балл – предложение составлено верно;

0,5 балла  – нарушен порядок слов;

0,25 балла  – наблюдаются пропуски, привнесения  или замены слов;

0 баллов  – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.

4. Добавление предлогов  в предложение.

Инструкция: сейчас я назову предложение, в котором пропущено слово, постарайся найти его и вставить.

  • Лена наливает чай…чашки.
  • Почки распустились…деревьях.
  • Лодка плывет…озеру.
  • Чайка летит…водой.
  • Птенец выпал…гнезда.
  • Деревья шумят…ветра.
  • Последние листья падают…березы.
  • Щенок спрятался…крыльцом.
  • Пес сидит…конуры.
  • Большая толпа собралась …театром.

Используется  два вида помощи:

- стимулирующая  («неверно, подумай еще»);

- в виде  вопроса к пропущенному предлогу (наливает чай куда?)

Оценка: 1балл – правильный ответ;

    0,5 балла  – правильный ответ после стимулирующей  помощи;

    0,25 –  правильный ответ после помощи  второго вида;

    0 баллов  – неэффективное использование  помощи как первого, так и  второго вида.

5. Образование существительных  множественного числа  в именительном  и родительном  падежах.

При выполнении этого задания можно использовать картинки. 

25

Инструкция: один – дом, а если их много, то это – дома.

  • один стол, а много – это…
  • стул - …
  • окно - …
  • звезда - …
  • ухо - …

Инструкция: один  - дом, а много чего? – Домов.

  • стол, а много чего? - …
  • стул - …
  • окно - …
  • звезда - …
  • ухо - …

Оценка: 1 балл – правильный ответ;

0, 5 балла  – правильный ответ после стимулирующей  помощи;

0,25 балла  – форма образована неверно;

0 баллов  – невыполнение.

Серия 2. Исследование словаря и  навыков словообразования.

1. Называние детенышей  животных.

Инструкция: у кошки – котята, а у

  • козы – 
  • волка –
  • утки –
  • лисы –
  • льва -
  • собаки - 
  • курицы –
  • свиньи –
  • коровы –
  • овцы –

2. Образование существительных  в уменьшительной  форме.

Инструкция: большой – мяч, а маленький – это мячик. Назови ласково предметы, которые я буду перечислять. Стол, стул, дом, снег, дерево.

26

3. Образование прилагательных  от существительных.

а) Относительных 

Инструкция: кукла из бумаги - она бумажная

  • варенье из вишни –                                  кисель из клюквы -
  • варенье из яблок –                                   салат из моркови -
  • варенье из сливы –                                   суп из грибов -
  • варенье из малины -                                 лист дуба –
  • варенье из клубники -                               лист осины -
  • варенье из черники -                              лист дуба -                                            
  • кукла из соломы –                                     горка изо льда –
  • шишка ели -    

б) Качественных  

Инструкция: лису за хитрость называют хитрой, а …   

  • волка за жадность -  
  • зайца за трусость –
  • медведя за силу –
  • льва за смелость –

Инструкция: если днем жарко, то день – жаркий, а если -

  • мороз -
  • солнце -
  • снег -
  • дождь -
  • ветер -
  • холод -

в) Притяжательных

Инструкция: у собаки лапа собачья, а у

  • кошки –                                  зайца -                              гнездо орла -
  • медведя –                             белки -                                клюв птицы -
  • волка –                                                                              ружье охотника -
  • льва –
  • лисы -

Оценка: для всех заданий серии осуществляется по общим критериям:

1 балл  – правильный ответ;

0,5 балла  – самокоррекция или правильный  ответ после стимулирующей помощи;

27

0,25 балла  – неверно образованная форма;

0 баллов  – невыполнение.

Серия 5. Исследование понимания  логико-грамматических отношений

  1. а) Покажи ключ, карандаш. б) Покажи карандашом ключ. в) Карандаш – ключом.
  2. а) Нарисуй круг под крестом. б) Крест под кругом.
  3. Скажи, что верно: весна бывает перед летом или лето – перед весной.
  4. Ваня выше Пети. Кто меньше ростом?
  5. Сашу ударил Коля. Кто драчун?
  6. Охотник бежит за собакой. Кто впереди?
  7. Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале.

Оценка: 1 балл – правильное выполнение;

0,5 балла  – самокоррекция;

0 баллов  – неверный ответ.

Серия 6. Исследование связной  речи.

  1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (5 картинок)

Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.

Оценка :

  1. Критерий смысловой целостности: 5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла – допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев; 1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла или рассказ не завершен; 0 баллов – отсутствует описание ситуации.
  2. Критерий лексико-грамматического оформления высказывания: 5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно, с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное их употребление; 1 балл – встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены ,; неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – рассказ не оформлен.
 

28

  3) Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 2,5 балла – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов – невыполнение задания даже при наличии помощи.

  1. Пересказ прослушанного текста.

    Инструкция: сейчас я прочту небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься пересказывать.

Горошины.

    В одном  стручке жили горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик  зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там  их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

       Рассказ предъявляется не более двух раз.

    Оценка;

    1)Критерий  смысловой целостности:  5 баллов – воспроизведены все смысловые звенья; 2,5 балла - смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями; 1 балл пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включение посторонней информации; 0 баллов – невыполнение.

        2)Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:5 баллов – пересказ составлен без нарушения лексических и грамматических норм; 2,5 балла – пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказывания, поиск слова, отдельные словесные замены; 1 балл – отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов; 0 баллов – пересказ не доступен.

Информация о работе Профилактика артикуляторно-акустической (фонематической) дисграфии у детей