Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:46, сочинение
Информационные технологии все больше проникают в различные сферы человеческой деятельности, в частности и образовательную. Этому способствуют, как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние факторы, связанные с распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения. В большинстве случаев использование средств информатизации оказывает реальное положительное влияние на облегчение работы учителей школ, а также на эффективность обучения школьников.
Эссе на тему «Проблемы и перспективы информатизации средней и высшей школы»
Время, в которое мы живем, часто называют информационным. Многие исследователи сходятся во мнении, что именно информационные технологии являются одной из движущих сил, вызывающих быстрые и динамичные изменения в современном мире.
Информационные технологии все больше проникают в различные сферы человеческой деятельности, в частности и образовательную. Этому способствуют, как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние факторы, связанные с распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения. В большинстве случаев использование средств информатизации оказывает реальное положительное влияние на облегчение работы учителей школ, а также на эффективность обучения школьников.
Понятие информатизации
Понятие «информатизация» может быть рассмотрена в нескольких аспектах, отражающих стадии информатизации общества. На самом элементарном уровне информатизации - это насыщение социальной среды информационно-коммуникационной техникой. Второй этап - это повышение эффективности использования технических средств и развитие мотивации к получению новых навыков и активному использованию техники. Третий этап - формирование полномасштабного информационного общества, где информатизированы практически все аспекты социальной, политической, экономической жизни [1, С.22].
Говоря об информатизации образования прежде всего следует относить область научно-практической деятельности человека, направленная на применение технологий и средств сбора, хранения, обработки и распространения информации, обеспечивающее систематизацию имеющихся и формирование новых знаний в сфере образования для достижения целей обучения и воспитания.
Информатизация конкретного учебного заведения представляет собой комплекс мероприятий, нацеленных на применение средств информационных технологий для повышения эффективности процессов обработки информации во всех, без исключения, видах деятельности современного учреждения общего среднего образования [3].
Проблемы информатизации общества и школы
Фундаментальной проблемой информатизации российского общества остается ее фрагментарный характер. В нашей стране сохраняется значительное неравенство в доступе граждан к информационно-компьютерным технологиям, то есть не полностью реализован даже первый этап информатизации.
Более того, очевидны проблемы и с реализацией второго этапа: придется преодолевать различие между уровнями квалификации и мотивации людей, уже давно и успешно использующих информационные технологии, и новичков в информационном мире. Иными словами, недостаточно установить в сельской школе компьютерный класс, надо еще объяснить ученикам, как он может помочь им в жизни.
На государственном уровне можно выделить пять блоков проблем информатизации науки и образования:
Образовательные программы, направленные на информатизацию общества и школы
На современном этапе развития российского общества осуществляется ряд программ, прежде всего в области образования, совершенствования государственного управления и развития информационной инфраструктуры, среди которых, например, Межведомственная программа «Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы», Федеральная целевая программа «Электронные библиотеки», Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды», Федеральная целевая программа «Электронная Россия», посвященная преимущественно проблемам совершенствования взаимодействия органов власти между собой и другими субъектами.
В рамках этих программ и проектов осуществляются: создание регионально-ориентированной инфраструктуры для поиска, предоставления и распространения информации, которая позволит существенно приблизиться к мировому уровню информационного обслуживания; развитие транспортной среды, общей для науки, образования и культуры; построение на этой основе предметно-ориентированных логических сетей.
Вместе с тем эти программы разрозненны и не скоординированы, отсутствует та программа, которая бы способствовала третьему этапу информатизации.
Представляется, что целью российского информатизационного проекта должно быть построение в России информационного общества, способного обеспечить полномасштабное встраивание России в мировую систему разделения труда с использованием человеческого и научного потенциала России [1, С. 23-24].
Итак, в условиях сложившихся в мире социально-экономической системы весьма перспективным путем развития для России представляется построение информационного общества. Процесс становления достаточно длителен и занимает десятки лет, чтобы ускорить становление информационного общества необходимо постепенно производить информатизацию всех сфер деятельности человека, прежде всего образования, так как это способствует адаптации поколений к новой системе. Для этого предстоит решить немало проблем, прежде всего это и непосредственное распространение информационных и телекоммуникационных технологий, недостаточный профессионализм школьных учителей в области использования ИКТ.
На мой взгляд, использование информационных и коммуникационных технологий будет оправданным и приведет к повышению эффективности обучения в том случае, если такое использование будет отвечать конкретным потребностям системы образования и заинтересованностью их использования непосредственно участниками образовательного процесса.
Литература
1. Левнович-Маслюк, Л. Сетчатка/ Леонид Левнович-Маслюк // Компьютера. – 2003. – № 25 (500). – С. 22-24.
2. Сборник информационно-методических материалов о проекте «Информатизация системы образования». – М.: Локус-Пресс, 2005. – 52 с.
3. http://www.humanities.edu.ru/
Информация о работе Проблемы и перспективы информатизации средней и высшей школы