Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:33, доклад

Краткое описание

Образовательная технология — система, включающая некоторое представление планируемых результатов обучения, средства диагностики текущего состояния обучаемых, множество моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения для данных конкретных условий.
Рассмотрение образовательной технологии мы начнем с модели обучения. В ней можно выделить два яруса. Верхний ярус — методы и формы — относится к дидактике, нижний ярус составляет педагогическую технику (средства и приемы) и, будучи дополнен личностными особенностями учителя (интуиция, манера поведения, мимика, жесты, отношения и так далее), является педагогическим искусством.

Файлы: 1 файл

14.Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала.docx

— 28.40 Кб (Скачать)

Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала       

  

Теоретический семинар 

ГМО учителей математики 

ГМО учителей информатики 

Коробова Е.Е., заместитель  директора МОУДО «ИМЦ» 

  

Образовательная технология — система, включающая некоторое  представление планируемых результатов  обучения, средства диагностики текущего состояния обучаемых, множество  моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения для  данных конкретных условий. 

Рассмотрение образовательной  технологии мы начнем с модели обучения. В ней можно выделить два яруса. Верхний ярус — методы и формы  — относится к дидактике, нижний ярус составляет педагогическую технику (средства и приемы) и, будучи дополнен личностными особенностями учителя (интуиция, манера поведения, мимика, жесты, отношения и так далее), является педагогическим искусством. 

Педагогические приемы независимы от применяемых средств. Лучшим доказательством этому могут  служить приемы, используемые без  применения каких бы то ни было средств  вообще. Даже такая мелочь, как умение задать вопрос, может заметно повысить качество работы. Вокруг подобных «мелочей»  нередко сосредоточены исследования современной зарубежной образовательной  технологии. 

Многие рекомендации западных технологов искушенным российским специалистам кажутся наивными и  примитивными. Следует, однако, заметить, что, в отличие от наших умозрительных  и искусственных «педагогических экспериментов», за всеми советами, предлагаемыми, например, американским учителям, стоит обобщение опыта их лучших коллег на огромных выборках. 

Приведу типичный пример американской образовательной технологии — технику «послушать — сговориться  — обсудить». 

Учитель задает вопрос, предлагает продумать ответ, сказать  соседу и после согласования с  ним общее мнение предложить всему  классу для обсуждения. Рассматриваются  разные варианты, предлагаемые парами учеников. Вопрос, конечно, должен быть таким, чтобы ответ предполагал  размышления, анализ, сравнение. Запись ответа до его проговаривания усиливает  эффект. 

Эта техника имеет  очевидные преимущества: способствует активному усвоению знаний, вовлекает  в предметную работу учеников с любыми уровнями подготовки. При этом внешний  рисунок поведения учащихся одинаков, что также способствует гуманизации  обучения. Столь же заметны и ограничения  этой техники: прием удобен для работы над отдельными деталями, фрагментами  знаний, но увлечение им может привести к разрушению целостной картины, к бессистемности содержания. 

Пополнение арсенала педагогических приемов очень важно  для становления не только молодого учителя. Нетрудно указать надежный источник. Это посещение уроков по другим предметам. 

Активно развивающаяся  наука, каковой является и педагогика, характеризуется тем, что в ней  не существует устоявшейся глобальной системы понятий, одинаково понимаемых всеми. Терминологические споры, которыми часто сопровождаются инновационные  разработки, поглощают много времени  и усилий, не приводя к сколь-нибудь разумным результатам. Итак, остановимся  на некоторых нужных для нас понятиях. 

  

Планируемые результаты обучения — диагностируемые и  операционально выраженные цели обучения, в частности могут быть представленными  в виде систем задач. 

  

Система задач —  совокупность заданий к блоку  уроков по изучаемой теме, удовлетворяющая  требованиям: 

  

1. Полнота. Наличие  задач на все изучаемые понятия,  факты, способы деятельности, включая  мотивационные, подводящие под  понятие, на аналогию, следствия  из фактов и прочее. 

  

2. Наличие ключевых  задач. Группировка задач в  узлы вокруг объединяющих центров  — задач, в которых рассматриваются  факты или способы деятельности, применяемые при решении других  задач и имеющие принципиальное  значение для усвоения предмета. 

  

3. Связность. Вся  совокупность задач представляется  связным графом, в узлах которого  — ключевые задачи, выше них  — подготовительные и вспомогательные,  ниже — следствия, обобщения  и так далее. 

  

4. Возрастание трудности  в каждом уровне. Система состоит  из трех подсистем, соответствующих  минимальному, общему и продвинутому  уровням планируемых результатов  обучения. В каждой из подсистем  трудность задач непрерывно нарастает. 

  

5. Целевая ориентация. Для каждой задачи определено  ее место и назначение в  блоке уроков. 

  

6. Целевая достаточность.  Достаточно задач для тренажа  в классе и дома, аналогичных  задач для закрепления методов  решения, задач для индивидуальных  и групповых заданий, задач  для самостоятельной (в том  числе исследовательской! деятельности, для текущего и итогового контроля  с учетом запасных вариантов  и так далее). 

  

7. Психологическая  комфортность. Система задач учитывает  наличие разных темпераментов,  типов мышления, видов памяти. Например, есть задачи для устных упражнений, для письменного выполнения, для  чтения чертежа, задачи-шутки  и другие. 

  

Тип урока определяется ведущей целью, то есть соответствующим  ей модулем урока. Существует шесть  типов урока: организационный, урок повторения, урок изучения нового материала, урок закрепления, контрольный урок, урок коррекции. Тип урока не зависит  от времени, занимаемого ведущим  модулем. 

  

Блок уроков —  множество уроков, предназначенных  для изучения относительно автономной темы учебного курса, основной учебный  период в рамках учебного процесса. 

  

Дидактическая основа модели обучения — метод обучения и форма организации урока, в  которой реализуется этот метод, используемые в данной модели обучения. 

  

Модель обучения — комплекс, состоящий из дидактической  основы и педагогической техники, используемых в данном учебном периоде. 

  

Модульно-блочные  системы обучения — технологии (системы) обучения, в которых минимальной  единицей учебного процесса является цикл (модуль) уроков, а несколько  модулей образуют блок. 

  

Цельноблочные системы  обучения — технологии (системы) обучения, в которых минимальной единицей учебного процесса является блок уроков. 

В настоящее время  в России идет становление новой  системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное  пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в  педагогической теории и практике учебно-воспитательного  процесса. 

  

Происходит смена  образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. 

  

• Содержание образования  обогащается новыми процессуальными  умениями, развитием способностей оперированием  информацией, творческим решением проблем  науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных  программ. 

  

• Традиционные способы  информации - устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место  компьютерным средствам обучения, использованию  телекоммуникационных сетей глобального  масштаба. 

  

• Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностноориентированное взаимодействие учителя с учениками. 

  

• Особая роль отводится  духовному воспитанию личности, становлению  нравственного облика Человека. 

  

• Увеличивается  роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного  знания. 

  

В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования  образовательных технологий характеризуются  переходом: 

  

• от учения как функции  запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное; 

  

• от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически  структурированным системам умственных действий; 

  

• от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения; 

  

• от внешней мотивации  учения к внутренней нравственно-волевой  регуляции. 

  

В российском образовании  провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений  выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая  авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной  дидактики в повышении эффективности  образовательных структур; научная  разработка и практическое обоснование  новых идей и технологий. 

При этом важна организация  своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование  в практике новых форм - дополнительных и альтернативных государственной  системе образования, использование  в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого. 

В этих условиях учителю  необходимо ориентироваться в широком  спектре современных инновационных  технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже  известного. Сегодня быть педагогически  грамотным специалистом нельзя без  изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. 

• Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях  модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и  проведению учебного процесса с безусловным  обеспечением комфортных условий для  учащихся и учителя (В.М. Монахов). 

• Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего  процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей за дачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). 

Мы будем понимать, что педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим  в себя смыслы всех определений различных  авторов (источников). 

Понятие «педагогическая  технология» может быть представлено тремя аспектами. 

1) научным: педагогические  технологии - часть педагогической  науки, изучающая и разрабатывающая  цели, содержание и методы обучения  и проектирующая педагогические  процессы; 

2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность  целей, содержания, методов и средств  для достижения планируемых результатов  обучения; 

  

3) процессуально-действенным:  осуществление технологического (педагогического)  процесса, функционирование всех  личностных, инструментальных и  методологических педагогических  средств. 

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в  качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в  качестве системы способов, принципов  и регулятивов, применяемых в  обучении, и в качестве реального  процесса обучения. 

  

«Модельный метод  обучения» в интерпретации В.В. Гузеева 
 

«Есть основания  полагать, что с модельным методом  обучения связан завтрашний день школы, поскольку этот метод предоставляет  ученику наибольшую меру самостоятельности  и творческого поиска. Можно привести несколько примеров его длительного  и успешного использования, и  почти все они относятся к  предметам естественно-математического  цикла. Один из таких примеров —  обучение геометрии на геоплане в  Венгрии. Геоплан представляет собой  квадратную доску, на которой в узлах  квадратной решетки находятся штифты. Ученик имеет набор разноцветных резиновых колечек, которые может  натягивать на штифты, получая различные  геометрические фигуры. Это позволяет  экспериментировать, выдвигать гипотезы, формирует потребность в доказательствах (известно, что мотивация доказательств — труднейший элемент деятельности учителя математики). Учитель управляет процессом через соответствующую постановку задач. Начинается курс с простейших заданий. Например, натянуть резинку на три штифта так, чтобы получился прямоугольный треугольник. Затем проделать то же с другими расположениями. Далее указывается, что эти разные треугольники получены с помощью сдвигов и поворотов. Теперь появляется простор для деятельности. 

Информация о работе Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала