Система образования и её развитие за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 22:07, контрольная работа

Краткое описание

Обучение всегда являлось важнейшей частью нашей деятельности. На протяжении всей жизни, на каждом из ее этапов, человек чему - нибудь учится. Маленький ребенок учится ходить, говорить. Взрослый человек учится быть профессионалом в своей области. Вот и выходит, что человек является участником постоянного процесса обучения, или по – другому – педагогического процесса.

Оглавление

Введение……………………………………………………….3

1.Развитие образования за рубежом………………………..5

2.Система образования за рубежом………………………..11

Заключение…………………………………………………...14

Список используемой литературы…………………………16

Файлы: 1 файл

понятие и виды монополистической деятельности, ответств.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

     Феноменологическая  педагогика.  У  представителей  данного  направления  несколько  иной  взгляд  на  образование.  Приоритетным  для  них  является  индивидуально  ориентированное,  гуманистически  направленное  воспитание  и  образование.  Красной  нитью  в  их  рассуждениях  проходит  мысль  о  персональном  обучении.  Разделяя  такой  подход,  представители,  например,  нового  воспитания  и  гуманистической  психологии  школы  рассматривают  как  веление  дня  поворот  в  воспитании  к  личности  ребенка.

     Особенную  популярность  идеи  нового  воспитания  приобрели  во  Франции.  В  понимании  сторонников  данного  движения  личность – это,  прежде  всего,  биологическое  существо  с  природной  рефлексией,  которая  позволяет приспосабливаться к среде.  С одной стороны,  признается  важность  взаимодействия  личности  со  средой,  а с другой – провозглашается  независимость  индивида  от  социального  окружения.  Они  подвергают  сомнению  правомерность  жестоких  наказаний  и  призывают  формировать  личность  при  бережном  и  уважительном  к  ней  отношении. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.Система образования за рубежом. 

     К  середине  ХХ века  во  всех  западных  странах имелась обязательная  средняя государственная школа. Несмотря  на  то,  что   типы  школ  различны  и  своеобразны  в  каждой  стране,  между  ними  есть  и  общие  черты  построения  системы  образования.  Она  включает  в  себя  похожие  звенья  такие  как:  дошкольное  воспитание,  начальную,  среднюю,  специально – профессиональную  школу  и  вузы.

     К  дошкольным  государственным  учреждениям  относятся:  материнские  школы (как  во  Франции  и  Чехии),  детские  сады (ФРГ,  Франция,  Япония),  школы - ясли – 2 – 7 лет (Великобритания),  дошкольные классы  при начальной школе (США,  Великобритания).  Их  задачей является  физическое,  эстетическое  воспитание  ребенка и подготовка  его  к  школе:  развитие  устной  речи,  обучение  грамоте,  счету. 

     Начальная  школа. Эта  ступень  являлась образовательной и  охватывала детей  в  возрасте  с  5 – 6  до  16  лет;  в  разных  странах  сроки  обучения  различны.  Так  например,  в  Великобритании  с 5  до  11 лет, во  Франции  с  6  до 14 - 15 лет.

     Начальная (или  как  ее  еще  иногда  называют  «элементарная»,  «народная»)  обычно  имеет  две  ступени – младшую  и  старшую.  Первая  ступень – четырех,  шестилетняя начальная школа,  ее  посещали  все дети  и учились в ней по  единой  программе (ФРГ,  Франция),  или по  различным (как,  например,  в  США  и  Великобритании).  Уже  в  рамках  начальной  школы,    действовал  отбор «по способностям» в соответствии  с  которой  строилась  программа  обучения.

     Методов  преподавания  в  начальной  школе  было  два:  традиционный  и  комплексный  метод,  а  так  же  метод  проектов (эти методы  использовались  гораздо  чаще,  чем  традиционный).  Задачей  комплексного  метода  и  метода  проектов  являлась  активизация  работы  учащихся.   Школьники  овладевали  навыками  чтения,  письма,  счета,  художественного  труда;  получали  знания  по  географии  и  истории  своей   страны,  природоведению,  гигиене,  занимались  музыкой  и  физкультурой.  Кроме  этого  в  число  обязательных  дисциплин  часто  включается  изучение  религии (хотя  не  всегда  и  не  везде,  так,  например,  в  Англии  и  Германии   богословие  включено  в  стандартные  программы  общего  образования,  а в  США,  Франции  и  Японии  нет). 

     В  возрасте  10 -11  лет  учащиеся  большинства  стран  проходили  через  тестовые испытания и определялись  в гимназии (ФРГ)  или в дополнительные  классы (Франция),  где  изучали  в  основном  гуманитарные  дисциплины.  Имелась  и  неразделяемая  начальная  средняя школа - шестилетняя (Япония),  восьмилетняя (США).  После  окончания  начальной  школы  подростки  определялись  в  один  из  типов  средней  школы.

     Средняя  школа – срок  обучения  в  ней  от 4 – 5 до 9 лет.  Причем  в  одной  стране  она  могла  быть  представлена  разными  их  типами:  грамматическими  (Великобритания),  гимназиями (ФРГ),  лицеями  и  колледжами (Франция).  Объединяет  их  то,  что сюда  могли  поступать  лишь  те,  кто  по  результатам  тестовых   испытаний  имел  высокий  уровень  так  называемой  умственной  одаренности – 20 – 25%  окончивших  начальные  школы.  Только  их  окончание  давало  возможность  поступить  в  университет.  Возраст  обучающихся  в  них – с  10 – 11 до 15 – 19  лет.

     Помимо  этого  к  числу  средних  школ  относились  также  «современные» (Великобритания) – наиболее  массовый  тип школы, неполные  средние (ФРГ),  старшие классы  начальной школы (Франция)  и др.,  в которых  значительно  ниже  уровень  подготовки.

       В  США,  где  существовали  объединенные  всеохватывающие   школы,  также  имелись  потоки,  профили;  академический (примерно 1/3  учащихся)  и  практический.  В  отличие  от  других  стран  здесь  школа  едина,  но  внутри  нее  также  существовала  дифференциация  школьников,  которая  затем  влияла на  их  дальнейшее  образование.

     Гимназии,  лицеи,  колледжи могли  быть  классическими  и  реальными,  разница  заключалась  только  в  количестве  часов,  отводившихся  на  классические  и  реальные  дисциплины.  В  число  обязательных  предметов  включалось  изучение  древних  языков – латыни,  греческого,  математики,  родного  языка.

     В  течение  всего  обучения  в  средней  школе  первого  типа  происходил  отбор  и  отсев  учащихся,  так  что  окончить  ее  могли  только  25 – 30%  учащихся;  лишь  эти  выпускник  могли  затем  поступать  в  вузы.

     Начальная  ступень  средней  школы  считалась  обязательной  и  предназначалась  для  тех,  кому  предстояло  заниматься  неквалифицированным  трудом (другими  словами  «работать  руками»),  она  была  тупиковой,  а  именно не  давала  права  поступления  в  вуз (например,  «современные»  школы  в  Великобритании,  неполные  средние  в  ФРГ).

     Общеобразовательная   школа дополнялась  сетью  профессиональных,  в  которых  различен  срок  обучения и  набор  дисциплин.

     Высшее  образование:  университеты,  институты,  академии,  «большие  школы».  Все  они  разнотипны  по  профилю,  организации,  условиям  приема,  уровню  подготовки.

     В  середине  ХХ века  теория  умственной  одаренности и деления учащихся  на  основе  тестовых  испытаний подверглась  критике,  благодаря чему  в системе западного образования произошли значительные  изменения.  Так в Великобритании  стали создаваться  объединенные  школы   с  тремя  отделениями:  гуманитарным,  техническим  и  естественно - математическим,  где  результаты  тестирования  не  сказывались  так  жестко  и  бесповоротно  на  судьбе  ученика.  Во  Франции были  сближены классическое  и  современное  образование.

 

      Заключение. 

     Подходит  к  концу  контрольная  работа  и  пора  подвести  итоги.  Анализируя  все  сказанное  ранее  можно  сделать  вывод,  что  в  каждой  стране имеется  своя  определенная  система  образования,  которая  обладает набором  определенных  специфических  качеств.  Но  все  эти  системы  имеют  и  схожие  черты.

     Долгое  время  в  зарубежной  педагогике  господствовало  мнение,  что  умственный  потенциал  человека  определен  изначально  природой  и  остается  неизменным  в  течение  всей  жизни.  Учащихся  практически  сразу  делили  на  потоки  по  этому  принципу.  Существенный  недостаток  этой системы заключался  в том,  что она усиливала  социальное  неравенство.  Для  определения  умственных  способностей  использовался  метод  интеллектуального  тестирования,  но  он  выявлял  только  уровень  общего  развития  (то  есть  те  навыки,  которые  приобретаются  в  течение жизни).  Поскольку  на  уровень  общего  развития  большое  влияние  оказывает  социальная  среда,  то  учащиеся  из  богатых  семей  оказывались  в  значительно более  выгодном  положении.  Затем  данный  метод определения  интеллектуального потенциала  сменил  социологизаторский  метод,  признававший  основным  влияние  социальной  среды.

     Большую  популярность  приобрело  механическое  заучивание  текстов,  гипертрофированная  работа  с  учебниками.  Учитель  выступал  как  непререкаемый  авторитет  и  единственный  носитель  знаний.

     Вскоре  на  смену  существующему  методу  пришел  другой,  предложенный  Д. Дьюи.  Согласно  нему  обучение  происходило  в  ходе  выполнения  практической  задачи.  Во  время того,  как  ребенок  выполнял  задание,  он  получал  все  необходимые  ему  знания.  Преподаватель  в  данном  случае  только  подсказывал  возможные  пути,  но  ни  в  коем  случае  не  указывал.

     На  сегодняшний  день  в  практике  обучения  уживаются  как  классический  метод,  так и новаторский,  направленный  на  творческое  развитие  личности.

     Основной  упор  в  обучении  в  зарубежных  странах  делается  на  нравственное  развитие  человека.  Воспитание   терпимости    к  представителям  других  национальностей  и  культур.  Религия в одних странах включается  в обязательную  программу,  а в других  является  добровольным  выбором  самих  учащихся.

     Также  велика  роль  технических  средств  в  процессе  обучения.  почти  все  учебные  заведения  оснащены  компьютерами  и  средствами  мультимедиа.

     В  целом,  в  педагогике  зарубежных  стран  есть  свои  плюсы  и  свои  минусы,  как  и  везде.  Плюс  в    том,  что  сейчас  образование (в  том  числе  и  высшее)  стало  более  доступным,  и  получить  его  может  большее  число  людей,  чем  раньше.  Минус  же  в  том,  что  из – за  большой  наполняемости  классов  и  очень  широкого  применения  техники  многие  учащиеся  становятся  функционально  неграмотными.  Формально  они  получили  образование,  но  на  практике  применить его не  могут.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы: 
 

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., исп. и перераб. – М.: Университетская книга, Лого

2. Психология и педагогика: Учебник для вузов / Н. Г. Милорадова - М.: Гардарики, 2007 г. - 335 с.с, 2007 г. – 384 с.

3. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психологоия и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. Э.В. Островского. – М.: Вузовский учебник, 2005 г. – 384 с.

4. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001 г. – 480 с.

5. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2006 г. – 432 с., ил. – (Серия «Учебное пособие»)

Информация о работе Система образования и её развитие за рубежом