Профилактика артикуляторно-акустической (фонематической) дисграфии у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить проблему выявления предпосылок артикуляторно-акустической дисграфии у детей.

Для достижения вышеуказанной цели требуется решить ряд задач:
1.Изучить специальную литературу о современном состоянии предпосылок дисграфии у детей.
2.Проанализировать понятие артикуляторно-акустической дисграфии.
3.Выявить закономерности и условия формирования письма у детей.
4.Провести анализ способов и приемов выявления предпосылок дисграфии.
5.Описать систему диагностических заданий для детей с целью выявления предпосылок дисграфии.
6.Проанализировать методы предупреждения дисграфии у детей.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Психолого-педагогические основы письма......................................5
Глава 2. Особенности нарушений письма при артикуляторно-акустической дисграфии............................................................................................................9
Заключение…………………………………………………………………....20
Приложение 1....................................................................................................21
Приложение 2....................................................................................................30
Приложение 3....................................................................................................33
Список использованной литературы……………………………………….. 35

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 192.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по логопедии на тему:

«Профилактика артикуляторно-акустической (фонематической) дисграфии у детей» 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение……………………………………………………………………….3 

Глава 1. Психолого-педагогические основы письма......................................5 

Глава 2. Особенности  нарушений письма при артикуляторно-акустической дисграфии............................................................................................................9 

Заключение…………………………………………………………………....20 

Приложение 1....................................................................................................21

Приложение 2....................................................................................................30

Приложение 3....................................................................................................33 

Список использованной литературы……………………………………….. 35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Нарушения процесса овладения письменной речью в настоящее время рассматриваются в различных аспектах: клиническом, психологическом, нейропсихологическом, психолингвистическом, педагогическом (Т.В. Ахутина, Л.Н. Ефименкова, А.Н.Корнев, Р.И.Лалаева, Р.Е.Левина, И.Н. Садовникова,  О.А. Токарева, М.Е. Хватцев,  С.Н.Шаховская, А.В. Ястребова и др.).  Однако проблема профилактики  и коррекции  нарушений письма все еще остается актуальной. Это связано с несвоевременным выявлением предпосылок нарушений письменной речи, с увеличением числа учащихся с нарушением письма, а также с усложнением симптоматики и механизмов этого нарушения.

   Специфические расстройства письма влекут за собой нарушения в овладении орфографией (О.И. Азова, Р.И. Лалаева, Л.Г.Парамонова, И.В.Прищепова), часто являются причиной стойкой неуспеваемости, отклонений в формировании личности ребенка. В связи с этим одной из актуальных задач логопедии остается поиск  предпосылок, ведущих к дисграфии, а также методов ранней коррекции нарушений письменной речи.

   Письмо представляет собой сложную, системную и произвольную психическую деятельность, которая обеспечивается участием различных структурно-функциональных компонентов многих психических функций. Письмо тесно связано с устной речью и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития. Однако сформированность устной речи является лишь одной из предпосылок успешного овладения письмом. Наряду с выявлением специфических механизмов нарушений письма  в последнее время все больше внимания уделяется общефункциональным механизмам речевой деятельности, которые играют важную роль и при овладении письменной речью. В качестве таких механизмов рассматриваются мыслительные операции, восприятие, память, внимание, способности к абстрактным способам деятельности, сформированность общего поведения, регуляции и саморегуляции, намерений и мотивов поведения (Т.В. Ахутина, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Е.А. Логинова, А.Р. Лурия, И.Н. Садовникова, Е.Ф. Соботович, Л.С. Цветкова  и др.).

 

Цель  исследования: изучить проблему выявления предпосылок артикуляторно-акустической дисграфии у детей.

 

 Для достижения вышеуказанной цели требуется решить ряд задач: 

1.Изучить специальную  литературу о современном состоянии  предпосылок дисграфии у детей. 

2.Проанализировать  понятие артикуляторно-акустической  дисграфии. 

3.Выявить закономерности и условия формирования письма у детей.

3 

4.Провести анализ  способов и приемов выявления  предпосылок дисграфии. 

5.Описать систему  диагностических заданий для  детей с целью выявления предпосылок дисграфии. 

6.Проанализировать  методы предупреждения дисграфии у детей. 

Объект  исследования:  ранняя диагностика и профилактика артикуляторно-акустической дисграфии.

Предмет исследования: нарушение письма у детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4 

Глава 1. Психолого-педагогические основы письма. 

   Письмо - это сложный навык и вид графо-моторной деятельности.

Письменная  речь вторичная, более поздняя по времени возникновения форма  существования языка. И устная, и  письменная формы речи представляют собой вид временных связей второй сигнальной системы, но, в отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения. В результате рефлекторного повторения образуется динамический стереотип слова в единстве акустических, оптических и кинестетических раздражений (Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев). Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, словом видимым и записываемым, т.к. процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.

  Механизм письма представлен следующими этапами:  

-Мотивация письма. Письмо начинается с побуждения, мотива, задачи. Человек знает, для чего он пишет: чтобы сохранить на время информацию. Мотивация у ребенка возникает после 5-6 лет. Научится писать тот, кто этого захочет.  

-Замысел письма.

А) внутренний.

Мысленно создается  план письменного высказывания, определяется общая последовательность мыслей. Каждое предложение, которое необходимо записать, делится на составляющие его слова, так как на письме обозначаются границы каждого слова. (написать письмо, запись предложения по опорным словам)

Б) внешний.

Диктант, списывание с доски, книги 

-Звуковой анализ. Чтобы правильно написать слово, необходимо определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука. На начальных этапах овладения письмом важно проговорить каждое слово. Проговаривание (громкое, шепотное или внутреннее) помогает уточнить характер звука, отличить его от сходных звуков, определить последовательность звуков в слове.  

-Выделение фонем. Фонема - звук. 
 

5 

-Перевод фонемы в графему. Выделенную из слова фонему нужно соотнести с определенным зрительным образом буквы. Букве, как и звуку, присущи элементы неустойчивости. По своим начертаниям любая буква может быть очень разной: большой и маленькой, заостренной, округлой, кривой. Буква не похожа на себя в зависимости от того, чем, каким цветом и на какой поверхности ее написали. Чтобы научиться писать и читать, необходимо зрение на буквы – буквенный гнозис. Анализ и сравнение буквы сложная задача для первоклассника. 

-Моторный акт письма. Затем ребенок должен воспроизвести с помощью движений руки зрительный образ буквы. Одновременно с движением руки осуществляется кинестетический контроль. По мере написания букв, слов кинестетический контроль подкрепляется зрительным контролем, чтением написанного. В начале обучения письму дети сосредоточивают свое внимание на множестве деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность выполнения (“откуда начинать, куда вести, где закончить”). Каждый элемент на этом этапе выписывается отдельно, даже если в школе требуют писать слитно всю букву или несколько букв сразу. Ребенок постоянно контролирует то, что делает, и думает, что и как нужно делать дальше. На осознание действия, определение стратегии последующего действия необходимо такое же время, как и на выполнение самого движения.

   Письменная речь имеет ряд  особенностей [22]: она произвольнее устной; уже звуковая форма, которая в устной речи автоматизирована, при обучении письму требует расчленения, анализа и синтеза; синтаксис фразы так же произволен, как и фонетика.

  Это сознательная деятельность и тесно связана с намерением. Знаки и употребление их усваиваются ребенком сознательно и намеренно в отличие от бессознательного употребления и усвоения устной речи.

  Письменная речь — «алгебра речи, наиболее трудная и сложная форма намеренной и сознательной речевой деятельности». (Выготский Л.С.).                                                               Письменная речь — самая многословная, точная и развернутая форма  устной речи. В ней приходится находить слова и передавать с их помощью то, что в устной речи может быть передано невербальными средствами с помощью интонации, мимики, непосредственного восприятия ситуации. Важным представляется и разница между устной и письменной речью в отношении к внутренней речи: если устная речь в развитии предшествует внутренней речи, то письменная речь формируется после и на основе внутренней речи.

  Очень важна письменная речь в развитии психики ребенка. Ее роль в психической сфере детей — это прежде всего формирование осознанной и произвольной устной речи: ребенок начинает осознавать речь и выполнять речевые задания. Грамматика и письмо позволяют ребенку подняться на высшую ступень в развитии речи.  

6

      

   Перейдем к анализу психологического содержания письма, которое, как показывают современные данные исследований, является весьма сложным. Письменная речь протекает на основе взаимодействия различных ВПФ и, прежде всего, различных видов восприятия, речи, памяти и предметных действий. Эти психические функции обеспечивают необходимые для реализации письма процессы звукоразличения, актуализации образов-представлений буквенных знаков и перекодирование их в систему движений руки. Психологическое содержание письма будет неполным, если не сказать об участии в формировании письма эмоционально-волевых процессов, мотивов и поведения человека.

   В понимании развития и содержания письма большая роль принадлежит генетическому методу исследования. Л.С. Выготский писал, что развитие письменной речи, подготовка к ней начинаются задолго до обучения ребенка письму в школе. Дело в том, что у детей имеется своеобразная стадия предметного письма: когда дети начинают рисовать, это уже есть подготовка к письму, так же, как и жест — это письмо в воздухе, который позже в процессе развития превращается в письменный знак. В рисунках проявляется как бы стадия пиктографического письма, и позже на основе развития рисования, осознания и толкования нарисованного у ребенка возникает понимание, что можно рисовать не только предметы, но и речь. Собственно, письменная речь, по Л. С. Выготскому, развивается путем перехода от рисования вещей к рисованию речи (Л.С.Выготский, 1956). Овладение письменной речью означает усвоение особой и сложной символической системы знаков. Поэтому письмо является продуктом длительного развития ВПФ, личности и поведения ребенка.

  К настоящему времени в психологии были исследованы и сформулированы некоторые психологические предпосылки формирования этого вида речевой деятельности, нарушение или несформированность которых ведет к различным формам нарушения письма или к трудностям его формирования у детей [22]:

1.Сформированность или сохранность устной речи, произвольное владение ею, способность к аналитико-синтетической речевой деятельности. 

2.Формирование или сохранность разных видов восприятия, ощущений, знаний и их взаимодействия, а также пространственного восприятия и представлений, а именно: зрительно-пространственного и слухо-пространственного гнозиса, сомато-пространственных ощущений, знание и ощущение схемы тела, «правого» и «левого». 

3. Сформированность двигательной сферы — тонких движений, предметных действий, т.е. разных видов праксиса руки, подвижности, переключаемости, устойчивости и др. 
 

7 

4.Формирование у детей абстрактных способов деятельности, что возможно при постепенном переводе их от действий с конкретными предметами к действиям с абстракциями. 

5.Сформированность общего поведения — регуляция, саморегуляция, контроль за действиями, намерения, мотивы поведения.

Обязательное  участие в формировании письма всех описанных предпосылок, а также и всех звеньев структуры письма и в дальнейшем в осуществлении этого процесса особенно четко прослеживается при его патологии.

Информация о работе Профилактика артикуляторно-акустической (фонематической) дисграфии у детей