Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:33, доклад

Краткое описание

Образовательная технология — система, включающая некоторое представление планируемых результатов обучения, средства диагностики текущего состояния обучаемых, множество моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения для данных конкретных условий.
Рассмотрение образовательной технологии мы начнем с модели обучения. В ней можно выделить два яруса. Верхний ярус — методы и формы — относится к дидактике, нижний ярус составляет педагогическую технику (средства и приемы) и, будучи дополнен личностными особенностями учителя (интуиция, манера поведения, мимика, жесты, отношения и так далее), является педагогическим искусством.

Файлы: 1 файл

14.Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала.docx

— 28.40 Кб (Скачать)

Учитель может подвести ученика к такому виду деятельности, используя систему наводящих  вопросов. Как ты думаешь, сколько  способов сделать такой резиновый  треугольничек можно придумать, если учесть все возможные сдвиги и повороты? Запиши свое мнение. Проверь  свое предположение опытным путем, поэкспериментировав... И все, что  при этом будет на дощечке возникать, зарисовывай на клетчатой бумаге. Выискивая интересующие нас сейчас треугольники, обязательно имей в  виду следующие три обстоятельства: 

Все наши треугольники должны быть одинаковой формы. 

Каждый новый треугольник  должен иметь иное положение, чем  все предыдущие. 

Не должен быть пропущен ни один из возможных случаев. 

Я привела эту  обширную цитату для иллюстрации  работы учителя в развивающем  обучении. Именно такой подход к  обучению требуют от нас новые  стандарты. 

В отечественной  системе образования модельный  метод обучения также довольно давно  и широко используется. С середины 80-х годов все большую популярность в школах приобретают разнообразные  уроки в виде деловых игр: урок-суд, урок-аукцион, урок-пресс-конференция  и тому подобное. Все деловые игры — это реализация модельного метода обучения. 

Насыщение образовательных  учреждений мощной электронно-вычислительной техникой является средством активизации  модельного обучения. Имеется уже  немалое количество соответствующих  программных средств и создаются  новые. 

  

Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала 

  

Логическая структура  учебного материала имеет в своей  основе логику науки, но определяется еще совокупностью дидактических  целей и требований, особенностями  учебно-познавательного процесса. Было бы нецелесообразно повторять в  обучении логику исторического развития науки: необходимо избежать всех заблуждений  и ненужных трудностей. Школьник за 5-7 лет обучения должен овладеть системой знаний, создававшейся подчас столетиями. В этом состоит основная задача педагогической технологии. 

Поэтому в дидактической  системе элементы знаний соединены  кратчайшими логическими связями, количество доказательств сведено  к минимуму, максимум внимания уделяется  главным, наиболее общим и значимым сведениям и идеям. В этом заключается  принцип оптимального содержания дидактической  системы знаний. 

Второе важнейшее  требование к построению дидактической  структуры знаний вытекает из принципа систематичности обучения в его  современном, расширенном понимании, включающем требования системности  передаваемой информации. Задача обучения включает последовательное формирование систем в индивидуальных знаниях  учащихся: частнопонятийных, внутрипредметных, межпредметных и т.д. Подход к  знаниям с системных позиций  реализуется и в структуре  предъявляемой информации, и в  использовании основанных на ней  приемов систематизации знаний. 

Наконец, построение дидактической структуры знаний не может не учитывать одного из самых современных требований формирования СУД - умения самостоятельно пополнять  свои знания, ориентироваться в стремительном  потоке научной и общественной информации. В дидактической системе знаний ученику должны предъявляться не только сами знания, но и наиболее рациональные методы овладения знаниями - ориентировочная  основа действий. По П.Я. Гальперину, обучаемый, овладев общим методом анализа  определенного круга явлений, способен в дальнейшем самостоятельно составлять ориентировочную основу для усвоения нового материала в данной области  знаний. Достижению этого результата способствует определенное построение изложения учебного материала, использование  специальных схем умственных действий и других дидактических приемов. 

Реализация названных  принципов, комбинации расположения учебных  предметов, частей учебного материала, преемственность, логика взаимосвязей, акценты содержания составляют сущность ряда известных педагогических технологий. 
 

Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б. Волович) 
 

Волович Марк Бенцианович  — профессор московского педагогического  университета, доктор педагогических наук. 

  

Классификационные параметры 

  

По уровню применения: частнопредметная. 

  

По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная. 

  

По типу управления познавательной деятельностью: программное  управление. По организационным формам: все формы. 

  

По подходу к  ребенку: дидактоцентрическая. 

  

По преобладающему методу: программированное обучение. 

  

По направлению  модернизации: на основе методического  усовершенствования и дидактического реконструирования материала. 

  

По категории обучаемых: все категории. 

  

Целевые ориентации 

  

• Эффективное усвоение программных ЗУН. 

  

Концептуальные положения 

  

  

Особенности содержания и методики 
 

Вычленив некоторую  порцию материала, математическое содержание которого дети должны усвоить, учитель  обдумывает, какая именно организация  работы учеников соответствует этому  материалу. 

Основная цель этапа  первоначального знакомства - подготовить  школьников к самостоятельному выполнению нужной работы, и сразу ее организовать. 

С точки зрения традиционной педагогики ситуация весьма странная: дети еще ничего не знают, а уже  должны начинать работать с новыми знаниями. С точки зрения теории Гальперина ситуация ординарная: надо предоставить в распоряжение детей  такие краткие схематические  записи - конспекты материала и  способов работы с ним, которые позволяют, ничего предварительно не заучивая, непосредственно  после разъяснений учителя, приступить к самостоятельной работе с новыми заданиями. 

При традиционном обучении учитель, закончив объяснение, обычно просит задавать вопросы. Но их, как  правило, не бывает: ученику трудно разобраться, все ли ему понятно. Рассматриваемая схема организации  обучения предусматривает, что каждый ученик выполняет своеобразные тесты - работу с конспектами. В результате он имеет возможность убедиться, что материал ему понятен, либо у  него возникают вопросы, на которые  учитель отвечает непосредственно  в ходе объяснения. 

Школьнику может  показаться, что тест выполнен правильно, в действительности же он допустил ошибку. Чтобы этого не произошло, предусмотрена проверка правильности выполнения тестов. Каждый ученик получает шанс избавиться от недочетов в понимании  объяснения. 
 

Гальперин назвал первый этап усвоения этапом ориентировки в  материале и способах работы с  ним. Конспекты подлежащего усвоению материала он называет ориентирами, а конспекты, которые выдаются ученикам в ходе объяснения, ориентировочными картами. 

«В проблеме интеллектуальных возможностей ребенка существенное, если не решающее, значение получает четкость и уверенность ориентировки ребенка  в задаче и материале действия. Когда ориентиры четко и устойчиво  представлены на ориентировочной карте, ребенок уверенно ищет их (и только их!) и его не сбивают даже самые  яркие, можно сказать, навязчивые свойства и отношения вещей. Поскольку они не отвечают признакам, указанным на ориентировочной карте, ребенок обходит их и обращается к тем признакам, которые не так заметны, но отвечают заданию. Более того, прочие свойства вещей, даже самые броские, дети начинают считать несущественными не только в данных заданиях, но и «вообще несущественными» (П.Я. Гальперин). 

Учитель имеет возможность  судить о правильности работы каждого  из учеников в классе главным образом  по конечному результату (после того, как работы учеников собраны и  проверены). При данной технологии требуется, чтобы учитель проконтролировал каждый шаг работы каждого ученика. Контроль на всех этапах усвоения - один из важнейших компонентов технологии. Он направлен на то, чтобы помочь ученику избежать возможных ошибок. 

В учебном процессе используется четырехурочный цикл. 

1) Урок объяснения. Здесь важно создать у учеников  определенный уровень мотивации  и обеспечить ориентировочную  основу действий с новым материалом. Для этого применяются различные  методы актуализации базовых  опорных знании: фронтальная беседа, сигнальные карточки, математические  диктанты (с ТСО), работа в тетради  с печатной основой. Ориентировочная  основа действий (ООД) дается в  готовом виде и обеспечивает  деятельность исполнения. 

2) Урок решения  задач. Предполагает дифференцированные  и индивидуализированные варианты: реши с помощью, реши вместе  с товарищем, реши самостоятельно. ООД = СИ варьируется от полной  до недостаточно полной, подталкивая  каждого ученика к самостоятельному  решению. 

3) Урок общения  в форме взаимопроверки, групповой  работы, работы в парах. Каждый  ученик отчитывается по всем  основным теоретическим вопросам. При этом он использует различные  варианты ориентировочной основы  действий. 

4) Самостоятельная  работа организуется с помощью  дидактических материалов и экспрессовых  фронтальных способов контроля  и самоконтроля. ООД формируется  в самостоятельной работе, совершается  постепенный переход от контроля  к самоконтролю. 

  

Технология на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования  учебного материала: 

укрупнение дидактических  единиц П.М. Эрдниева 

Усвоение школьных знаний и формирование учебных навыков  зависит от уровня умственного развития учащихся, в частности, от самостоятельности  мышления. Технология укрупнения дидактических  единиц (УДЕ) – один из кратчайших путей  формирования самостоятельности мышления. 

Рождению технологии предшествовал долгий путь учителя-практика Пюрвя Мучкаевича Эрдниева. 

Методическая система  УДЕ создавалась в результате исследований более 30 лет – с 1954 по 1990 г. (Теоретические аспекты данного  научного направления изложены в  книге П. Эрдниева, Б. Эрдниева «Укрупнение  дидактических единиц в обучении математике»). Тогда же П.М. Эрдниев  увлекся идеями и трудами великих  физиологов: Павлова, Анохина, Шеррингтона. Именно изучение физиологических закономерностей  во многом повлияло на возникновение  будущей технологии. 

Понятие «условный  рефлекс» введено в науку академиком Павловым. Закон оптимального условного  рефлекса Павлов выразил в лаконичной формуле: «Противопоставление облегчает, ускоряет наше здоровое мышление». Технология УДЕ во многом основана на положениях методики условных рефлексов Павлова. 

Подобно тому, как  временная связь у Павлова  создавалась на базе пары конкретных раздражителей (сильный и слабый свет и т.д.), так и в системе  УДЕ обучение построено на объединении  конкретных знаний, понятий, преобразований, взаимообратных задач, теорем, функций. 

Еще одно открытие, применимое для своей технологии, профессор  Эрдниев находит в трудах английского  физиолога Шеррингтона: «Если сокращаются  одни мышцы (сгибатели), то одновременно происходит расслабление других мышц (разгибателей), и наоборот». 

Что дает применение этой технологии? Знаменитая писательница М. Шагинян еще в 70-е годы разглядела в новой методике открытие: «Эрдниев предложил одновременно…постигать сложение и вычитание как действие одного порядка,… как две стороны одного целого. Обучение по его методу сократило время обучения в школе чуть ли не вдвое. Но эффект его новой методики не только в этом: она, эта методика, сделала шаг вперед в работе детского мозга, научила его первому дыханию проблемности – чувству контраста». 

Информация о работе Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала