Педагогика в системе наук о человеке

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 00:34, реферат

Краткое описание

Предмет педагогики — это образование как реальный це¬лостный педагогический процесс, направленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, зако¬номерности, тенденции и перспективы развития педагогичес¬кого процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

Оглавление

1.Объект и предмет педагогики.
2. Основные функции педагогики.
3. Система педагогических наук, их характеристика.
4. Формы и типы связей педагогики с другими науками.
5. Общекультурное значение педагогики.

Файлы: 1 файл

Педагогика1.doc

— 67.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 
 

Реферат

На тему: Педагогика в системе наук о человеке. 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка

ФФБД, ДФК-1, 2 курс                                                           Е.Н.Король 
 
 

Проверила                                                                              С.Е.Покровская 
 
 
 
 

Минск 2006

План.

1.Объект и предмет педагогики.

2. Основные функции педагогики.

3. Система педагогических наук, их характеристика.

4. Формы и типы связей педагогики с другими науками.

5. Общекультурное значение педагогики.

Список использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Объект и предмет педагогики.  

  Во  взглядах ученых на педагогику как  науку существуют три концепции.

   Представители первой считают, что педагогика —  междисциплинарная область человеческого знания (но этот подход отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую науку), другие отводят педагогике роль прикладной дисциплины, функции которой состоят в использовании практических знаний, заимствованных из других наук (психология, естествознание, социология и др.).

  Наиболее  продуктивной для науки и практики, на наш взгляд, является третья концепция, согласно которой педагогика — это относительно самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет исследования.

  Заслуга формального выделения педагогики из общей системы научных знаний принадлежит английскому философу Фрэнсису Бэкону (1561—1626), который в трактате "О достоинстве и увеличении наук" (1626), осуществляя классификацию наук, упомянул и педагогику. С начала XVII в. педагогика приобрела статус самостоятельной науки.

  В содержании педагогики как гуманитарной науки можно выделить три основных компонента. Первый из них детерминирован установками преимущественно ведущего класса, сословия, правящей партии. Он является динамичным и относительно быстро подвергается изменению. Это идеологический компонент.

  Второй  компонент в педагогике отражает национальные интересы, традиции, особенности определенных народов и стран. Благодаря национальному компоненту обеспечивается своеобразие в развитии образования, сети учебных заведений в разных странах, их различие, основанное на менталитете конкретного народа. Национальный компонент в педагогике менее динамичен, но и он периодически подвергается трансформации, что связано с теми или иными историческими и ценностными изменениями национального порядка.

  Третий  компонент педагогики наиболее фундаментален, отвечает общечеловеческим ценностям разных народов, стран, тюх, имеет непреходящее значение. Самые прогрессивные и значимые для человека и человеческого общества ценности приходят из глубины веков и актуализируются в настоящее время. Но несмотря на то, что научно-технический прогресс вносит свои коррективы, общечеловеческий компонент прослеживается в педагогических теориях и воспитательных практиках всего мира.

  Необходимо  помнить, что сегодня термин "педагогика" употребляется в нескольких значениях:

  • во-первых, бытовое значение. Каждый человек на протяжении жизни выступает в роли педагога, т.е. воспитывает и обучает своих детей, оказывает влияние на коллег по работе, нанимается самовоспитанием;

  . во-вторых, практическое значение педагогики. Оно связано с передачей культурно-исторического опыта от старшего поколения младшему с целью подготовки его к жизни и трудовой деятельности;

  • в-третьих,  педагогика понимается как наука и одновременно  как отрасль  человековедения. Она исследует способы управления  развитием  человека  в  единстве  природного,   общественного и индивидуального;
  • в-четвертых, педагогика представляет собой учебную дисциплину,  которая  включает в себя теоретические и практические аспекты обучения и воспитания человека на всех этапах его развития;
  • в-пятых, педагогика как отрасль гуманитарного знания имеет культурное значение,  которое определяется качеством полученного образования.

  Каждая  наука имеет свой понятийно-категориальный аппарат, благодаря которому она приобретает самостоятельный статус в системе наук. Имеет его и педагогика.

  А.С. Макаренко, ученый и практик, в 1922 г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является "педагогический факт (явление)". При этом ребенок не исключается из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.

  Следовательно, в качестве объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название "образование", которое и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

  Образование изучает не только педагогика. Его  изучают философия, социология, психология, экономика и другие науки. Например, экономист, изучая уровень реальных возможностей "трудовых ресурсов", продуцируемых системой образования, пытается определить затраты на их подготовку. Социолог хочет знать, готовит ли система образования людей, способных адаптироваться к социальной среде, содействовать научно-техническому прогрессу и социальным преобразованиям. Философ, в свою очередь, применяя более широкий подход, задается вопросом о целях и общем предназначении образования — каковы они сегодня и какими должны быть в современном мире? Психолог изучает психологические аспекты образования как педагогический процесс. Политолог стремится определить эффективность государственной образовательной политики на том или ином этапе развития общества и т.д. Но эти науки не затрагивают сущностные аспекты образования, связанные с повседневными процессами роста и развития человека, взаимодействием педагогов и учащихся в процессе этого развития. И это вполне правомерно, поскольку изучение данных аспектов определяет ту часть объекта (образования), которую должна изучать специальная наука — педагогика.

Предмет педагогики — это образование как реальный целостный педагогический процесс, направленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия. 

2. Основные функции педагогики. 

  Функции педагогики как науки (теоретическая и технологическая) обусловлены ее предметом.

  Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:

  • описательном или объяснительном — изучение передового и новаторского педагогического опыта;
  • диагностическом — выявление состояния педагогических пилений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся;
  • прогностическом — экспериментальные исследования педагогической деятельности и построение на их основе моделейпреобразования этой деятельности.

  Технологическая функция педагогики предлагает три уровня реализации:

  • проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций);
  • преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;
  • рефлексивный и корректировочный, предполагающие оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания.
 

3. Система педагогических наук, их характеристика. 

Систему педагогических наук, как и любую другую сложную систему, можно анализировать по различным признакам в зависимости от направленности изучения и желания получить ответы на те или иные вопросы.

Об уровне развития любой науки можно судить по степени дифференцированности ее исследований и тому многообразию связей данной науки с другими, благодаря которому и возникают пограничные научные дисциплины

Систему педагогических наук образуют.

1.  Общая педагогика — базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека. В общей Педагогике выделяются два уровня: теоретический и прикладной. Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела:

•   общие основы;

•   дидактику (теория обучения);

•   теорию воспитания;

•   школоведение.

Названные отрасли настолько разрослись, что  стали большими самостоятельными дисциплинами.

2. История педагогики исследует историю педагогических учений в различные исторические эпохи. Принцип историзма — важнейший принцип развития любой науки. Исследование того, что уже было, сопоставление его с настоящим помогает проследить основные этапы развития, предостерегает от повторения ошибок прошлого, делает более обоснованными прогностические предложения.

3.  Сравнительная педагогика занимается исследованием закономерностей функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и отличий.

4. Возрастная педагогика изучает особенности воспитания человека на различных возрастных этапах. Она охватывает всю систему среднего образования, педагогику среднего специального образования, педагогику высшей школы, педагогику взрослых (андрогогику).

5.  Специальная педагогика разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования человека (детей и взрослых), имеющих отклонения в физическом развитии. Специальная педагогика (дефектология) делится на ряд отраслей: вопросами воспитания и образования глухонемых и глухих детей и взрослых занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих — тифлопедагогика, умственноотсталых — олигофренопедагогика, детей и взрослых с расстройствами речи — логопедия.

6.  Методики преподавания отдельных учебных предметов занимаются разработкой содержания, форм и методов изучения этих предметов, популяризацией передового опыта лучших педагогов с использованием методов, терминов, понятий других наук.

7. Профессиональная педагогика изучает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретную сферу деятельности. В зависимости от профессиональной области различают военную, инженерную, производственную, медицинскую и другие педагогики. 

4. Формы и типы связей педагогики с другими науками. 

Исследование многих педагогических проблем требует междисциплинарного подхода, данных различных наук о человеке, что в совокупности обеспечивает наиболее полное знание изучаемого.

Информация о работе Педагогика в системе наук о человеке