Профессиональное образование за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 09:05, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение процесса становления и развития профессионального образования за рубежом.
Объектом данной работы является профессиональное образование;
Предметом данной работы является процесс становления и развития профессионального образования за рубежом.
Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:
1. Изучить процесс становления профессионального образования за рубежом;
2. Охарактеризовать процесс развития теории и практики производственного образования за рубежом в конце XIX - первой половине XX вв.;
3. Проанализировать современное состояние профессионального образования за рубежом;
4. Рассмотреть системы и модели профессионального образования на современном этапе за рубежом.

Оглавление

Введение 3
1. Становление и развитие профессионального образования за рубежом 5
1.1. Становление профессионального образования за рубежом 5
1.2. Развитие теории и практики производственного образования за рубежом в конце XIX - первой половине XX вв. 9
1.3. Современное состояние профессионального образования за рубежом 11
1.3.1. Модели профессионального образования 11
1.3.2. Системы профессионального образования 12
Заключение 18
Список литературы 19

Файлы: 1 файл

Профессиональное образование за рубежом 2010 июль пед.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

     Для молодых рабочих им были созданы  так называемые дополнительные школы, в которых повышалась профессиональная подготовка и осуществлялось гражданское  воспитание подростков. Г. Кершенштейнером  была заложена новая система фабрично-заводского ученичества, сочетавшая практическую работу на производстве с теоретическим обучением. Эта система получила широкую известность и распространение не только в Германии, но и во многих странах Европы.

     Развитие  профессиональной педагогики в США  связано с зарождением научного подхода к организации труда на производстве. [2, с.14]

     Это было вызвано внедрением в производство новых технологий, конвейерной организации  труда, необходимостью повышения производительности труда и конкурентоспособности  продукции.

     Разработку  проблем научной организации труда возглавил американский инженер Ф.У. Тейлор (1856-1915). Он предложил меры по уплотнению рабочего дня, воспитанию производственной культуры, рационализации труда и отдыха, учета в профессиональной деятельности психологических особенностей работающего человека, анализу, отбору и освоению трудовых операций и приемов. Ф.У. Тейлор заложил основы письменного инструктажа, разработал инструкционную карту. Идеи Тейлора по модернизации системы организации труда, обучения и переобучения рабочих получили название «тейлоризма» и в дальнейшем были развиты его соотечественниками.

     В условиях массового производства и  кооперационного разделения труда  на конвейере тейлоризм способствовал  росту производительности труда, но одновременно вел к усилению его напряженности, повышению утомляемости человека, увеличению профессиональных заболеваний.

     Большой вклад в реформирование организации  и методики профессионального обучения внес один из основателей автомобилестроения - Генри Форд (1863-1947), который внедрил массовое конвейерное производство, разработал операционно-поточную систему обучения рабочих на основе пооперационного разделения труда. Это повысило интенсификацию труда рабочих и одновременно привело к деквалификации значительной части рабочих и сокращению сроков обучения. Так, 43% рабочих обучались в течение одного дня, 36% - в течение недели, 6% - в течение двух недель. И только 15% рабочих обучались от месяца до года. [8, с.168-169]

     В конце XIX в. на Западе зародилась практическая педагогика профессионального обучения. Начали создаваться учебные мастерские на предприятиях с приданием им педагогических функций. Это положило начало более продуктивной по сравнению с ученичеством системы производственно-профессионального обучения.

     После второй мировой войны, прервавшей исследования в области профессионального  образования, под эгидой ЮНЕСКО в  Европе начали восстанавливаться международные  и национальные центры профессионального  и производственного обучения, стали  проводиться конференции, совещания и семинары по проблемам профессионального образования.

     Началось  реформирование национальных систем профессионального  образования, усилилось международное  сотрудничество по вопросам подготовки кадров.[8, с.169]

     Таким образом, возникнув и развиваясь в процессе пересмотра традиционных педагогических установок в пользу обогащения содержания, активизации учебного процесса, реформаторская педагогика служила важным обоснованием реформ  профессионального образования в первой половине ХХ столетия. 

1.3. Современное состояние профессионального образования за рубежом 

     1.3.1. Модели профессионального образования 

     Рационалистическое, направление в теории обучения является дальнейшим развитием технологической  педагогики, опиравшейся на идеи бихевиоризма.

     Бихевиоризм - (англ. behaviour -поведение) - направление американской психологической науки конца XIX - XX вв., в основе которого лежит понимание поведения человека как совокупности двигательных реакций на воздействия внешней среды (Поведенческая психология) [8, с.170]

     Теория  бихевиоризма отвергает роль сознания в качестве регулятора человеческой деятельности, все психические процессы сводятся к внешним реакциям организма. Согласно этой теории, профессиональная деятельность определяется тем, каковы приобретенные человеком познавательные (когнитивные), эмоциональные и психологические навыки. Роль знаний здесь не учитывается.

     Рационалистическая  модель обучения предполагает осуществление профессиональной подготовки на репродуктивной основе в результате «технологического научения».

     При таком подходе не могут быть реализованы  дидактические цели формирования самостоятельного мышления, творческой деятельности и  коммуникативных способностей, составляющих сущность профессионального развития личности.

     Гуманистическая модель образования имеет своей целью развитие личности как субъекта профессиональной деятельности. Идеи гуманизации образования повлияли на понимание недостаточности термина «квалификация» для обеспечения качества профессиональной подготовки и профессиональной деятельности человека.

     В связи с этим введен более широкий  термин «профессиональная компетентность», который включает помимо профессиональных знаний и умений, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность  к работе в группе, коммуникативные способности, логическое мышление, предприимчивость и др.

     Гуманистическая концепция профессионального образования  в последние годы преодолевает эгоцентрическую  направленность.

     В процессе профессионального обучения больше стало уделяться внимание развитию коммуникативных навыков, способности к кооперативной деятельности. «Я-концепция» заменяется на концепцию «Я и Мы». [8, с.170-171] 

     1.3.2. Системы профессионального образования 

     В каждой стране создаются свои национальные системы профессионального образования. Мы охарактеризуем системы, сложившиеся в наиболее развитых странах.

     В США ответственность за состояние  дел в области образования  вообще и профессионального образования  в частности лежит на правительствах отдельных штатов. При управлениях  образования каждого штата функционирует Бюро директора по вопросам профессионального образования. Штаты разрабатывают годовые и пятилетние планы развития профессионального образования. В каждом штате функционируют советы профессионального обучения.

     На  федеральном уровне имеется Бюро профессионального образования и образования взрослых с подчиняющимся ему национальным научно-исследовательским центром профессионального обучения. Работает Национальный консультативный совет по профессиональному образованию. Аналогичные консультативные комитеты созданы в каждом штате.

     На  базе 12-летней средней школы после 10 класса имеется три типа программ (профилей): общего, академического и  профессионального направления. Профессиональный профиль дает подготовку по определенной профессии или группе профессий как начальный этап профессиональной карьеры.

     «Послесреднее»  образование - собственно система профессионального  образования США - представлено на схеме: [8, с.171]

       
 
 
 
 

     Рис. 1. Система профессионального образования США 

     Одна  из исторически сложившихся форм подготовки рабочих кадров в США - обучение рабочих на производстве. Оно осуществляется, как правило, тремя различными способами: в виде ученичества, инструктирования на рабочем месте, обучения на рабочем месте под руководством опытного рабочего или техника. В системе ученичества США рабочие готовятся более чем по 300 профессиям и специальностям, которые объединяются в 90 групп.

     В целом качество профессиональной подготовки молодежи в США удовлетворяет  заказчиков, и ее система обладает способностью гибко реагировать на изменения ситуации на рынке труда.

     Система профессионального образования  Англии включает несколько ступеней: низшую, среднюю, высшую. Причем низшее профобразование организуется, главным  образом, промышленными и коммерческими фирмами. Профессионально-техническое образование основывается, прежде всего, на системе ученичества непосредственно на предприятиях.

     Под ученичеством понимается начальная  профессиональная подготовка на предприятиях, которая длится 4-5 лет.

     Движение в структуре профессиональной подготовки кадров среднего звена (так называемое дальнейшее обучение) реализуется в различных центрах, которые можно подразделить на следующие основные типы:

     -государственные колледжи, политехнические высшие учебные заведения с действующими при них дневными курсами;

     -районные колледжи, обучающие техников и рабочих;

     -местные колледжи, которые организуют курсы для работников, проходящих обучение в системе ученичества. Эти курсы позволяют сдать экзамены на квалифицированного рабочего.

     Профессиональному образованию в Англии предшествует средняя школа определенного  типа: грамматическая, техническая, современная, общественная.

     Высшее  образование дается в университетах  с 3-летним сроком обучения.

     В последние годы в Англии создана  новая структура консервативного образования и профессионального обучения, разработана общенациональная программа подготовки профессионалов. С этой целью разработана и внедрена новая профессиональная квалификация NVQ, состоящая из пяти взаимосвязанных уровней. Основная особенность новых стандартов профессиональной подготовки — гибкость. Реализация NVQ уже подтвердила свою эффективность. [11, с.21]

     Массовая  подготовка кадров в Германии осуществляется в системе ученичества на предприятиях. В систему ученичества включается 65% выпускников народной школы и 12% - реальной. Эта система предусматривает профессиональное обучение на производстве вместе с обязательными занятиями в сопровождающей государственной профессиональной школе по 10 часов в неделю. Такая система профобразования в Германии называется «дуальной».

     Государство контролирует обучение в профессиональной школе, а торгово-промышленная и  ремесленная палаты - обучение на производстве. Права и обязанности предпринимателя  и обучающегося регламентируется законом о профессиональном образовании.

     Отбор учеников производят сами предприниматели  в учебных центрах. При этом используются тесты, изучение аттестата, беседы с  психологом. Обучение осуществляется на основе Договора о производственном ученичестве. Содержание и процесс обучения конкретной профессии регулируют инструкции, которые разрабатываются федеральным институтом профессионального образования и утверждаются соответствующим отраслевым министерством.

     Учебным процессом на предприятии руководят  мастера-наставники, которые должны быть старше 24 лет, обладать жизненным и профессиональным опытом, сдать соответствующий экзамен.

     Дуальная  система проявила способность к  структурной перестройке. Профессиональная подготовка осуществляется по трем ступеням:

     1 ступень - год начальной профессиональной подготовки (теоретические сведения об основах того или иного профессионального направления);

     2 ступень - ознакомление с теоретическими и практическими основами группы родственных профессий (по окончании проводится первый экзамен);

     3 ступень - специализация, которая завершается экзаменом.

     1-я  и 2-я ступени готовят рабочих  для выполнения простейших трудовых  операций, а 3-я ступень осуществляет  подготовку наладчиков установок  и оборудования.

     Обучение  осуществляется по следующим профилям: ремесленно-технический, горнодобывающий, коммерческий, домоводческий, медицинский. Обязательными учебными предметами являются: религия, родной язык, обществоведение. Остальные предметы имеют узкую профессиональную направленность. На теоретическую подготовку отводится 25% учебного времени, 75% - на практическую.

     Высшее  образование дается в университетах (принимаются лица, окончившие гимназии) и специальных институтах.

     Начальное образование для детей Франции  длится с 6 до 11 лет. Затем они переходят  в колледж, где обучение длится 4 года. Колледж имеет 2 цикла: общий и ориентационный.

     Далее большинство детей продолжают обучение либо в общественном, либо в профессиональном лицее, после окончания которых  может быть присвоено звание бакалавра  по определенному профилю. Все бакалавры имеют право продолжить обучение в вузах. Имеются государственные и частные лицеи.

Информация о работе Профессиональное образование за рубежом