Профилактика артикуляторно-акустической (фонематической) дисграфии у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить проблему выявления предпосылок артикуляторно-акустической дисграфии у детей.

Для достижения вышеуказанной цели требуется решить ряд задач:
1.Изучить специальную литературу о современном состоянии предпосылок дисграфии у детей.
2.Проанализировать понятие артикуляторно-акустической дисграфии.
3.Выявить закономерности и условия формирования письма у детей.
4.Провести анализ способов и приемов выявления предпосылок дисграфии.
5.Описать систему диагностических заданий для детей с целью выявления предпосылок дисграфии.
6.Проанализировать методы предупреждения дисграфии у детей.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Психолого-педагогические основы письма......................................5
Глава 2. Особенности нарушений письма при артикуляторно-акустической дисграфии............................................................................................................9
Заключение…………………………………………………………………....20
Приложение 1....................................................................................................21
Приложение 2....................................................................................................30
Приложение 3....................................................................................................33
Список использованной литературы……………………………………….. 35

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

В деле воспитания слуховой дифференциации той или  иной пары звуков самым важным является подчёркивание всеми возможными способами имеющихся между этими звуками различий. Ребёнка необходимо убедить в том, что здесь не один, а два разных звука.

     Поскольку ребёнок не различает звуки на слух, что является в данном случае наиболее слабым звеном, на первых порах лучше опереться на какие – то более сохранные у него функции, в частности  на зрение. Ведь любая пара звуков различается не только по звучанию, но и по артикуляции, то есть по положению артикуляторных органов при их произнесении. Именно в силу различного положения этих органов и «получается» это разное звучание. Поэтому и нужно сначала привлечь внимание ребёнка к различию в положении органов артикуляции (хотя бы видимых), а не начинать сразу с различения звуков на слух.  
 
 

13

  

Дальнейшая задача – как можно ярче подчеркнуть  разницу в звучании звуков.

Для этого лучше  всего сначала отвлечься от похожих (для ребёнка) речевых звуков и  отождествить их с теми звуками, которые  часто приходится слышать в природе. При этом произносить эти «природные» звуки нужно утрированно, подчёркнуто и достаточно длительно. После многократного и понятного для ребёнка объяснения и демонстрации различий в звучании этих двух пар звуков различение остальных смешиваемых пар пойдёт уже значительно легче, поскольку ухо ребёнка «настроится» на «дифференцировочную работу».

Затем можно  переходить к дифференциации речевых  звуков, которая теперь окажется для  ребёнка гораздо более доступной. Здесь также используются самые  разнообразные приёмы подчёркивания различий в звучании звуков.

      Все указанные звуки сразу связываются с соответствующими печатными буквами, что очень важно с точки зрения профилактики дисграфии.

Однако научить  ребёнка различать на слух только изолированно произносимые звуки – этого недостаточно. Он обязательно должен научиться «чувствовать» эти звуки и в составе слова, поскольку это необходимо как для правильного употребления их в устной речи,  так и для письма.

О полном овладении  ребёнком слуховой дифференциацией звуков можно говорить лишь в том случае, если он сможет успешно выполнить все задания. Когда это будет достигнуто, то для акустической дисграфии  уже не останется никакой почвы. Раз ребёнок научился распознавать все фонемы, то это означает, что имевшиеся у него ранее предпосылки акустической дисграфии полностью исчезли и данный вид дисграфии ему уже не угрожает.

        Основной целью современной логопедии является разработка научно-обоснованной системы обучения детей с расстройствами речи. А эффективность обучения зависит от многих факторов, в частности от умения правильно диагностировать речевой дефект. Обследование необходимо для уточнения структуры нарушения и определения коррекционной программы, а главное, преодоление последствий недоразвития речи, которые могут стать стойкими. Одним из наиболее важных вопросов современной теоретической и практической логопедии является профилактика нарушений письменной речи у детей. Предварительным этапом профилактики является ее диагностика. В логопедии разработаны методы, позволяющие диагностировать предпосылки дисграфии. 

В данной работе представлен анализ работ:  

- тестовая методика  Т.А. Фотековой;  

- «Исследования  устной речи» А.Н. Корнева; 
 

14 
 

-«Нейропсихологическое  обследование детей» З.А. Репиной. 

- Исследование уровня интеллектуальных способностей из комбинированных субметодик

В тестовой методике диагностики устной речи Т.А. Фотековой, автор предлагает стандартизированный метод обследования речи с бально-уровневой системой оценки и рекомендует речевые задания в виде тестов и критерии оценки их выполнения. Статистическая обработка данных позволяет вывести усредненные показатели, характерные для детей с разными нарушениями: общее недоразвитие речи, задержка психического развития, умственная отсталость с системным речевым дефектом. В методике автор использует речевые пробы, предложенные Р.И. Лалаевой и Е.В. Мальцевой. Кроме этого исследовалось понимание сложных логико-грамматических отношений с использованием заданий, разработанных А.Р. Лурия [13, 6]. Для оценки успешности выполнения заданий методики автор предлагает разработанную бальную систему. Методика включает 6 серий, каждая из которых объединяет речевые пробы нарастающей сложности. Для того, чтобы оценка каждой из сторон речи вносила примерно равный вклад в общий балл, суммарные баллы за выполнение каждой серии были по возможности уравнены. Каждая проба оценивается в отдельности, затем высчитывается сумма баллов за все задания, за серию, и далее из суммарных оценок за каждую из шести серий вычисляется общий балл за выполнение всех заданий методики.  Для каждой серии, а в некоторых сериях и для каждой группы пробы, разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий, является учет степени успешности выполнения с помощью четырех градаций, что дает возможность получения более дифференцированного подхода. В разных заданиях эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, и использование помощи.

Авторы также  предлагают сокращенный вариант, который содержит те же задания и пробы, которые по результатам анализа являются самыми информативными. Экспресс-вариант состоит из четырех серий. Речевая патология, затрагивающая все стороны речи, наблюдается у детей общим недоразвитием речи и задержкой психического развития, поэтому предлагаемую методику обследования речи авторы рекомендуют использовать только в комплексе с другими методами, направленными на выявление состояния познавательных процессов.  Поэтому необходимо подобрать комплекс тестов и заданий, дидактических игр, упражнений, которые дали бы возможность исследовать характеристики психологической базы речи - восприятия, внимания, памяти, мышления.

   Достоинство тестовой методики Т.А. Фотековой в том, что не требуется большого количества наглядных средств. Представленные тесты и пробы доступны всем педагогам (при условии точного соблюдения требований, заложенных в критериях оценки каждой группы проб). Возможность использования в научно-исследовательских целях.

15

Разработана в  двух вариантах, один из которых полный, дающий возможность тщательного и углубленного исследования всех сторон устной речи. Другой вариант сокращенный, предназначенный для экспресс-диагностики и требующий гораздо меньшей затраты времени. Возможность использования каждой из серии самостоятельно (например, для уточнения состояния какой либо стороны речи). Возможность представить результаты обследования в количественной форме и своевременно составить целенаправленную коррекционную программу.

    Недостатки представленной методики в том, что для обработки данных, построения речевого профиля требует достаточно много времени. Методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей младшего школьного возраста, поэтому требуется дополнительные изменения в речевых пробах и тестах и адаптации их в обследовании детей старшего дошкольного возраста. В силу возрастной психологии детей дошкольного возраста дополнительно потребуется подборка наглядного материала, игровых форм заданий. В данной методике не представлены задания нейропсихологических методов диагностики, исследования психологической базы речи. Нет тестов и приемов по выявлению предпосылок к оптической дисграфии. Сложность использования количественного анализа, представленного в долях балла, для детей дошкольного возраста.

    В методике «Исследования устной речи» А.Н.Корнева автор рассматривает дисграфию как явление, возникающее на пересечении биолого-психологических и социально-культурных закономерностей, и предлагает в диагностику включить широкий ассортимент клинико-психологических и психолого-педагогических методик.

Основные  задачи диагностики: 

- уточнение характера  трудностей и степени отставания  в этих навыках;  

- диагностика  интеллекта;  

- исследование  устной речи, основных языковых  средств и речевых навыков, необходимых для овладения грамотой;  

- анализ психопатологической  картины, особенно двух ее аспектов: выраженности психоорганической  симптоматики и реакции ребенка  на трудности в освоении программного  материала [10].

   Автор подчеркивает важность исследования импрессивной и экспрессивной речи, основных языковых средств (фонетики, лексики, грамматики). Аналитико-синтетический метод обучения, при использовании которого сроки и качество письма зависят от зрелости устной речи, в особенности ее фонетических операций и фонематических операций. Существенное влияние на этот процесс оказывают и состояние лексической сферы, способность к словообразованию и словоизменению.

16

Для исследования этих аспектов устной речи автор рекомендует  использовать дополнительно логопедическую литературу и предлагает приемы формализованной оценки речевых функций, создающие возможности для анализа расстройств дисграфии с точки зрения нейропсихологии [10].

Достоинства методики: 

- частично представлен  количественный анализ;  

- выбраны и  рекомендованы задания в игровых  формах;  

- предложены  диагностические задания на выявление  предпосылок оптической дисграфии;  

- представлены  задания нейропсихологических методов  диагностики;  

- возможность  своевременного выявления клинического проявления и предпосылок дисграфий и пути их коррекции;  

- дополнительно  включены исследовательские методики  по раннему выявлению дисграфии  и устранение ее до рождения  ребенка. 

Недостатки  методики: 

- нет дифференцированности  предложенных заданий по возрастам детей;  

- предложенные  задания необходимо дополнительно  модифицировать и адаптировать  для использования их в работе  с дошкольниками старшего возраста;  

- критерии оценок  представлены в долях балла,  что усложняет математический  анализ;  

- не для всех  аспектов устной речи предложен  количественный анализ;  

-нет исследований  экспрессивной и импрессивной  речи. 

«Нейропсихологическое изучение детей с  тяжелыми дефектами  речи » З.А.Репиной

Развитие детей  с общим недоразвитием речи зависит от правильного понимания сущности дефекта и особенностей его развития. Умение правильно диагностировать речевой дефект позволяет обосновать содержание и методику коррекционного обучения, дифференцировать и индивидуализировать их. 
 

17 

Нейропсихологическое изучение предусматривает анализ причин недоразвития речи, для выявления возможных механизмов компенсации расстройств психических функций, оценки динамики коррекционного обучения, качественный анализ симптомов, выделение первичных симптомов и анализ их

 следствий.

Автор предлагает полную диагностическую методику исследования: 

- психологической  базы речи;  

- движений и  действий;  

- артикуляционного  праксиса;  

- психолингвистическое  изучение нарушений речи;  

- письменной  речи;  

- счета и счетных  операций. 

По каждой главе  разработана и подобрана поэтапная  система игр и заданий с  подробной качественной оценкой. При  этом оцениваются возможные клинические  проявления недоразвития функциональных систем психики.

Достоинства методики:  

- возможность  системного использования поэтапной системы диагностических игр и заданий для дошкольников; 

- возможность  оценить состояние отдельных  психических функций;  

- подробный качественный  анализ симптомов проявления  недоразвития ребенка, предполагающий  любой формы дисграфии;  

- возможность  выделения первичных симптомов  и анализ их следствий; 

- представлена  подробная система нейропсихологического  исследования;  

- возможность  исследования в научно-исследовательских  целях.

Информация о работе Профилактика артикуляторно-акустической (фонематической) дисграфии у детей