Педагогика в системе наук о человеке

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 00:34, реферат

Краткое описание

Предмет педагогики — это образование как реальный це¬лостный педагогический процесс, направленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, зако¬номерности, тенденции и перспективы развития педагогичес¬кого процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

Оглавление

1.Объект и предмет педагогики.
2. Основные функции педагогики.
3. Система педагогических наук, их характеристика.
4. Формы и типы связей педагогики с другими науками.
5. Общекультурное значение педагогики.

Файлы: 1 файл

Педагогика1.doc

— 67.50 Кб (Скачать)

Исходное  значение для педагогической науки  имеет философское знание. Оно является базой для осмысления целей воспитания и образования в современный период развития педагогического знания. Теория познания позволяет опосредованно определять закономерности учебно-познавательной деятельности и механизмы управления ею. Философские категории необходимости и случайности, общего, единичного и особенного способствуют развитию исследовательского педагогического мышления.

Органичные  связи существуют между педагогикой  и психологией. Что их больше всего объединяет? Во-первых, предмет исследования этих наук. Психология изучает законы развития психики человека, педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание, образование, обучение человека есть не что иное, как целенаправленное развитие психики человека, его мышления и деятельности. Во-вторых, общность методов исследования педагогики и психологии. В-третьих, о наличии взаимосвязи педагогики и психологии свидетельствуют и базовые понятия психологии (о них мы говорили в разд. I), которые используются в педагогической лексике. Как научная дисциплина, педагогика пользуется психологическим знанием для выявления, описания, объяснения, систематизации педагогических фактов.

Педагогика  тесно связана с анатомией и физиологией, которые составляют базу для понимания биологической сущности человека — развития высшей нервной деятельности и типологических особенностей нервной системы, первой и второй сигнальных систем, развития и функционирования органов чувств, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Данные  социологии способствуют более глубокому осмыслению проблемы социализации личности. Результаты социологических исследований являются базой для решения педагогических проблем. Будучи наукой об обществе как целостной системе, социология в область своих теоретических и прикладных исследований включает проблемы образования и воспитания как общественные явления.

Этнография  рассматривает закономерности воспитания у илродов мира на разных стадиях исторического развития, существующий у разных народов "канон" воспитания и его специфические особенности.

Экономическая наука определяет роль воспитания в росте эффективности общественного производства, финансовых и материально-технических ресурсов, необходимых для создания оптимальной инфраструктуры систем воспитания.

Педагогика  связана с этикой и эстетикой. Этика дает представление о путях нравственного формирования человека. Эстетика раскрывает принципы ценностного отношения к миру.

Новые дополнительные возможности для  исследования процессов воспитания и обучения открывает перед педагогикой кибернетика. Используя ее данные, педагогическая наука разрабатывает закономерности, способы и механизмы управления учебным процессом.

В педагогических исследованиях активно используются данные и многих других наук: юриспруденции, статистики, экологии, технических наук, но влияние философии и психологии является доминирующим. 

5. Общекультурное значение педагогики. 

Современному  человеку необходимо владеть информацией о стилях поведения, формах обучения и воспитания, разных типах образования как в своей стране, так и за рубежом, а также о приемах эффективного воспитательного воздействия, способах взаимодействия, обусловливающих сотрудничество и взаимопонимание.

В эпоху  информационного общества каждому  человеку, стремящемуся к постоянному  самосовершенствованию, важно овладеть основными способами передачи и обмена информацией, способами коммуникации. Во всем мире пришли к осознанию того, что образование и воспитание являются центральными звеньями в системе, обусловливающей стабилизацию общества и уровень его культурного развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы. 

1. Основы психологии  и педагогики: Учеб пособие / Г.В.Бороздина. -Мн.: БГЭУ, 2004. -384с. 

2. Педагогика. Основы  общей педагогики. Дидактика/Учеб. пособие. И.И.Прокопьев, Н.В.Михалкович. - Мн.: ТетраСистемс,2002.-544с. 

3. Основы педагогики  в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие/Вульфов Б.З., Иванов В.Д. – М.: Изд-во УРАО,1997. – 288с. 
 
 

Информация о работе Педагогика в системе наук о человеке