Профилактика артикуляторно-акустической (фонематической) дисграфии у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить проблему выявления предпосылок артикуляторно-акустической дисграфии у детей.

Для достижения вышеуказанной цели требуется решить ряд задач:
1.Изучить специальную литературу о современном состоянии предпосылок дисграфии у детей.
2.Проанализировать понятие артикуляторно-акустической дисграфии.
3.Выявить закономерности и условия формирования письма у детей.
4.Провести анализ способов и приемов выявления предпосылок дисграфии.
5.Описать систему диагностических заданий для детей с целью выявления предпосылок дисграфии.
6.Проанализировать методы предупреждения дисграфии у детей.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Психолого-педагогические основы письма......................................5
Глава 2. Особенности нарушений письма при артикуляторно-акустической дисграфии............................................................................................................9
Заключение…………………………………………………………………....20
Приложение 1....................................................................................................21
Приложение 2....................................................................................................30
Приложение 3....................................................................................................33
Список использованной литературы……………………………………….. 35

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

Недостатки  методики:  

- сложность некоторых  представленных тестов и проб;  

- отсутствие  количественной формы обследования  ребенка. 

18

Также необходимо исследовать уровень умственных способностей, т.к. нарушение письма обычно сопровождаются отставанием  ряда психических функций. С большим  постоянством у детей с дисграфиейвыявляются сиптомокомплексы, включающие три дефицитарных функции, что проявляется в неспособности выполнить соответствующие задания или низком качестве их выполнения. Обнаружение этих симптомокомплексов перед началом обучения в школе может расцениваться как достоверное свидетельство высокого риска возникновения дисграфических расстройств у детей. Из числа заданий, вызывающих затруднения у детей с дисграфией, могут быть отобраны такие задания, которые могут охарактеризовать основные уровни развития важнейших психических процессов: внимание, память, восприятие, мышление.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

19 

Заключение. 

Таким образом  одним из основных  этапов формирования грамматически правильной  устной и письменной речи является работа по предупреждению дисграфии у дошкольников.

Профилактика  дисграфии — актуальная проблема в современных условиях. Предупреждение нарушения  письма — одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения. В настоящее время возросли требования к поступающим в первый класс детям. Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом. Ребёнок, идущий в массовую школу из логопедической группы испытывает большие трудности в обучении. Не во всех школах города дети могут продолжить занятия у логопеда, так как нет широкой сети школьной логопедической помощи. Поэтому задача профилактики дисграфии чрезвычайно важна и необходима в наши дни.

Ранняя диагностика  и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успех в дальнейшем обучении.

Важными условиями  предупреждения дисграфии являются раннее распознавание и единая система  коррекционного воздействия.

Основные направления  логопедической работы:

1.      Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

2.      Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука).

3.      Развитие навыков звукового анализа  и синтеза. Выделение из предложения  слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи как гласных, так и согласных. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги - в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок. Другой вид работы — подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.

4.      Развитие грамматических навыков.  Основными задачами этого этапа  являются работа над пониманием  и употреблением предлогов, составление  предложений  по картинкам,  сериям картинок, распространение  и сокращение предложений.

5.      Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.

 Профилактика нарушения письма должны осуществляться комплексно.

20

Приложение 1

Тестовая  методика Фотековой  Т.А.

Цель  методики: определить уровень сформированности речевых умений и навыков, как важного условия развития коммуникативной функции речи.

Материалы: руководство к тексту, диагностические карты, сводная таблица регистрации результатов, стимульный материал (картинки).

Серия 1. Исследование состояния уровня моторной реализации.

  1. Проверка  состояния фонематического  восприятия

Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее.

Предъявление  – воспроизведение – предъявление – воспроизведение

    ба – па                                         па – ба

    са – за                                          за – са

          жа – ща                                        ща – жа

    са – ша                                         ша – жа

    ла – ра                                          ра – ла

      ма – на – ма                                 на – ма – на

      да – та – да                                   та – да – та

      га – ка – га                                    ка  – га - ка  

      за – са – за                                    са – за – са

      жа – ша – жа                                ша – жа – ша

      са – ша – са                                  ша – са – ша

       ца – са – ца                                   са – ца – са

       ча – тя – ча                                    тя- ча – тя

       ра – ла – ра                                    ла – ра – ла

Оценка: 1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;

0,5 балла  – первый член воспроизводится  правильно, второй уподобляется первому (ба – па – ба – па);

0, 25 балла  – неточное воспроизведение обоих  членов пары с перестановкой  слогов, их заменой и пропусками;

0 баллов  – отказ от выполнения, полная  невозможность воспроизведения  пробы.

Максимальное  количество баллов за все задание - 15 баллов

2. Исследование артикуляционной  моторики.

Инструкция: делай, пожалуйста, так, как я скажу.

  • надуй щеки;
  • надуй одну щеку;
  • надуй другую;
  • упри язык в правую щеку;
  • «Обезьянка» - помести язык между верхними зубами и верхней губой;

 Инструкция: повторяй за мной движения.

  • «Трубочка» (губы выдвинуты вперед трубочкой);

    21

  • «Лопатка» (широкий распластанный язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт);
  • «Маятник» (рот открыт, язык высунут и с одинаковой скоростью передвигается от одного уголка рта к другому);
  • «Качели» (рот открыт, язык поочередно касается то верхней, то нижней губы);
  • «Улыбка» - «трубочка» (чередование движений губами).

Оценка: 1 балл – правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному;

0,5 балла  - замедленное и напряженное выполнение или выполнение по показу;

0,25 –  длительный поиск позы, или неполный  объем движений, или отклонения  в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;

0 –  невыполнение движений.

Максимальное  количество баллов за все задание - 10 баллов

3. Исследование звукопроизношения. 

Все звуки  условно разделены на пять групп: свистящие, шипящие, л – ль, р –  рь, все остальные звуки..

Инструкция: повторяй за мной слова:

    • собака, маска, нос;   сено, косить, высь;  замок, коза; зима, ваза;
    • шуба, кошка, камыш;  жук, ножи;
    • цапля, овца, палец; щука, вещи, лещ; чайка, очки, ночь;
    • река, варенье, дверь;
    • лампа, молоко, пол; лето, колесо, соль.

Оценка: Каждая из выделенных пяти групп оценивается отдельно.

  1. балла - нормативное произношение всех звуков группы;

    1,5 балла  – один звук или несколько  звуков группы доступны правильному  произношению, но в спонтанной  речи подвергаются искажениям  или заменам (недостаточно автоматизированы);

  1. балл – искажается или заменяется во всех речевых ситуациях только один звук группы;

    0 баллов – искажаются или заменяются несколько звуков группы или все.

    Максимальная  оценка – 15 баллов.

4. Исследование сформированности  звуко-слоговой структуры  слова.

    Инструкция: повторяй за мной слова.

    Скакалка, танкист, космонавт, милиционер, сковорода, кинотеатр, баскетбол, перепорхнуть, аквалангист, термометр.

22

Оценка: 1 балл – четкое и правильное воспроизведение слова в предъявленном темпе;

0,5 балла  – замедленное, напряженное или  послоговое воспроизведение, но  без нарушения структуры;

0,25 – искажение звуко-слоговой  структуры слова (пропуски, перестановки, искажения звуков и слогов внутри слова)

0 –  грубое нарушение слоговой структуры  слова (пропуски, вставки, персеверации) или невыполнение задания.

Максимальное  количество баллов за все задание - 10 баллов

Серия 2.  Исследование навыков  языкового анализа.

Инструкция: подумай и ответь на мои вопросы.

  • Сколько слов в предложении «Около дома росла высокая береза»?
  • Какое второе слово в этом предложении?
  • Сколько слогов в слове «рак»?
  • Сколько слогов в слове «машина»?
  • Какой третий слог в слове «машина»?
  • Сколько звуков в слове «рак»?
  • Сколько звуков в слове «шапка»?
  • Какой первый звук в слове «шапка»?
  • Какой третий звук в слове «школа»?
  • Какой звук после «ш» в слове «школа»?

Оценка: 1 балл - правильный ответ с первой попытки;

0,5 балла –  правильный ответ с первой  попытки;

0,25 балла –  правильный ответ с третьей  попытки;

0 баллов –  неверный ответ с третьей попытки.

Максимальный  балл за серию — 10.

Серия 3. Исследование грамматического  строя речи.

  1. Повторение предложений.

Инструкция: послушай предложения и постарайся повторить его как можно точнее.

    • Наступила осень.
    • Птичка свила гнездо.
    • Над водой летали белые чайки.
    • В саду было много красных яблок.
    • Земля освещается солнцем.
    • Ранней весной затопило весь наш луг.
    • Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.

Информация о работе Профилактика артикуляторно-акустической (фонематической) дисграфии у детей