Первоначальные навыки хорового пения у детей младшего школьного возраста на уроках музыки. Методика работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 15:54, реферат

Краткое описание

Первые попытки осуществить музыкальное воспитание в рамках

общеобразовательной школы можно отыскать ещё в Царской России.

Оглавление

1. Вступление............................ 3

2. ГЛАВА 1

- существовавшие взгляды на проблему хорового воспитания в России в конце 19- начале 10 веков..................... 8

- работа с детскими голосами в народной школе Бориса Бочева (Болгария) .......18

- значение хорового пения как процесса формирования творческих способностей детей. Особенности детского голоса.......... 20

3. ГЛАВА 2

- проблема вокально-хорового воспитания детей младшего школьного возраста в музыкально-педагогической, научно-исследовательской литературе и обобщение собственного опыта ............... 23

- экспериментальная работа:

а) вокально-хоровые упражнения

1 класс........................... 32

2-3 классы........................... 33

б) работа над песней.................... 34

- рекомендации по подбору песенного репертуара....... 37

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................... 38

5. СНОСКИ.......................... 39

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........... 40

Файлы: 1 файл

Тема.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

      Тема: «Первоначальные навыки хорового пения  у детей младшего

школьного возраста на уроках музыки. Методика работы».

Исполнитель: студентка  3-го курса Шепелева А.Н. 2011год 

СОДЕРЖАНИЕ

     1.     Вступление............................  3

     2.     ГЛАВА 1

- существовавшие  взгляды на проблему хорового  воспитания в России в конце  19- начале 10 веков.....................  8

- работа с  детскими голосами в народной  школе Бориса Бочева (Болгария) .......18

- значение хорового  пения как процесса формирования  творческих способностей детей. Особенности детского голоса..........  20

3.     ГЛАВА 2

- проблема вокально-хорового  воспитания детей младшего школьного  возраста в музыкально-педагогической, научно-исследовательской литературе и обобщение собственного опыта ............... 23

- экспериментальная  работа:

а) вокально-хоровые  упражнения

1 класс........................... 32

2-3 классы........................... 33

б) работа над  песней.................... 34

- рекомендации  по подбору песенного репертуара....... 37

4.     ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................  38

5.     СНОСКИ..........................  39

6.     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...........  40

    

    

ВСТУПЛЕНИЕ

Первые попытки  осуществить музыкальное воспитание в рамках

общеобразовательной школы можно отыскать ещё в Царской России. Школьная

система отличалась крайней пестротой. Это были кадетские  корпуса, Институт

благородных девиц, духовные семинарии и училища, патриархальные училища.

Допуская «пение и вообще музыку» в школу, «по  мере возможности и усмотрению

начальства», уставы всех видов школ на протяжении всего 19 столетия ни разу

не включали музыкальные занятия в число  обязательных предметов учебного

плана.

Все школьные уставы предлагали местному «начальству» позаботиться о

преподавании  музыки и других искусств «по мере возможности», когда есть  к

тому способности. Или, говоря по- другому, «материальные  возможности». К

счастью, в некоторых, в основном привилегированных учебных  заведениях, такие

средства находились.

«Гимназиям нашли  весьма есть отрадных факты, что некоторые наставники, будучи

сами хорошими знатоками музыки и пения, устраивают большие хоры их учеников.

Сами обучают  их церковному и светскому пению  и, развивая в них чувство

религиозности, чувство изящного и чувство патриотическое. в высшей степени

желательно, чтобы  пример таких преподавателей, которые  будут всегда особенно

дороги для  своих учеников, не остался без  подражания..»1).

Особенно заботливо  было поставлено образование в привилегированных  женских

учебных заведениях, где музыка, как правило, рассматривалась в качестве

важного элемента воспитания. Например, в училище  Ордена Святой Екатерины за

время обучения в восьми основных классах (с 10 до 17 лет) ученицы обучались

хоровому пению  и игре на фортепиано. Хоровое пение  распадалось на светское и

церковное. С  первого же года обучение проводилось  с применением нот, так как

до поступления  в училище девочки должны были домашнюю музыкальную подготовку.

Репертуар был  разнообразен, в него входили произведения, как русских, так и

западных композиторов. Таким образом, к окончанию училища, воспитанницы

приобретали навыки хорового пения (с инструментом и  a`capella). Примерно по

такому же плану  было организовано музыкальное воспитание в других женских

институтах.

В рядовых гимназиях, и, прежде всего, в гимназиях правительственных, Дело

обстояло совсем иначе. «Оттого и происходит, что  в школе, например, есть уроки

рисования, пения  или музыки, по классам висят копии  с художественных картин, а

ученики почти  не рисуют, не поют и не играют, а  картины никого не радуют..»

2).

Формальный подход к делу был характерен для большинства  заведений «такого

типа». Поэтому  не любовь, а неприязнь и отвращение рождали в детях такие

занятия музыкой.

В нашем веке хоровое пение стало рассматриваться  как путь творческого

развития детей. Результаты изучения материалов передовых  авторов 20 века дали

мне возможность  проследить за развитием проблемы певческого обучения младших

школьников и  сделать определённые выводы о состоянии  интересующего меня

вопроса в современности.

В реализации задач  музыкально- эстетического воспитания школьников важное

место занимает исполнительская деятельность в  условиях школьного урока

музыки. К такому выводу пришли участники конференции, состоявшейся в

Университете  педагогического мастерства в 1995 году. Конференция была

посвящена развитию у школьников эстетического отношения  к музыке. Среди

многих проблем, которые поднимались на конференции, была проблема, связанная

с тем, что в  нашем городе так мало «поющих» общеобразовательных  школ, тогда,

как известно, одна из важнейших задач, которые решает урок музыки - научить

детей петь.

А, между тем  известно, что в Царской России детские хоры были в состоянии

петь трёх- четырёхголосные  произведения. Конечно, такие примеры  встречаются и

сейчас, но они  крайне редки. На мой вопрос: «Почему так происходит?», я

получила довольно пространный ответ:

1.     В школе сейчас встречается  очень большой процент детей  с больным

голосовым аппаратом...

2.     Во многих школах просто не  существует хоров, в связи с  тем, что

учителя музыки не хотят брать на себя дополнительную нагрузку, так как в

хоровой деятельности. Как нигде, видна работа учителя...

3.     Это нехватка квалифицированных  педагогов, которые занимались  бы не

посиделками, а  профессионально, со знанием дела, прививали детям навыки

хорового пения  не только на уроке, но и во внеурочные часы, создавая хоры.

Последнее  мне  кажется наиболее актуальным, так  как самым главным является

квалифицированность, или подготовка учителя, и его  желание как можно больше

дать детям. Между тем хотелось бы отметить, что молодые учителя далеко не

сразу овладевают управлением, певческой деятельностью  учащихся. На мой

взгляд, это связано  с тем, что в педагогических учреждениях  уделяется много

времени формированию навыков концертного  дирижирования и гораздо меньше

внимания уделяется  навыкам разучивания хоровых  произведений с детским хором.

Происходит разрыв между педагогической практикой  студентов и обучением

дирижированию. Всё вышеизложенное явилось исходной предпосылкой в выборе темы

и определило ёё актуальность.

Цель работы:

Состоит в исследовании особенностей подготовки младших школьников к хоровой

деятельности, в  выявлении комплекса методов, активизирующих процесс усвоения

вокально-хоровых  навыков.

Изучение научной  и методической литературы, анализ личной практической работы

с хором позволили  сформулировать гипотезу исследования: развитие навыков

хорового пения  на уроках музыки становится тогда  наиболее эффективным, когда

вокально-хоровое  обучение осуществляется с учётом возрастных и личностных

качеств ребёнка.

Объектом исследования являлись уроки музыки, как организационная  форма

формирования  первоначальных навыков хорового пения  у младших школьников.

Предмет исследования: теоретические основы процесса формирования

первоначальных  навыков хорового пения у младших школьников.

Задачи исследования:

1.     Проанализировать особенности решения  вопросов вокально-хорового

обучения младших  школьников в Царской России, частично за рубежом и в наше

время.

2.     Определить конкретную последовательность формирования первоначальных

навыков певческих  навыков в начальный период обучения.

3.     Разработать систему музыкально-певческого  материала (песен и

упражнений), соответствующих  вышеназванной задаче.

4.     Теоретически обосновать применение  на уроках музыки таких

педагогических  приёмов, которые соответствуют  закономерностям формирования

первоначальных  певческих навыков.

В соответствии с поставленными задачами были использованы следующие методы:

1.     Теоретический анализ литературы  с точки зрения изучаемой проблемы.

2.     Обобщение педагогического  опыта,  направленного на формирование

навыков хорового пения у младших школьников.

3.     Обобщение собственного опыта  работы с детским хором в  рамках

поставленной  проблемы.

4.     Экспериментальное изучение путей  и методов формирования хоровых

навыков у младших  школьников.

Общая методология  предполагает формирование у детей  творческой личности,

которая способна вести созидательную деятельность.

Экспериментальная работа опиралась на анализ и обобщение  передового опыта

ведущих педагогов  и методистов и личного исследовательского опыта.

С 1995 года работаю  учителем музыки в младших бизнес-классах

Негосударственного  Образовательного Учреждения «Деловая волна» на базе

средней общеобразовательной  школы № 307 Центрального района.

ГЛАВА 1.

СУЩЕСТВОВАВШИЕ  ВЗГЛЯДЫ НА ПРОБЛЕМУ ХОРОВОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ В КОНЦЕ 19 – НАЧАЛЕ 20 ВЕКОВ

    

Конец 19 века в  России богат появлением на свет исследованиями по проблеме хорового воспитания детей. Среди педагогов последней трети 19 века Степан Васильевич Смоленский пользовался особой известностью. Впервые в школьное образование Смоленский ставит проблему единства обучения и воспитания на уроках музыки. В статье «Заметки об обучении пению» он указывает три главные задачи:

1.     Воспитательная - формирование духовной культуры

2.     Образовательная - знание русской  музыкальной литературы

3.     Развивающая - обучение приёмам  пения

Он создаёт  учебник, в котором даёт свои методические  разработки:

Информация о работе Первоначальные навыки хорового пения у детей младшего школьного возраста на уроках музыки. Методика работы