Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 15:54, реферат
Первые попытки осуществить музыкальное воспитание в рамках
общеобразовательной школы можно отыскать ещё в Царской России.
1. Вступление............................ 3
2. ГЛАВА 1
- существовавшие взгляды на проблему хорового воспитания в России в конце 19- начале 10 веков..................... 8
- работа с детскими голосами в народной школе Бориса Бочева (Болгария) .......18
- значение хорового пения как процесса формирования творческих способностей детей. Особенности детского голоса.......... 20
3. ГЛАВА 2
- проблема вокально-хорового воспитания детей младшего школьного возраста в музыкально-педагогической, научно-исследовательской литературе и обобщение собственного опыта ............... 23
- экспериментальная работа:
а) вокально-хоровые упражнения
1 класс........................... 32
2-3 классы........................... 33
б) работа над песней.................... 34
- рекомендации по подбору песенного репертуара....... 37
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................... 38
5. СНОСКИ.......................... 39
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........... 40
3-ий период:
Даёт возможность сосредоточить максимум внимания учеников на художественно-
исполнительных задачах – сознательное восприятие текста, ясное, выразительное
произношение текста при пении, напевность звука.
Конечно, такое деление развития хоровых навыков у младших школьников очень
условно. 2-ой этап работы достаточно велик и было бы уместно его поэтапное
деление, но опыт показывает, что все хоровые навыки развиваются одновременно.
До тех пор, пока не произошло формирование вокально-хоровых навыков у детей -
трудно говорить об эмоциональном и выразительном исполнении произведения.
В описанной далее практической работе демонстрируется применение существующих
методик формирования первоначальных певческих навыков у младших школьников.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
В практической работе мной были систематизированы и обобщены все знания,
полученные из методических трудов, приведённых выше. Следует отметить, что
детские голосовые связки коротки и тонки, поэтому имеют высокое звучание,
ограниченный диапазон, особую лёгкость. В описанной ниже работе учитываются
эти особенности.
ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
1-ый КЛАСС
Особое внимание при пении уделяется посадке. Для каждого ребёнка на уроке
предусмотрено своё место. К более сильному, хорошо интонирующему ребёнку
сажаю более слабого ребёнка. На занятиях поют так же не все. Сначала прошу
спеть группу, которая хорошо интонирует, а затем подключаю весь класс. Таким
образом, более слабые дети начинают слышать более сильных и подстраиваться
под них.
Распевание длится 3-5 минут, так как на пение на уроке музыке выделяется
около 20 минут. При распевании дети привыкают реагировать на дирижёрский
жест.
В целом вокально-хоровые упражнения делятся на две категории:
1.
применяются вне связи, с
произведением. Данные упражнения способствуют достижению более высокого
уровня художественного исполнения.
2.
направлены на преодоление
произведения.
В первом классе применяются распевки предлагаемые Л.Левандовской17)
Каждое упражнение способствует развитию конкретных вокально-хоровых навыков и
помогает их отработке.
1.
Упражнение для развития
дикции:
Упражнение для освобождения скованной челюсти и для развития плавного звука:
Упражнение для развития мягкого, плавного, протяжного звука:
2-ой И 3-ий КЛАССЫ
Во втором и третьем классе уделяется большое внимание работе над различными
способами звуковедения:
1. Освоение приёмов цепного пения
2.
Работа над расширением
Из вышеуказанных задач усиливается роль вокальных упражнений. На данном этапе
вокально-хоровым упражнениям уделяется 10 минут, и они делятся на два этапа
работы:
- распевания А. Яковлева
- фонопедические упражнения В. Емельянова, в которые входят голосовые
игры
На первых порах для детей это забава, но позднее - более серьёзная работа.
1. Упражнение для освобождения скованной челюсти:
2. Упражнение, способствующее расширению диапазона:
Очень часто у детей зажата нижняя челюсть, в таких случаях предлагается
следующее упражнение: поставить к подбородку кисть руки и следить, опускается
ли подбородок при пении гласных «о», «а», «у». Для более чистого
интонирования предлагается следующее: кисть руки ракушкой приложить к уху,
чтобы лучше слышать себя. Это прекрасный способ контроля интонации.
РАБОТА НАД ПЕСНЕЙ
Перед первым слушанием песни очень кратко рассказываю об авторе стихов и
композиторе, написавшем песню.
Новое произведение исполняется целиком, максимально выразительно. Иногда
демонстрирую детям разные исполнения: слушаем пластинку, на которой детский
хор исполняет данное произведение. Прошу детей сравнить исполнение и выявить
то, которое наиболее образно и глубже раскрывает содержание произведения.
При первом исполнении произведения необходимо показать, к чему должен
стремиться ребёнок при исполнении песни.
После показа дети рассказывают о содержании песни, обязательно
останавливаемся на непонятных словах, анализируем в общих чертах характер
музыки, поскольку более подробный анализ проходит далее в процессе
разучивания (движение мелодии, скачки, плавность).
При разучивании необходимо чётко показывать необходимые штрихи, дыхание.
При разучивании жест несколько утрирую, добиваясь желаемого качества пения.
Прививаю детям навык протяжного пения (пропевание, протягивание гласного
звука), а также уделяю внимание правильному вокальному делению на слоги.
Перед показом произведения необходимо у себя в партитуре проставить все
требования к исполнению: дыхание, снятия, динамика, фразировка. Заранее
продумать все сложности произведения: сложности в тексте, в форме,
фразировке, дыхании.
Разучивание проходит частями: фразы, предложения, куплеты. Перед началом
пения необходимо 2-3 раза пропеть детям фрагмент, предназначенный для
разучивания, при этом необходимо высотное тактирование, чтобы детям было
легче запомнить движение мелодии. Каждый раз перед пропеванием ставятся новые
задачи перед детьми: пропой про себя с учителем; определи, какие слова
являются главными в смысловом отношении и т. д.
В работе используется метод заучивания по слуху. После разучивания по фразам
необходимо спеть весь куплет целиком, при этом у детей должен остаться
целостный образ. Целиком произведение выучивается за 3-4 урока – сюда входит
и не только выучивание текста и чистое интонирование, но и выполнение всех
общих задач.
На одном занятии успеваем проработать 2-3 песни. На одном уроке происходит
совмещение разных произведений и разных этапов работы над ними.
В каждом произведении – ставятся различные цели и задачи. В одной песне -
первое знакомство и разучивание, в другой - работа над фразировкой, дыханием
и т.д.
Иногда встречаются произведения небольшие и с квадратной структурой. В данном
случае разучиваем песню целиком на слух. А затем проводится детальный анализ.
В процессе анализа песня пропевается несколько раз и дети имеют возможность
её запомнить. Спев песню целиком, проводится работа над деталями.
Большое место в хоровой работе уделяется тексту. Текст учим только вместе с
мелодией, так как хорошо выученная мелодия не гарантирует качества вокального
звучания. Мало знать только текст, необходимо каждое слово «впеть», соединить
его с определённой высотой звучания, «облагородить». Нарушение этого правила
приводит к тому, что хорошо звучит у детей лишь первый куплет, а остальные-
всё хуже и хуже.
Очень важно, чтобы дети глубоко проникли в художественный образ произведения.
Для этого необходимо прочитать детям текст, после чего обсудить содержание
произведения, при наличии нескольких куплетов – содержание каждого куплета. Я
использую на уроках близкие по тематике стихи, показываю репродукции картин.
Научить детей сопереживать, сочувствовать, задумываться – вот цель моей
учебно-воспитательной деятельности.
Раз в два месяца проводится интегрированный урок – по наиболее запомнившимся
и понравившимся песням, дети рисуют рисунки красками, поскольку краски дают
больше простора для фантазии, чем карандаши и фломастеры (богаче цветовая
гамма).
Очень тщательно рассматривается песенный репертуар – по принципу его
доступности, то есть исходя из реальных певческих возможностей детей, с
учетом их возрастных особенностей. Предпочтение отдается трем музыкальным
сборникам:
- Л. Левандовская «Музыка для первого класса» М. 1975 г.
- «Планета детства» – автор составитель Н. Н. Озерова. Это
хрестоматия песенного репертуара в двух частях. В первую – включены
произведения для учащихся вторых-третьих классов.
-
Ж. Металлиди «Чудеса в решете»
Сердобольского – очень яркие песни-миниатюры для детей первого класса.
Наряду с этими сборниками отдаю предпочтение народной песне, классической и
современной песне. С большим удовольствием дети исполняют произведения В.
Шаинского, Б. Савельева, Г. Струве, М. Парцхаладзе, А. Лядова, В.
Калинникова, А. Аренского. При отборе песен особое внимание уделяется
техническим возможностям голосового аппарата и уровню подготовке детей:
диапазон, характер звуковедения, дыхание, дикция, ансамбль, строй.
В конце четверти исполняем самые полюбившиеся песни. Для самых старательных и
активных детей существует система поощрений. Это дает стимул для детей – дети
становятся более активными и старательными.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДБОРУ ПЕСЕННОГО РЕПЕРТУАРА.
После всего
вышеизложенного сам собой
руководствоваться при выборе репертуара для детей?».
Личная практика показывает, что в большинстве случаев дву-трех нотная песня
усваивается гораздо труднее, чем более или менее развернутая мелодия,
поскольку она
более интересна и