Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 15:54, реферат
Первые попытки осуществить музыкальное воспитание в рамках
общеобразовательной школы можно отыскать ещё в Царской России.
1. Вступление............................ 3
2. ГЛАВА 1
- существовавшие взгляды на проблему хорового воспитания в России в конце 19- начале 10 веков..................... 8
- работа с детскими голосами в народной школе Бориса Бочева (Болгария) .......18
- значение хорового пения как процесса формирования творческих способностей детей. Особенности детского голоса.......... 20
3. ГЛАВА 2
- проблема вокально-хорового воспитания детей младшего школьного возраста в музыкально-педагогической, научно-исследовательской литературе и обобщение собственного опыта ............... 23
- экспериментальная работа:
а) вокально-хоровые упражнения
1 класс........................... 32
2-3 классы........................... 33
б) работа над песней.................... 34
- рекомендации по подбору песенного репертуара....... 37
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................... 38
5. СНОСКИ.......................... 39
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........... 40
Четырёхтомный «Курс хорового пения», а также « Азбука хорового пения», в
которой дана методика знаменного пения.
В « Курсе хорового пения» изложена методика преподавания пения по цифирной нотации для учителей. Этот учебник выдержал шесть изданий и был одним из основных в народных школах России.
Он предлагал в качестве методического приёма в начальных классах школы в
течении 1,5 – 2 месяцев ввести занятия по слуху - для развития навыка
слухового восприятия. Использовался метод слуховых сравнений: аккорды,
напоминающие колокольный звон, а тянущиеся звуки - реку.
Также Смоленский проводил внеклассную хоровую работу, которая направлялась на воспитание слуха и ансамбля, реакцию на жесты дирижёра, ставила воспитательные задачи.
Учёный представлял хор как массовый коллектив с дидактическими и
художественными задачами: обучить приёмам пения и исполнять артистично. Таким образом, Смоленский не только прививал детям музыкальную культуру, но и обучал их технике пения. Главное задачей массового музыкального просвещения Смоленский считал эстетическое воспитание общества через хоровое пение и, в первую очередь,
через школьное музыкальное образование. Чрезвычайно большое значение Смоленский придавал репертуару и неоднократно подчёркивал особую ответственность учителей при подборе детского репертуара. Песни отбирались очень тщательно и осторожно, учитывая содержательность и
тесситурные условия. Музыкальный материал предлагалось подбирать,
руководствуясь следующими принципами: особенности детской психологии,
содержательность, тесситура, ладовая основа- диатоника. Для обучения детей он создал дидактический певческий комплекс, основываясь на образцы древнерусских распевов. Целесообразность он обосновывал тем, что
древнерусские распевы диатоничны в ладовой основе и интонационно близки к характерным образцам народной музыки, а тесситурные особенности распевов (примарная зона) очень удобны для начального обучения детей пению. Результаты деятельности Смоленского в области школьного хорового воспитания явилась музыкально- педагогическая концепция , нашедшая своё выражение в «Проекте программы музыкального образования в народной школе»(1880 г) и в «Методике преподавания по цифирной нотации для учителей»(1885 г). Создание специальных школьных учебников поднял на новый уровень методическую литературу для учителей пения. В 70 годах прошлого века появляется книга Сергея Иринеевича Миропольского «О музыкальном образовании народа в России и Западной Европе». В этой книге есть статья, посвященная обзору русской учебно-музыкальной литературы по обучению пению. Он особенно выделяет значение хорового пения, которое, по его словам, является:
1. Навыком к дружному, совокупному действию
2. Разумным стремлением общими силами достигнуть цели
3. Привычкою тщательно выполнять свою собственную деятельность
В своих высказываниях Миропольский подчёркивает любовь к песне у русского
народа, приводя различные случаи из русского быта , связанные с песней.
Говоря о методах обучения пению Миропольский отмечает, что:
1. «голос формируется не раньше 8-9 летнего возраста, с этого времени и
следует начинать обучение пению»
2. «пение по слуху и пение по нотам представляет две стадии в обучении этому искусству»3). Вместе с тем, Миропольский допускает в начальном периоде графическое или цифровое изображение высоты звука, но наряду с этим, не отрицает трудностей обучения нотной грамоте и подробно разбирает эти трудности. Поэтому в начальном периоде обучения он допускает графическое изображение звуков («лестничка»). Особенно рекомендует цифровой метод, и отмечает, что обучение по цифровому методу не исключает в дальнейшем обучения по нотам, также как
обучение по печатным буквам не исключает обучения письму.
Основные принципы обучения:
1.
«Чтобы дети научились
2. «Рядом с мелодиями должны идти упражнения в сольмизации».
3. «Все упражнения должны иметь осмысленный характер».
4. «Как скоро дети утвердятся в правильном и отчетливом выполнении
простеньких пьес среднего темпа. следует переходить к пению двухголосному».
4).
Однако Миропольский не указывает точно, ни когда по времени возможен переход
к двухголосию, ни как, какими методами его осуществлять.
Книга С. И. Миропольского сыграла заметную роль в истории музыкального
воспитания, так как она давала представление о состоянии музыкального
воспитания в России и на Западе.
Большую популярность
приобрела двухчастная «
Николаевича Карасева. Он придает изучению пения не только
музыкально-образовательное, но и воспитательное значение. Автор особо
подчеркивает, что при занятиях хором развивается активное внимание и
обостряется умственная работа.
Карасев ставит ряд целей при обучении детей пению:
1.
«Развитие присущих детям
органов голоса, речи и дыхания».
2. «Применение указанных способностей и умений, полученных при обучении, к
практике.»5).
А также ряд задач:
1.
«Научить детей петь начальные
молитвы и песнопения «с
предпочтительно по нотам или другим знакам, в один голос».
2. «Научить петь те же молитвы, тропари и песнопения в два голоса.»6).
Карасев утверждает, что большинство детей наделено хорошим слухом, но при этом
отказывает им в творческих возможностях: «Не имея способностей творчества
самостоятельной мелодии, ребенок более склонен к подражанию»7).
Большое внимание Карасев уделяет нотной грамоте, необходимость изучения которой
он настойчиво подчеркивает: «При пении «с голоса», человек блуждает в потемках,
оказывается беспомощным в каждом новом случае»8).
А. Н. Карасев, подобно С. И. Миропольскому, считает разумным начинать обучение с
более легких способов записи. Цифровую нотацию он описывает следующим образом:
«Первая нота гаммы – цифрою 1, вторая – 2 и т. д. . ноты выше 8 – следующая
октава, имеют точку над цифрою, а нижняя октава точку под цифрою»9).
Занятия начинались с освоения одного из звуков, обычно это был звук «до»
первой октавы. Ученики пели его сначала целыми длительностями, затем
половинными, четвертями, далее переходили к простейшим ритмам. Освоение
одного звука продолжалось до тех пор, пока все учащиеся не добивались чистого
пения. На одном звуке пели молитвы, песнопения, народные прибаутки.
После чисто спетого звука «до» переходили к звуку «ре», добивались чистого
пропевания секунды,
и аналогичный музыкальный
звука. Далее следовал третий звук «ми» и работа на трех звуках продолжалась в
том же плане.
Но в дальнейшем обучении Карасев отвергает этот способ обозначения, считая, что
«Обучение по цифрам с каждым шагом будет показывать деланность и
неестественность преподавания, а потому и не имеет за собой прочных
дидактических оснований»10).
В противовес цифровому Карасев выдвигает буквенный способ обозначения: «Названия
нот заменяются звуками, звуки изображаются буквами, стоимость ноты – цифрой
поставленной над буквой»11).. Например: «до» – а, «ре» – у, «ми» –
и, «фа» – о, «соль» – е, «ля» – я, «си» – ю. Так как этот способ не дает
никакой наглядности, представления о движении мелодии, то учащиеся должны
предварительно запомнить все звуковые отношения. Этому помогает «лестничка»:
о
а
А. Н. Карасев уделяет значительное внимание методическим приемам изучения
музыкальных произведений:
1. Чтение первой строки учителем, если не усвоено это ранее.
2. Повторение отчетливо каждым учеником из слабых, и всем классом.
3. Пение строки учителем.
4. Повторение лучшими учениками по отдельности.
5.
Повторение двумя, тремя,
6. Изучение при тех же приемах второй строки.
7. Повторение обеих строк одна на другую.
8. Пение следующей фразы молитвы.
Преимущества методики А. Н. Карасева заключается в строгой, продуманной
последовательности в построении всего процесса обучения и в детальной его
разработке, способствующей выработке прочных навыков у учащихся.
В то же время методика А. Н. Карасева отражала схоластику, и формализм
обучения того времени. Хотя благодаря строгой последовательности достигалась
чистота интонирования и прочность усвоения музыкального материала, вся
система была чуждой живой природе музыки, подавляла проявление к ней
творческого отношения.
Следует отметить статьи профессора А. И. Пузыревского. По мнению
Пузыревского, школьное пение, правильно поставленное и хорошо ведённое, важно
для школы в различных отношениях: и в религиозном, и в эстетическом и в
нравственном.
В статье «Пение в семейном воспитании» отмечает, что очень важны занятия пением,
потому что «для успешности всяких музыкальных занятий необходимо развивать
общую музыкальность.а для этого лучшим средством является пение, доступное всем
нормальным детям»12)
Говоря о методах обучения пению, Пузыревский предостерегает от формального
обучения нотной грамоте. Много внимания уделяет вопросу о последовательности в
обучении. Он указывает
на необходимость учитывать
психофизического развития ребёнка, ставить перед учеником только посильные
задачи, которые могут быть им не только правильно поняты, но и выполнены. «При
пении главную роль играют музыкальный голос и музыкальный слух, развивающийся
медленнее способности мышления и, при исключительности метода, не
сообразующегося с этим естественным развитием музыкальности, может случится,
что мы будем давать непосильную работу слуху или голосу ребёнка...»13)
Не меньший интерес представляет работа Д.Н. Зарина «Методика»,
которая начинается с вводной части «О методе хорового пения и его принципы».
По его мнению, значение школьного пения состоит не только в воспитании
эстетического чувства, но и в его воспитательном воздействии:
1.
На умственные силы детей:
2. Волю