Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 19:41, контрольная работа
Педагогика как совокупность знаний о воспитании человека возникла из общественной потребности в подготовке подрастающих поколений к жизни.
В первобытном обществе воспитание детей поручалось наиболее опытным представителям общины или осуществлялось в семьях. Помимо передачи трудового и хозяйственного опыта, детей знакомили с правилами религиозного культа, преданиями, житейскими нормами, традициями, обычаями и т.д.
1. Место педагогики в системе наук о человеке. Отрасли педагогических знаний.
2. Основные методологические принципы педагогики, её методы и категории. Современные концепции развития личности.
3. Литература.
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение
образования «Витебский государственный
технологический университет»
Кафедра
истории и права
Контрольная работа
По
дисциплине «Основы
психологии и педагогики»
Выполнила:
студентка заочного факультета
3 курса, гр.ЗФк-13
Борбаченко О.А.
шифр № 071903;
210015
г.Витебск,
ул.Чкалова, д.50, кор.1, кв.112.
Проверила:
Виноградова
Т.Я.
Витебск
2009
Тема
15. Педагогика в системе
наук о человеке.
Содержание:
1. Место педагогики в системе наук о человеке. Отрасли педагогических знаний.
2.
Основные методологические
3.
Литература.
Педагогика как совокупность знаний о воспитании человека возникла из общественной потребности в подготовке подрастающих поколений к жизни.
В первобытном обществе воспитание детей поручалось наиболее опытным представителям общины или осуществлялось в семьях. Помимо передачи трудового и хозяйственного опыта, детей знакомили с правилами религиозного культа, преданиями, житейскими нормами, традициями, обычаями и т.д.
В период рабовладельческого строя возникают специальные образовательные учреждения и появляются люди, профессией которых становится обучение и воспитание детей. Именно в это время в Древней Греции появился термин «педагог», обозначавший раба, водившего детей в школу. Того, кто обучал, называли дидаскалом. Педагогические знания в это время входили в состав философии.
В средние века в философии, а значит, и в педагогике стала господствовать религия, согласно которой человек должен быть похожим на своего небесного Создателя, терпеть земные тяготы и восхвалять Бога. Возникают приходские, монастырские и соборные школы.
К
концу XVII века, когда появились массовые
школы и первые научно-педагогические
работы, произошло выделение педагогики
из философии в отдельную науку. Это событие
связано с именем чешского педагога Я.А.Коменского.
Он разработал основные вопросы теории
обучения (дидактики), определил систему
школ и содержание обучения в них, изложил
свои взгляды на семейное воспитание и
т.д. После Коменского в теории западной
педагогики наибольший след оставили:
Джон
Локк в книге «Мысли о воспитании» изложил
свои взгляды на воспитание джентльмена
- человека, уверенного в себе, сочетающего
широкую образованность с деловыми качествами,
изящество манер с твердостью нравственных
убеждений. Сравнивал душу ребенка с чистой
доской, на которой можно написать все,
что захочешь.
Жан
Жак Руссо в книге «Эмиль, или о воспитании»
заложил основы теории свободного воспитания,
согласно которой воспитание полностью
должно идти за природными склонностями
и желаниями детей. При этом он исходил
из идеи природного совершенства детей,
выступил против жестокого обращения
с ними, против их физического наказания.
Генрих
Песталоцци - швейцарский педагог, развивал
идею о гуманном характере воспитания,
о доброжелательном отношении к детям.
Он стремился соединить обучение детей
с посильным физическим трудом, использовал
для нравственного воспитания прообраз
детского коллектива.
Иоганн
Гербарт - немецкий психолог и педагог
предложил идею воспитывающего обучения,
систему развивающих упражнений. Считал
целесообразным подавлять у детей «дикую
природу», используя непререкаемый авторитет
педагога, разнообразные физические наказания,
неослабный контроль над поведением.
Джон
Дьюи - американский философ и педагог,
автор прагматической педагогики, которая
должна учитывать интересы и опыт учащихся".
Он считал, что все необходимые знания
учащиеся должны приобретать в процессе
наблюдений, эксперимента, игровой и трудовой
деятельности.
Огромный вклад в развитие русской педагогической мысли внесли М.В. Ломоносов, К.Д. Ушинский, А.И. Пирогов, В.И. Водовозов, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой и др.
Выдающимися представителями педагогической мысли на Беларуси являются: Фр. Скорина, Н. Гусовский, Л. Зизаний, А. Пашкевич, Я. Колас.
В советское время на основе марксистско-ленинского учения развивались идеи единой трудовой политехнической школы, идеи так называемого коммунистического воспитания, Крупнейшими педагогами этого периода были: П.П. Блонский, СТ. Шацкий, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.
В
среде простых людей на протяжении
веков складывались свои представления
о воспитании. В пословицах, поговорках,
сказках и преданиях люди высказывали
свое отношение к целям и характеру воспитания.
Народная педагогика выше всего ценит
такие качества человека, как уважение
к труду, справедливость, человеческое
достоинство, почитание старших, уважение
между людьми.
Педагогика как наука - это совокупность знаний о воспитании, образовании и обучении человека, обеспечивающих развитие его личности.
Объект педагогики - это развивающийся человек, его формирующаяся личность в течение всей жизни.
Предмет
педагогики - не что иное, как совокупность
специально организованных процессов,
явлений, условий и факторов, направленных
на развитие человека, на формирование
его личности.
Основные
задачи педагогической науки:
изучение
сущности и закономерностей развития
личности в условиях воспитания;
разработка
целей, содержания и методов воспитания.
Методы педагогических исследований:
педагогические
наблюдения;
исследовательская
беседа;
изучение
продуктов деятельности воспитуемых;
педагогический
эксперимент;
анализ
педагогического опыта и др.
Педагогика,
являясь самостоятельной и
Важную методологическую роль в процессе разработки педагогической теории выполняет философия, помогая определить исходные позиции при исследовании педагогических явлений. Особенно большое значение для решения конкретных вопросов обучения и воспитания, разработки режимов труда и отдыха имеет психология, и в первую очередь возрастная и педагогическая психология, которая изучает закономерности психических процессов детей в зависимости от возраста, в условиях обучения и воспитания. Тесные связи существуют между педагогикой и школьной гигиеной, изучающей и. определяющей санитарно-гигиенические условия жизни учащихся. Социология, занимающаяся изучением общества как сложной целостной системы, дает педагогике большой фактический материал для более рациональной организации процесса обучения и воспитания.
Педагогика
имеет тесные связи и со многими
другими отраслями научного знания
- анатомией и физиологией
Отрасли
педагогических знаний
В
результате развития науки, техники и
культуры происходят дифференциация знаний
и специализация наук. В педагогической
науке процесс специализации и дифференциации
проявляется особенно заметно. Педагогика,
зародившаяся в недрах философии как ее
часть, имеет в настоящее время большое
число ответвлений, которые развиваются
как ее отрасли. Эти отрасли определяются
особенностями объекта воспитания: возрастом,
профессией, психофизиологическими данными
и т.д.
Основные
«ветви» древа педагогической науки
следующие.
Общая
педагогика - изучает и формирует
принципы, формы и методы обучения
и воспитания, являющиеся общими для
всех возрастных групп и учебно-воспитательных
учреждений. Эта отрасль педагогических
знаний исследует фундаментальные
законы обучения и воспитания. Составными
частями общей педагогики являются: теория
воспитания, теория обучения (дидактика)
и теория организации и управления в системе
образования.
Дошкольная
педагогика - изучает закономерности воспитания
детей дошкольного возраста.
Педагогика
общеобразовательной школы - исследует
содержание, формы и методы обучения и
воспитания школьников.
Специальная
педагогика (дефектология) - наука об особенностях
развития и закономерностях обучения
и воспитания аномальных детей, имеющих
физические или психические недостатки.
В зависимости от вида дефектов выделяют
такие ее направления: сурдопедагогика
- изучает закономерности обучения и воспитания
глухих; тифлопедагогика -слепых и слабовидящих
детей; олиго- и френопедагогика - умственно
отсталых детей; логопедагогика - разрабатывающая
вопросы исправления речи детей и подростков.
Педагогика
профессионально-технического и среднего
специального образования - изучает
и разрабатывает вопросы
Исправительно-трудовая
педагогика занимается вопросами перевоспитания
правонарушителей всех возрастов.
Военная
педагогика изучает особенности
воспитания воинов.
Педагогика
высшей школы разрабатывает вопросы
обучения и воспитания студентов вузов.
В
педагогике как развивающейся науке содержатся
гипотетические положения, требующие
научного и практического подтверждения.
В современных условиях педагогику рассматривают
как науку и практику обучения и воспитания
человека на всех возрастных этапах его
личностного и профессионального развития,
так как современная система образования
и воспитания касается практически всех
людей и педагогика включает в себя все
звенья - от дошкольного учреждения до
профессиональной подготовки и курсов
повышения квалификации. Поскольку объектом
обучения и воспитания является человек,
постольку педагогика относится к наукам
о человеке, она занимает главенствующее
место в системах человекознания и гуманитарных
наук.
Не только педагоги-практики, нередко за понятием “методология” видят нечто абстрактное, далекое от реальной жизни и от образовательной практики.
Между тем методология - это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. В современной литературе под методологией понимают, прежде всего, методологию научного познания, то есть учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.