Одаренный ребенок: реалии, проблемы, перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 12:53, реферат

Краткое описание

В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрения различных наук. Один из возможных путей достижения указанных целей, на мой взгляд, это учебно-исследовательская деятельность учащихся как одна из наиболее прогрессивных форм обучения детей в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие их способности. Проведение самостоятельных исследова

Файлы: 1 файл

ОДАРЁННЫЙ РЕБЕНОК РЕАЛИИ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ.docx

— 36.92 Кб (Скачать)

Педагогический эксперимент  может быть констатирующим, устанавливающим  только реальное состояние дел. И  формирующим (преобразующим, развивающим), когда проводится целенаправленное изменение условий (методов, форм и содержания образования) для коррекции, развития личности школьника или детского коллектива. Формирующий эксперимент требует наличия для сравнения контрольных групп.

  1. Практический этап (этап выполнения). На данном этапе ребята выполняют согласно плану исследования (обрабатывают информацию, выполняют эксперимент) и оформляют научно-исследовательскую работу. Учитель на данном этапе выступает в роли консультанта и помощника.
  2. Рефлексивный этап (этап оценки результатов и защиты исследовательских работ). На данном этапе учащиеся под руководством педагогов готовят доклады по теме исследования, презентации для защиты научно-исследовательской работы. Презентации можно сделать на бумажных носителях в виде диаграммы, схемы, таблицы, фотографии и на электронных носителях в форме компьютерной презентации.

Некоторые считают, что достаточно выучить подготовленный текст доклада, и успех на конференции обеспечен. Но это не так. Часто приходится наблюдать, как серьёзные по содержанию работы не попадают в пятёрку лучших из-за того, что не представлены должным образом. Основную причину мы видим в том, что дети оказались психологически не готовы к борьбе и победе. Считаем очень полезным предварительное представление исследовательской работы сначала в узком творческом коллективе, а затем в расширенной аудитории школьной научно-практической конференции. Этот этап не просто тренировка, а своего рода рекламная кампания, программирование авторов работы на успех – они должны быть уверены в предстоящей победе на конференции.

Список наиболее удачных тем исследовательских  работ учащихся

  1. Характеристика стадий любви в романе Шарлоты Бронте «Джен Эйр»
  2. Королева Елизавета I в истории и кинематографии: сходства и различия
  3. В поисках RUSSKого слова (Русские заимствования и их распространение в английском языке)
  4. Средства выражения понятия толерантность в белорусском и английском языках
  5. Словотворчество (новообразования слов) Джоан Роулинг в литературной сказке «Гарри Поттер»
  6. Флористический компонент в составе фразеологических единиц
  7. Феномен индустриальной культуры как новая концепция сохранения культурного наследия и как один из туристических маршрутов Германии (на примере Рурской области земли Северный Рейн — Вестфалия)
  8. Сравнительная характеристика белорусских и немецких праздников (коляды и День трех королей, масленица и карнавал, Иван Купала и День Йоханнеса) и мифологических персонажей (домовой — в Беларуси, ведьма – в Германии)
  9. Фразеологизмы-соматизмы в русском и французском языках

Список неудачных  тем исследовательских работ  учащихся

  1. В мире английских идиом
  2. Англицизмы в современном русском языке
  3. Суффиксация – способ словообразования в системе английского существительного
  4. Исследование трудностей в изучении английского языка
  5. Составные слова в английской лексике и в произведениях английских авторов
  6. Крылатые слова на английском языке
  7. Основные лексические и грамматические различия между американским и британским вариантом английского языка
  8. Неологизмы в английском языке
  9. Сопоставление фразеологизмов в немецком и русском языках
  10. Ложные друзья переводчика
  11. Влияние истории, культуры и традиций на образ жизни британцев
  12. Изменения в немецком правописании
  13. Этимология английских слов
  14. Заимствования, их роль и место в системе современного немецкого языка
  15. Из истории фразеологических оборотов немецкого языка
  16. Взаимовлияние и взаимопроникновение языков

Наиболее типичные ошибки

  1. Компилятивный характер работы
  2. Реферативный характер работы
  3. Отсутствие исследования
  4. Отсутствие новизны
  5. Несоответствие структуры работы  требованиям, предъявляемым к научной работе. Отсутствие выводов
  6. Результаты исследования, приведенные в заключении, являются общепринятыми аксиомами
  7. Выбранная для исследования тема не актуальна: исследования данной темы на НПК прошлых лет были представлены более содержательно
  8. Гипотезы исследовательской работы не имеют подтверждений

 

Одаренный ребенок. Какой он?  
Иллюзии и реальность

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

В сфере психосоциального развития одаренным  и талантливым детям свойственны  следующие черты:

• Сильно развитое чувство  справедливости, проявляющееся очень  рано. Личные системы ценностей у  одаренных детей очень широки.

• Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие  требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

• Не могут четко развести реальность и фантазию.

• Хорошо развито чувство  юмора. Талантливые люди обожают  несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может  быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся  в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.

• Одаренные дети постоянно  пытаются решать проблемы, которые  им пока «не по зубам». С точки  зрения их развития такие попытки  полезны.

• Для одаренных детей, как правило,  характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.

• Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

 

Условно можно выделить следующие  категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно  высокими общими интеллектуальными  способностями.

2. Дети с признаками  специальной умственной одаренности  в определенной области наук  и конкретными академическими  способностями.

3. Дети с высокими творческими  (художественными) способностями.

4. Дети с физической  одаренностью.

5. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

6. Учащиеся, не достигающие  по каким-либо причинам успехов  в учении, но обладающие яркой  познавательной активностью,  оригинальностью мышления и психического склада.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Условия успешной работы с  высокомотивированными  детьми:

1. Осознание  каждым  учителем  важности  и необходимости   поддержки  этой  категории  детей. 

2. Включение в работу   прежде всего учителей,   умеющих увлечь,  заинтересовать, поддержать.

3. Создание условий для  развития одаренности учащихся.

4. Создание системы   презентации и фиксирования достижений  учащихся.

Включение в работу с одаренными учащимися  в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

  • учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на  оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
  • учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
  • учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
  • учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

 


Информация о работе Одаренный ребенок: реалии, проблемы, перспективы