Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 12:53, реферат
В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрения различных наук. Один из возможных путей достижения указанных целей, на мой взгляд, это учебно-исследовательская деятельность учащихся как одна из наиболее прогрессивных форм обучения детей в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие их способности. Проведение самостоятельных исследова
«Молодечненская средняя школа № 4»
Выступление на МО
по теме:
«ОДАРЁННЫЙ РЕБЕНОК: РЕАЛИИ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ»
Подготовила:
учитель французского языка
Тетерник А.В.
Молодечно 2012
Цель обучения ребенка состоит в том,
чтобы сделать его способным развиваться
дальше без помощи учителя.
Элберт Хаббард
В современных условиях общество
предъявляет высокие требования
не только к уровню знаний выпускников,
но и к умению работать самостоятельно,
к способности рассматривать
проблему или явление с точки
зрения различных наук. Один из возможных
путей достижения указанных целей,
на мой взгляд, это учебно-исследовательская
деятельность учащихся как одна из
наиболее прогрессивных форм обучения
детей в современной школе. Она
позволяет наиболее полно выявлять
и развивать как
Одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одаренные дети – это
особая группа учащихся. Основной проблемой
одаренных детей ученые называют
проблему реализации их способностей
в личностно и социально
Соглашаясь с Шишовой И.Е., хотелось бы отметить, что главной причиной, тормозящей социализацию и самоактуализацию одаренных детей, является недоразвитие социальной компетенции как главной составляющей общей коммуникативной компетенции на иностранном языке. Поэтому в содержание обучения следует включить метод научно-исследовательской деятельности для раскрытия способностей одаренных учащихся и формирования иноязычной социальной компетенции.
Учитель иностранного языка, наука и дети – как соотносятся эти понятия? Что дают детям занятия практической научно-исследовательской деятельностью? Как известно, наука представляет собой систему знаний об окружающей нас действительности. Следовательно, цель школьного образования – сформировать у учащихся знания в виде системы, а не ее отдельных элементов, не связанных между собой. Итогом обучения должна стать способность ученика ответить на вопросы: “Что?”, “Почему?” и “Зачем?”. Иногда, к сожалению, случается так, что дети не в состоянии ответить на эти вопросы, так как им приходится заучивать готовые истины, не пропуская их через свое сознание. Таким образом, знания теряют свою ценность и, как следствие, забываются. Как устранить эту проблему? Нужно всего лишь показать ученику, как добывать знания, и помочь ему их получить посредством научно-исследовательской деятельности. Научно-исследовательская деятельность школьников – это ключ к развитию их творческих способностей и креативного мышления, к стремлению самосовершенствоваться, к формированию потребностей учащихся в продолжении образования и получении дополнительного образования. Научно-исследовательская деятельность помогает сформировать общественно важные качества личности учащихся, такие как: умение самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать идеи и критически мыслить, анализировать, обобщать полученные данные, делать выводы – в общем, выполнять всевозможные мыслительные операции.
Научно-исследовательская деятельность школьников – это деятельность учащихся под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Организация научно-исследовательской деятельности школьников позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета и учит их применять на практике.
У одарённых детей чётко
проявляется потребность в иссл
Исследовательская
деятельность учащихся – образовательная
технология, предполагающая решение учащимися
исследовательской,
творческой задачи под руководством учителя,
в ходе которого реализуются следующие
этапы (вне зависимости от области исследования):
Исследовательская деятельность помогает развить у школьников следующие ключевые компетентности:
Великий Наполеон говорил: «Когда ищешь причины успехов великих полководцев, то удивляешься, находя, что было ими сделано все, чтоб обеспечить их».
Да, успех приходит к тому, кто непрерывно работает над собой. И не мало важно, чтобы рядом были те, кто верит, надеется, помогает, кто сам стремится к успеху… - а это и есть главный принцип работы с одаренными учащимися.
Рекомендации по написанию исследовательских работ по иностранному языку
Деятельность – это целенаправленная активность, направленная на достижение поставленной цели. Научно-исследовательская деятельность школьников – это деятельность учащихся под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Организация научно-исследовательской деятельности школьников позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета и учит их применять на практике. Продуктом научно-исследовательской деятельности школьников является творческая научно-исследовательская работа. Основными критериями качества педагогического исследования являются критерии актуальности, новизны, теоретической и практической значимости. Научная деятельность обладает собственной структурой, имеет общий алгоритм. Существуют обязательные компоненты научных исследований, этапы, виды работ, понятийный аппарат и терминология.
Алгоритм научных исследований включает в себя 4 основных этапа.
Любое научное исследование посвящено разрешению какой-то проблемы. Проблема исследования – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Решение этого противоречия самым непосредственным образом связано с практической необходимостью. Правильная постановка и ясная формулировка проблемы исследования очень важна. Она определяет стратегию исследования, направление научного поиска.
Тема исследования – более узкая сфера исследования в рамках предмета. Тема – это ракурс, в котором рассматривается проблема исследования. Тема должна быть емкой, краткой и конкретной.
После того, как тема сформулирована, нужно показать её актуальность. Критерий актуальности указывает на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики обучения и воспитания. Актуальные исследования дают ответ на наиболее острые в данное время вопросы, отражают социальный заказ общества педагогической науке, указывают на важнейшие противоречия, которые имеют место в практике. Критерий актуальности динамичен, подвижен, зависит от времени, учета конкретных и специфических обстоятельств.
Далее выдвигается гипотеза. Гипотеза (основание, предположение) – научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении. Гипотеза должна быть проверяемой, содержать предположение.
Далее следует формулировка цели и задач исследования. Цель исследования – это конечный результат, которого бы хотел достичь исследователь при завершении своей работы. Из поставленной цели вытекают задачи исследования.
Задача исследования – выбор путей и средств для достижения цели. Цель и задачи исследования часто формулируются с помощью слов: выявить, определить, установить, изучить, доказать, обосновать, разработать, объяснить, провести анализ (мониторинг, социологический опрос, интервью и т.д.).
Выбор объекта и предмета исследования. Объект – это то, на что направлен процесс познания. Предмет исследования – часть, сторона объекта. Это те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению.
Отбор методов исследования. Метод исследования – это способ получения достоверных знаний, достижения конкретных научных результатов. Методы исследования делятся на теоретические, эмпирические и математические.
Теоретические методы служат для интерпретации, анализа и обобщения эмпирических данных, для построения научных теорий и обоснования научных положений (анализ, синтез, изучение литературы по проблеме, классификация, обобщение, сравнение, моделирование, мысленный эксперимент).
Эмпирические методы служат для сбора данных, получения и фиксирования научных фактов. К ним относятся наблюдение, опросные методы (анкетирование, беседа, интервью, тестирование, социологический опрос, мониторинг и др.).
Математические методы применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенными из математических методов, применяемых в педагогике, являются регистрация, ранжирование, шкалирование.
Далее формулируются основные положения, выносимые на обсуждение или на защиту, и дается краткое описание структуры работы.
Особую значимость и ценность любой исследовательской работе придает эксперимент. Эксперимент – специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности. Педагогический эксперимент – исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на педагогическое явление; измерение отклика, результатов педагогического воздействия и взаимодействия.
Этапы эксперимента: теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез); методический (разработка методики эксперимента и его плана, программы, методов обработки полученных результатов); собственно эксперимент – проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых); аналитический – количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулировка выводов и практических рекомендаций.
Информация о работе Одаренный ребенок: реалии, проблемы, перспективы