Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 15:54, реферат
Первые попытки осуществить музыкальное воспитание в рамках
общеобразовательной школы можно отыскать ещё в Царской России.
1. Вступление............................ 3
2. ГЛАВА 1
- существовавшие взгляды на проблему хорового воспитания в России в конце 19- начале 10 веков..................... 8
- работа с детскими голосами в народной школе Бориса Бочева (Болгария) .......18
- значение хорового пения как процесса формирования творческих способностей детей. Особенности детского голоса.......... 20
3. ГЛАВА 2
- проблема вокально-хорового воспитания детей младшего школьного возраста в музыкально-педагогической, научно-исследовательской литературе и обобщение собственного опыта ............... 23
- экспериментальная работа:
а) вокально-хоровые упражнения
1 класс........................... 32
2-3 классы........................... 33
б) работа над песней.................... 34
- рекомендации по подбору песенного репертуара....... 37
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................... 38
5. СНОСКИ.......................... 39
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........... 40
3. Эстетическое чувство, которое возможно только через исполнение хорошей
музыки
Весь курс занятий Зарин делит на 2 периода: обучение нотной грамоте, и
обучение с голоса - рекомендует начинать с работы над развитием восприятия
высоты, т.к. звуковысотный раздел он считает наиболее интересным для детей.
Навык различения высоты советует развивать сначала на сравнительно большом
интервале, например, квинты.
Также отмечает, что для развития голоса очень важен хороший показ учителя,
так как дети легко подражают, а также отмечает, что вокальные упражнения
следует начинать с пения гласной «а», за гласной «а» - «е», «и», «у», «ы»,
«я», «ё», «ю».
Для развития дыхания
рекомендует специальные
до тех пор, пока правильное дыхание не обратиться в привычку, в умение,
инстинкт.
Певческий репертуар должен быть непременно художественным, т.е. таким,
которым содержит в себе богатую и выразительную мелодию и чуждую вычурности
гармонию. Наиболее подходящим репертуаром Зарин считает церковные и народные
песни, хотя автор не исключает и сочинения светских композиторов.
Автор даёт подробные методические указания к разучиванию песни:
1.
Не затягивать надолго
2. Брать посильный репертуар.
3.
Знакомство с содержанием
4. Учитель сам исполняет песню.
5.
Показ строения песни:
6. Указать, где брать дыхание.
7. Разучивание текста первой мелодической фразы.
8. Разбор направления движения мелодия.
9.
Изображение мелодии
10. Разбор ритмического рисунка.
Первый период охватывает у Зарина 22 урока, с 23 урока, считает, что может
быть начато изучение нотной грамоты.
Изучать песни Д. Н. Зарин, как и А. Н. Карасев, советует в порядке нарастания
количества звуков.
Большинство рекомендуемых
«Школьного сборника этнографической комиссии», некоторые песни даны с
пометкой: «В педагогических целях – упрощена».
Более решительным выражением новых педагогических тенденций является «Методика
пения в начальной школе, основанная на новейших данных экспериментальной
педагогике» Александра Леонтьевича Маслова.
Автор описывает различные эксперименты. Он призывает к методическим исканиям,
в которых видит обязанность каждого настоящего учителя, но наряду с этим не
зачеркивает все наследие старой русской педагогики. Он требует сочетания
новых методов со старыми, проверенными опытом.
Маслов считает, что школьное пение по преимуществу должно быть хоровым,
несмотря на то, что в частности ставит себе задачей индивидуальное развитие
ребенка. Также Маслов говорит о том, что хоровое пение – это основной вид
школьной работы по музыке. При этом считает, что введение усиленного изучения
нотной грамоты легко может убить в ребенке, как музыкально чутье, так и
интерес к красоте и творческому воображению. Нотная грамота, как таковая в
начальной школе, должна являться лишь вспомогательным средством при обучении.
Главная ценность его методики - в стимулировании творческого потенциала
детей.
Рекомендует уделять большое внимание развитию творческих способностей детей.
Маслов считает, что творческая деятельность может проявиться:
1. В исполнении заученных песен на свой лад.
2.
В единоличном сочинении
3. В совместном сочинении песен на заданный или свой текст.
4. В написании окончания к данному четырехтактному предложению.
5.
В написании мелодии на
Творчество детей
он видел в исполнительской
импровизации, и применял аналогичные творческие задания. Вместе с тем Маслов
специально изучал возможности детей, которых учителя относили к музыкально
неспособным. Обычно к таким причисляли фальшиво поющих.
Он провел специальное исследование, в результате чего пришел к выводу, что у
всех физически здоровых детей, есть музыкальный слух, развитый в разной мере.
Фальшивое пение обусловлено следующими причинами:
1. Ограниченный диапазон голоса (2-3 звука).
2.
Смещение диапазона от
значительно реже – вверх).
3. Отсутствие координации между слухом и голосом.
4. Недостаточная острота слуха, отсутствие певческих навыков.
В целом исследование
А. Л. Маслова имело большое
возможность музыкального развития всех детей при индивидуальном подходе к
ним.
В период до 30-х годов первостепенное значение приобрели проблемы: охраны
детских голосов, создание специальной детской вокальной музыки. Проблема
привития вокальных хоровых навыков в эти годы или вовсе не затрагивалась или
рассматривалась противоречиво, непоследовательно.
С 1930 по 1941 года начинается систематическая работа над усовершенствованием
методов певческого обучения, основанных на регулярных наблюдениях за
вокальным развитием детей. Подробно об этом пишут в своих работах Н. Л.
Грозденская и В. Т. Соколов.
Анализ планов и программно-методических материалов показывает, что в этот
период происходило постепенное сокращение уроков музыки. Считалось, что дети,
имеющие желание и способности, могут заниматься хоровым пением и музыкой во
внеурочное время.
Хоровое пение способствовало созданию детских хоровых коллективов,
отличавшихся высоким профессионализмом. Традиционными становились городские и
областные школьные праздники песни.
Расцвет детского хорового исполнительства имел большое значение для
музыкального воспитания подрастающего поколения. Поскольку основным критерием
оценки являлась вокально-хоровая работа в школе, многие учителя, стремясь
показать свой высокий уровень, использовали сложный репертуар, часто без
учета возрастных и индивидуальных возможностей детей. Непосильные
исполнительские задачи, частые репетиции, форсированное пение вели к
перегрузкам, и в конечном итоге – к заболеваниям детских голосов.
Сложившееся положение побудило начать серьезную работу по изучению, охране и
воспитанию детских голосов. Проводились специальные исследования,
организовывались вокальные конференции, сыгравшие положительную роль в
разработке методики вокально-хоровой работы.
С 1941 по 1970 года важное место отводится овладению техническими навыками и
развитию вокального слуха ученика (Н. Л. Грозденская, О. А. Апраксина, В. Т.
Соколов, Е. Я. Гембицкая).
В 1971 году основы
музыкально-педагогического
Апраксиной: «Развитие слуха, музыкальной памяти необходимы для любых занятий
музыкой, особенно для ее исполнения в условиях общеобразовательной школы,
прежде всего, для хорового пения, в процессе которого происходит
совершенствование необходимых навыков.»14).
Подобно Д. Б. Кабалевскому, она создает свою программу, в которой большое
внимание уделяется развитию навыков хорового пения у школьников.
В наше время проблеме формирования вокально-хоровых навыков у младших
школьников уделяется довольно большое внимание. Это тема подробно
рассматривается в методических трудах Г. А. Стулова, Л. Г. Дмитриева, Н. М.
Черноиваненко, В. М. Никитина, Л. Б. Безбородова.
Проанализировав целый ряд работ, я вычленила то, что, на мой взгляд, является
действительно важным. На базе прочитанной литературы у меня сформировалось
свое субъективное представление о том, какими знаниями должен овладеть
педагог, прежде чем впервые открыть дверь в класс музыки.
РАБОТА С ДЕТСКИМИ ГОЛОСАМИ В НАРОДНОЙ ШКОЛЕ БОРИСА БОЧЕВА (БОЛГАРИЯ)
Рассматривать проблему работы с певческими навыками автора побудили
исследования в области хорового пения. При работе с детьми Борис Бочев
обнаружил, что дети интуитивно справляются с интонационным материалом –
запоминают, воспроизводят, отличают, анализируют, интерпретируют, но при этом
не обладают почти никакими певческими навыками. На основе этих исследований
Б. Бочев разработал методику работу над элементарными вокально-хоровыми
навыками.
Автор говорит о том, что из 45-ти минутного урока всегда 35-40 минут отдает
пению хором и индивидуально, а это обстоятельство почти автоматически
заставляет детей петь тихо, иначе дети не могут выдержать напряжения.
В методике освещены главные требования, предъявляемые к детям:
1. Сравнительно тихое пение, без напряженности, без крика. Это пение
контролируется не только слухом, но и по внешним признакам – у детей, поющих
напряженно и громко, выдаются вены на шее, появляются морщины на лбу, лица
морщатся, краснеют, а некоторые из темпераментных крикунов даже потеют от
напряжения.
2. Пение с округлым звучанием. Направлено на борьбу против открытого
пения с «режущим звучанием», которое всегда приводит к быстрой усталости, к
понижению интонации при продолжительном пении, к сужению диапазона, а в
некоторых случаях к хронической сиплости голоса.
3. На каждом уроке – пение с закрытым ртом (ммм.). Это автор делает в
целях приучения детей к чистому интонированию без произнесения слов, что
способствует облагораживанию звучания, создания мягкости в пении.
Перед началом занятий, при первом прослушивании, автор составляет для себя
таблицу, в которую заносит данные о каждом ученике:
1. Звукоизвлечение – легко или с усилием.
2. Состояние голоса – чистый, светлый, уставший, сиплый и т. д.