Педагогика в системе наук о человеке

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 19:41, контрольная работа

Краткое описание

Педагогика как совокупность знаний о воспитании человека возникла из общественной потребности в подготовке подрастающих поколений к жизни.
В первобытном обществе воспитание детей поручалось наиболее опытным представителям общины или осуществлялось в семьях. Помимо передачи трудового и хозяйственного опыта, детей знакомили с правилами религиозного культа, преданиями, житейскими нормами, традициями, обычаями и т.д.

Оглавление

1. Место педагогики в системе наук о человеке. Отрасли педагогических знаний.
2. Основные методологические принципы педагогики, её методы и категории. Современные концепции развития личности.
3. Литература.

Файлы: 1 файл

Контрольная по педагогике.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

   Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения исследовательских задач.

   Эти определения методологии не противоречат друг другу. Более того, они отражают процесс постепенного развития области  методологической рефлексии, осознание  исследователями собственной деятельности, вынесение такой рефлексии за рамки индивидуального опыта. Исходя из этого, методологию педагогической науки следует рассматривать как совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности.

   Всякая  методология выполняет регулятивные, нормативные функции. В этом и состоит ее назначение. Но методологическое знание может выступать либо в дескриптивной (описательной), либо в прескриптивной (нормативной) форме, то есть в форме предписаний, прямых указаний к деятельности.

   Дескриптивная методология как учение о структуре научного знания, закономерностях научного познания служит ориентиром в процессе исследования, а прескриптивная направлена на регуляцию деятельности. В нормативном методологическом анализе преобладают конструктивные задачи, связанных с разработкой положительных рекомендаций и правил осуществления научной деятельности. Дескриптивный же анализ имеет дело с ретроспективным описанием уже осуществленных процессов научного познания.

   В структуре методологического знания выделяют, как правило, четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. 

Основные  методологические подходы в педагогике: 

1.Системный  подход.  

Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: учет взаимосвязи компонентов. 

2.Личностный  подход. 

Сущность: признает личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Уникальность личности - ее интеллектуальная нравственная свобода, право на уважение. Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности. 

3.Деятельностный  подход.  

Сущность: деятельность- основа, средство и условие  развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности. Задачи воспитателя: выбор и организация деятельности ребенка с позиции субъекта познания труда и общения (активность самого). Это предполагает: осознание, целеполагание, планирование деятельности, ее организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексия). 

4.Полисубъектный (диалогический) подход.  

Сущность  человека богаче, чем его деятельность. Личность- продукт и результат  общения с людьми и характерных  для нее отношений, т.е. не только предметный результат деятельности важен, но и отношенческий. Этот факт "диалогического" содержания внутреннего мира человека

учитывался  в педагогике явно недостаточно, хотя в пословицах нашел отражение ("скажи, кто твой друг...", "с кем поведешься..."). Задача воспитателя: отслеживать взаимоотношения, способствовать гуманным отношениям, налаживать психологический климат в коллективе. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляет сущность методологии гуманистической педагогики. 

5.Культорологический подход.  

Сущность: аксиология - учение о ценностях  и ценностной структуре мира. Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством. Освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности (на основе освоенной культуры внесение в нее принципиально нового, творец новых элементов культуры). Задача воспитателя: приобщение к культурному потоку, активизация творчества. 

6.Этнопедагогический подход.  

Сущность: воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи. Ребенок живет в определенном этносе. Задача воспитателя: изучение этноса, максимальное использование его воспитательных возможностей. 

7.Антропологический  подход.  

Сущность обосновал Ушинский. Это системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.  

Выделенные  методологические подходы педагогики как отрасли гуманитарного знания позволяют:  

1) определить  ее действительные проблемы и способы их разрешения;  

2) проанализировать  всю сумму образовательных проблем  и установить их порядок значимости (иерархию);  

3) реализовать  гуманистическую парадигму образования. 

     Под исследованием в области педагогики понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях.

     Педагогические  исследования подразделяются на фундаментальные, прикладные и разработки. Фундаментальные исследования своим результатом имеют обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и практических достижений педагогики или предлагают модели развития педагогических систем на прогностической основе.

     Прикладные  исследования - это работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики.

     Разработки  направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения.

     Любое педагогическое исследование предполагает определение общепринятых методологических параметров. К ним относятся проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения. Основными критериями качества педагогического исследования являются критерии актуальности, новизны, теоретической и практической значимости.

     Логика  и динамика исследовательского поиска предполагают реализацию ряда этапов: эмпирического, гипотетического, экспериментально-теоретического (или теоретического), прогностического.

     На  эмпирическом этапе получают функциональное представление об объекте исследования, обнаруживают противоречия между реальной образовательной практикой, уровнем научных знаний и потребностью постичь сущность явления, формулируют научную проблему.

     Гипотетический  этап направлен на разрешение противоречия между фактическими представлениями об объекте исследования и необходимостью постичь его сущность. Он создает условия для перехода от эмпирического уровня исследования к теоретическому.

     Теоретический этап связан с преодолением противоречия между функциональными и гипотетическими  представлениями о нем.

     Создание  теории позволяет перейти к прогностическому этапу, который требует разрешения противоречия между полученными представлениями об объекте исследования как целостном образовании и необходимостью предсказать, предвидеть его развитие в новых условиях.

     В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать такой сложный и многофункциональный объект, каким является образовательный процесс. Применение целого ряда методов позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры.

     Методы  педагогического исследования в  отличие от методологии - это сами способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. 

Выделяются  следующие особенности: 
 

1) Этическая  направленность (эксперименты, противоречащие  нравственным и этическим нормам, запрещены, недопустимость риска  для здоровья и развития). 

2) Неповторимость. 

3) Неоднозначность  (т.к. влияет много причин). 

4) Конечная  цель педагогических исследований - установление закономерности в  педагогических процессах. 

Принципы  выбора методов исследования: 

принцип адекватности метода существу изучаемого явления; 

принцип совокупности методов исследования. 

Классификация методов исследования: 

1. Теоретические 

2. Научно-прикладные 

3. Экспериментальные 

Все методы исследования подразделяются по масштабу: 

- глобальный; 

- локальный; 

- микро-эксперимент. 

по цели: 

- констатирующий (изучаются существующие педагогические  явления); 

- проверочный  уточняющий (проверяется гипотеза); 

- созидательный,  преобразующий, формирующий (в процессе создаются новые педагогические явления). 

По месту проведения: 

- естественный; 

- лабораторный; 

Методы  исследования различаются по позиции: 

- нейтральной; 

- руководителя; 

- самонаблюдение; 

по открытости: 

- открытое; 

- скрытое; 

по непрерывности: 

- непрерывное; 

- дискретное. 

Методы  подразделяются на три группы: 

· методы изучения педагогического опыта; 

· методы теоретического исследования; 

· математические и статистические методы; 

     Методы  изучения педагогического опыта - это  способы исследования реально складывающегося  опыта организации образовательного процесса. При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, изучение письменных, творческих и графических работ учащихся, анкетирование. 

     Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения. 

Этапы наблюдения: 

· определение  задачи и цели (то есть для чего ведется  наблюдение); 

· выбор  объекта, предмета и ситуации (что  собираемся наблюдать); 

· выбор  способа наблюдения, наименее влияющего  на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать); 

Информация о работе Педагогика в системе наук о человеке