Система образования и её развитие за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 22:07, контрольная работа

Краткое описание

Обучение всегда являлось важнейшей частью нашей деятельности. На протяжении всей жизни, на каждом из ее этапов, человек чему - нибудь учится. Маленький ребенок учится ходить, говорить. Взрослый человек учится быть профессионалом в своей области. Вот и выходит, что человек является участником постоянного процесса обучения, или по – другому – педагогического процесса.

Оглавление

Введение……………………………………………………….3

1.Развитие образования за рубежом………………………..5

2.Система образования за рубежом………………………..11

Заключение…………………………………………………...14

Список используемой литературы…………………………16

Файлы: 1 файл

понятие и виды монополистической деятельности, ответств.doc

— 85.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Старый  Оскол

2010год

с

с 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание: 

     Введение……………………………………………………….3

     1.Развитие  образования за рубежом………………………..5

     2.Система  образования за рубежом………………………..11

     Заключение…………………………………………………...14

     Список  используемой литературы…………………………16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение. 

     Обучение  всегда  являлось  важнейшей  частью  нашей  деятельности.  На  протяжении  всей  жизни,  на  каждом  из  ее  этапов,  человек  чему - нибудь  учится.  Маленький  ребенок  учится  ходить,  говорить.  Взрослый  человек  учится  быть  профессионалом  в  своей  области.  Вот  и  выходит,  что  человек   является  участником  постоянного  процесса  обучения,  или  по – другому – педагогического  процесса.  Наука,  обучающая  тому,  как  надо  правильно  вести  образовательный  процесс  стала  называться  соответственно – Педагогика.

     Долгое  время  считалось,  что  главным  предметом  педагогики является  обучение  и  воспитание  как  подготовка  детей  и  молодых  людей  в  жизни.  Однако  по  мере  развития  некоторая  упрощенность  данного    определения  становилась  все  более  заметной.

     Между  тем  известно,  что  обучение  и  воспитание  не  выступает  автономной  деятельностью,  а  является  составной  частью  системы  средств  подготовки  человека  к  жизни  и  профессиональной  деятельности,  развития  у  него  необходимых  общественных  свойств  и  качеств.  Значит,  закономерности  обучения  и  воспитания  и  их  методические  основы  обуславливаются  закономерностями  развития  и формирования  человека  как социального существа,  а также требованиями,  предъявляемыми  к  нему  со  стороны  общества.

     В  данный  момент  педагогика  исследует  проблемы  изучения  сущности  и  закономерностей  развития  и  формирования  мышления  и  личности  человека.  Предмет  педагогики  содержит  также  определение  целей  обучения  и  воспитания,  и  содержание  учебно – воспитательного    процесса  в  детских  учреждениях,  и,  что  не  менее  важно,  средних  и  высших  учебных  заведениях, в процессе  организации и проведения  постдипломного  обучения.  В  предмет  педагогики  входят  также  теоретические  и  методологические  основы  разработки  и  практической  апробации  методов  обучения  и  воспитания. 

     Как  и у любой  науки,  у  педагогики  есть  своя  история.  Свои  периоды  зарождения  и  развития.  Для  того  чтобы  знать,  что  представляет  собой  эта  наука,  правильно  использовать  ее  методы  и  трезво  оценивать  возможности  необходимо  знать  историю  педагогики,  а  так  же  основы  философии  образования. Без  изучения  этих  разделов  педагогики  невозможно  стать  грамотным  специалистом  в  своей  области.  Но,  поскольку  объем  моей  контрольной  работы  достаточно  ограничен,  я  рассмотрю  здесь  только  одно  явление  педагогической  науки – состояние  образования  и  педагогики  за  рубежом  в  современный  период.    Поскольку  считаю,  что  подобный  анализ  поможет  выявить  недостатки  и  предложить  пути  совершенствования  педагогической  науки.  

 

      1.Развитие образования за рубежом. 

     С  начала  ХХ  века  в западном  обществе  нарастало недовольство  существующей  системой  образования.  Традиционная  система  образования  с  ее  схоластикой,  словесным  обучением  и  оторванностью  от  общества  уже  не  могла удовлетворять возникающие новые потребности.   Обучение,  направленное  только лишь  на  передачу  определенного  объема  готовых   знаний,  пассивное  их  восприятие  учащимися  и  механическое  воспроизведение  учебного  материала  стало  вызывать  негативную  оценку  и  подвергаться  критике.  Появились  психолого – педагогические  теории,  призванные  обновить  обучение.

     Начался  активный  поиск  новых  форм  и  методов  обучения,  направленных   на  развитие  активности,  самостоятельности и творчество  личности  . Позиция  экспериментаторов  была  такой – «Мы  зовем  ребенка  к  постоянному  активному  сотрудничеству,  к  развитию  его  любознательности».  По  их  мнению,  школа  призвана  научить  ребенка  самостоятельно  открывать  факты,  а  не  снабжать  его  ими.  Эти  идеи  нашли  свое  воплощение  вначале  в  работе  экспериментальных  частных  школ.

     В  развитии  и  обновлении  педагогических   методик  наметились  два  главных  направления:  биологизаторское,  признающее  приоритет  врожденного,  и  социологизаторское,  признающего  определяющее  значение  окружающей  среды.  Впрочем,  была  и  еще  одна  теория – биосоциальная,  которая  механически  соединяла  обе  концепции  и  утверждала  фатальную  обусловленность  развития  этими  двумя  факторами.

     В  массовой  западной  школе  достаточно  долгое  время  преобладало  биологизаторское  направление  экспериментальной  педагогики,  которая  доказывало,  что  часть  детей  от  природы  не  способна  к  успешному  обучению.   В  связи  с  этим,  в  начале  ХХ века  широкое распространение получила  практика  интеллектуального тестирования  детей,  определения  их  умственной  одаренности (например,  широко  распространенный  в  США  IQ  тест)  и распределения их, в зависимости от  результатов,  в разные  типы  или классы  школ.    Существовало  мнение,  что умственная  одаренность  является  общей  и,  определяя  успех  в  учении,  является  врожденной  и  постоянной  в  течение  всей  жизни.  С  помощью  теста  определялся умственный  возраст ребенка.  Однако  здесь возникал  одна  проблема.  Дело  в   том,  что  содержание  тестов  на  самом  деле  выявляло   уровень  общего  развития:  словарный  запас,  умственные  умения,  которые  приобретаются  в  результате  жизни в определенных  социальных  условиях.  получалась  парадоксальная  ситуация.  Попадая  уже  в  начальной  школе  в  группу  «неспособных»,  а  среди  них  оказывались  обычно  выходцы  из  малообеспеченных   слоев  населения  и  национальных  меньшинств,  дети  оказывались в неравном  положении со  «способными» (хотя  социальный  статус  никогда не  влиял на  наличие или отсутствие  умственных  способностей),  занимались  по  упрощенным  программам,  приобретая  преимущественно  практические  навыки.  В  дальнейшем  у  таких  детей  оказывался  низкий  уровень  самооценки  и  притязаний,  а  учителя,  не  ожидая  от  детей  особых  успехов  в  учении,  не  стремились  к  развитию  учащихся.  По  результатам  тестовых  испытаний  дети  уже  в  начальной  школе  делились на  потоки (например А, В, С – в  Великобритании),  занимались  по  разным  программам,  и  разрыв  знаний  между  потоками  оказывался  весьма  значительным.  

     Затем  в  возрасте  11 - 12  лет  все  дети  независимо  от  потока,  в  котором  занимались,  представали  перед  единым  тестовыми  испытаниями,  и  тогда  определялось,  на  какое  среднее  образование  они  могут  претендовать:  академическое,  практическое  или  общее (этот  вид  являлся  наиболее  массовым).

     Кроме  психологии,  большое  влияние  на  педагогику  оказала  философия.  В  частности  такое  ее  течение  как  прагматизм.  С  начала  ХХ века   идеи  прагматизма,  возникшие в США и затем воспринятые европейской педагогикой,  получили  широкое распространение  в  теории  педагогики  и  школьной  практике.

     Прагматизм  (инструментализм,  прогрессивизм,  экспериментализм) – философское  и  педагогическое  течение.  Понятия,  теории,  идеи  рассматриваются  прагматистами  как  «инструменты»,  помогающие   в   практической  деятельности.  Истина  изменчива  и  создается  в  процессе  экспериментирования,  опытной  проверки  гипотез.  Одним  из  основателей  этого  движения  был  Д. Дьюи.

     Дьюи  и  его  единомышленники  разработали  принципиально  новые  методы  обучения.  Они  вели  борьбу  со  схоластикой,  книжным  обучением  в  школе,  выступали  против  формального  развития  учащихся.  По  их  утверждению,  большинство  людей  имеет  «узкопрактические  импульсы,  тенденции,  и  склонности»,  лишь  небольшая  часть  общества  обладает  «интеллектуальными  склонностями  и  способностями».  Поэтому  новая  система  образования,  предназначенная  для  массовых  школ,  должна,  опираясь  на  «практические  импульсы»,  помочь  детям  «что-нибудь  делать»,  не  пытаясь  навязать  им  научные знания.  Необходимо  выявить силы  ребенка,  удовлетворить его интересы  и упражнять  способности – так  он  будет  подготовлен  к  созиданию  своей  жизни.

     Цели  воспитания,  по  представлениям  прагматистов,  вытекают  из  данной  ситуации,  связаны  с  удовлетворением  спонтанных  потребностей  ребенка – физических  и  психических  и  служат  приспособлению  его  к  окружающей  среде  и  самореализации.  Ребенок  должен  стать  солнцем,  центром,  вокруг  которого  вращается весь  педагогический  процесс,  задача  учителя – создать  максимальные  возможности  для  наиболее  полного  проявления  индивидуальности  и  личности  ребенка.  При  этом  умаляются  обязанности  учащегося,  роль  учителя,  сообщества,  одноклассников.

     Особенностью  педагогики  Дьюи  стала  ориентация  на  интересы  и  потребности  ребенка,  его  личный  опыт,  обучение  путем  выполнения  практических  дел.  Иными  словами – «учение  посредством  делания» (изготовление  школьной  мебели,  учебных  пособий,  постановка  самодеятельного  спектакля).  Систематические  научные  программы  не  нужны,  как  не  нужны  постоянные  классы  и  расписание.   

     Кроме  того,   на  идеях  Дьюи  основывалась  разработка  «метода  проектов»   его  единомышленниками.  Данная  методика  получила  широкое  распространение в    американской  школе ХХ века.  Её  суть  заключалась в том,  что учащиеся,  выполняя  проект,  узнают  все необходимые сведения  из   различных дисциплин,   так же  меняется  и структура занятия.  Учитель  теперь  не  непререкаемый  авторитет,  а  помощник,  консультант.  вместо  монолога  учителя – беседы  с  учащимися,  самостоятельная  работа  детей  над  темой,  игра,  трудовая  деятельность,  занятия  письмом  и  счетом  проводятся  только    в  связи  с  потребностями,  вытекающими  из  практической  деятельности.

     Весь  учебный  курс  должен  быть  построен  вокруг  четырех  основных  человеческих   инстинктов:  социального, конструирования,  художественного  выражения  и  исследовательского.

     Прагматическая  теория  основывалась  на  практицизме  в  отборе  учебного  материала  (темы  проектов:  «Как  стать  хорошим  покупателем»,  «Арифметика  обыденной  жизни»). 

     Дьюи  и  его  последователи  сводили  процесс  обучения  к  количественному  накоплению  и  реконструкции  ребенком  своего  индивидуального  опыта.  Отсюда  же  выводятся  и  моральные  принципы  и  нормы  поведения.  Личный  успех,  связанный,  прежде  всего,  с   богатством  и  социальным  престижем,  выступает  основным  критерием  нравственности.

     Однако,  в  середине  ХХ века  идеи  прагматизма  подверглись  жесткой  критике  за  отказ  от  научного  образования,  но  они  и  сегодня  подпитывают  обучение  в  американской  школе,  во  многом  основывающееся  на  установках  прагматической  педагогики.  На  данный  момент,  прагматическая  педагогика  призывает  изменяться  и  приспосабливаться  к  меняющемуся  миру  не  только  в  утилитарно – практическом,  но  и    эмоционально – личностном  отношении,  привлекает  к  организации  в  процессе  обучения  личностно – ориентированные  методики,  направленные  на  приобретение  личностно  значимых  знаний. 

     На  сегодняшний  день,  в  ходе  развития  данных  методик,  в  зарубежной  педагогике  вновь  выделилось  два  направления:  социальная  педагогика  и  феноменологическая  педагогика.

     Социальная  педагогика   основывается  на  традиционной  идее  о  роли  воспитания  и  образования  как  ретрансляторов  культуры  прошлого.  Обучение  и воспитание  таким образом выступают как передача  молодым поколениям  универсальных элементов культуры  прошлого.  В  связи  с  этим  подчеркивается  актуальность  сохранения  в  обновленном  виде  систематического  академического  образования.  Подобная  программа  распространена  в  тех  отраслях  педагогики,  в  которых  социум  рассматривается  как  ведущее  условие  развития  и  воспитания  личности.  Сторонники  социального  воспитания  ставят  задачу  усвоения  таких  культурных  ценностей,  которые  позволят  учащимся  безболезненно  вписываться  в  общественные  структуры.  Они  полагают,  что  биологический  и  социальный  факторы  воспитания  действуют  в  непосредственной  взаимосвязи  друг  с  другом,  причем  среда  корректирует  наследственность.  Социопедагогика  видит  в  школе  основное  социальное  условие  воспитания.  Она  представляется  специфической  моделью  общественной  среды.  При  этом  едва  ли  не  главным  носителем  общественных  ценностей  в  школе  считается  учитель.

Информация о работе Система образования и её развитие за рубежом