Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:33, доклад

Краткое описание

Образовательная технология — система, включающая некоторое представление планируемых результатов обучения, средства диагностики текущего состояния обучаемых, множество моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения для данных конкретных условий.
Рассмотрение образовательной технологии мы начнем с модели обучения. В ней можно выделить два яруса. Верхний ярус — методы и формы — относится к дидактике, нижний ярус составляет педагогическую технику (средства и приемы) и, будучи дополнен личностными особенностями учителя (интуиция, манера поведения, мимика, жесты, отношения и так далее), является педагогическим искусством.

Файлы: 1 файл

14.Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала.docx

— 28.40 Кб (Скачать)

Методическая система  УДЕ в литературе последнего времени  характеризуется как одна из составных  частей «педагогики сотрудничества». В исследованиях педагогов-новаторов  обнаружена высокая эффективность  обучения на основе опережения действующих  программ. 

Технология УДЕ, охватывая  полностью материал действующих  программ по математике, сокращает  расход учебного времени до 20% при  одновременном обогащении учащихся усвоенной информацией так же до 20%. 

Содержательное определение  УДЕ как научного понятия в  настоящее время обрело следующую  трактовку: «Укрупнение дидактических  единиц – это технология обучения, обеспечивающая самовозрастание знаний учащихся, благодаря активизации  у них подсознательных механизмов переработки информации посредством  сближения во времени и пространстве мозга взаимодействующих компонентов  целостного представления (знаний)». 

Метод обратных задач  профессор Эрдниев считает основным нервом своей технологии. Без обратной задачи, уверен он, обучение математике несовершенно и рождает хаос представлений. Ключевое упражнение на уроках математике по УДЕ, начиная с 1-го класса, – составление  и решение обратных задач. 

Вся математика, утверждает автор УДЕ, состоит из контрастных  – парных заданий. Традиционная система  преподавания не придерживается этого  принципа и существенно обедняет логическое мышление. 

В учебниках по системе  УДЕ учебный материал подается крупными блоками. Работающие по этой технологии учителя давно сделали вывод, что детям интереснее целостные  знания, чем элементарно простые. Понятия, отношения, операции сведены  в пары, каждая из которых берется  как одна и та же укрупненная дидактическая  единица. 

П.М. Эрдниев не выбрасывает  из учебного материала какую-то часть  информации, а лишь иначе, чем обычно, ее структурирует, образуя укрупненные, обогащенные дидактические единицы  одновременного изучения. При этом он преследует цель более глубокого  усвоения учебного материала и более  существенного развития учащихся. 

Технология УДЕ  основана на конкретных «приемах-деталях», не нашедших употребления в других пособиях; параллельная и двухэтажная  запись родственных суждений; граф-схемы  доказательств; деформированные упражнения; вероятностные умозаключения (при  самостоятельном составлении задач  учащимися). 

Дидактической единицей может быть совокупность вопросов или  групп задач, отрабатываемых, как  правило, в пределах одного урока. П.М. Эрдниев указал 4 основных способа  укрупнения дидактических единиц: 

1)      совместное  и одновременное изучение взаимосвязанных  вопросов программы; 

2)      метод  деформированных упражнений, в которых  искомым является не один, а  несколько элементов; 

3)      решение  прямой задачи и преобразование  ее в обратные или аналогичные; 

4)      усиление  удельного веса творческих заданий. 

В основе формирования индивидуального опыта человека, включая формирование речи, мышления, эмоциональных реакций, лежит память. Поэтому на уроках большое внимание уделяется развитию слуховой и зрительной памяти. 

Обучение математике и информатике – это, прежде всего, обучение решению задач, так как  именно оно способствует углублению и расширению предметных знаний и  умений, развитию логического мышления, формированию элементов исследовательских  навыков. 

Философия УДЕ –  достижение целостности знаний как  главного условия саморазвития интеллекта учащихся. 

Методология УДЕ  – это создание информационно  совершенной во времени новой  последовательности разделов и тем. 

Формирование понятий  на основе технологии УДЕ способствует воспитанию личности не с энциклопедически развитой памятью, а с гибким умом, с творческими способностями, то есть такой личности, какую школа  должна создавать сегодня.

Информация о работе Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала