Педагогика в системе наук о человеке

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 19:41, контрольная работа

Краткое описание

Педагогика как совокупность знаний о воспитании человека возникла из общественной потребности в подготовке подрастающих поколений к жизни.
В первобытном обществе воспитание детей поручалось наиболее опытным представителям общины или осуществлялось в семьях. Помимо передачи трудового и хозяйственного опыта, детей знакомили с правилами религиозного культа, преданиями, житейскими нормами, традициями, обычаями и т.д.

Оглавление

1. Место педагогики в системе наук о человеке. Отрасли педагогических знаний.
2. Основные методологические принципы педагогики, её методы и категории. Современные концепции развития личности.
3. Литература.

Файлы: 1 файл

Контрольная по педагогике.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

· выбор  способов регистрации наблюдаемого (как вести записи); 

· обработка  и интерпретация полученной информации (каков результат). 

     Различают наблюдение включенное, когда исследователь  становится членом той группы, в  которой ведется наблюдение, и не включенное наблюдение - со “стороны”; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное. Наблюдение - это очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя. 

Методы  опроса - беседа, интервью, анкетирование. 

     Беседа - самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый  с целью получения дополнительной информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Разновидностью беседы является интервьюирование, принесенное в педагогику из социологии. При этом методе опроса исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью вопросы записываются открыто. 

     Анкетирование - метод массового сбора материала  с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Анкетирование еще называют заочным опросом. 

     Результативность  вышеперечисленных методов опроса во многом зависит от содержания задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкета - это перечень вопросов (вопросник).

     Изучение  продуктов деятельности учащихся (рисунков, контрольных работ, чертежей и т.п.) может дать необходимые сведения об индивидуальности учащегося, о его отношении к работе и о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области.

     Особую  роль в педагогических исследованиях играет эксперимент. Это специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности. Педагогический эксперимент - исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания;

     Активное  воздействие исследователя на педагогическое явление; изменение отклика, результатов  педагогического воздействия и  взаимодействия; неоднократную воспроизводимость педагогических явлений и процессов.

Этапы эксперимента:

· теоретический (постановка проблемы, определение  цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез);

· методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов);

· собственно эксперимент - проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, управление опытом и измерение реакций  испытуемых);

· аналитический - количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

     Эксперимент бывает естественным и лабораторным (когда создаются искусственные  условия для проверки). Чаще всего  используется естественный эксперимент. Педагогический эксперимент делится на констатирующий (устанавливает реальное состояние дел в процессе) и преобразующий, то есть когда проводится целенаправленная его организация для определения условий развития личности школьника или детского коллектива. Преобразующий эксперимент требует наличия для сравнения контрольных групп. 

     Социометрический  метод - метод изучения групповой  дифференциации, позволяющий анализировать  внутриколлективные отношения. Этот метод позволяет делать срезы, характеризующие различные стадии формирования отношений, виды авторитета, состояние актива. Рейтинг является основной для построения разнообразнейших шкал оценок от нумерности отдельных учеников до моральных качеств и престижности профессий.

     Метод обобщения независимых характеристик  разработан русским психологом К. Платоновым. Предусматривает обобщение сведений об учениках, полученных из разных источников (учителя, родители, одноклассники, друзья и т.п.), сопоставление этих сведений, их осмысление. Разновидностью данного метода является педагогический консилиум, который предусматривает обсуждение результатов изучения воспитанности учеников, оценивание конкретных качеств личности, выяснение причины возможных отклонений.

     Тестирование - целенаправленное, одинаковое для  всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерить изучаемые характеристики педагогического процесса.

     По  функциональным признакам различают: тесты интеллекта, тесты креативности (творческие способности), тесты достижений, тесты личности (характер, мотивация, типы поведения). Проективные тесты - методики, направленные на выявление определенных психологических качеств человека.

     Обычно  тестирование как метод педагогического  исследования сливается с тестированием  текущей успеваемости, выявлением уровня обученности. Итоговый тест содержит большое количество вопросов и используется после изучения крупного раздела учебной программы. 

     В последнее время все шире внедряются математические методы исследования и, в частности, методы статистической обработки исследовательского материала. В педагогических исследованиях широко используют такие их виды: 

- регистрация - определяет выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников); 

- ранжирование - расположение собранных данных в определенной последовательности (убывание или нарастание показателей); 

- моделирование  - создание и исследование моделей.  Это способ теоретического исследования психологических явлений через условное создание жизненных ситуаций, в которых может происходить деятельность человека. Результаты помогают познать закономерности поведения человека в определенных ситуациях. 

- статистические  методы - методы математической статистики, которые используются для обработки экспериментальных данных с целью повышения обоснования выводов. В педагогике и психологии они представлены описательной статистикой (таблицы, графики); теорией статистических выводов; теория планирования экспериментов. 

     Математизация педагогики несет в себе огромный гносеологический потенциал. Она не только избавляет науку от одностороннего качественного описания, но и устраивает строгую ревизию достигнутому, предоставляя для этого объективные методы проверки и более совершенный язык. 

Современные концепции развития личности 

     Одной из сложных и ключевых проблем  педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в  специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.

     В зарубежной педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития выделяются три основных направления - биологическое, социологическое и  биосоциальное.

     Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З.Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он "надевает маску" или неудовлетворение естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятельности.

     Все явления общественной жизни (стачки, забастовки, революции), как считают  представители этого направления, естественны для простых людей, у которых от рождения заложено стремление к нападению, жестокости, бунтарству. Однако реальная жизнь показывает, что люди часто действуют даже против своих жизненных потребностей, выполняя долг патриота, борца и просто гражданина.

     Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как  существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется  благодаря влиянию на него тех  социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.п.

     Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.

     Отечественная педагогическая наука рассматривает  личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е. результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и т.п.).

     Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым организмом. Отношения социального и биологического в формировании и поведении личности чрезвычайно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми. Так, смелость может доходить до безрассудства, когда побуждается желанием привлечь к себе внимание (естественная потребность в достижении, признании). Другого человека смелость побуждает идти навстречу жизненным трудностям, хотя об этом никто, кроме него, не знает. Важно видеть и степень выраженности качества. Чрезмерная вежливость, например, может граничить с подхалимством, послушание - быть показателем пассивного исполнения требований, безразличия, а непоседливость - свидетельствовать о живости интереса, быстроте переключения внимания и др.

     Личность, по определению Л. С. Выготского, - это  целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основные функции личности - творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности - социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей.

     Существуют  различия и в понимании сущности развития личности в отечественной  и зарубежной педагогике. Метафизики рассматривают развитие как процесс  количественного накопления, как простое повторение, увеличение или уменьшение изучаемого явления. Отечественная педагогика при рассмотрении этого вопроса исходит из положений диалектического материализма, который рассматривает развитие как неотъемлемое свойство природы, общества и мышления, как движение от низшего к высшему, как рождение нового и отмирание или преобразование старого.

     При таком подходе развитие личности представляет собой единый биосоциальный  процесс, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования. Эта сложность обусловливается противоречивостью процесса развития. Более того, именно противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими силами развития личности. К таким противоречиям относятся: 

противоречие  между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями  их удовлетворения; 

противоречие  между возросшими физическими и  духовными возможностями ребенка  и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности; 

противоречие  между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности (В.А.Крутецкий). 

     Названные противоречия характерны для всех возрастов, но они приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень своего развития. Потребность удовлетворяется - противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим - развитие продолжается.

Информация о работе Педагогика в системе наук о человеке