Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 22:07, контрольная работа
Обучение всегда являлось важнейшей частью нашей деятельности. На протяжении всей жизни, на каждом из ее этапов, человек чему - нибудь учится. Маленький ребенок учится ходить, говорить. Взрослый человек учится быть профессионалом в своей области. Вот и выходит, что человек является участником постоянного процесса обучения, или по – другому – педагогического процесса.
Введение……………………………………………………….3
1.Развитие образования за рубежом………………………..5
2.Система образования за рубежом………………………..11
Заключение…………………………………………………...14
Список используемой литературы…………………………16
Феноменологическая педагогика. У представителей данного направления несколько иной взгляд на образование. Приоритетным для них является индивидуально ориентированное, гуманистически направленное воспитание и образование. Красной нитью в их рассуждениях проходит мысль о персональном обучении. Разделяя такой подход, представители, например, нового воспитания и гуманистической психологии школы рассматривают как веление дня поворот в воспитании к личности ребенка.
Особенную
популярность идеи нового воспитания
приобрели во Франции. В понимании
сторонников данного движения
личность – это, прежде всего,
биологическое существо с природной
рефлексией, которая позволяет
приспосабливаться к среде. С одной
стороны, признается важность
взаимодействия личности со
средой, а с другой – провозглашается
независимость индивида от социального
окружения. Они подвергают сомнению
правомерность жестоких наказаний
и призывают формировать личность
при бережном и уважительном
к ней отношении.
2.Система
образования за рубежом.
К середине ХХ века во всех западных странах имелась обязательная средняя государственная школа. Несмотря на то, что типы школ различны и своеобразны в каждой стране, между ними есть и общие черты построения системы образования. Она включает в себя похожие звенья такие как: дошкольное воспитание, начальную, среднюю, специально – профессиональную школу и вузы.
К дошкольным государственным учреждениям относятся: материнские школы (как во Франции и Чехии), детские сады (ФРГ, Франция, Япония), школы - ясли – 2 – 7 лет (Великобритания), дошкольные классы при начальной школе (США, Великобритания). Их задачей является физическое, эстетическое воспитание ребенка и подготовка его к школе: развитие устной речи, обучение грамоте, счету.
Начальная школа. Эта ступень являлась образовательной и охватывала детей в возрасте с 5 – 6 до 16 лет; в разных странах сроки обучения различны. Так например, в Великобритании с 5 до 11 лет, во Франции с 6 до 14 - 15 лет.
Начальная (или как ее еще иногда называют «элементарная», «народная») обычно имеет две ступени – младшую и старшую. Первая ступень – четырех, шестилетняя начальная школа, ее посещали все дети и учились в ней по единой программе (ФРГ, Франция), или по различным (как, например, в США и Великобритании). Уже в рамках начальной школы, действовал отбор «по способностям» в соответствии с которой строилась программа обучения.
Методов преподавания в начальной школе было два: традиционный и комплексный метод, а так же метод проектов (эти методы использовались гораздо чаще, чем традиционный). Задачей комплексного метода и метода проектов являлась активизация работы учащихся. Школьники овладевали навыками чтения, письма, счета, художественного труда; получали знания по географии и истории своей страны, природоведению, гигиене, занимались музыкой и физкультурой. Кроме этого в число обязательных дисциплин часто включается изучение религии (хотя не всегда и не везде, так, например, в Англии и Германии богословие включено в стандартные программы общего образования, а в США, Франции и Японии нет).
В возрасте 10 -11 лет учащиеся большинства стран проходили через тестовые испытания и определялись в гимназии (ФРГ) или в дополнительные классы (Франция), где изучали в основном гуманитарные дисциплины. Имелась и неразделяемая начальная средняя школа - шестилетняя (Япония), восьмилетняя (США). После окончания начальной школы подростки определялись в один из типов средней школы.
Средняя школа – срок обучения в ней от 4 – 5 до 9 лет. Причем в одной стране она могла быть представлена разными их типами: грамматическими (Великобритания), гимназиями (ФРГ), лицеями и колледжами (Франция). Объединяет их то, что сюда могли поступать лишь те, кто по результатам тестовых испытаний имел высокий уровень так называемой умственной одаренности – 20 – 25% окончивших начальные школы. Только их окончание давало возможность поступить в университет. Возраст обучающихся в них – с 10 – 11 до 15 – 19 лет.
Помимо этого к числу средних школ относились также «современные» (Великобритания) – наиболее массовый тип школы, неполные средние (ФРГ), старшие классы начальной школы (Франция) и др., в которых значительно ниже уровень подготовки.
В США, где существовали объединенные всеохватывающие школы, также имелись потоки, профили; академический (примерно 1/3 учащихся) и практический. В отличие от других стран здесь школа едина, но внутри нее также существовала дифференциация школьников, которая затем влияла на их дальнейшее образование.
Гимназии, лицеи, колледжи могли быть классическими и реальными, разница заключалась только в количестве часов, отводившихся на классические и реальные дисциплины. В число обязательных предметов включалось изучение древних языков – латыни, греческого, математики, родного языка.
В течение всего обучения в средней школе первого типа происходил отбор и отсев учащихся, так что окончить ее могли только 25 – 30% учащихся; лишь эти выпускник могли затем поступать в вузы.
Начальная ступень средней школы считалась обязательной и предназначалась для тех, кому предстояло заниматься неквалифицированным трудом (другими словами «работать руками»), она была тупиковой, а именно не давала права поступления в вуз (например, «современные» школы в Великобритании, неполные средние в ФРГ).
Общеобразовательная школа дополнялась сетью профессиональных, в которых различен срок обучения и набор дисциплин.
Высшее образование: университеты, институты, академии, «большие школы». Все они разнотипны по профилю, организации, условиям приема, уровню подготовки.
В середине ХХ века теория умственной одаренности и деления учащихся на основе тестовых испытаний подверглась критике, благодаря чему в системе западного образования произошли значительные изменения. Так в Великобритании стали создаваться объединенные школы с тремя отделениями: гуманитарным, техническим и естественно - математическим, где результаты тестирования не сказывались так жестко и бесповоротно на судьбе ученика. Во Франции были сближены классическое и современное образование.
Заключение.
Подходит к концу контрольная работа и пора подвести итоги. Анализируя все сказанное ранее можно сделать вывод, что в каждой стране имеется своя определенная система образования, которая обладает набором определенных специфических качеств. Но все эти системы имеют и схожие черты.
Долгое время в зарубежной педагогике господствовало мнение, что умственный потенциал человека определен изначально природой и остается неизменным в течение всей жизни. Учащихся практически сразу делили на потоки по этому принципу. Существенный недостаток этой системы заключался в том, что она усиливала социальное неравенство. Для определения умственных способностей использовался метод интеллектуального тестирования, но он выявлял только уровень общего развития (то есть те навыки, которые приобретаются в течение жизни). Поскольку на уровень общего развития большое влияние оказывает социальная среда, то учащиеся из богатых семей оказывались в значительно более выгодном положении. Затем данный метод определения интеллектуального потенциала сменил социологизаторский метод, признававший основным влияние социальной среды.
Большую популярность приобрело механическое заучивание текстов, гипертрофированная работа с учебниками. Учитель выступал как непререкаемый авторитет и единственный носитель знаний.
Вскоре на смену существующему методу пришел другой, предложенный Д. Дьюи. Согласно нему обучение происходило в ходе выполнения практической задачи. Во время того, как ребенок выполнял задание, он получал все необходимые ему знания. Преподаватель в данном случае только подсказывал возможные пути, но ни в коем случае не указывал.
На сегодняшний день в практике обучения уживаются как классический метод, так и новаторский, направленный на творческое развитие личности.
Основной упор в обучении в зарубежных странах делается на нравственное развитие человека. Воспитание терпимости к представителям других национальностей и культур. Религия в одних странах включается в обязательную программу, а в других является добровольным выбором самих учащихся.
Также велика роль технических средств в процессе обучения. почти все учебные заведения оснащены компьютерами и средствами мультимедиа.
В
целом, в педагогике зарубежных
стран есть свои плюсы и
свои минусы, как и везде.
Плюс в том, что сейчас
образование (в том числе и
высшее) стало более доступным,
и получить его может большее
число людей, чем раньше.
Минус же в том, что из
– за большой наполняемости
классов и очень широкого
применения техники многие учащиеся
становятся функционально неграмотными.
Формально они получили образование,
но на практике применить его
не могут.
Список
используемой литературы:
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., исп. и перераб. – М.: Университетская книга, Лого
2. Психология и педагогика: Учебник для вузов / Н. Г. Милорадова - М.: Гардарики, 2007 г. - 335 с.с, 2007 г. – 384 с.
3. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психологоия и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. Э.В. Островского. – М.: Вузовский учебник, 2005 г. – 384 с.
4. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001 г. – 480 с.
5. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2006 г. – 432 с., ил. – (Серия «Учебное пособие»)
Информация о работе Система образования и её развитие за рубежом