Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 15:54, реферат
Первые попытки осуществить музыкальное воспитание в рамках
общеобразовательной школы можно отыскать ещё в Царской России.
1. Вступление............................ 3
2. ГЛАВА 1
- существовавшие взгляды на проблему хорового воспитания в России в конце 19- начале 10 веков..................... 8
- работа с детскими голосами в народной школе Бориса Бочева (Болгария) .......18
- значение хорового пения как процесса формирования творческих способностей детей. Особенности детского голоса.......... 20
3. ГЛАВА 2
- проблема вокально-хорового воспитания детей младшего школьного возраста в музыкально-педагогической, научно-исследовательской литературе и обобщение собственного опыта ............... 23
- экспериментальная работа:
а) вокально-хоровые упражнения
1 класс........................... 32
2-3 классы........................... 33
б) работа над песней.................... 34
- рекомендации по подбору песенного репертуара....... 37
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................... 38
5. СНОСКИ.......................... 39
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........... 40
Тема: «Первоначальные навыки хорового пения у детей младшего
школьного возраста на уроках музыки. Методика работы».
Исполнитель: студентка
3-го курса Шепелева А.Н. 2011год
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Вступление....................
2. ГЛАВА 1
- существовавшие взгляды на проблему хорового воспитания в России в конце 19- начале 10 веков..................... 8
- работа с детскими голосами в народной школе Бориса Бочева (Болгария) .......18
- значение хорового
пения как процесса
3. ГЛАВА 2
- проблема вокально-хорового
воспитания детей младшего
- экспериментальная работа:
а) вокально-хоровые упражнения
1 класс.........................
2-3 классы........................
б) работа над песней.................... 34
- рекомендации
по подбору песенного
4.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
5.
СНОСКИ........................
6.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ВСТУПЛЕНИЕ
Первые попытки
осуществить музыкальное
общеобразовательной школы можно отыскать ещё в Царской России. Школьная
система отличалась крайней пестротой. Это были кадетские корпуса, Институт
благородных девиц, духовные семинарии и училища, патриархальные училища.
Допуская «пение и вообще музыку» в школу, «по мере возможности и усмотрению
начальства», уставы всех видов школ на протяжении всего 19 столетия ни разу
не включали музыкальные занятия в число обязательных предметов учебного
плана.
Все школьные уставы предлагали местному «начальству» позаботиться о
преподавании музыки и других искусств «по мере возможности», когда есть к
тому способности. Или, говоря по- другому, «материальные возможности». К
счастью, в некоторых, в основном привилегированных учебных заведениях, такие
средства находились.
«Гимназиям нашли весьма есть отрадных факты, что некоторые наставники, будучи
сами хорошими знатоками музыки и пения, устраивают большие хоры их учеников.
Сами обучают их церковному и светскому пению и, развивая в них чувство
религиозности, чувство изящного и чувство патриотическое. в высшей степени
желательно, чтобы пример таких преподавателей, которые будут всегда особенно
дороги для своих учеников, не остался без подражания..»1).
Особенно заботливо
было поставлено образование в
учебных заведениях, где музыка, как правило, рассматривалась в качестве
важного элемента воспитания. Например, в училище Ордена Святой Екатерины за
время обучения в восьми основных классах (с 10 до 17 лет) ученицы обучались
хоровому пению и игре на фортепиано. Хоровое пение распадалось на светское и
церковное. С первого же года обучение проводилось с применением нот, так как
до поступления в училище девочки должны были домашнюю музыкальную подготовку.
Репертуар был разнообразен, в него входили произведения, как русских, так и
западных композиторов. Таким образом, к окончанию училища, воспитанницы
приобретали навыки хорового пения (с инструментом и a`capella). Примерно по
такому же плану было организовано музыкальное воспитание в других женских
институтах.
В рядовых гимназиях, и, прежде всего, в гимназиях правительственных, Дело
обстояло совсем иначе. «Оттого и происходит, что в школе, например, есть уроки
рисования, пения или музыки, по классам висят копии с художественных картин, а
ученики почти не рисуют, не поют и не играют, а картины никого не радуют..»
2).
Формальный подход к делу был характерен для большинства заведений «такого
типа». Поэтому не любовь, а неприязнь и отвращение рождали в детях такие
занятия музыкой.
В нашем веке
хоровое пение стало
развития детей. Результаты изучения материалов передовых авторов 20 века дали
мне возможность проследить за развитием проблемы певческого обучения младших
школьников и сделать определённые выводы о состоянии интересующего меня
вопроса в современности.
В реализации задач музыкально- эстетического воспитания школьников важное
место занимает исполнительская деятельность в условиях школьного урока
музыки. К такому выводу пришли участники конференции, состоявшейся в
Университете педагогического мастерства в 1995 году. Конференция была
посвящена развитию у школьников эстетического отношения к музыке. Среди
многих проблем, которые поднимались на конференции, была проблема, связанная
с тем, что в нашем городе так мало «поющих» общеобразовательных школ, тогда,
как известно, одна из важнейших задач, которые решает урок музыки - научить
детей петь.
А, между тем известно, что в Царской России детские хоры были в состоянии
петь трёх- четырёхголосные произведения. Конечно, такие примеры встречаются и
сейчас, но они крайне редки. На мой вопрос: «Почему так происходит?», я
получила довольно пространный ответ:
1. В школе сейчас встречается очень большой процент детей с больным
голосовым аппаратом...
2. Во многих школах просто не существует хоров, в связи с тем, что
учителя музыки не хотят брать на себя дополнительную нагрузку, так как в
хоровой деятельности. Как нигде, видна работа учителя...
3.
Это нехватка
посиделками, а профессионально, со знанием дела, прививали детям навыки
хорового пения не только на уроке, но и во внеурочные часы, создавая хоры.
Последнее мне кажется наиболее актуальным, так как самым главным является
квалифицированность, или подготовка учителя, и его желание как можно больше
дать детям. Между тем хотелось бы отметить, что молодые учителя далеко не
сразу овладевают управлением, певческой деятельностью учащихся. На мой
взгляд, это связано с тем, что в педагогических учреждениях уделяется много
времени формированию навыков концертного дирижирования и гораздо меньше
внимания уделяется навыкам разучивания хоровых произведений с детским хором.
Происходит разрыв между педагогической практикой студентов и обучением
дирижированию. Всё вышеизложенное явилось исходной предпосылкой в выборе темы
и определило ёё актуальность.
Цель работы:
Состоит в исследовании особенностей подготовки младших школьников к хоровой
деятельности, в выявлении комплекса методов, активизирующих процесс усвоения
вокально-хоровых навыков.
Изучение научной и методической литературы, анализ личной практической работы
с хором позволили сформулировать гипотезу исследования: развитие навыков
хорового пения на уроках музыки становится тогда наиболее эффективным, когда
вокально-хоровое обучение осуществляется с учётом возрастных и личностных
качеств ребёнка.
Объектом исследования являлись уроки музыки, как организационная форма
формирования первоначальных навыков хорового пения у младших школьников.
Предмет исследования: теоретические основы процесса формирования
первоначальных навыков хорового пения у младших школьников.
Задачи исследования:
1.
Проанализировать особенности
обучения младших школьников в Царской России, частично за рубежом и в наше
время.
2.
Определить конкретную
навыков певческих навыков в начальный период обучения.
3.
Разработать систему
упражнений), соответствующих вышеназванной задаче.
4.
Теоретически обосновать
педагогических приёмов, которые соответствуют закономерностям формирования
первоначальных певческих навыков.
В соответствии с поставленными задачами были использованы следующие методы:
1.
Теоретический анализ
2.
Обобщение педагогического
навыков хорового пения у младших школьников.
3. Обобщение собственного опыта работы с детским хором в рамках
поставленной проблемы.
4. Экспериментальное изучение путей и методов формирования хоровых
навыков у младших школьников.
Общая методология предполагает формирование у детей творческой личности,
которая способна
вести созидательную
Экспериментальная работа опиралась на анализ и обобщение передового опыта
ведущих педагогов и методистов и личного исследовательского опыта.
С 1995 года работаю учителем музыки в младших бизнес-классах
Негосударственного Образовательного Учреждения «Деловая волна» на базе
средней общеобразовательной школы № 307 Центрального района.
ГЛАВА 1.
СУЩЕСТВОВАВШИЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРОБЛЕМУ ХОРОВОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ В КОНЦЕ 19 – НАЧАЛЕ 20 ВЕКОВ
Конец 19 века в России богат появлением на свет исследованиями по проблеме хорового воспитания детей. Среди педагогов последней трети 19 века Степан Васильевич Смоленский пользовался особой известностью. Впервые в школьное образование Смоленский ставит проблему единства обучения и воспитания на уроках музыки. В статье «Заметки об обучении пению» он указывает три главные задачи:
1. Воспитательная - формирование духовной культуры
2. Образовательная - знание русской музыкальной литературы
3. Развивающая - обучение приёмам пения
Он создаёт учебник, в котором даёт свои методические разработки: