Педагогика в системе наук о человеке

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 19:41, контрольная работа

Краткое описание

Педагогика как совокупность знаний о воспитании человека возникла из общественной потребности в подготовке подрастающих поколений к жизни.
В первобытном обществе воспитание детей поручалось наиболее опытным представителям общины или осуществлялось в семьях. Помимо передачи трудового и хозяйственного опыта, детей знакомили с правилами религиозного культа, преданиями, житейскими нормами, традициями, обычаями и т.д.

Оглавление

1. Место педагогики в системе наук о человеке. Отрасли педагогических знаний.
2. Основные методологические принципы педагогики, её методы и категории. Современные концепции развития личности.
3. Литература.

Файлы: 1 файл

Контрольная по педагогике.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Витебский государственный технологический университет» 
 
 
 
 
 

Кафедра истории и права 
 
 
 

Контрольная работа

По  дисциплине «Основы  психологии и педагогики» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

студентка заочного факультета

3 курса,  гр.ЗФк-13

Борбаченко  О.А.

шифр  № 071903;

210015

г.Витебск, ул.Чкалова, д.50, кор.1, кв.112. 
 

Проверила:

Виноградова Т.Я. 
 
 
 
 
 
 
 

Витебск

2009

Тема 15. Педагогика в системе  наук о человеке. 

Содержание: 

    1. Место  педагогики в системе наук о человеке. Отрасли педагогических знаний.

     2. Основные методологические принципы  педагогики, её методы и категории.  Современные концепции развития  личности.

     3. Литература. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Место педагогики в системе  наук о человеке. Отрасли педагогических знаний.
 

   Педагогика  как совокупность знаний о воспитании человека возникла из общественной потребности в подготовке подрастающих поколений к жизни.

   В первобытном обществе воспитание детей  поручалось наиболее опытным представителям общины или осуществлялось в семьях. Помимо передачи трудового и хозяйственного опыта, детей знакомили с правилами религиозного культа, преданиями, житейскими нормами, традициями, обычаями и т.д.

   В период рабовладельческого строя возникают специальные образовательные учреждения и появляются люди, профессией которых становится обучение и воспитание детей. Именно в это время в Древней Греции появился термин «педагог», обозначавший раба, водившего детей в школу. Того, кто обучал, называли дидаскалом. Педагогические знания в это время входили в состав философии.

   В средние века в философии, а значит, и в педагогике стала господствовать религия, согласно которой человек  должен быть похожим на своего небесного  Создателя, терпеть земные тяготы и восхвалять Бога. Возникают приходские, монастырские и соборные школы.

   К концу XVII века, когда появились массовые школы и первые научно-педагогические работы, произошло выделение педагогики из философии в отдельную науку. Это событие связано с именем чешского педагога Я.А.Коменского. Он разработал основные вопросы теории обучения (дидактики), определил систему школ и содержание обучения в них, изложил свои взгляды на семейное воспитание и т.д. После Коменского в теории западной педагогики наибольший след оставили: 

   Джон  Локк в книге «Мысли о воспитании» изложил свои взгляды на воспитание джентльмена - человека, уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью нравственных убеждений. Сравнивал душу ребенка с чистой доской, на которой можно написать все, что захочешь. 

   Жан Жак Руссо в книге «Эмиль, или о воспитании» заложил основы теории свободного воспитания, согласно которой воспитание полностью должно идти за природными склонностями и желаниями детей. При этом он исходил из идеи природного совершенства детей, выступил против жестокого обращения с ними, против их физического наказания. 

   Генрих  Песталоцци - швейцарский педагог, развивал идею о гуманном характере воспитания, о доброжелательном отношении к детям. Он стремился соединить обучение детей с посильным физическим трудом, использовал для нравственного воспитания прообраз детского коллектива. 

   Иоганн  Гербарт - немецкий психолог и педагог предложил идею воспитывающего обучения, систему развивающих упражнений. Считал целесообразным подавлять у детей «дикую природу», используя непререкаемый авторитет педагога, разнообразные физические наказания, неослабный контроль над поведением. 

   Джон  Дьюи - американский философ и педагог, автор прагматической педагогики, которая должна учитывать интересы и опыт учащихся". Он считал, что все необходимые знания учащиеся должны приобретать в процессе наблюдений, эксперимента, игровой и трудовой деятельности. 

   Огромный  вклад в развитие русской педагогической мысли внесли М.В. Ломоносов, К.Д. Ушинский, А.И. Пирогов, В.И. Водовозов, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой и др.

   Выдающимися представителями педагогической мысли на Беларуси являются: Фр. Скорина, Н. Гусовский, Л. Зизаний, А. Пашкевич, Я. Колас.

   В советское время на основе марксистско-ленинского учения развивались идеи единой трудовой политехнической школы, идеи так называемого коммунистического воспитания, Крупнейшими педагогами этого периода были: П.П. Блонский, СТ. Шацкий, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.

   В среде простых людей на протяжении веков складывались свои представления о воспитании. В пословицах, поговорках, сказках и преданиях люди высказывали свое отношение к целям и характеру воспитания. Народная педагогика выше всего ценит такие качества человека, как уважение к труду, справедливость, человеческое достоинство, почитание старших, уважение между людьми. 

   Педагогика  как наука - это совокупность знаний о воспитании, образовании и обучении человека, обеспечивающих развитие его  личности.

   Объект  педагогики - это развивающийся человек, его формирующаяся личность в течение всей жизни.

   Предмет педагогики - не что иное, как совокупность специально организованных процессов, явлений, условий и факторов, направленных на развитие человека, на формирование его личности. 

Основные  задачи педагогической науки: 

изучение  сущности и закономерностей развития личности в условиях воспитания; 

разработка  целей, содержания и методов воспитания. Методы педагогических исследований: 

педагогические  наблюдения; 

исследовательская беседа; 

изучение  продуктов деятельности воспитуемых; 

педагогический  эксперимент; 

анализ  педагогического опыта и др. 

     Педагогика, являясь самостоятельной и достаточно научной дисциплиной, не может развиваться  обособленно от других наук. Современный  этап развития педагогического знания (вторая половина XX в. - начало XXI в.) основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками - философией, психологией, социологией, физиологией, математикой, политологией, экономикой.

     Важную  методологическую роль в процессе разработки педагогической теории выполняет философия, помогая определить исходные позиции  при исследовании педагогических явлений. Особенно большое значение для решения  конкретных вопросов обучения и воспитания, разработки режимов труда и отдыха имеет психология, и в первую очередь возрастная и педагогическая психология, которая изучает закономерности психических процессов детей в зависимости от возраста, в условиях обучения и воспитания. Тесные связи существуют между педагогикой и школьной гигиеной, изучающей и. определяющей санитарно-гигиенические условия жизни учащихся. Социология, занимающаяся изучением общества как сложной целостной системы, дает педагогике большой фактический материал для более рациональной организации процесса обучения и воспитания.

     Педагогика  имеет тесные связи и со многими  другими отраслями научного знания - анатомией и физиологией человека, этнографией, математикой, кибернетикой и др. Формы связи педагогики с другими науками весьма разнообразны: это заимствование научных идей (например, кибернетической идеи управления), использование данных, полученных другими науками (данные физиологии о работоспособности учащихся), и т.п. 

    Отрасли педагогических знаний 

     В результате развития науки, техники и культуры происходят дифференциация знаний и специализация наук. В педагогической науке процесс специализации и дифференциации проявляется особенно заметно. Педагогика, зародившаяся в недрах философии как ее часть, имеет в настоящее время большое число ответвлений, которые развиваются как ее отрасли. Эти отрасли определяются особенностями объекта воспитания: возрастом, профессией, психофизиологическими данными и т.д. 

Основные  «ветви» древа педагогической науки  следующие. 

Общая педагогика - изучает и формирует  принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для  всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений. Эта отрасль педагогических знаний исследует фундаментальные  законы обучения и воспитания. Составными частями общей педагогики являются: теория воспитания, теория обучения (дидактика) и теория организации и управления в системе образования.  

Дошкольная  педагогика - изучает закономерности воспитания детей дошкольного возраста. 

Педагогика  общеобразовательной школы - исследует содержание, формы и методы обучения и воспитания школьников. 

Специальная педагогика (дефектология) - наука об особенностях развития и закономерностях обучения и воспитания аномальных детей, имеющих физические или психические недостатки. В зависимости от вида дефектов выделяют такие ее направления: сурдопедагогика - изучает закономерности обучения и воспитания глухих; тифлопедагогика -слепых и слабовидящих детей; олиго- и френопедагогика - умственно отсталых детей; логопедагогика - разрабатывающая вопросы исправления речи детей и подростков. 

Педагогика  профессионально-технического и среднего специального образования - изучает  и разрабатывает вопросы обучения и воспитания учащихся средних специальных  учебных заведений. 

Исправительно-трудовая педагогика занимается вопросами перевоспитания правонарушителей всех возрастов. 

Военная педагогика изучает особенности  воспитания воинов. 

Педагогика  высшей школы разрабатывает вопросы  обучения и воспитания студентов вузов. 

     В педагогике как развивающейся науке содержатся гипотетические положения, требующие научного и практического подтверждения. В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития, так как современная система образования и воспитания касается практически всех людей и педагогика включает в себя все звенья - от дошкольного учреждения до профессиональной подготовки и курсов повышения квалификации. Поскольку объектом обучения и воспитания является человек, постольку педагогика относится к наукам о человеке, она занимает главенствующее место в системах человекознания и гуманитарных наук. 
 
 

  1. Основные  методологические принципы педагогики, её методы и категории. Современные концепции развития личности.
 
 

   Не  только педагоги-практики, нередко  за понятием “методология” видят  нечто абстрактное, далекое от реальной жизни и от образовательной практики.

   Между тем методология - это система  принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. В современной литературе под методологией понимают, прежде всего, методологию научного познания, то есть учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.

Информация о работе Педагогика в системе наук о человеке