Первоначальные навыки хорового пения у детей младшего школьного возраста на уроках музыки. Методика работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 15:54, реферат

Краткое описание

Первые попытки осуществить музыкальное воспитание в рамках

общеобразовательной школы можно отыскать ещё в Царской России.

Оглавление

1. Вступление............................ 3

2. ГЛАВА 1

- существовавшие взгляды на проблему хорового воспитания в России в конце 19- начале 10 веков..................... 8

- работа с детскими голосами в народной школе Бориса Бочева (Болгария) .......18

- значение хорового пения как процесса формирования творческих способностей детей. Особенности детского голоса.......... 20

3. ГЛАВА 2

- проблема вокально-хорового воспитания детей младшего школьного возраста в музыкально-педагогической, научно-исследовательской литературе и обобщение собственного опыта ............... 23

- экспериментальная работа:

а) вокально-хоровые упражнения

1 класс........................... 32

2-3 классы........................... 33

б) работа над песней.................... 34

- рекомендации по подбору песенного репертуара....... 37

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................... 38

5. СНОСКИ.......................... 39

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........... 40

Файлы: 1 файл

Тема.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

Четырёхтомный «Курс хорового пения», а также « Азбука хорового пения», в

которой дана методика знаменного пения.

В « Курсе  хорового пения» изложена методика преподавания пения по цифирной нотации для учителей. Этот учебник выдержал шесть изданий и был одним из основных в народных школах России.

Он предлагал  в качестве методического приёма в начальных классах школы  в

течении 1,5 – 2 месяцев  ввести занятия по слуху - для развития навыка

слухового восприятия. Использовался метод слуховых сравнений: аккорды,

напоминающие  колокольный звон, а тянущиеся звуки - реку.

Также Смоленский проводил внеклассную хоровую работу, которая направлялась на воспитание слуха и ансамбля, реакцию на жесты дирижёра, ставила воспитательные задачи.

Учёный представлял  хор как массовый коллектив с  дидактическими и

художественными задачами: обучить приёмам пения  и исполнять артистично. Таким образом, Смоленский не только прививал детям музыкальную культуру, но и обучал их технике пения. Главное задачей массового музыкального просвещения Смоленский считал эстетическое воспитание общества через хоровое пение и, в первую очередь,

через школьное музыкальное образование. Чрезвычайно большое значение Смоленский придавал репертуару и неоднократно подчёркивал особую ответственность учителей при подборе детского репертуара. Песни отбирались очень тщательно и осторожно, учитывая содержательность и

тесситурные условия. Музыкальный материал предлагалось подбирать,

руководствуясь  следующими принципами: особенности  детской психологии,

содержательность, тесситура, ладовая основа- диатоника. Для обучения детей он создал дидактический певческий комплекс, основываясь на образцы древнерусских распевов. Целесообразность он обосновывал тем, что

древнерусские распевы диатоничны в ладовой  основе и интонационно близки к характерным образцам народной музыки, а тесситурные особенности распевов (примарная зона) очень удобны для начального обучения детей пению. Результаты деятельности Смоленского в области школьного хорового воспитания явилась музыкально- педагогическая концепция , нашедшая своё выражение в «Проекте программы музыкального образования в народной школе»(1880 г) и в «Методике преподавания по цифирной нотации для учителей»(1885 г). Создание специальных школьных учебников поднял на новый уровень методическую литературу для учителей пения. В 70 годах прошлого века появляется книга Сергея Иринеевича Миропольского «О музыкальном образовании народа в России и Западной Европе». В этой книге есть статья, посвященная  обзору русской учебно-музыкальной литературы по обучению пению. Он особенно выделяет значение хорового пения, которое,  по его словам, является:

1.     Навыком к дружному, совокупному  действию

2.     Разумным стремлением общими  силами достигнуть цели

3.     Привычкою тщательно выполнять  свою собственную деятельность

     В своих  высказываниях  Миропольский подчёркивает любовь к песне у русского

народа, приводя различные  случаи из русского быта , связанные  с песней.

Говоря о методах  обучения пению Миропольский отмечает, что:

1.     «голос формируется  не раньше 8-9 летнего возраста, с этого времени и

следует начинать обучение пению»

2.     «пение по слуху и пение  по нотам представляет две  стадии в обучении этому искусству»3). Вместе с тем, Миропольский допускает в начальном периоде графическое или цифровое изображение высоты звука, но наряду с этим, не отрицает трудностей обучения нотной грамоте и подробно разбирает эти трудности. Поэтому в начальном периоде обучения он допускает графическое изображение звуков («лестничка»). Особенно рекомендует цифровой метод, и отмечает, что обучение по цифровому методу не исключает в дальнейшем обучения по нотам, также как

обучение по печатным буквам не исключает обучения письму.

Основные принципы обучения:

1.     «Чтобы дети научились представлять  всякий данный звук в уме».

2.     «Рядом с мелодиями должны идти упражнения в сольмизации».

3.     «Все упражнения должны иметь  осмысленный характер».

4.     «Как скоро дети утвердятся  в правильном и отчетливом  выполнении

простеньких пьес среднего темпа. следует переходить к пению двухголосному».

4).

Однако Миропольский не указывает точно, ни когда по времени возможен переход

к двухголосию, ни как, какими методами его осуществлять.

Книга С. И. Миропольского  сыграла заметную роль в истории  музыкального

воспитания, так  как она давала представление  о состоянии музыкального

воспитания в  России и на Западе.

Большую популярность приобрела двухчастная «Методика  пения» Алексея

Николаевича Карасева. Он придает изучению пения не только

музыкально-образовательное, но и воспитательное значение. Автор  особо

подчеркивает, что при занятиях хором развивается активное внимание и

обостряется умственная работа.

Карасев ставит ряд целей при обучении детей  пению:

1.      «Развитие присущих детям музыкальных  способностей, а вместе с тем

органов голоса, речи и дыхания».

2.      «Применение указанных способностей и умений, полученных при обучении, к

практике.»5).

А также ряд  задач:

1.      «Научить детей петь начальные  молитвы и песнопения «с голоса»,  но

предпочтительно по нотам или другим знакам, в  один голос».

2.      «Научить петь те же молитвы, тропари и песнопения в два голоса.»6).

Карасев утверждает, что большинство детей наделено хорошим слухом, но при этом

отказывает им в творческих возможностях: «Не имея способностей творчества

самостоятельной мелодии, ребенок более склонен к подражанию»7).

Большое внимание Карасев уделяет нотной грамоте, необходимость изучения которой

он настойчиво подчеркивает: «При пении «с голоса», человек блуждает в потемках,

оказывается беспомощным  в каждом новом случае»8).

А. Н. Карасев, подобно  С. И. Миропольскому, считает разумным начинать обучение с

более легких способов записи. Цифровую нотацию он описывает  следующим образом:

«Первая нота гаммы  – цифрою 1, вторая – 2 и т. д. . ноты выше 8 – следующая

октава, имеют  точку над цифрою, а нижняя октава точку под цифрою»9).

Занятия начинались с освоения одного из звуков, обычно это был звук «до»

первой октавы. Ученики пели его сначала целыми длительностями, затем

половинными, четвертями, далее переходили к простейшим ритмам. Освоение

одного звука  продолжалось до тех пор, пока все учащиеся не добивались чистого

пения. На одном  звуке пели молитвы, песнопения, народные прибаутки.

После чисто  спетого звука «до» переходили к  звуку «ре», добивались чистого

пропевания секунды, и аналогичный музыкальный материал уже охватывал два

звука. Далее  следовал третий звук «ми» и работа на трех звуках продолжалась в

том же плане.

Но в дальнейшем обучении Карасев отвергает этот способ обозначения, считая, что

«Обучение по цифрам с каждым шагом будет показывать деланность и

неестественность преподавания, а потому и не имеет за собой прочных

дидактических оснований»10).

В противовес цифровому  Карасев выдвигает буквенный  способ обозначения: «Названия

нот заменяются звуками, звуки изображаются буквами, стоимость ноты – цифрой

поставленной над буквой»11).. Например: «до» – а, «ре» – у, «ми» –

и, «фа» – о, «соль» – е, «ля» – я, «си» – ю. Так  как этот способ не дает

никакой наглядности, представления о движении мелодии, то учащиеся должны

предварительно  запомнить все звуковые отношения. Этому помогает «лестничка»:

о

                                                                и

                                                             у

а

А. Н. Карасев  уделяет значительное внимание методическим приемам изучения

музыкальных произведений:

1.      Чтение первой строки учителем, если не усвоено это ранее.

2.      Повторение отчетливо каждым  учеником из слабых, и всем  классом.

3.      Пение строки учителем.

4.      Повторение лучшими учениками  по отдельности.

5.      Повторение двумя, тремя, группой  и всем классом.

6.      Изучение при тех же приемах  второй строки.

7.      Повторение обеих строк одна  на другую.

8.      Пение следующей фразы молитвы.

Преимущества  методики А. Н. Карасева заключается  в строгой, продуманной

последовательности  в построении всего процесса обучения и в детальной его

разработке, способствующей выработке прочных навыков у  учащихся.

В то же время  методика А. Н. Карасева отражала схоластику, и формализм

обучения того времени. Хотя благодаря строгой  последовательности достигалась

чистота интонирования  и прочность усвоения музыкального материала, вся

система была чуждой живой природе музыки, подавляла  проявление к ней

творческого отношения.

Следует отметить статьи профессора А. И. Пузыревского. По мнению

Пузыревского, школьное пение, правильно поставленное и  хорошо ведённое, важно

для школы в  различных отношениях: и в религиозном, и в эстетическом и в

нравственном.

В статье «Пение в семейном воспитании» отмечает, что очень важны занятия пением,

потому что  «для успешности всяких музыкальных  занятий необходимо развивать

общую музыкальность.а  для этого лучшим средством является пение, доступное всем

нормальным детям»12)

Говоря о методах обучения пению, Пузыревский предостерегает от формального

обучения нотной грамоте. Много внимания уделяет  вопросу о последовательности в

обучении. Он указывает  на необходимость учитывать закономерности

психофизического  развития ребёнка, ставить перед  учеником только посильные

задачи, которые  могут быть им не только правильно  поняты, но и выполнены. «При

пении главную  роль играют музыкальный голос и  музыкальный слух, развивающийся

медленнее способности  мышления и, при исключительности метода, не

сообразующегося с этим естественным развитием музыкальности, может случится,

что мы будем  давать непосильную работу слуху  или голосу ребёнка...»13)

Не меньший  интерес представляет работа Д.Н. Зарина «Методика»,

которая начинается  с вводной части «О методе хорового пения и его принципы».

По его мнению, значение школьного пения состоит  не только в воспитании

эстетического чувства, но и в его воспитательном воздействии:

1.     На умственные силы детей: сознание,  память, воображение

2.     Волю

Информация о работе Первоначальные навыки хорового пения у детей младшего школьного возраста на уроках музыки. Методика работы